Автор: Поливцева Татьяна Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №5" Населённый пункт: Чебоксары Наименование материала: Статья Тема: Словесная терапия Раздел: дошкольное образование
Словесная терапия
Поливцева Татьяна Николаевна
воспитатель,
монтессори-учитель,
МБДОУ «Детский сад №5»
г. Чебоксары
«Слово
–
это
не
игрушечный
шар,
летящий по ветру. Это орудие работы:
о н
д ол же н
п од ы мат ь
за
с о б о й
известную тяжесть. И только по тому,
сколько он захватывает и подымает за
с о б о й
ч у жо го
н а с т р о е н и я ,
м ы
оцениваем его значение и силу!»
В.Г.Короленко.
Терапия словом использовалась испокон веков. «Словом можно убить,
словом можно спасти», - эту истину, ставшую прописной, знают все.
Воздействие слова, как любого лекарства, очень субъективно. (Для многих
существуют свои личностные значения и смыслы слов, дети пони мают слова
по-своему
довольно
часто).
Поэтому
и
изучаем,
мы
воспитатели,
общие,
возрастные
и
индивидуальные
особенности
и
реакции
детей,
определяем
причины недуга (сейчас это называется «диагностируем») и решаем, иногда с
помощью специалистов, какие же средства – разговоры, беседы, книги, игры –
подобрать, какие же фразы использовать.
Мария
Монтессори
утверждала,
что
без
эмоциональной
зрелости
интеллект мало значим. Вся ее «научная педагогика» была нацелена на создание
условий для эмоционального созревания (сначала ощущения, чувства, эмоции –
затем слова, мысли).
В
настоящее
время
западный
педагогический
мир
путем
многолетних
исследований показал, что среди детей, учившихся только на «отлично», и
детей, которые учились средне, но имели устойчивое эмоциональное развитие,
последние достигали гораздо больших успехов в жизни работе[6].
Значит, вера в себя, в свои силы, уверенность в том, что ты любим и нужен,
важнее для успеха в жизни чем интеллект, успеваемость, чем другие результаты
деятельности.
Отсюда мы выведем основную цель разговорной терапии – сформировать в
ребенке самоуважение, высокую самооценку.
В своей педагогической работе мы часто слышим: «Проболтали, ничего не
успели!»
А
оказывается,
успели
самое
главное
–
поговорить,
пообщаться,
поинтересоваться тем, чем хотелось поделиться ребенку!
В
каждой
группе
Монтессори
существует
нарисованный
на
полу
круг
(эллипс). Обычно он располагается в удобной части комнаты, реже – в спальне.
В
группах
Монтессори
круг
–
место
гармонизации,
где
проводится
психотерапия разговорами, играми.
Нам
воспитателям,
нужно
заботиться
о
создании
различных
ситуаций
общения, которые проходят на Монтессори – круге. Эти обсуждения становятся
традиционными, в них дети чувствуют потребность, если в группе возникла
семейная атмосфера. Без такой атмосферы разговоры будут формальностью [5].
Из опыта работы знаю, что нужно не только говорить с ребенком, но и
дотронуться
до
него.
Непосредственный
контакт
позволяет
мне
понять
эмоциональное состояние ребенка. У меня в группе дети знают, что могут ко
мне подойти и попроситься сесть на колени.
Любая общность держится ритуалами, традициями. Они необходимы и нам в
организации воспитательно-образовательной работы. В своей педагогической
деятельности я использую «Круг» - место проведения детских ритуалов (они
используются как постоянная терапия). Именно сидя в кругу все дети могут
видеть и воспитателя и друг друга, именно круг придает какую то домашнюю
уютность и задушевность нашим разговорам. Если кто то из детей случайно
оказывается внутри круга, то обязательно кто- нибудь из детей скажет: «Ты
знаешь, мне гораздо приятнее видеть твое лицо» [3].
Какие
же
ритуалы
существуют
в
нашей
группе?
Это
прежде
всего
«ежедневные ритуалы». Утром обсуждаем все вместе, какой сегодня день, с
каким настроение каждый пришел в детский сад. О чем хочется рассказать
друзьям. Что ребенок ждет от сегодняшнего дня, с какими материалами хочет
поработать.
Используем
различные
словесные
игры,
артикуляционные
упражнения, пальчиковые игры; и игры на развитие воображения; этические
беседы, этюды. Например мини-этюд – «Цветок» [1]:
Дети, представьте себе, что наступило лето, расцвело множество цветов на
лугу, в лесу, в цветнике. Они такие красивые, яркие, разноцветные! Хитете быть
красивым цветком на лугу? Каким цветком хочет быть Даша, Саша?
