Автор: Глушкова Наталья Алексеевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ №21 детский сад "Колокольчик" Населённый пункт: город Искитим, Новосибирской области Наименование материала: статья Тема: Речевое развитие ребенка Раздел: дошкольное образование
Речевое развитие ребенка
Глушкова Наталья Алексеевна – учитель-логопед
МБДОУ №21 д/»Колокольчик», город Искитим
Речь является важнейшей функцией человека. Ребёнок не рождается со
сложившейся речью. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к
понятийному мышлению, к обобщенному отражению действительности, к
осознанию, планированию и регуляции своих действий.
Нередко дети, умственно и физически правильно развивающиеся, с
неправильным произношением многих звуков отстают в развитии. Их речь
малопонятна и нарушает контакт с окружающими, мешает формированию
фразовой речи, сказывается на логическом мышлении.
Не все дети-дошкольники самостоятельно осваивают правильное
произношение отдельных звуков русского языка, а взрослые не всегда
улавливают на слух искаженное произношение звуков или не придают ему
особого значения, полагая, что с возрастом эти недостатки сами собой
исправятся. Иногда взрослые, для исправления произношения, предлагают
детям трудный и неудачно подобранный материал, например, всем известную
скороговорку «Ехал Грека через реку…».
Еще острее встает вопрос о чистоте детской речи с приходом в школу, где
недостатки речи могут вызвать неуспеваемость ученика. Особенно важным
для ребенка становится чистое произношение звуков и слов, когда он
начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и
орфографической грамотностью устанавливается тесная связь. Младшие
школьники преимущественно пишут так, как они говорят. Если ребёнок
говорит «сапка» вместо шапка, он так и пишет.
Поэтому, чем раньше мы научим говорить ребенка говорить правильно, тем
свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
Ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш научается говорить,
- правильно и четко, как и взрослые, произносить звуки, связывать между
собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности
предложения, связно, последовательно излагать свои мысли – нельзя
однозначно. Овладение речевой системой предполагает сложный и
многосторонний психический процесс. Начинается формирование речи:
- когда головной мозг, слух, речедвигательный, голосовой аппарат, органы
дыхания ребенка достигнут определенного уровня развития;
-когда есть речевая среда;
-когда у самого ребенка появилась потребность к пользованию речи, как
основным способом общения со сверстниками, близкими.
На первоначальных этапах речевого развития малыш подражает звукам и
словам окружающих его взрослых. Постепенно он обогащает свой словарь,
формируется правильное произношение звуков речи.
В овладении речью важна языковая способность ребёнка. В процессе
овладения речью у ребёнка вырабатывается определённое чувство языка. Он
усваивает определённые правила и законы грамматики: изменяет слова –
дерево-деревья, лист-листья, окно-окон, шел-пошел-пошла; строит
различные по конструкции предложения, связывая слова по правилам
грамматики. Отмечая существование у ребенка определённого чувства языку,
К.И. Чуковский отмечает: «Страшно подумать, какое огромное множество
грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребёнок как ни
в чем не бывало ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по
рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов и при этом даже не
замечая своей колоссальной работы. У взрослого лопнул бы череп, если бы
ему пришлось в такое малое время усвоить то множество грамматических
форм, которые так легко и свободно усваивает двухлетний «лингвист».
Точное воспроизведение звука возможно лишь в том случае, если
произносительные органы ребенка, и прежде всего артикуляционный аппарат,
в состоянии изменять соответствующее положение, имеют достаточную
подвижность мышц, принимающих участие в их образовании. Для
произнесения одних требуется простая установка артикуляционного
аппарата, для произнесения других – более сложная. Поэтому малыш и
усваивает сначала те звуки, которые более легки для произношения, более
сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позже.
В процессе усвоения звуков речи существует определённая
последовательность их появления, в основе которой лежит степень
артикуляционной трудности. На ранних этапах речевого развития ребёнок
заменяет сложные звуки простыми, т.е. их появление происходит через
промежуточные звуки. В 2,5-3 года вместо звука ш ребёнок сначала может
произносить звуки ть, т(«тяпка», «тапка» вместо шапка), в 3-4 года – звуки сь,
с(«сяпка», «сапка»), затем может быть смягченное произнесение звука ш как
шь («шяпка») и к 4-5 годам он может усвоить этот звук и правильно его
произносить. Тоже самое может происходить и при усвоении других звуков.
