Автор: Кравченко Людмила Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБДОУ Детский сад № 75 Населённый пункт: г. Санкт-Петербург Наименование материала: конспект Тема: "Такие разные куклы" Раздел: дошкольное образование
«ТАКИЕ РАЗНЫЕ КУКЛЫ»
Занятие было приурочено ко дню народного календаря «День домового» 10
февраля,
Цель:
научить
детей
любить
и
уважать
народную
культуру
через
образ
тряпичной куклы. Была проведена предварительная работа с рассказом о
ярмарке и тряпичных куклах, значении Домового в русской избе, оберегах
для детей и взрослых. Детям был предоставлен раздаточный материал в виде
обрезов ткани и ваты.
Задачи:
-
Приобщать
детей
к
своим
корням,
воспитывать
интерес
и
любовь
к
русскому народному творчеству.
- Показать своеобразие, красоту русского фольклора.
- Познакомить детей с народными праздниками, расширить кругозор детей в
области народной культуры.
-
Обучение
приёмам
изготовления
куклы
в
соответствии
с
народными
традициями.
- Воспитывать нравственно-эмоциональные качества (трудолюбие, терпение,
аккуратность).
- Воспитывать чувство гармонии, художественный вкус, живой интерес к
народной культуре.
- Развивать остроту зрения, мускулатуру кисти руки, координацию руки под
контролем глаз.
1
-
Установить
партнёрские
отношения
с
семьёй
каждого
воспитанника;
объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу
взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
-
Активизировать
и
обогащать
воспитательные
умения
родителей;
поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Ход занятия
Дети заходят в зал под музыку.
Ведущий: Ребята, а сегодня у нас гостей, да с разных волостей.
Поздороваемся с ними.
Здравствуйте!
Веселья вам, да радости.
Удобно ли вам гости дорогие?
Всем ли вам видно?
Всем ли слышно?
У нас для каждого из вас найдётся местечко и словечко.
Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус.
С
давних
времён
у
русского
народа
был
обычай
–
устраивать
весёлые
ярмарки, на которые съезжались из разных мест мастера и покупатели – себя
показать, да на других посмотреть. Вот и наши мастера приготовили товары
на ярмарку. Самое время туда и отправится.
Эй, вы люди добрые!
Слушайте! Слушайте! Слушайте!
Как у нас бывало на святой Руси,
А то не соколы да слетаются,
А то мастера на ярмарку съезжаются!
(Выходят мастера к своим столам.)
Под
русскую
народную
мелодию
с
разных
концов
сцены
выбегают
2
скомороха-зазывалы:
2
1-й скоморох: Внимание, внимание, внимание!
Открывается весёлое гуляние!
Торопись, честной народ!
Тебя ярмарка зовёт!
2-й скоморох: На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда.
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!
1-й скоморох: Что душа твоя желает,
Всё на ярмарке найдёшь.
Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдёшь.
2-й скоморох: Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей.
Народ собирается.
Наша ярмарка открывается.
(В середине двое скоморохов делают воротца, через них проходят дети.)
- Эй, честные господа!
К нам, пожалуйста, сюда!
- Как у нас ли, тары - бары,
Всяки - разные товары.
- Подходите, подходите!
Посмотрите, посмотрите!
- Кому игрушки!
- Кому баранки!
- Кому платки расписные!
- Небольшой расход, подходи, народ!
Хохломские мастера:
3
Подходите, подходите!
На товары поглядите!
Привезли издалека,
И не кольца, и не брошки –
Расписные чудо – ложки!
А посуда хороша,
Так и радуется душа!
Налетайте! Налетайте!
Покупайте! Покупайте!
Нет изделий краше
Хохломы нашей!
(Игра детей на ложках.)
Ведущий: Солнце красное встаёт к другой лавке спешит народ.
Продавец платков:
Люди! Подходите!
Платки поглядите!
Один красный, другой синий,
А уж третий так хорош,
Покупай-ка на свой грош.
(Танец с платками.)
Ведущий: Пока дружно мы плясали,
Мастера новые приезжали!
Лавку открывают
Гостей к себе зазывают!
Продавец игрушек:
Хоть весь базар обойдёшь
Лучше барынь не найдёшь
Игрушки наши повсюду славятся,
4
Подходи скорее, и вам понравятся.
Продавец тряпичных кукол:
Подходите, подходите!
На товары поглядите.
