Автор: Привалова Елена Петровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Студенокская средняя общеобразовательная школа" Населённый пункт: Курская область, Рыльский район Наименование материала: статья Тема: Особенности восприятия младших школьников Раздел: начальное образование
Особенности восприятия младших школьников
Способность ребенка успешно включиться в процесс школьного обучения во
многом зависит от уровня развития его восприятия, или сенсорного развития.
Восприятие является основой познавательной деятельности, поэтому
нормальное умственное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное
восприятие.
Как правило, дети, поступающие в школу, обладают достаточным уровнем
сенсорной культуры. У них имеются довольно полные представления о сенсорных
эталонах. Сенсорные эталоны - это созданные человеческой культурой
общепринятые образцы внешних свойств предметов. Так, для зрительного
восприятия выработаны сенсорные эталоны цвета- хроматические цвета - 7
основных цветов спектра и их оттенки; ахроматические цвета - белый, серый,
черный; эталоны формы - геометрические фигуры; эталоны величины -
метрическая система мер. В области слухового восприятия эталонами являются
звуковысотные отношения, фонемы родного языка. Соответствующие эталоны
существуют во вкусовом, обонятельном восприятии.
К концу дошкольного возраста ребенок может пользоваться сенсорными
эталонами как своеобразными единицами измерения, мерками при оценке
различных свойств окружающих предметов. Он различает цвета, формы, ве-
личину предметов, их расположение в пространстве; может правильно назвать
цвета и формы предметов, верно соотнести их по величине; умеет изобразить
основные формы, раскрасить изображение в заданный цвет.
Развитое восприятие имеет принципиальное значение для усвоения
школьных дисциплин. Так, формирование элементарных математических
представлений предполагает знание геометрических форм, умение сравнивать по
величине. Для усвоения грамоты (первоначальных навыков письма и чтения)
огромную роль играет фонематический слух, позволяющий дифференцировать
звуки родной речи, а также способность к точному зрительному восприятию
начертаний букв. Например, встречающаяся иногда у детей замена букв или цифр,
похожих по написанию (и - н, 9 и 6 и др.), может быть обусловлена недостатками
в развитии зрительного восприятия. Уроки природоведения, рисования, труда,
физкультуры также требуют развитого восприятия.
Психологические исследования показывают, что к началу младшего
школьного возраста восприятие детей, несмотря на его большие возможности,
еще очень несовершенно. Это связано с тем, что примерно до 7 лет восприятие
ребенка носит глобальный характер: в сложной фигуре ребенок воспринимает
только впечатление целого, без анализа частей, без синтеза их отношений. По
словам Ж.Пиаже, ребенок хочет увидеть сразу все.
Слабая дифференцированность восприятия в начале младшего школьного
возраста проявляется и в том, что дети, так же как и в дошкольном возрасте,
выделяют при рассматривании предметов наиболее яркие, бросающиеся в глаза
свойства. Напомним, что описанные ранее феномены Ж. Пиаже обусловлены
доминированием в восприятии отдельных признаков, без учета и соотнесения их с
остальными.
Совершенствование детского восприятия происходит по пути
развития перцептивной активности ребенка. Перцептивная активность
предполагает целенаправленное, систематическое исследование воспринимаемого
предмета с целью выделения и анализа наиболее существенных его признаков и
построения на этой основе целостного образа. Так, при зрительном восприятии
предмета или его изображения глаз совершает многочисленные обследующие
движения вдоль контура рассматриваемой фигуры с фиксацией наиболее
примечательных, важных для ее опознания частей.
Исследования показывают, что перцептивные действия развиваются с
возрастом: в частности, дети 9-10 лет лучше исследуют фигуры, устанавливают
связи между частями изображения и в целом производят рассматривание более
точно и адекватно, чем дети 5-6 лет.
Более высокая целенаправленность, управляемость восприятия в младшем
школьном возрасте обусловлена тем, что под влиянием развивающегося
мышления «восприятие становится думающим». Именно это позволяет ребенку
успешно анализировать различные свойства предметов и сопоставлять их друг с
другом (анализирующее восприятие).
Для того чтобы младшие школьники более точно анализировали качества
воспринимаемых объектов, их необходимо специально обучать наблюдению. Как
отмечает Л.Ф. Обухова, «молодые учителя часто недооценивают те трудности,
которые испытывает ребенок при восприятии нового объекта. Нужно учить детей
рассматривать объект, нужно руководить восприятием. Для этого у ребенка необ-
ходимо создавать предварительное представление, предварительный поисковый
образ для того, чтобы ребенок смог увидеть то, что нужно. Примеры этого просты,
они вырабатываются тысячелетиями: необходимо указкой вести взор ребенка за
собой. Мало иметь наглядный материал, нужно научить его видеть».
