Напоминание

Речевое развитие ребенка


Автор: Глушкова Наталья Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №21 детский сад "Колокольчик"
Населённый пункт: город Искитим, Новосибирской области
Наименование материала: статья
Тема: Речевое развитие ребенка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Речевое развитие ребенка Глушкова Наталья Алексеевна – учитель-логопед МБДОУ №21 д/»Колокольчик», город Искитим Речь является важнейшей функцией человека. Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих действий. Нередко дети, умственно и физически правильно развивающиеся, с неправильным произношением многих звуков отстают в развитии. Их речь малопонятна и нарушает контакт с окружающими, мешает формированию фразовой речи, сказывается на логическом мышлении. Не все дети-дошкольники самостоятельно осваивают правильное произношение отдельных звуков русского языка, а взрослые не всегда улавливают на слух искаженное произношение звуков или не придают ему особого значения, полагая, что с возрастом эти недостатки сами собой исправятся. Иногда взрослые, для исправления произношения, предлагают детям трудный и неудачно подобранный материал, например, всем известную скороговорку «Ехал Грека через реку…». Еще острее встает вопрос о чистоте детской речи с приходом в школу, где недостатки речи могут вызвать неуспеваемость ученика. Особенно важным для ребенка становится чистое произношение звуков и слов, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью устанавливается тесная связь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как они говорят. Если ребёнок говорит «сапка» вместо шапка, он так и пишет. Поэтому, чем раньше мы научим говорить ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе. Ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш научается говорить, - правильно и четко, как и взрослые, произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли – нельзя однозначно. Овладение речевой системой предполагает сложный и многосторонний психический процесс. Начинается формирование речи:
- когда головной мозг, слух, речедвигательный, голосовой аппарат, органы дыхания ребенка достигнут определенного уровня развития; -когда есть речевая среда; -когда у самого ребенка появилась потребность к пользованию речи, как основным способом общения со сверстниками, близкими. На первоначальных этапах речевого развития малыш подражает звукам и словам окружающих его взрослых. Постепенно он обогащает свой словарь, формируется правильное произношение звуков речи. В овладении речью важна языковая способность ребёнка. В процессе овладения речью у ребёнка вырабатывается определённое чувство языка. Он усваивает определённые правила и законы грамматики: изменяет слова – дерево-деревья, лист-листья, окно-окон, шел-пошел-пошла; строит различные по конструкции предложения, связывая слова по правилам грамматики. Отмечая существование у ребенка определённого чувства языку, К.И. Чуковский отмечает: «Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребёнок как ни в чем не бывало ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов и при этом даже не замечая своей колоссальной работы. У взрослого лопнул бы череп, если бы ему пришлось в такое малое время усвоить то множество грамматических форм, которые так легко и свободно усваивает двухлетний «лингвист». Точное воспроизведение звука возможно лишь в том случае, если произносительные органы ребенка, и прежде всего артикуляционный аппарат, в состоянии изменять соответствующее положение, имеют достаточную подвижность мышц, принимающих участие в их образовании. Для произнесения одних требуется простая установка артикуляционного аппарата, для произнесения других – более сложная. Поэтому малыш и усваивает сначала те звуки, которые более легки для произношения, более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позже. В процессе усвоения звуков речи существует определённая последовательность их появления, в основе которой лежит степень артикуляционной трудности. На ранних этапах речевого развития ребёнок заменяет сложные звуки простыми, т.е. их появление происходит через промежуточные звуки. В 2,5-3 года вместо звука ш ребёнок сначала может произносить звуки ть, т(«тяпка», «тапка» вместо шапка), в 3-4 года – звуки сь, с(«сяпка», «сапка»), затем может быть смягченное произнесение звука ш как
шь («шяпка») и к 4-5 годам он может усвоить этот звук и правильно его произносить. Тоже самое может происходить и при усвоении других звуков. Усвоение звука ц происходит через такие промежуточные звуки: ть-сь-с-тс- тц(«теплёнок»-«сыплёнок»-«тсыплёнок»-«тцыплёнок»-цыплёнок). Конечно, данная система заменителей не является обязательной для всех детей. Усвоение правильного звукопроизношения происходит в течение довольно длительного времени – от 3 до 5 лет, другие усваивают их несколько позже – к 5-6 годам. В развитии речи ребенка наблюдаются определенные закономерности, которые выражаются в постепенности процесса. Условно процесс овладения ребенком речью делится на несколько этапов: 1. Подготовительный этап – происходит дозревание отделов речевого аппарата, принимающего участие в речевом акте: центрального отдела – кора головного мозга, и периферического – органов слуха и органов, участвующих в звукопроизношении – дыхания, голоса, артикуляции. 2. Этап развития понимания речи и появления первых осмысленных слов. 3. Этап приобретения достаточного количества словарного запаса. 4. Этап перехода к использованию фразовой речи. 5. Этап умения пользоваться монологической речью, правильного грамматического её оформления, четкого и внятного произнесения звуков и слов. Все возрастные неправильности произношения в норме исчезают у детей к 4- 5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием взрослых и их педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить и начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи. Очень важно, чтобы окружающая речевая среда была полноценной, т.е. и родители, и воспитатели говорили внятной правильно. Совершенно недопустимо, когда в семье взрослые лепечут, сюсюкают с малышом, пытаясь подлаживаться к его языку. Такое общение ведет ребенка к овладению неправильным звукопроизношением и надолго закрепляет его недостатки. Воспитатели детского сада под руководством логопеда должны следить за процессом формирования у детей правильного звукопроизношения начиная с младшего дошкольного возраста. На занятиях, во время прогулок, режимных моментов необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, четкой и
внятной. Для этого должны проводится игры и занятия, направленные на выработку у детей четкой дикции и правильного звукопроизношения. Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и следить за движениями губ, языка. В дальнейшем необходимо развивать у детей слуховое внимание и фонематическое восприятие. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция способствует лучшему фонематическому восприятию. Ознакомление дошкольников со звуками речи целесообразно осуществлять в игровой форме, связывая каждый звук с каким-то конкретным образом (з - песенка комара, с – песенка водички, ж – жужжание жука, р – работа мотора машины, ш – шипение гуся, л – полет самолета и т.п.). Большой эффект дает использование шуток – чистоговорок, которые с огромным интересом слушаются детьми, запоминаются и повторяются («Са- са-са – вот летит оса, ра-ра-ра- мы поймали комара и т.д.»). Очень полезны детям игры- звукоподражания. Так, малыши, как лошадки, цокают копытами, жужжат, как пчелы, тикают, как часики, рычат, как тигры и т.д. Такая систематическая работа позволяет развивать у детей правильное звукопроизношение и предупреждает возникновение речевой патологии. Литература 1. Основы теории и практики логопедии /Под ред.проф. Р.Е.Левиной. - М., 1968. 2. Логопедия/под ред. Проф. Л.С.Волковой. – М., «Просвещение», 1989. 3. Логопедия .Правдина О.В. -2-е изд.- М.,1973. 4. Логопедия. Хватцев М.Е. - М., 1951. 5. Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. – М.,1969. 6. Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. М., 1969. 7. Семенова К.А., Мастюкова Е.М.,Смуглин М.Я.Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. – М., 1972. 8. Власова Н.А.,Беккер К.П. Заикание.- М., 1983. 9. Зееман М., Растройства речи в детском возрасте .-М.,1962. 10.Лурия А.Р.Основные проблемы нейролингвистики.- М., 1975.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!