Усвоение звука ц происходит через такие промежуточные звуки: ть-сь-с-тс-
тц(«теплёнок»-«сыплёнок»-«тсыплёнок»-«тцыплёнок»-цыплёнок).
Конечно, данная система заменителей не является обязательной для всех
детей. Усвоение правильного звукопроизношения происходит в течение
довольно длительного времени – от 3 до 5 лет, другие усваивают их
несколько позже – к 5-6 годам.
В развитии речи ребенка наблюдаются определенные закономерности,
которые выражаются в постепенности процесса.
Условно процесс овладения ребенком речью делится на несколько этапов:
1.
Подготовительный этап – происходит дозревание отделов речевого
аппарата, принимающего участие в речевом акте: центрального отдела
– кора головного мозга, и периферического – органов слуха и органов,
участвующих в звукопроизношении – дыхания, голоса, артикуляции.
2.
Этап развития понимания речи и появления первых осмысленных слов.
3.
Этап приобретения достаточного количества словарного запаса.
4.
Этап перехода к использованию фразовой речи.
5.
Этап умения пользоваться монологической речью, правильного
грамматического её оформления, четкого и внятного произнесения
звуков и слов.
Все возрастные неправильности произношения в норме исчезают у детей к 4-
5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием
взрослых и их педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда
ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как
следует говорить и начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи.
Очень важно, чтобы окружающая речевая среда была полноценной, т.е. и
родители, и воспитатели говорили внятной правильно. Совершенно
недопустимо, когда в семье взрослые лепечут, сюсюкают с малышом,
пытаясь подлаживаться к его языку. Такое общение ведет ребенка к
овладению неправильным звукопроизношением и надолго закрепляет его
недостатки. Воспитатели детского сада под руководством логопеда должны
следить за процессом формирования у детей правильного
звукопроизношения начиная с младшего дошкольного возраста. На занятиях,
во время прогулок, режимных моментов необходимо очень внимательно
следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, четкой и
внятной. Для этого должны проводится игры и занятия, направленные на
выработку у детей четкой дикции и правильного звукопроизношения.
Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки
смотреть во время речи на собеседника и следить за движениями губ, языка.
В дальнейшем необходимо развивать у детей слуховое внимание и
фонематическое восприятие. Точное слуховое восприятие звука стимулирует
правильное произношение, а правильная артикуляция способствует лучшему
фонематическому восприятию.
Ознакомление дошкольников со звуками речи целесообразно
осуществлять в игровой форме, связывая каждый звук с каким-то конкретным
образом (з - песенка комара, с – песенка водички, ж – жужжание жука, р –
работа мотора машины, ш – шипение гуся, л – полет самолета и т.п.).
Большой эффект дает использование шуток – чистоговорок, которые с
огромным интересом слушаются детьми, запоминаются и повторяются («Са-
са-са – вот летит оса, ра-ра-ра- мы поймали комара и т.д.»). Очень полезны
детям игры- звукоподражания. Так, малыши, как лошадки, цокают копытами,
жужжат, как пчелы, тикают, как часики, рычат, как тигры и т.д.
Такая систематическая работа позволяет развивать у детей правильное
звукопроизношение и предупреждает возникновение речевой патологии.
Литература
1.
Основы теории и практики логопедии /Под ред.проф. Р.Е.Левиной. - М.,
1968.
2.
Логопедия/под ред. Проф. Л.С.Волковой. – М., «Просвещение», 1989.
3.
Логопедия .Правдина О.В. -2-е изд.- М.,1973.
4.
Логопедия. Хватцев М.Е. - М., 1951.
5.
Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. –
М.,1969.
6.
Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков.
М., 1969.
7.
Семенова К.А., Мастюкова Е.М.,Смуглин М.Я.Клиника и
реабилитационная терапия детских церебральных параличей. – М.,
1972.
8.
Власова Н.А.,Беккер К.П. Заикание.- М., 1983.
9.
Зееман М., Растройства речи в детском возрасте .-М.,1962.
10.Лурия А.Р.Основные проблемы нейролингвистики.- М., 1975.