Автор: Сёмина Мария Васильевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ Лицей №15 Населённый пункт: г.Химки Московской области Наименование материала: статья Тема: Лекция для родителей "Как любить детей" Раздел: начальное образование
МБОУ ЛИЦЕЙ № 15
г.Химки, Московская обл.
ЛЕКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«КАК ПО-НАСТОЯЩЕМУ
ЛЮБИТЬ ДЕТЕЙ»
Подготовила:
СЁМИНА М.В. –
учитель начальных классов
2
2017г.
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители пример ему…
Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о родительской любви, о
ее силе, значении, разумности и чувстве меры.
Жизнь
и
наука
доказали,
что
все
беды
у
детей,
а
потом
и
взрослых
объясняются
ошибками
семейного
воспитания,
главная
из
которых
–
отсутствие
любви
и
неумение
хвалить
и
поощрять
своих
детей.
Самое
главное
для
ребенка
–
чтобы
его
любили
таким,
какой
он
есть.
В.А.Сухомлинский
говорил:
«Там,
где
нет
мудрости
родительского
воспитания,
любовь
матери
и
отца
к
детям
уродуют
их».
Есть
много
разновидностей этой уродливой любви, главные из них:
- любовь умиления,
- любовь деспотическая,
- любовь откупа.
Любовь
умиления
развращает
душу
ребенка.
Мать
и
отец
радуются
каждому его шагу, не задумываясь над тем, какой это шаг и к чему он может
привести.
Ребенок, воспитанный в духе умиления, не знает, что в человеческом
общежитии есть понятия "можно", "нельзя", "надо". Он не знает своего долга
перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей
и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, и прежде всего у матери,
отца,
дедушки,
бабушки,
есть
свои
желания,
свои
потребности,
свой
духовный мир.
Величайшую ошибку допускают те родители, которые влюблены в своих
маленьких детей, все прощают, никогда не наказывают. О таких сказано:
«Лелей дитя, и оно устрашит тебя». Святитель Тихон Задонский дал совет:
«Юнии ненаказанные и в возраст пришедшие суть как кони не обученные и
свирепеющие. Посему, христианин, люби детей своих и наказуй их. Пусть
они
плачут
от
тебя,
чтобы
не
плакал
ты
от
них
и
о
н и х».
Есть еще одна разновидность неразумной родительской любви. Это любовь
деспотическая.
Постоянные
упреки
создают
обстановку
настоящего
ада.
И
все
это
родители делают, как они говорят, только потому, что любят, желают добра,
учат жить – чтобы умнее был и родителей уважал.
Деспотизм
–
это
одна
из
причин
того,
что
у
ребенка
с
малых
лет
извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить
в человека и человечность. В обстановке мелочных придирок, постоянных
упреков маленький человек ожесточается.
Родительская
власть
должна
поощрять,
одухотворять
внутренние
силы
ребенка – его желание быть хорошим. Это желание есть буквально у каждого.
Берегите
его
как
самое
тонкое
движение
человеческой
души,
не
злоупотребляйте своей властью.
3
Третья разновидность неразумной родительской любви – любовь откупа.
Родители убеждены в том, что, обеспечивая все материальные потребности
детей,
они
выполняют
свой
родительский
долг.
Ребенок
одет,
обут,
сыт,
здоров– что же вам еще надо? Материальными затратами, считают они,
можно измерить родительскую любовь.
В таких семьях ребенка окружает атмосфера духовной пустоты, убожества.
Он живет среди людей и не знают людей. Его сердцу совершенно незнакомы
и
недоступны
тонкие
человеческие
чувства,
прежде
всего
ласка,
участливость, сострадание, милосердие.
Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Как добиться,
чтобы родительская любовь зажигала в детских сердцах неугасимые искры
благодарности?
Учить ребенка видеть и понимать людей – это, пожалуй, самое сложное в
трудном деле воспитания человека. Родительская любовь должна быть такой,
чтобы у ребенка пробуждалась чуткость сердца к окружающему миру, ко
всему, что создает человек, и, конечно, прежде всего, к самому человеку.
