Напоминание

"Такие разные куклы"


Автор: Кравченко Людмила Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ Детский сад № 75
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: конспект
Тема: "Такие разные куклы"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект занятия в старшей группе на тему:

«ТАКИЕ РАЗНЫЕ КУКЛЫ»
Занятие было приурочено ко дню народного календаря «День домового» 10 февраля,
Цель:
научить детей любить и уважать народную культуру через образ тряпичной куклы. Была проведена предварительная работа с рассказом о ярмарке и тряпичных куклах, значении Домового в русской избе, оберегах для детей и взрослых. Детям был предоставлен раздаточный материал в виде обрезов ткани и ваты.
Задачи:
- Приобщать детей к своим корням, воспитывать интерес и любовь к русскому народному творчеству. - Показать своеобразие, красоту русского фольклора. - Познакомить детей с народными праздниками, расширить кругозор детей в области народной культуры. - Обучение приёмам изготовления куклы в соответствии с народными традициями. - Воспитывать нравственно-эмоциональные качества (трудолюбие, терпение, аккуратность). - Воспитывать чувство гармонии, художественный вкус, живой интерес к народной культуре. - Развивать остроту зрения, мускулатуру кисти руки, координацию руки под контролем глаз. 1
- Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника; объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки. - Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Ход занятия
Дети заходят в зал под музыку. Ведущий: Ребята, а сегодня у нас гостей, да с разных волостей. Поздороваемся с ними. Здравствуйте! Веселья вам, да радости. Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли вам видно? Всем ли слышно? У нас для каждого из вас найдётся местечко и словечко. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. С давних времён у русского народа был обычай – устраивать весёлые ярмарки, на которые съезжались из разных мест мастера и покупатели – себя показать, да на других посмотреть. Вот и наши мастера приготовили товары на ярмарку. Самое время туда и отправится. Эй, вы люди добрые! Слушайте! Слушайте! Слушайте! Как у нас бывало на святой Руси, А то не соколы да слетаются, А то мастера на ярмарку съезжаются! (Выходят мастера к своим столам.) Под русскую народную мелодию с разных концов сцены выбегают 2 скомороха-зазывалы: 2
1-й скоморох: Внимание, внимание, внимание! Открывается весёлое гуляние! Торопись, честной народ! Тебя ярмарка зовёт! 2-й скоморох: На ярмарку! На ярмарку! Спешите все сюда. Здесь шутки, песни, сладости Давно вас ждут, друзья! 1-й скоморох: Что душа твоя желает, Всё на ярмарке найдёшь. Всяк подарки выбирает, Без покупки не уйдёшь. 2-й скоморох: Эй, не стойте у дверей, Заходите к нам скорей. Народ собирается. Наша ярмарка открывается. (В середине двое скоморохов делают воротца, через них проходят дети.) - Эй, честные господа! К нам, пожалуйста, сюда! - Как у нас ли, тары - бары, Всяки - разные товары. - Подходите, подходите! Посмотрите, посмотрите! - Кому игрушки! - Кому баранки! - Кому платки расписные! - Небольшой расход, подходи, народ! Хохломские мастера: 3
Подходите, подходите! На товары поглядите! Привезли издалека, И не кольца, и не брошки – Расписные чудо – ложки! А посуда хороша, Так и радуется душа! Налетайте! Налетайте! Покупайте! Покупайте! Нет изделий краше Хохломы нашей! (Игра детей на ложках.) Ведущий: Солнце красное встаёт к другой лавке спешит народ. Продавец платков: Люди! Подходите! Платки поглядите! Один красный, другой синий, А уж третий так хорош, Покупай-ка на свой грош. (Танец с платками.) Ведущий: Пока дружно мы плясали, Мастера новые приезжали! Лавку открывают Гостей к себе зазывают! Продавец игрушек: Хоть весь базар обойдёшь Лучше барынь не найдёшь Игрушки наши повсюду славятся, 4
