Напоминание

" Социальное развитие детей 2-3 лет средствами фольклора"


Автор: Ракшаева Галина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Волошка"
Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: " Социальное развитие детей 2-3 лет средствами фольклора"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Департамент образования Администрации города Ноябрьск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

Учреждение детский сад комбинированного вида «Волошка»

Муниципального образования город Ноябрьск

Консультация для педагогов на тему: «Социальное развитие детей 2-3 лет

средствами фольклора»
Подготовила воспитатель: Ракшаева Галина Владимировн
город Ноябрьск


«Социальное развитие детей 2 – 3 лет средствами фольклора»
Россия конца 20-го начала 21-го веков переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Обращение к своим корням помогает воспитывать в детях духовность, творческое начало. Для педагогического процесса источником духовного наследия является народное творчество – фольклор. Из глубокой древности основное место занимали жанры, объяснявшие мир, сохранившие историю племени, передававшие правила и нормы поведения (мифы, легенды, заговоры, воинские и трудовые песни, пословицы…). Фольклор (folk-lore) в переводе с английского языка означает народная мудрость, народное знание. Понимают этот термин по- разному: иногда за ним подразумевают любое народное искусство – танцы, музыку, резьбу по дереву и даже верования. Российские ученые традиционно называют фольклором только словесное творчество.
Русский фольклор
– словесное искусство народа – народнопоэтическое творчество, устное народное творчество. Фольклорные богатства: песни, сказки, былины, пословицы, загадки – это богатство многих и многих прошедших по земле поколений. О том, как жили люди, что думали, во что верили в самые отдаленные от нас времена, мы узнать можем по устным памятникам. Фольклор возник тогда, когда письменности еще не было. Фольклорное произведение не закреплялось на бумаге. Оно передавалось от человека к человеку устно. Историки считают, что самые старые фольклорные произведения возникли задолго до появления письменности. В летопись фольклорные произведения попали не как художественные произведения, а как исторические документы, свидетельства о том времени, когда еще не могло быть письменных документов. На ранних этапах жизни человечества сказки, легенды, песни пелись и рассказывались с какой-то практической целью. В них сохранялась память о событиях прошлых лет, закреплялся трудовой опыт, наблюдения над явлениями природы. Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором.
Детский фольклор
является средством социального, умственного, нравственного, эстетического, этнического развития детей любого возраста; представляет собой ядро детской культуры, универсальную форму общения между детьми, детьми и взрослыми. Отличительными особенностями фольклора являются коллективность и народность.
Сказки и малые фольклорные жанры:
песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, заклички, все это способствует плодотворному общению детей, взрослого и ребенка, помогает установить добрые и доверительные взаимоотношения, обогащает эмоциональную сферу ребенка.
Малый фольклорный жанр –
это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делают ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляютобычные повседневные дела детей.
Малый фольклорный жанр используется в следующих видах деятельности:

- в обучении правильному произношению; - в приобщении детей к русской национальной культуре; - В непосредственно образовательной деятельности; - в беседах; - в наблюдениях; - в народных подвижных играх; - в играх на развитие мелкой моторики; - в театрализованной деятельности; - в формировании культурно-гигиенических навыков, социально-бытовых, социально- коммуникативных.
По жанровым признакам фольклор делится на четыре раздела:

1.

Музыкальный фольклор
(песенки – прибаутки, песни – перегудки);
2.

Календарный фольклор.
В календарный фольклор входят произведения, связанные с природой, календарными датами, сезонными явлениями;
3.

Потешный фольклор.

Потешный фольклор
– прибаутки, небылицы, дразнилки. Назначение – развеселить, потешить, рассмешить. В них как правило, отражено яркое событие или стремительное действие, передан один какой- либо эпизод
. Небылицы
– особый вид песен со смещением в содержании всех реальных связей и отношений – основанная на вымысле (мужик пашет на свинье, медведь по полю летит и т.д.). Детей в небылицах привлекают комические положения, юмор, рождающие радостные эмоции.
Дразнилки
являются формой проявления детской сатиры и юмора. Прибаутки – короткие по форме (4-8 строф) , забавные песенки, своего рода ритмизованные сказочки. 4.
Игровой фольклор
– синтез диалога, музыкального припева и движения. Ценность народного игрового фольклора состоит именно в том, что он имеет огромный педагогический потенциал в образовательной практике, способствует осуществлению работы по воспитанию детей.
Система работы по социальному развитию детей 2-3 лет реализует следующие задачи:
- повысить уровень коллективного общения детей; - установить связь этнического воспитания со всеми сторонами воспитательного процесса; - повысить эффективность работы воспитателей по формированию навыков общения, удовлетворяющих насущные социальные потребности каждого ребенка.
Решение задач социального развития детей 2-3 лет обеспечивается реализацией следующих

принципов:
1.
Принцип связи содержания занятий с действительностью:
Тема раскрывается через два основных источника: непосредственное восприятие и фольклорные образы, которые
описывая близкие опыту ребенка ситуации, формируют обобщенные представления о действительности. 2.
Принцип деятельного участия:
Формы работы по социальному развитию ребенка раннего возраста предполагают такую организацию его активности, которая позволяет решать определенные образовательные задачи посредством участия детей в разных видах деятельности, объединенным единых единым сюжетом. 3.
Принцип проживания.
Социальное развитие в раннем возрасте непосредственно связано с обогащением эмоциональной сферы детей с освоением ими способов выражения переживания. Введение в жизнь детей в детском саду постоянных фольклорных персонажей позволяет ребенку не просто нечто услышать, узнать, но и эмоционально прожить ситуации, отражающие положительный, социальный опыт, переработать его и сделать своим собственным опытом. 4.
Принцип открытости.
Занятия с детьми представляют открытую систему, которая не предлагается им раз и навсегда в определенном виде. Каждое занятие развивается самими детьми, обогащается их индивидуальным опытом. На любом занятии создаются условия для стимуляции чувств удивления, симпатии, сопереживания, ответственности. Ранний возраст – это период интенсивной перестройки взаимоотношений ребенка с окружающим миром. Дети включаются в новую систему общественных отношений, общения и деятельности. Изменяются социальные требования к поведению ребенка, складывается принципиально иная, чем в младенчестве, система оценки их активности. К концу раннего возраста происходит становление основ стиля поведения и таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, коммуникабельность. Малые жанры фольклора, особенности народных потешек , песенок, как особая ритмическая организация текста, наличие четко выделенного главного персонажа, прямая связь событий, приближенность сюжета или описания к опыту детей позволяет ребенку выступать одновременно и слушателем, и зрителем, и участником. Такая система работы по социальному развитию детей 2-3 лет предполагает формирование у воспитанников социальных навыков по двум направлениям: «Я как член социума», «Я как партнер по общей деятельности», способствует гармоничному развитию личности ребенка в социуме.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!