Напоминание

Успех обучения в сотрудничестве учителя и ученика.


Автор: Ахроменко Мария Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ Гимназия №3
Населённый пункт: город Мелеуз, Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: Успех обучения в сотрудничестве учителя и ученика.
Раздел: начальное образование





Назад




Успех обучения в сотрудничестве учителя и ученика. Ахроменко Мария Петровна Учитель начальных классов В школе произошли перемены. Присмотримся к ним. На первый взгляд все то же: учитель входит в класс, опрашивает учеников и объясняет им новый материал, пусть даже и другой материал, более сложный или простой, пусть с применением современных технических средств обучения, в хорошо оборудованных кабинетах – суть остается прежней. Глубокие перемены произошли не только в учителе, но сколько в ученике. Прослеживаются сильные экономические стимулы: лучше не выучишься – больше будет зарабатывать. У большинства учеников есть желание учиться. Но как научить учиться? Чтобы учение вызывало радостное чувство успеха, движение вперед. Результат учения развел произведению способностей на старательность. Если старательность равна нулю, то и все обращается в нуль. С новыми стандартами образования в жизнь пришла новая педагогика, которое отличается от прежней тем, что она делает упор на вовлечение учащихся в учение, на совместный труд учителя и детей. Эта педагогика сотрудничества, совместной деятельности. Воспитываем сотрудничество, то воспитываем целеустремленность. В сотрудничестве глубинно совпадают цели и средства – и обучение и воспитание. Мы в гимназии гордимся своими сильными учениками – олимпиадниками, призерами, но больше всего же гордимся теми, которые стали сильнее, чем когда то были. Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха. Работая по РО Л.В. Занкова я понимала, что учитель – ученик это особые отношения. Очевидно, что развитие в процессе обучения нельзя ограничивать только умственным развитием. Развивающее обучение предполагает возникновение новообразовании как в содержательной стороне психики (представлениях, понятиях, суждениях), так и в способах психической деятельности: умственной, эмоционально-волевой, практической, которые по мнению Л.В. Занкова, могут возникать в процессе прямого научения, а также в результате самостоятельной переработки внешних воздействий, вследствие постепенного внутреннего движения. Отсутствие готового для запоминания учебного содержания изменяет позицию ученика в учебном процессе, коренным образом меняет тип учения. Знание учеником открывается в поиске, идет эврестическая, исследовательская работа ученика и учителя. Теперь задача учителя – не «донести» и «преподнести», «объяснить» и «доказать», а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Учитель становится участником коллективного процесса познания. Новые условия обучения требуют от него умения выслушать всех желающих по каждому вопросу, не отвергнув ни один ответ, встать на позицию каждого отвечающего, чтобы понять логику его рассуждения и найти выход из постоянно меняющейся учебной ситуации, анализировать ответы, предложения детей и незаметно вести их решению проблем. Л.С. Выготский писал: «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он может выполнять самостоятельно». Не менее важное значение в организации учебного процесса имеет такое требование, как психологическая комфортность. Снять по возможности на уроке стрессообразующие факторы, приводящие к высокому уровню тревожности учащихся, порождающих неврозы, разрушающие здоровье ученика. В первый класс приходят очень мало детей, которым врачи ставят заключение: здоров. Это обычно 2-3 человека на каждый класс. Создание на уроке такой атмосферы, которая стимулирует развитие у ученика духовного потенциала, их творческой активности. При этом идет формирование личностных универсальных действий. Психологическая комфортность связана и с учетом развития у ученика реальных мотивов учения, то есть внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними ситуативными, исходящими из авторитета учителя. При правильном сотрудничестве учитель – ученик появляется возможность раскрыть весь потенциал и индивидуальных ребенка. В целом, работая так, мы ощущаем три радости:
радость и увлеченность детей, радость учителя от удовлетворения своей работой, радость родителей от того, что их ребенку в школе хорошо. Сотрудничество учитель-ученик в связи с ведением ФГОС возник еще в новом аспекте. Это организация учебно-исследовательской деятельность обучающихся во внеурочное время, любому обществу нужны одаренные люди, и задача моя, как учителя состоит в том, чтобы поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Много лет тому назад был высказан главный тезис назначения школы: «Школа должна заниматься поиском индивидуальности». Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. В начальной школе встречаем таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не всегда интересна работа на уроке, они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы. В исследовательскую деятельность я вовлекаю всех учащихся в соответствии с их выявленными научными интересами, обучаю работе с научной литературой, вовлекаю в поисковую деятельность, создаю условия, стимулирующую познавательную активность. В настоящее время перед системой школьного образования стоят серьезные проблемы, которые предъявляют качество иные требования к характеру и содержанию обучения. Приоритетным направлением становится развитие творческой, самостоятельной и свободной личности, стремящейся к самореализации, саморазвитию и достижению успехов в обучении. Работа по формированию интеллектуальных и творческих способностей школьников может дать ощутимый результат, если она носит систематический характер. В моем классе сложилась следующая структура деятельности учитель-ученик, которую можно представить по трем этапам процесса:
Ученик

Учитель
Индивидуально выбирает тему Мотивирует Выполняет исследования Обучает с п о с о б ом исследовательской деятельности, консультирует Устраняет недостатки в исследовательском проекте, представляет работу Анализирует проект, дает рекомендации Работу защищает среди одноклассников, присутствуют родители, другие ученики. Выступают с докладом, отвечают на вопросы, обсуждают сильные и слабые стороны выступления, презентации. Оценивается работа. Все это довольно сложно, объемно, трудоемко, но все таки необходимо. Пришла к выводу, что одной из наиболее рациональных форм организации исследовательской деятельности является работа учащихся в парах, группах. В этом случае качество работы, уровень подготовки и результативность резко повышаются, так как учащиеся неоднократно обсуждают свою тему, советуются, спорят, взаимно проверяют выученных материал, исправляют в ошибки и недочеты. Сотрудничество учителя – ученика многогранно. Все это вместе создает успех в обучении.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!