" Социальное развитие детей 2-3 лет средствами фольклора"
Автор: Ракшаева Галина Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Волошка" Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск Наименование материала: методическая разработка Тема: " Социальное развитие детей 2-3 лет средствами фольклора" Раздел: дошкольное образование
Департамент образования Администрации города Ноябрьск
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
Учреждение детский сад комбинированного вида «Волошка»
Муниципального образования город Ноябрьск
Консультация для педагогов на тему: «Социальное развитие детей 2-3 лет
средствами фольклора»
Подготовила воспитатель:
Ракшаева Галина Владимировн
город Ноябрьск
«Социальное развитие детей 2 – 3 лет средствами фольклора»
Россия конца 20-го начала 21-го веков переживает кризис воспитания подрастающего поколения.
Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения.
Обращение к своим корням помогает воспитывать в детях духовность, творческое начало.
Для педагогического процесса источником духовного наследия является народное творчество –
фольклор. Из глубокой древности основное место занимали жанры, объяснявшие мир,
сохранившие историю племени, передававшие правила и нормы поведения (мифы, легенды,
заговоры, воинские и трудовые песни, пословицы…). Фольклор (folk-lore) в переводе с
английского языка означает народная мудрость, народное знание. Понимают этот термин по-
разному: иногда за ним подразумевают любое народное искусство – танцы, музыку, резьбу по
дереву и даже верования. Российские ученые традиционно называют фольклором только
словесное творчество.
Русский фольклор – словесное искусство народа – народнопоэтическое творчество, устное
народное творчество. Фольклорные богатства: песни, сказки, былины, пословицы, загадки – это
богатство многих и многих прошедших по земле поколений. О том, как жили люди, что думали, во
что верили в самые отдаленные от нас времена, мы узнать можем по устным памятникам.
Фольклор возник тогда, когда письменности еще не было. Фольклорное произведение не
закреплялось на бумаге. Оно передавалось от человека к человеку устно. Историки считают, что
самые старые фольклорные произведения возникли задолго до появления письменности. В
летопись фольклорные произведения попали не как художественные произведения, а как
исторические документы, свидетельства о том времени, когда еще не могло быть письменных
документов. На ранних этапах жизни человечества сказки, легенды, песни пелись и
рассказывались с какой-то практической целью. В них сохранялась память о событиях прошлых
лет, закреплялся трудовой опыт, наблюдения над явлениями природы.
Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит
через знакомство с детским фольклором.
Детский фольклор является средством социального, умственного, нравственного, эстетического,
этнического развития детей любого возраста; представляет собой ядро детской культуры,
универсальную форму общения между детьми, детьми и взрослыми. Отличительными
особенностями фольклора являются коллективность и народность.
Сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы,
поговорки, загадки, заклички, все это способствует плодотворному общению детей, взрослого и
ребенка, помогает установить добрые и доверительные взаимоотношения, обогащает
эмоциональную сферу ребенка.
Малый фольклорный жанр – это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей
и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога,
делают ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляютобычные повседневные
дела детей.
Малый фольклорный жанр используется в следующих видах деятельности:
- в обучении правильному произношению;
- в приобщении детей к русской национальной культуре;
- В непосредственно образовательной деятельности;
- в беседах;
- в наблюдениях;
- в народных подвижных играх;
- в играх на развитие мелкой моторики;
- в театрализованной деятельности;
- в формировании культурно-гигиенических навыков, социально-бытовых, социально-
коммуникативных.
По жанровым признакам фольклор делится на четыре раздела:
1.
Музыкальный фольклор (песенки – прибаутки, песни – перегудки);
2.
Календарный фольклор.
В календарный фольклор входят произведения, связанные с природой, календарными
датами, сезонными явлениями;
3.
Потешный фольклор.
Потешный фольклор – прибаутки, небылицы, дразнилки. Назначение – развеселить,
потешить, рассмешить. В них как правило, отражено яркое событие или стремительное
действие, передан один какой- либо эпизод . Небылицы – особый вид песен со смещением
в содержании всех реальных связей и отношений – основанная на вымысле (мужик пашет
на свинье, медведь по полю летит и т.д.). Детей в небылицах привлекают комические
положения, юмор, рождающие радостные эмоции. Дразнилки являются формой
проявления детской сатиры и юмора. Прибаутки – короткие по форме (4-8 строф) ,
забавные песенки, своего рода ритмизованные сказочки.
4.
Игровой фольклор – синтез диалога, музыкального припева и движения. Ценность
народного игрового фольклора состоит именно в том, что он имеет огромный
педагогический потенциал в образовательной практике, способствует осуществлению
работы по воспитанию детей.
Система работы по социальному развитию детей 2-3 лет реализует следующие задачи:
- повысить уровень коллективного общения детей;
- установить связь этнического воспитания со всеми сторонами воспитательного процесса;
- повысить эффективность работы воспитателей по формированию навыков общения,
удовлетворяющих насущные социальные потребности каждого ребенка.
Решение задач социального развития детей 2-3 лет обеспечивается реализацией следующих
принципов:
1.
Принцип связи содержания занятий с действительностью: Тема раскрывается через два
основных источника: непосредственное восприятие и фольклорные образы, которые
описывая близкие опыту ребенка ситуации, формируют обобщенные представления о
действительности.
2.
Принцип деятельного участия: Формы работы по социальному развитию ребенка раннего
возраста предполагают такую организацию его активности, которая позволяет решать
определенные образовательные задачи посредством участия детей в разных видах
деятельности, объединенным единых единым сюжетом.
3.
Принцип проживания. Социальное развитие в раннем возрасте непосредственно связано с
обогащением эмоциональной сферы детей с освоением ими способов выражения
переживания. Введение в жизнь детей в детском саду постоянных фольклорных
персонажей позволяет ребенку не просто нечто услышать, узнать, но и эмоционально
прожить ситуации, отражающие положительный, социальный опыт, переработать его и
сделать своим собственным опытом.
4.
Принцип открытости. Занятия с детьми представляют открытую систему, которая не
предлагается им раз и навсегда в определенном виде. Каждое занятие развивается самими
детьми, обогащается их индивидуальным опытом. На любом занятии создаются условия
для стимуляции чувств удивления, симпатии, сопереживания, ответственности.
Ранний возраст – это период интенсивной перестройки взаимоотношений ребенка с
окружающим миром. Дети включаются в новую систему общественных отношений,
общения и деятельности. Изменяются социальные требования к поведению ребенка,
складывается принципиально иная, чем в младенчестве, система оценки их активности. К
концу раннего возраста происходит становление основ стиля поведения и таких качеств
личности, как самостоятельность, инициативность, коммуникабельность.
Малые жанры фольклора, особенности народных потешек , песенок, как особая
ритмическая организация текста, наличие четко выделенного главного персонажа, прямая
связь событий, приближенность сюжета или описания к опыту детей позволяет ребенку
выступать одновременно и слушателем, и зрителем, и участником.
Такая система работы по социальному развитию детей 2-3 лет предполагает
формирование у воспитанников социальных навыков по двум направлениям: «Я как член
социума», «Я как партнер по общей деятельности», способствует гармоничному развитию
личности ребенка в социуме.