Привезли издалека
Мы и ситцы и шелка,
Мы и ситцы и шелка,
Обереги, кольца, брошки,
И весёлые куклёшки.
Мои куклы разбирай-ка,
Детям радость доставляй-ка!
Ведущий: Ой, куколки, да какие нарядные. Из чего они сделаны? (из ткани).
Как
такие
куклы
называются?
(тряпичные).
А
вы
бы
хотели
иметь
эту
куколку у себя?
На ярмарке мы побывали. Много интересного видали. А теперь предлагаю
отправиться в мастерскую, где делают кукол.
Мастерица кукол:
Я приглашаю вас в мою горницу, рассаживайтесь поудобнее, всем места
хватит.
Сядем
с
вами
рядком,
да
поговорим
ладком.
Я
вам
столько
интересного и нового расскажу, только слушайте внимательно.
В старину когда-то
Время не теряли.
Вечерами зимними
Много пряли, ткали…
А ещё когда-то
Куколок крутили,
Под рукой что было –
Из того лепили…
5
Глиняное солнышко
Лыком украшали.
Лыковые коники
Избу охраняли,
Козы веселушки
Беды выметали.
Куклы берегиньки
Деточек спасали.
Так из века в век,
Род свой сохраняли
И культуру русскую
Нам передавали.
Дети, посмотрите, какую куклу я вам принесла. Чем эта кукла отличается от
современной? (Она не имеет лица, изготовлена из ткани, связана ниточками.)
Это куколка Колокольчик (куколка Добрых вестей). Родина куколки – Валдай.
У неё три юбки. У человека тоже три царства: медное, серебряное и золотое.
И
счастье
тоже
складывается
из
трёх
частей.
Если
телу
хорошо,
душе
радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив. Эта куколка весёлая,
задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения.
Кукла просто загляденье,
Детям всем на удивленье,
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить
Вам придётся не лениться
И старанье приложить!
Только работа эта хитрая и не у всех в руках спорится, недаром в народе
говорят: «Одной рукой узел не завяжешь». Значит для того, чтобы сделать
куколки нужно помогать друг другу. Нашим детям будут помогать их мамы.
6
Давайте подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика:
Наша куколка гуляла.
(Шагают по столу средний и указательный пальчики.)
И играла, и плясала.
(Шагают по столу безымянный и средний пальчики.)
До чего ж она устала –
(Шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики.)
Забралась под одеяло.
(Ребенок кладёт одну руку на стол, а другой закрывает её.)
Способ изготовления тряпичной куклы:
1.
Берём вату, скатываем шарик.
2.
Шарик кладём в центр большого круга и обвязываем его.
3.
Получилась первая нижняя юбочка (из плотной ткани).
4.
Берём круг поменьше, так же надеваем и обвязываем.
5.
Берём самый маленький круг, обвязываем.
6.
Белый квадратный лоскут для лица складываем противоположными
углами к центру.
7.
Прикладываем сложенный белый лоскут к головке так, чтобы ниже
шеи оставалось примерно 1см подгиба.
8.
Для того, чтобы получились руки, надо загнуть острые кончики внутрь
и сделать манжеты – цветными нитками, завязать на расстоянии 1см от
края.
9.
Надеваем на голову венок.
10.Теперь надеваем косыночку и завязываем её под ручками назад.
Вот и всё, куколки готовы. Посмотрите, какие они красивые и нарядные.
Давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас
сегодня с вами получилось?
Вот все куколки подружки
Не похожи друг на дружку.
7
В сарафанах расписных
Эти куклы наши.
Какую
куклу
мы
с
вами
научились
делать
сегодня?
(тряпичную).
Где
продавали свои изделия мастера? (на ярмарке). Что вам больше всего сегодня
понравилось?
Молодцы, ребята, внимательно слушали, много запомнили, да и работу свою
старательно и красиво выполнили. Все старались на славу. У вас получились
замечательные куклы.
Вы кукол не бросайте,
Вы их оберегайте.
Пусть будут они вечно
В доме вашем жить,
Тепло, добро и счастье
Ваше сторожить.
За ваше старание я хочу угостить вас сладкими петушками. А теперь мы с
вами прощаемся, до следующих встреч.
Вот и солнце закатилось –
Наша ярмарка закрылась!
Ведущий: Наши куклы дороги и ярки
Примите их в подарки
Приходите в гости к нам,
Рады мы всегда гостям.
8