Автор: Баирова Марина Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 63 Населённый пункт: Иркутская обл. г. Ангарск Наименование материала: Педагогическая разработка Тема: Строительно конструктивная игра Раздел: дошкольное образование
возрасте
В дошкольной педагогике
конструирование
рассматривается, как
средство всестороннего
развития ребенка.
Строительно-консруктивные
игры — разновидность
творческой игры. В них дети
отражают свои знания и
впечатления об окружающем
предметном мире,
самостоятельно делают
некоторые вещи, возводят
здания, сооружения но в
обобщенном,
схематизированном виде.
Эти игры развивают
моторику, способствуют
совершенствованию
мыслительного аппарата,
воспитывают
самостоятельность,
пытливость, творческую
направленность личности,
воспитывают трудолюбие и
целенаправленность.
Чтобы формировать у детей
интерес к этим играм,
воспитатель использует
различные приемы. В младших
группах дети строят по образцу.
Воспитатель строит сам в
присутствии
малышей,вовлекает их затем в
обыгрывание постройки (в
зоопарке поселяются в клетках
разнообразные животные, туда
приходят дети с родителями).
В старших группах следует
иметь для самостоятельных
построек модели, чертежи,
фотографии, рисунки
разнообразных предметов для
развития у детей
конструкторских способностей.
В данном случае они имеют
возможность перенести
плоскостное изображение в
объемную постройку, проявив
тем самым аналитическую
деятельность.
Используя
прием сотворчества, педагог
подсказывает малышам тему
постройки по образу той, которую
они сооружали на занятиях и тут
же делает, например, стол,
кроватку; предлагает нескольким
детям строить с нею, подсказывает
последовательность действий, учит
аккуратности, поощряет, радуется
вместе с детьми, дает игрушки для
обыгрывания. Можно также
предложить детям достроить
постройку, выполненную частично
воспитателем или перестроить ее.
Во всех возрастных группах
необходимо создавать условия для
обыгрывания построек, подобрав
мелкие игрушки (машинки, фигурки
животных, людей и т. д.). Старшие
дошкольники могут конструировать
подсобный материал различных
предметов для оснащения игр из
бумаги, картона. Можно
использовать также игрушки,
собранные из конструктора.
Во второй младшей группе
дети уже могут играть
рядом, поэтому задача
воспитателя учить их не
мешать друг другу, бережно
относиться к постройкам
товарищей, постепенно
объединять играющих по 3-
4 человека, тем самым
учить коллективным играм.
У детей среднего
дошкольного возраста уже
есть некоторый опыт
строить не только по
предложенному образцу, но
и по намеченной самими
детьми теме
В старшей
группе предусмотрено
обучение детей планированию
коллективных строительно-
конструктивных игр,
определению участников по
предварительному сговору,
применению конструктивно-
строительных умений не
только по наглядному образцу,
но и по рисункам,
фотографиям различных
сооружений. В процессе
обучения конструктивным
умениям используется
также показ способов
постройки с объяснением
приемов конструирования,
постановка проблемной
задачи (как построить здание
для школы
).
Парамонова Л.А.
Термин «конструирование»
произошло от латинского
слова «construere»,что
означает создание модели,
построение, приведение в
определённый порядок и
взаимоотношение различных
отдельных предметов,
частей, элементов.
Конструирование относится к
продуктивным видам
деятельности, поскольку
направлено на получение
определённого продукта.
В теории и практике
дошкольного воспитания
сложилось несколько видов
конструирования, которым
должны овладеть дети:
--конструирование по образцу
(во всех возрастных группах);
·- конструирование по заданной
теме (подводит ребенка к
творческому воплощению
поставленной задачи, но
пределы ее ограничены темой);--
конструирование по
собственному замыслу (сложный
вид конструирования, в котором
ребенок решает все задачи
самостоятельно);--
конструирование по условиям (в
Во всех возрастных группах
необходимо создавать условия для
обыгрывания построек, подобрав
мелкие игрушки (машинки, фигурки
животных, людей и т. д.). Старшие
дошкольники могут конструировать
подсобный материал различных
предметов для оснащения игр из
бумаги, картона. Можно
использовать также игрушки,
собранные из конструктора.Чтобы
заинтересовать детей, можно
объединять их для совместных
построек из конструктора, вносить
элементы состязательности. В
конкурсе могут участвовать 2-3
подгруппы (не более 5-6 человек в
каждой). Заинтересует детей
В младших группах дети
строят по
образцу. Воспитатель
строит сам в присутствии
малышей,вовлекает их
затем в обыгрывание
постройкиИспользуя
прием сотворчества, педаго
г подсказывает малышам
тему постройки по образу
Во второй младшей группе
дети уже могут играть
рядом, поэтому задача
воспитателя учить их не
мешать друг другу, бережно
относиться к постройкам
товарищей, постепенно
объединять играющих по 3-
В старшей
группе предусмотрено
обучение детей планированию
коллективных строительно-
конструктивных игр,
определению участников по
предварительному сговору,
применению конструктивно-
строительных умений не
только по наглядному образцу,
но и по рисункам,
фотографиям различных
сооружений. В процессе
обучения конструктивным
умениям используется
также показ способов
постройки с объяснением
приемов конструирования,
предложении выполнить
постройку задаются
определенные параметры,
исходя из которых, ребенок
должен самостоятельно
выполнить постройку);-- стройка
по моделям (вид
конструирования,
разработанный А. Р. Лурия) –
ребенок сначала анализирует
модель, выделяет основные
части, потом подбирает те
формы, которые нужны для
воссоздания темы.