При соответствующем обучении к концу младшего школьного возраста
появляется синтезирующее восприятие, позволяющее (с опорой на интеллект)
устанавливать связи между элементами воспринимаемого. На этом этапе развития
восприятия ребенок способен не только дать точное, целостное описание
изображения (например, картинки), но и дополнить его объяснением
изображенного события или явления.
Проблема управления восприятием в младшем школьном возрасте
непосредственно связана с вопросом о наглядности в обучении. Принцип
наглядности является одним из основных в начальной школе. В целом он
адекватен особенностям психического развития младших школьников, мышление
которых, особенно на первых этапах обучения, имеет преимущественно наглядно-
образный характер.
Однако парадокс заключается в том, что наглядность учебного материала
может не только помогать, но и препятствовать процессу усвоения знаний,
затруднять возможность выделения учебной задачи, овладения мыслительными
действиями.
Можно выделить по меньшей мере две функции наглядного материала в
учебном процессе:
1) обогащать впечатления учащихся, расширять их чувственный опыт, делать
более живыми, конкретными, красочными и точными представления о
недостаточно известном круге явлений (демонстрация фотографий и кинофиль-
мов о живой природе, исторических событиях и т.п.);
2) решать конкретную педагогическую задачу (при обучении счету, на уроках
русского языка и т.п.).
Именно во втором случае существует вероятность того, что наглядный
материал не будет выступать для учащихся опорой, средством для совершения
необходимых умственных действий, а станет восприниматься ими непосредствен-
но как самостоятельный предмет восприятия и умственной активности.
Это хорошо иллюстрирует пример, приведенный А.Н. Леонтьевым. Для
урока математики учитель тщательно подготовил таблицы, которые должны были
служить пособием при изучении в 1 классе чисел и операций с количествами в
пределах десятка. Таблицы эти отличались не принципом построения, а
тщательностью выполнения и характером изображенных на них предметов. Так,
на одной таблице были изображены танки и зенитные пушки, что, по замыслу
преподавателя, делало данное пособие интересным, легко привлекающим
внимание учащихся, максимально конкретным и жизненным (дело происходило в
годы Великой Отечественной войны).
Тем не менее с психологической точки зрения это замечательно
выполненное пособие оказалось не вполне грамотным, так как не могло
обеспечить решение той педагогической задачи, которую ставил учитель - обучить
детей счету. Ярко раскрашенные, «почти как настоящие» танки интересовали
детей куда больше, чем счетные операции. Счет требует абстрактного действия,
отвлечения от предметного содержания, а это тем труднее, чем оно богаче. Как
отмечал А.Н.Леонтьев, «считать неинтересные карандаши ребенку
психологически легче, чем считать интересные танки. Когда ребенок отвлечен от
формального количественного признака другими, содержательными признаками
тех же предметов, то овладеть его активностью даже труднее, чем в том случае,
когда он отвлечен чем-нибудь посторонним, когда он, например, просто смотрит в
окно, здесь можно потребовать, чтобы он смотрел на доску; в первом же случае
все его внимание сосредоточено на пособии, но в его сознании не количества, не
соотношения их, а военные образы; будучи внешне обращен к тому же, что и
учитель, внутренне он идет, однако, не за ним, а за предметным содержанием,
изображенным на таблице» .
Таким образом, при использовании наглядного материала необходимо
соотносить его содержание и форму презентации с конкретной педагогической
задачей.
Подводя
итог
вышесказанному
можно
утверждать,
что
зрительное
восприятие тесно переплетается с развитием зрительной памяти и мышления
младших школьников. При определении средств развития зрительного восприятия
младших
школьников
следует
исходить
из
основных
положений
возрастных
особенностей младших школьников. Развитие зрительного восприятия в целом -
процесс необратимый. Однако уточним, что учащиеся младших классов, особенно
в начале обучения очень восприимчивы к внешнему воздействию. И, если это
положительное
воздействие
приостановлено,
то
процесс
развития
данного
качества
может
не
только
замедлиться,
но
и
прекратится.
Учитывая
индивидуальные
психолого-педагогические
и
физиологические
особенности
младших
школьников,
их
способности
и
условия
обучения,
целесообразно
комплексное развитие зрительного восприятия, что, несомненно, станет залогом
жизненного успеха сегодняшних младших школьников.