Подходи скорее, и вам понравятся. Продавец тряпичных кукол: Подходите, подходите! На товары поглядите. Привезли издалека Мы и ситцы и шелка, Мы и ситцы и шелка, Обереги, кольца, брошки, И весёлые куклёшки. Мои куклы разбирай-ка, Детям радость доставляй-ка! Ведущий: Ой, куколки, да какие нарядные. Из чего они сделаны? (из ткани). Как такие куклы называются? (тряпичные). А вы бы хотели иметь эту куколку у себя? На ярмарке мы побывали. Много интересного видали. А теперь предлагаю отправиться в мастерскую, где делают кукол. Мастерица кукол: Я приглашаю вас в мою горницу, рассаживайтесь поудобнее, всем места хватит. Сядем с вами рядком, да поговорим ладком. Я вам столько интересного и нового расскажу, только слушайте внимательно. В старину когда-то Время не теряли. Вечерами зимними Много пряли, ткали… А ещё когда-то Куколок крутили, Под рукой что было – Из того лепили… 5
Глиняное солнышко Лыком украшали. Лыковые коники Избу охраняли, Козы веселушки Беды выметали. Куклы берегиньки Деточек спасали. Так из века в век, Род свой сохраняли И культуру русскую Нам передавали. Дети, посмотрите, какую куклу я вам принесла. Чем эта кукла отличается от современной? (Она не имеет лица, изготовлена из ткани, связана ниточками.) Это куколка Колокольчик (куколка Добрых вестей). Родина куколки – Валдай. У неё три юбки. У человека тоже три царства: медное, серебряное и золотое. И счастье тоже складывается из трёх частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив. Эта куколка весёлая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения. Кукла просто загляденье, Детям всем на удивленье, Коль хотите научиться Эту куклу мастерить Вам придётся не лениться И старанье приложить! Только работа эта хитрая и не у всех в руках спорится, недаром в народе говорят: «Одной рукой узел не завяжешь». Значит для того, чтобы сделать куколки нужно помогать друг другу. Нашим детям будут помогать их мамы. 6
Давайте подготовим наши пальчики к работе. Пальчиковая гимнастика: Наша куколка гуляла. (Шагают по столу средний и указательный пальчики.) И играла, и плясала. (Шагают по столу безымянный и средний пальчики.) До чего ж она устала – (Шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики.) Забралась под одеяло. (Ребенок кладёт одну руку на стол, а другой закрывает её.) Способ изготовления тряпичной куклы: 1. Берём вату, скатываем шарик. 2. Шарик кладём в центр большого круга и обвязываем его. 3. Получилась первая нижняя юбочка (из плотной ткани). 4. Берём круг поменьше, так же надеваем и обвязываем. 5. Берём самый маленький круг, обвязываем. 6. Белый квадратный лоскут для лица складываем противоположными углами к центру. 7. Прикладываем сложенный белый лоскут к головке так, чтобы ниже шеи оставалось примерно 1см подгиба. 8. Для того, чтобы получились руки, надо загнуть острые кончики внутрь и сделать манжеты – цветными нитками, завязать на расстоянии 1см от края. 9. Надеваем на голову венок. 10.Теперь надеваем косыночку и завязываем её под ручками назад. Вот и всё, куколки готовы. Посмотрите, какие они красивые и нарядные. Давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось? Вот все куколки подружки Не похожи друг на дружку. 7
В сарафанах расписных Эти куклы наши. Какую куклу мы с вами научились делать сегодня? (тряпичную). Где продавали свои изделия мастера? (на ярмарке). Что вам больше всего сегодня понравилось? Молодцы, ребята, внимательно слушали, много запомнили, да и работу свою старательно и красиво выполнили. Все старались на славу. У вас получились замечательные куклы. Вы кукол не бросайте, Вы их оберегайте. Пусть будут они вечно В доме вашем жить, Тепло, добро и счастье Ваше сторожить. За ваше старание я хочу угостить вас сладкими петушками. А теперь мы с вами прощаемся, до следующих встреч. Вот и солнце закатилось – Наша ярмарка закрылась! Ведущий: Наши куклы дороги и ярки Примите их в подарки Приходите в гости к нам, Рады мы всегда гостям. 8


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!