Автор: Ордина Людмила Алексеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: школа-интернат "Красные Зори" Населённый пункт: г. Петергоф Наименование материала: конспект урока Тема: "Общее понятие о глаголе" Раздел: начальное образование
Открытый урок по русскому языку
Дата проведения: 12 февраля 2016 года
Учащиеся: 4 «Б-1» класса школа-интернат «Красные Зори»
Учитель: Ордина Людмила Алексеевна
Тема урока : Общее понятие о глаголе
Цель : обобщить знания о грамматических особенностях глагола, об его роли в языке,
совершенствовать умение распознавать изученные части речи
Технология: игровые технологии, ИКТ
Задачи:
Образовательные:
1.
Развивать умение выделять признаки глагола как части речи,
2.
Совершенствовать орфографическую зоркость, память, мышление, внимание,
кругозор учащихся.
Развивающие:
1.
Учить применят полученные знания в конкретной языковой ситуации.
2.
2. Формировать умение употреблять глаголы в речи.
Воспитательные:
Воспитывать интерес и уважение к русскому языку.
Дидактический материал: карточки с личными достижениями,сигнальные карточки,
презентация к уроку, карточки для записи глаголов.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Приложения: №1-карточка самоанализа
№2-карточка «Общее грамматическое значение глагола»
Ход урока.
1.
Орг. момент. Приветствие. Готовность к уроку.
-10.02-день памяти А.С. Пушкина. И мы на уроке будем использовать тексты из его
произведений
-Какие сказки А.С. Пушкина вы читали?
-Кто помнит, что мы учили наизусть?
Презентация.
2.
Эмоциональный настрой:
-Мы уже многое знаем, сегодня продолжим идти дальше, раскрывая тайны русского языка.
Сегодня на уроке мы будем думать, рассуждать, слушать, доказывать, наблюдать.
На уроке ведём себя:поднимаем руки, не выкрикиваем, пользуемся сигнальными карточками.
За правильный ответ я буду выдавать жетон.
3. О карточке личных достижений .(приложение1)
4. Новый материал:
-Запишите число в тетради. Какие орфограммы вы видите?
а).Словарные слова из стих. А. Пушкина:
-Из каких сказок? Какие словарные слова?+ чистописание (карточки на доску)
1). Так светло и так душисто
Так румяно, золотисто,
Будто мёдом налилось!
Видны семечки насквозь... ( яблоко)
2). Под столицей, близ ворот,
С шумом встретил их народ (столица)
3). … то по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашуршит,
То, как путник запоздалый,
Вдруг в окошко застучит. (солома)
4). Там Царь Кощей над златом чахнет,
Там русский дух...
Там Русью пахнет! (русский)
б).Актуализация знаний. Введение в тему.
-Какие части речи мы уже знаем?
-А сегодня мы продолжим познакомиться с ещё одной частью речи
в).Решение кроссворда (слайд):
-Я вам буду читать задания, а вы вставляйте отгадку в каждое задание. В результате вы
определите ключевое слово.
1.
Вот открыл царевич очи,
отрясая грёзы ночи
И, дивясь перед собой
Видит (город) он большой.
2.
Пушки с пристани палят,
(Кораблю) пристать велят.
3.
Царь Дадон к шатру спешит
Что за страшная (картина)!
Перед ним его два сына...
4.
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснётся в скором беге
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три (богатыря)
5.
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет,
Торговали мы не даром
Неуказанным товаром,
А лежит нам путь далёк:
Восвояси на (восток)
6. (Белка) песенки поёт,
Да орешки всё грызёт.
-Какое слово получилось?
Да, мы сегодня будем говорить о глаголе.
-Слово ГЛАГОЛ в старославянском языке означало слово РЕЧЬ. Предки наши
рассматривали его как слово из слов-важнейший вид слова. Ведь глагол одна из двух частей
речи, без которых не построишь предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений.
-О каких частях речи говорит автор? (О сущ-ном и глаголе)
По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного.
-Чем является глагол в русском языке? (частью речи)
-Чем особенна эта часть речи? (рассказывает о действиях, обозначает действия)
г). - Сформулируйте тему урока . («Общие сведения о глаголе») (слайд)
(слайд) Наша цель: обобщить знания о глаголе, учиться распознавать его в речи.
