Напоминание

Использование проблемно-диалогических технологии в работе с дошкольниками


Автор: Васильева Ольга Ивановна
Должность: воспитатель в дошкольном учреждении
Учебное заведение: МБДОУ№10
Населённый пункт: г.Лениногорск Республика Татарстан
Наименование материала: Доклад
Тема: Использование проблемно-диалогических технологии в работе с дошкольниками
Раздел: дошкольное образование





Назад





Доклад

на

тему

:
«Использование проблемно-диалогических технологии в работе с дошкольниками» - Вы с ребенком едете в автобусе. На остановке вы сошли, а ребенок не успел. Что вы будете делать? - У вас в холодильнике накопилось очень много молока. Что с ним можно сделать? Не правда ли, наша жизнь состоит из множества вопросов и проблемных ситуаций. А жизнь ребенка? А готов ли современный ребенок их решать? Уже не так важно учить ребенка, как важно создать ситуацию, в которой ребенок мог бы просто учиться сам и делал бы это с удовольствием (К. Рождер) Уважаемые, коллеги. Думаю, вы со мной согласитесь, что овладеть вниманием современных детей совсем не просто. Для этого их надо, прежде всего, удивить, заинтересовать. Проблемно-поисковая ситуация- это такая ситуация, при которой ребёнок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. В этом мне помогает технология проблемно-поисковых, диалогических ситуаций. И сегодня я хочу поделиться с вами своей педагогической находкой. Я не случайно пришла к этой теме. Меня всегда волновало то, как часто мы сталкиваемся со скованностью детского мышления и инициативы, стремлением мыслить по готовым схемам, получать эти схемы от взрослого. Дети боятся ошибаться, мыслить самостоятельно, поэтому предпочитают молчать и слушать взрослого. Задача номер один – научить детей принимать решения, правильные и самостоятельные. Между тем, исследования психологов и педагогов доказывают, что ребёнок лучше усваивает не то, что получил в готовом виде, а то, что открыл сам. Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний. Это вопросы «почему?», «зачем»? Например, какие птицы наших краёв улетают на юг последними? - просто вопрос. Почему дикие утки и гуси улетают на юг последними? - проблемный вопрос. Важно отметить, что знания и способы деятельности при проблемном обучении не
преподносятся детям в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции. Предлагаю познакомиться с ключевыми условиями создания проблемной ситуации: - интерес воспитанников к содержанию проблемы; - посильность решения проблемы для детей данного возраста и уровня подготовленности; - значимость для ребенка информации, получаемой при решении проблемы; - развивающий диалог, поощрение педагогом мыслей, гипотез, высказанных детьми; - доброжелательное общение педагога с дошкольниками, тактичность. Работу с проблемной ситуацией строю, используя алгоритм профессора, доктора психологических наук А.М. Матюшкина. Первым этапом процесса решения проблемы является анализ проблемы, актуализация прежних знаний и способов действия с помощью наводящих вопросов: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?». На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е выдвижение гипотез, поиск решения. Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Данную технологию я начала использовать со средней группы. Зная, что существуют четыре уровня проблемности, я начала с самого первого уровня – когда воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми. Когда этот уровень был освоен, я начала ставить проблему и учить детей самостоятельно находить ее решение. Безусловно, я находилась рядом и направляла их на самостоятельные поиски путей решения. Таким образом, я использовала частично-поисковый метод. Далее я начала учить детей самих ставить проблему, помогая её решить. Так, я воспитывала в детях способность самостоятельно формулировать проблему. На сегодняшний день мы с детьми на последнем, четвертом, уровне. Мои дети учатся сами ставить проблему и сами её решают. Я стараюсь даже не указывать на
проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. Таким образом, я перешла к использованию исследовательского метода. Создавая проблемные ситуации, я побуждаю детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаю не бояться допускать ошибки. Я убеждена, что боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ребенка. Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях. Именно поэтому в своей работе стараюсь избегать шаблонности, застывших форм и повседневности. Каждый день моих воспитанников - это новое занимательное дело. Зачастую проблемные ситуациивозникают из повседневной жизни детей. В процессе решения проблемных ситуаций у детей развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Благодаря систематической целенаправленной работе в данном направлении в нашей группе появился Уголок открытий. Это название весьма символично, поскольку наш детский сад работает по программе Людмилы Георгиевны Петерсон «Мир открытий». Этот уголок очень насыщенный и мобильный. В нем помещены и постоянно обновляются картотеки и пособия «Схемы знаний», «Источники знаний», «Решаем проблемы вместе», алгоритмы решения проблемных ситуаций, создан групповой альбом «Наши открытия». В этом уголке дети проводят самостоятельную и совместную с взрослыми поисковую и исследовательскую деятельность. Не все вопросы, заставляющие ребенка думать, можно назвать проблемной ситуацией. В качестве основного звена проблемной ситуации ученые выделяют
противоречие.
Важно помочь детям увидеть это противоречие и включить их в активную поисковую деятельность. Мною разработана технологическая карта работы над проблемной ситуацией, проработан механизм применения технологии проблемно-поисковых ситуаций в условиях детского сада, а также сформирован и систематически пополняется банк
проблемных ситуаций. Важно, чтобы вокруг тебя был коллектив единомышленников: творческий и инициативный. Именно поэтому я активно распространяю опыт работы среди коллег через организацию круглых столов, мастер-классов, показ открытых занятий. К счастью, моя идея с проблемными ситуациями встретила огромное понимание и поддержку со стороны родителей. Уважаемые коллеги. Я очень буду очень рада, если моя тема заинтересовала вас, и вы возьмете что-то для себя. Однако спешу дать вам небольшие методические подсказки: - Нельзя отвергнуть ошибочную гипотезу словами: «неправильно», «не так», но нельзя и хвалить ребенка: «молодец!», «верно!». Тогда мы лишаем остальных детей мотива проверять свои догадки. Реагировать на гипотезы нужно эмоционально- неокрашенным словом «так» и поддерживающим кивком головы. И только тогда, когда истина восторжествовала необходимо похвалить всех детей. - Подсказка – распространенная форма «помощи», но она только вредит делу. Ребенку нельзя подсказывать, он должен иметь возможность думать самостоятельно. - Любое достижение ребенка должно положительно оцениваться взрослым. Счастье, когда увлечение и профессия совпадают. Спасибо за внимание и удачи в вашем нелегком, но интересном труде!


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!