также идея организации выставки
поделок из конструктора,
подсобного материала. Выполнять
работу можно и дома вместе с
родителями.
4 человека, тем самым
учить коллективным играм.
У детей среднего
дошкольного возраста уже
есть некоторый опыт,
умение играть небольшими
коллективами,
распределять между собой
материал, согласовывать
игровые действия,
достигать общего
результата в постройке.
постановка проблемной
задачи (как построить здание
для школы).
Детям
предлагается частичный
образец, когда воспитатель
показывает детям незнакомые
им способы соединения
деталей конструктора,
сооружения перекрытий
многоэтажных зданий и т. д.
Используется также показ
незаконченного образца
постройки, которую каждый
ребенок должен завершить по-
своему. Оправдывает себя
прием показа нескольких (2-3)
образцов постройки на выбор.
Людмила Викторовна
Куцакова
Конструирование из
строительного материала и
конструкторов полностью
отвечает интересам детей, их
способностям и
возможностям, поскольку
является исключительно
детской деятельностью.
Следовательно, благодаря ей
ребенок особенно быстро
совершенствуется в навыках
и умениях, в умственном и
эстетическом развитии.
Известно, что тонкая
моторика рук связана с
центрами речи, значит, у
продвинутого в
конструировании ребенка
быстрее развивается речь.
Ловкие, точные движения
рук дают ему возможность
быстрее и лучше овладеть
техникой письма.
В работе с дошкольниками
применяется два вида
конструирования - это
техническое и художественное.
К техническому
конструированию относятся
конструирование из
строительного материала,
деталей конструкторов,
крупногабаритных модулей, а
также конструирование на базе
компьютерных
программ. Конструирование из
бумаги относится к
художественной деятельности.
Дети в основном создают
художественно-эстетический
продукт: сказочные фигурки для
игр (сюжетные,
театрализованные), поделки для
украшения интерьера и т.п.
Конструирование по модели А.Н.
Миренова и А.Р. Лурия
заключается в следующем.
Детям в качестве образца
предъявляют модель, в которой
очертание отдельных элементов
скрыто от ребёнка. Эту модель
дети должны воспроизвести из
имеющегося у них строительного
материала.
Одним из условий формирования
детского конструктивного
творчества, является воспитание у
детей конструктивных умений и
навыков - овладение техникой
строительства.
Конструктивная деятельность
детей должна осуществляться в
деловой и непринужденной
обстановке. Ребята могут
советоваться друг с другом и с
воспитателем. Одним из условий
успешной работы с детьми по
конструированию является
воспитание у них интереса к этому
виду деятельности. Поэтому
объединять детей для занятий
следует с учетом их желаний.
Знакомить детей с
простейшими
пластмассовыми
конструкторами.
Учить совместно со
взрослым конструировать
башенки, домики, машины.
Поддерживать желание
детей строить
самостоятельно.
В летнее время
способствовать
строительным играм с
использованием
природного материала
(песок, вода, желуди,
камешки и т.п.). Учить
располагать кирпичики,
пластины вертикально (в
ряд, по кругу, по периметру
четырехугольника), ставить
их плотно друг к другу, на
определенном расстоянии
(заборчик, ворота).
Побуждать детей к
созданию вариантов
конструкций, добавляя
другие детали (на столбики
ворот ставить трехгранные
призмы, рядом со столбами
– кубики и др.). Учить
изменять постройки двумя
способами: заменяя одни
детали другими или
У детей 5-6 лет интерес к
конструированию, к
строительным играм
возрастает. Игры детей
старшей группы становятся
интереснее, разнообразнее. В
них отражается уже более
широкий круг знаний, которые
они приобретают из
непосредственных наблюдений
окружающего мира, из
обширной информации по
радио, телевидению, из книг и
рассказов взрослых.
В старшей группе дети
выполняют работы по
образцам, по условиям,
предложенным воспитателем,
на тему и по собственному
желанию. Для детей этого
возраста конструирование
является одним из интересных
занятий. У них уже есть опыт в
познании окружающей
действительности, осознанное
отношение к технике, к
архитектурным памятникам.
Они уже в состоянии дать
элементарную эстетическую
оценку различным
сооружениям, предметам
архитектуры.
надстраивая их в высоту,
длину (низкая и высокая
башенка, короткий и
длинный поезд).
Развивать желание
сооружать постройки по
собственному замыслу.
Учить самостоятельно
измерять постройки (по
высоте, длине и ширине),
соблюдать заданный
воспитателем принцип
конструкции («Построй
такой же домик, но
высокий»).
Учить сооружать
постройки из крупного и
мелкого строительного
материала, использовать
детали разных цветов для
создания и украшения
построек.
Обучать конструированию
из бумаги: сгибать
прямоугольный лист бумаги
пополам, совмещая
стороны и углы (альбом,
флажки, поздравительная
открытка), приклеивать к
основной форме детали (к
дому – окна, двери, трубу;
к автобусу – колеса; к стулу
– спинку).