Солнышко еще не взошло, цветочки спят. Глазки у них закрыты, бутончики
обхватили лепестками. Дышат глубоко, ровно, спокойно.
Но вот: «Дзынь»,- выглянул первый лучик солнышка. Погладил по головке
цветочек – Дашу, цветочек – Сашу… (гладит).
Цветочки открыли сначала один глаз, потом другой, посмотрели глазками
вниз, влево, вправо, вверх. Зажмурились от яркого солнышка.
Открыли глаза широко и улыбнулись.
Как рады цветочки солнышку!
Зазвенели колокольчики: «Динь-динь-динь».
Им ответили ромашки: «Тик так, тик так…». Стали цветочки умываться
расой: щечки, глазки, плечики, грудку.
Вот какие чистые и свежие!
Посмотрели друг на друга и все вместе сказали: «Здравствуй утро! Как
хорошо жить!».
В кругу мы решаем проблемы, возникающие во взаимоотношениях детей,
обсуждаем план конкретного дня, там же мы говорим на всевозможные темы.
Сейчас
у
нас
выработалась
некоторая
удобная
формула.
Как
правило,
в
понедельник мы говорим о каком-то новом направлении, во вторник – о том из
чего это состоит, в среду – для чего это нужно, в четверг – откуда это берется, а
в пятницу – зачем нам это нужно.
Утром наши дети, встречаясь на круге, для обсуждения планов не день,
любят произносить:
День наступает,
Природа оживает.
Солнышко встает –
Нам светло дает.
Мы собираемся –
В добрый путь отправляемся…
Друг на друга поглядим,
Про себя поговорим:
«Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Сашенька хороший,
Сашенька пригожий».
Сочиняем от себя:
«Он вчера друзьям помог,
Помогая, сам промок».
И далее по кругу – «Кто у нас хороший» с текстовкой для каждого.
Используем текст пробуждения:
Здравствуйте, глазки,
Здравствуйте, ушки,
Здравствуйте, ручки,
Здравствуйте, ножки.
Глазки смотрят,
Ушки слышат,
Ручки хлопают,
Ножки топают,
Я проснулся!
Вот еще одно любимое детьми стихотворение-приветствие
Доброе утро, всем кто проснулся;
Доброе утро кто улыбнулся.
Глаза откройте и посмотрите:
Мы вас всех любим и вы нас любите.
Есть у нас и речевка:
Все мы дружные ребята
Мы ребята-дошколята
Никого не обижаем
Как заботиться, мы знаем
Никого в беде не бросим
Не отнимем, а попросим
Пусть всем будет хорошо
Будет радостно, светло.
Темы
«терапевтических»
разговоров
на
Монтессори-линии
интересуют
обычно каждого ребенка, но в определенном возрасте.
Они касаются его самого, его внешности, имени, его мамы и папы, родных,
друзей и т.д.
Во
время
разговоров
на
предлагаемые
темы
необходимо
наладить
эмоциональные связи, создать условия для контактов с детьми и детей друг с
другом, учитывая при этом, для кого тема привлекательна, а кто или не «созрел»
для нее или не имеет жизненного опыта. Нужно учить детей умению слышать
другого, говорить по очереди, поддерживать [6].
Терапия этих тем еще и в том, что разговоры организуют «пространство
развития». Дети имеют возможность выразить свои настроения, поделиться
наблюдениями, спросить, поспорить, проверить правильность своих мыслей, от
разговора перейти к опытам, наблюдениям. Большинство тем как раз основаны
на обобщении детских наблюдений.
Задача воспитателя-терапевта – не поучать детей, не властвовать над ними,
а вместе учиться общаться и наслаждаться общением и жизнью.
Если
дети
почувствуют
«роскошь
человеческого
общения»
уже
в
дошкольном
возрасте,
то
импульс
развитию
главного
таланта
–
таланта
общения – будет дан.
Пальчиковая игра
Игра в тишину
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего
дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2003. – 90 с.
2. Афанасьева Т.И. Учить по Монтессори. МЦМ: 1996. – 48 с.
3. Гребенников Л.Р. Работа на линии в Монтессори-группе. - М.: МЦМ;
1996. – 72 с.
4. Дубровский А.А. Лечебная педагогика. Альманах МАМА. выпуск 1, М.:
1994. – С. 154-157.
5.
Дичковская
И.Н.,
Пониманская
Т.И.
Воспитание
для
жизни.
Образовательная система Монтессори. МЦМ: 1996. – 115 с.
6.
Любина
Г.
О
репрессивном
и
талерантоном
речевом
поведении.
Альманах МАМА. выпуск 1, М.: 1994. – С. 158-162.