Напоминание

Повышение мотивации к обучению посредством нетрадиционных видов работы


Автор: Баязитова Расима Наильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ БРГИ № 3
Населённый пункт: город Кумертау, Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: Повышение мотивации к обучению посредством нетрадиционных видов работы
Раздел: среднее образование





Назад





Повышение мотивации к обучению посредством нетрадиционных видов

работы
. За последние годы, к сожалению, у учащихся наблюдается резкое снижение интереса к урокам русского языка, нежелание детей расширять свой кругозор, повышать грамотность и культуру речи. Как возродить любовь к языку, как заставить работать на уроках даже самых нерадивых школьников? В системе образования предмет “Русский язык” занимает центральное место. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка, формирует его понятийно-категориальный аппарат, развивает абстрактное мышление, память и воображение. Он позволяет школьнику познать самого себя, овладеть средствами самоанализа и самовыражения. В настоящее время важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов, является повышение эффективности урока русского языка какосновной формы обучения
и
воспитания учащихся
.
Десятки тысяч уроков приходится на долю школьников за годы учёбы. И если все они будут проведены в одной и той же форме, то это будет утомительно, однообразно и для ученика, и для учителя, а значит, уроки будут не результативны. Не принуждать к учению, а пробуждать интерес - вот задача учителя
.
Поскольку традиционные способы обучения не всегда в состоянии обеспечить усвоение материала всеми учащимися, возникает необходимость умелой организации учебной деятельности на уроках. Чтобы создать условия для формирования этой деятельности, необходимо сформировать познавательную мотивацию. Сегодня, к сожалению, господствуют методы внешних побуждений - отметка, похвала, наказание. Но действительная мотивация будет иметь место только тогда, когда дети будут стремиться в школу, где им хорошо, содержательно, интересно. Положительно изменить многое в отношении детей к учению может творческий подход учителей к подготовке и проведению уроков
.
В целях активизации учащихся, развития интереса, побуждения их к приобретению знаний учителю необходимо вводить в практику работы школ занимательные разновидности уроков, создавая в итоге авторские – нетрадиционные уроки. Нетрадиционный урок – это “импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру”.(С.В.Кульневич) Сам факт наличия нестандартных уроков свидетельствует о том, что пренебрегать такими видами организации урока не следует. Наоборот, необходимо тщательно изучать нетрадиционный урок как педагогическое явление, научно его обосновывать и путём просветительского распространения стимулировать учителя и ученика к творчеству. Нетрадиционный урок не только может, но и должен быть использован на уроках русского языка. Для того, чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Нестандартные уроки организуются на основе учебной программы. В современных школьных программах по русскому языку и в материалах, изложенных в стабильных учебных комплексах, предусмотрен творческий подход учителя к процессу обучения, построению урока, выбору форм и методов работы, организации творческих уроков. В настоящее время нетрадиционные уроки
вышли за пределы первоначального замысла: организовать своеобразный смотр творческих поисков учителей в аспекте построения уроков. Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это попытка повышения эффективности обучения возможности свести воедино и осуществить на практике все принципы Типы нетрадиционных уроков имеют свое место и время проведения в общей системе традиционных уроков. Так, например, в старших классах более целесообразны и дают более эффективные результаты обучения уроки-лекции, уроки-беседы, уроки-практикумы, уроки-дискуссии, уроки-исследования. В 5-х-6-х классах более приемлемы уроки-конкурсы, уроки-игры, уроки-экскурсии
.
Интегрированные уроки уместны для учащихся любого возраста, но с учетом специфики межпредметных связей и содержания конкретного урока. Каждый тип урока имеет свою мотивацию, время, место и форму проведения, соотносится с содержанием, уровнем сложности изучаемого материала, реализуется в особой атмосфере взаимопонимания и доверия.обучения с использованием различных средств и методов
.
Для учащихся нетрадиционный урок - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения: положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, а значит новые обязанности и ответственность. Такой урок – это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду
.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний. В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока, чем снимается традиционность урока, оживляется мысль. Такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что повышает интерес к предмету. Нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путем использования различных способов изучения нового материала на уроке. Учащиеся выступают и как объекты, и как субъекты учебной деятельности: готовили индивидуальные сообщения, участвовали в роли литературных героев. Благодаря нетрадиционным формам проведения уроков русского языка уровень знаний учащихся повысился
.
Ребята с большим интересом принимаются за самостоятельные творческие поиски. Они с удовольствием участвуют в школьных и городских, республиканских и всероссийских олимпиадах. Положительные результаты подтверждают необходимость использования нетрадиционных форм на уроках русского языка
.
Нетрадиционные уроки вызывают у учащихся интерес, учат общаться друг с другом. Кроме того, они способствуют формированию мотивации учения и познавательной деятельности, повышают активность учащихся. Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие
выводы
.
Нетрадиционные формы важно применять на уроках русского языка при изучении морфологии, потому что умелое их применение побуждает к активной учебной деятельности, вызывает массу положительных эмоций, способствует формированию мотивации учения школьников. Именно на таких уроках детям особенно интересно. На фоне положительных эмоций детьми лучше усваивается учебный материал, работоспособность учащихся значительно повышается. На нетрадиционных уроках удаётся заставить работать каждого ребёнка. Большую роль играли кроссворды, загадки, используемые на уроках, методы поощрения детей. Нетрадиционные уроки способствуют развитию навыков коллективной деятельности, чувства ответственности и взаимовыручки
.
Дети на таких уроках учатся уважать товарищей, согласовывать свои действия с действиями партнёров, общаться друг с другом. Нетрадиционная форма делает урок живым, а общение искренним, помогает дойти до ума и сердца каждого ребёнка, вызвать творческий интерес к предмету. Нетрадиционные уроки способствуют формированию мотивации учения, выступают средством повышения интереса и активности младших школьников; нетрадиционные уроки отличаются разнообразием, чёткостью, системностью, творческим подходом.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!