д). Работа по учебнику.
Упр. 1 с 50 (-Эти слова сущ или глагол? От чего зависит?
(-Подумайте, что обозначают ? На какой вопрос отвечают?)
Упр. 5 с 51-выполнить.
-На какой вопрос отвечает?
-Что обозначает?
Упр. 6,7 выполнить (-Из какой сказки эти строки?)
е). Запись глаголов в таблицу на карточке «Общее грамматическое значение глагола»
(приложение№2)(на парте): работа в парах (-Можно тихо советоваться)
-Первые 7 слов пишет один человек, остальные слова сосед по парте.
-Я диктую слова, а вы записываете в определённую колонку: знобить, плавать,
повторять,ремонтировать, радоваться, мечтать, учиться, собирать, подморозить,
чувствовать,проговаривать, шагать, вечереть, выращивать, путешествовать
-Придумайте по одному глаголу к каждому значению
Проверка выполнения задания в парах. (отвечает несколько человек)
-У кого так? (зелёная карточка)
Физкультминутка: (1 человек показывает)
5. Закрепление :
а).Работа с текстом стихотворения: (пропущены орфограммы) (слайд)
! Обратите внимание, что у Пушкина в тексте устаревшие слова.!
-Посмотрите на слайд, здесь изменены строки из произведения А.С. Пушкина:
-Вставьте глаголы и орфограммы
1.
В сени...цар_-_тец.
Все... во дв_рец.
2.
Белка песенки...,
Да _решки всё …
3.
Тут он очен_ …,
Шмелем княз_...,
… и …
4.
Под с_сной... там
На с_едение в_лкам
Проверьте (слайд):
1.
В сени вышел царь-отец.
Все пустились во дворец
2.
Белка песенки поёт,
Да орешки всё грызёт.
3.
Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился,
Полетел и зажужжал.
4.
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
б). Работа над предложениями:
3. запись и разбор 2,4 отрывков по членам и по частям речи (с записью на доске)
4. фонетический разбор: очень (с записью на доске)
5. разбор по составу:съедение (с записью на доске)
6. морфологический разбор: местоимения- он
существительного-под сосной
прилагательного-( к сущ-му под сосной)-большой
-Найдите глаголы.
-Каким членом предложения являются глаголы?
-На какие вопросы отвечают глаголы в этих предложениях?
-Что обозначают эти глаголы?
6. Занимательность:
1.
(слайды)- Подберите глаголы к действиям животных. (запись в тетрадях)
2.
(рисунки детей) -Подберите глаголы по рисункам.
3.
Придумать глаголы по алфавиту.
7. Минутка для памяти:
-Я сама очень люблю стихотворения Пушкина, он очень современный поэт.
Вот послушайте и подумайте, какая мысль здесь главная и что она обозначает:
-Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день отчаянья смирись.
День веселья , верь, настанет.
Сердце в будущем живёт,
Настоящее уныло.
Всё мгновенно, всё пройдёт.
Что пройдёт, то будем мило.( учитель читает 2 раза)
-Запишите по памяти наиболее понравившиеся вам строки.
Учащиеся пишут. Затем несколько человек читают написанное.
8. Итог урока.
-С какой частью речи мы сегодня познакомились?
-Мы достигли цель нашего урока?
Расскажите о глаголе:-глагол-это...
-отвечает на вопросы...
-обозначает....
-в предложении бывает...
9. Рефлексия:
-Какие чувства у вас после нашего урока? (смайлик в тетрадь)
-Заполните карточку самоанализа.
-У кого всё получилось, что он хотел? СПАСИБО за урок!
10. Домашнее задание и выставление отметок (по жетонам)
-Запишите 6 предложений в тетрадь на тему «Мои любимое произведение А.С. Пушкина»
Приложения
№1
Карточка самоанализа
Хотел бы достичь У меня получилось
Работать старательно и активно
Выполнять записи в тетради аккуратно и без ошибок
Узнать что-то новое для себя
Порадоваться за товарищей
Получить похвалу от учителя
№2
Карточка «Общее грамматическое значение глагола»
Обозначают
Вопрос: что делать?
Вопрос: что сделать?
Действие предмета
Трудовая деятельность
человека
Умственная деятельность
Состояние предмета
Изменение признака
Перемещение в пространстве
Состояние природы