Дети – наши постоянные свидетели, где-то краем глаза они видят наше
падение, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть. Краем уха
слышат, как мы разговариваем с друзьями, соседями, просто случайными
попутчиками. Резкий тон, недоброе слово родителей по отношению к другим
непременно оставят след в поведении и мироощущении ребенка, послужат
примером для невольного подражания, хотим мы этого или не хотим. К
сожалению, этот образ жизни и будет усвоен детьми. Как же надо не любить
свое
дитя,
чтобы
отправить
его
в
жизнь
со
своими
недостатками!
То, как ребенок воспринимает самого себя, зависит от наших оценок. Если
мы ждем от ребенка очень многого – он растерян и подавлен, потому что
боится не оправдать наших надежд. Если он сам ждет от себя очень многого,
он дерзает и стремится превратить свои надежды в реальность.
Если ребенок растет в терпимости, Он учится принимать других.
Если ребенка подбадривают, Он учится верить в себя.
Если ребенка хвалят, Он учится быть благодарным.
Если ребенок растет в честности, Он учится быть справедливым.
Если ребенок растет в безопасности, Он учится верить в людей.
Если ребенка постоянно критикуют, Он учится ненавидеть.
Если ребенок растет во вражде, Он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают, Он становится замкнутым.
Если ребенок растет в упреках, Он учится жить с чувством вины...
Воспитывая ребенка, мы только и думаем, как мы воздействуем на него и
совсем не предполагаем, что дети тоже на нас действуют, действуют куда
сильнее,
чем
нам
кажется.
Именно
дети
делают
нас
красивее,
добрее,
покладистее, умнее, собраннее, счастливее.
Общение с ребенком – это всегда искушение. Он слабее меня, он меньше
знает, он не может без меня жить. Значит, я могу командовать, диктовать
4
условия, сердиться на него, негодовать, если он не слушается. Я могу делать
с ним все, что хочу.
Родителю, который с этим согласится, на свете жить легко – он поступает в
соответствии
со
своими
представлениями.
Он
уверен
в
своей
правоте.
Трудно становится, когда ты с самого начала решаешь для себя: я не буду
поддаваться соблазну, я не буду давить, покрикивать на него. Я не буду
пользоваться своей властью.
Отважившись на истинную любовь и свободу в отношениях с детьми,
многое приходится переосмыслить.
Мать, очень любившая свою дочь, высказывала свои опасения духовнику,
что ей нестерпимо думать о предстоящих жизненных невзгодах ее дочери.
Матери хотелось оградить ее от всякого зла и, если возможно, принять ее
будущие страдания на себя. Духовник упрекнул ее в эгоизме, в том, что,
отнимая у дочери крест, она лишает ее спасения. «Учите ее не опираться на
вас, а искать опоры всецело у Господа. И в час, когда вас не будет с ней, она
не останется одинокой и беспомощной, без поддержки. Сердце девушки, у
которой нет рядом матери и которая не умеет прибегать ко Господу, это
сердце падает, разбивается и часто загрязняется». Духовник замолчал, мать
плакала…
Иногда думается, что потребность человека в детях не только инстинкт
продолжения рода. Может быть, ребенок – одна из попыток Бога научить
прощать, научить любить. А что если это попытка научить раскаянию?
Пример. Ребенок не желает засыпать. Раздражаешься. Говоришь железным
голосом
и
смотришь
медным
взглядом.
Он,
конечно,
подчинится.
Уснет,
доверчиво положив голову на твою ладонь. Он простит тебе и железный
голос, и медный взгляд. И вот когда понимаешь в очередной раз: ничто не
способно поколебать его любовь к тебе, – тогда-то и наступает раскаяние.
Настоящее, такое, за которое все простится.
Похвала
–
лучший
способ
закрепить
положительные
поступки,
она
улучшает взаимоотношения родителей и детей. Не умеют хвалить те, кого в
детстве мало хвалили или не хвалили вообще.
Похвала
матери,
отца
в
особенности,
окрыляет
ребенка.
Скажите
мне
доброе слово, и я оправдаю его; скажите мне доброе слово и я приумножу
его.
В
похвале
ребенок
зримо
ощущает
родительскую
любовь.
Уважаемые
родители,
нет
готовых
рецептов
в
воспитании,
есть
только
советы,
рекомендации.
И
только
чуткое
сердце
матери
и
отца
найдут
правильное решение.