Использование проблемно-диалогических технологии в работе с дошкольниками
Автор: Васильева Ольга Ивановна Должность: воспитатель в дошкольном учреждении Учебное заведение: МБДОУ№10 Населённый пункт: г.Лениногорск Республика Татарстан Наименование материала: Доклад Тема: Использование проблемно-диалогических технологии в работе с дошкольниками Раздел: дошкольное образование
:
«Использование проблемно-диалогических технологии в работе с
дошкольниками»
- Вы с ребенком едете в автобусе. На остановке вы сошли, а ребенок не успел. Что вы
будете делать?
- У вас в холодильнике накопилось очень много молока. Что с ним можно сделать?
Не правда ли, наша жизнь состоит из множества вопросов и проблемных ситуаций. А
жизнь ребенка? А готов ли современный ребенок их решать?
Уже не так важно учить ребенка, как важно создать ситуацию, в которой ребенок
мог бы просто учиться сам и делал бы это с удовольствием (К. Рождер)
Уважаемые, коллеги. Думаю, вы со мной согласитесь, что овладеть вниманием
современных детей совсем не просто. Для этого их надо, прежде всего, удивить,
заинтересовать.
Проблемно-поисковая ситуация- это такая ситуация, при которой ребёнок хочет
решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их
искать.
В этом мне помогает технология проблемно-поисковых, диалогических ситуаций. И
сегодня я хочу поделиться с вами своей педагогической находкой. Я не случайно
пришла к этой теме. Меня всегда волновало то, как часто мы сталкиваемся со
скованностью детского мышления и инициативы, стремлением мыслить по готовым
схемам,
получать
эти
схемы
от
взрослого.
Дети
боятся
ошибаться,
мыслить
самостоятельно, поэтому предпочитают молчать и слушать взрослого.
Задача номер один – научить детей принимать решения, правильные и
самостоятельные.
Между тем, исследования психологов и педагогов доказывают, что ребёнок лучше
усваивает не то, что получил в готовом виде, а то, что открыл сам.
Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения, а не просто
воспроизведение знаний. Это вопросы «почему?», «зачем»?
Например, какие птицы наших краёв улетают на юг последними? - просто вопрос.
Почему дикие утки и гуси улетают на юг последними? - проблемный вопрос.
Важно отметить, что знания и способы деятельности при проблемном обучении не
преподносятся детям в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции.
Предлагаю познакомиться с ключевыми условиями создания проблемной ситуации:
- интерес воспитанников к содержанию проблемы;
-
посильность
решения
проблемы
для
детей
данного
возраста
и
уровня
подготовленности;
- значимость для ребенка информации, получаемой при решении проблемы;
- развивающий диалог, поощрение педагогом мыслей, гипотез, высказанных детьми;
- доброжелательное общение педагога с дошкольниками, тактичность.
Работу с проблемной ситуацией строю, используя алгоритм профессора, доктора
психологических наук А.М. Матюшкина.
Первым
этапом
процесса
решения
проблемы
является
анализ
проблемы,
актуализация прежних знаний и способов действия с помощью наводящих вопросов:
«Что
нам
надо
вспомнить
для
решения
нашего
вопроса?»,
«Что
мы
можем
использовать из известного нам для нахождения неизвестного?».
На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии
новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е выдвижение
гипотез, поиск решения.
Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация
найденного решения.
Данную технологию я начала использовать со средней группы. Зная, что существуют
четыре уровня проблемности, я начала с самого первого уровня – когда воспитатель
сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении
детьми.
Когда
этот
уровень
был
освоен,
я
начала
ставить
проблему
и
учить
детей
самостоятельно находить ее решение. Безусловно, я находилась рядом и направляла
их
на
самостоятельные
поиски
путей
решения.
Таким
образом,
я
использовала
частично-поисковый метод.
Далее я начала учить детей самих ставить проблему, помогая её решить. Так, я
воспитывала в детях способность самостоятельно формулировать проблему.
На сегодняшний день мы с детьми на последнем, четвертом, уровне.
Мои
дети
учатся сами ставить проблему и сами её решают. Я стараюсь даже не указывать на
проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и
исследовать
возможности
и
способы
её
решения.
Таким
образом,
я
перешла
к
использованию исследовательского метода.
Создавая
проблемные
ситуации,
я
побуждаю
детей
выдвигать
гипотезы,
делать
выводы, приучаю не бояться допускать ошибки. Я убеждена, что боязнь допустить
ошибку сковывает инициативу ребенка. Боясь ошибиться, он не будет сам решать
поставленную проблему – он будет стремиться получить помощь от всезнающего
взрослого. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых,
неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.
Именно поэтому в своей работе стараюсь избегать шаблонности, застывших форм и
повседневности. Каждый день моих воспитанников - это новое занимательное дело.
Зачастую проблемные ситуациивозникают из повседневной жизни детей. В процессе
решения проблемных ситуаций у детей развиваются умения работать в коллективе и
самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее, определять
причины
неудачи
опытно-экспериментальной
деятельности,
делать
элементарные
выводы.
Благодаря систематической целенаправленной работе в данном направлении в нашей
группе появился Уголок открытий. Это название весьма символично, поскольку наш
детский сад работает по программе Людмилы Георгиевны Петерсон «Мир открытий».
Этот
уголок
очень
насыщенный
и
мобильный.
В
нем
помещены
и
постоянно
обновляются картотеки и пособия «Схемы знаний», «Источники знаний», «Решаем
проблемы вместе», алгоритмы решения проблемных ситуаций, создан групповой
альбом
«Наши
открытия».
В
этом
уголке
дети
проводят
самостоятельную
и
совместную с взрослыми поисковую и исследовательскую деятельность.
Не
все
вопросы,
заставляющие
ребенка
думать,
можно
назвать
проблемной
ситуацией.
В
качестве
основного
звена
проблемной
ситуации
ученые
выделяют противоречие.
Важно
помочь
детям
увидеть
это
противоречие
и
включить их в активную поисковую деятельность.
Мною
разработана
технологическая
карта
работы
над
проблемной
ситуацией,
проработан
механизм
применения
технологии
проблемно-поисковых
ситуаций
в
условиях детского сада, а также сформирован и систематически пополняется банк
проблемных ситуаций.
Важно,
чтобы
вокруг
тебя
был
коллектив
единомышленников:
творческий
и инициативный. Именно
поэтому
я
активно
распространяю
опыт
работы
среди
коллег через организацию круглых столов, мастер-классов, показ открытых занятий.
К счастью, моя идея с проблемными ситуациями встретила огромное понимание и
поддержку со стороны родителей.
Уважаемые коллеги. Я очень буду очень рада, если моя тема заинтересовала вас, и вы
возьмете что-то для себя. Однако спешу дать вам небольшие методические подсказки:
- Нельзя отвергнуть ошибочную гипотезу словами: «неправильно», «не так», но
нельзя и хвалить ребенка: «молодец!», «верно!». Тогда мы лишаем остальных детей
мотива
проверять
свои
догадки.
Реагировать
на
гипотезы
нужно
эмоционально-
неокрашенным словом «так» и поддерживающим кивком головы. И только тогда,
когда истина восторжествовала необходимо похвалить всех детей.
- Подсказка – распространенная форма «помощи», но она только вредит делу. Ребенку
нельзя подсказывать, он должен иметь возможность думать самостоятельно.
- Любое достижение ребенка должно положительно оцениваться взрослым.
Счастье, когда увлечение и профессия совпадают.
Спасибо за внимание и удачи в вашем нелегком, но интересном труде!