Автор: Чучков Алексей Сергеевич Должность: учитель физики Учебное заведение: МОУ СОШ с. Перевесинка Турковского района Саратовской области Населённый пункт: с. Перевесинка Наименование материала: доклад Тема: Внеурочная работа по физике Раздел: среднее образование
2016-2017 учебный год
Внеурочная работа – обязательное звено учебно-воспитательного процесса.
Она позволяет учителю в увлекательной форме показать учащимся связь
между
наукой
и
жизнью,
разнообразие
физических
явлений
в
природе,
научить ребят находить и объяснять их в обыденной жизни. Комфортная,
творческая
атмосфера
внеклассного
мероприятия
даёт
учащимся
во зм ож н о с т ь
п р оя в и т ь
с м е ка л ку,
т во рч е с ку ю
а кт и в н о с т ь
и
самостоятельность,
а
учителю
–
расширить
и
углубить
знания
ребят,
полученные на уроках.
Во
внеурочной
работе
складываются
благоприятные
условия
для
привлечения
разнообразных
форм
занимательной
физики.
На
уроке
занимательные
средства
активизируют
мыслительную
деятельность
школьников, оживляют изучение материала и способствуют его закреплению.
Во внеклассной же работе занимательные задания способствуют развитию
исследовательского подхода к делу. Важно отметить, что занимательность
развивает
интерес
и
любовь
к
физике,
делает
более
жизнерадостной
и
энергичной деятельность учащихся, создает у детей радостное настроение.
Принимая участие в тех или иных занимательных мероприятиях, школьник
прилагает все свои творческие силы, что способствует обогащению ученика
новыми
знаниями,
расширению
общего
и
физического
кругозора.
Этого
можно добиться, применяя рациональный подход, постепенное усложнение
материала занимательной физики.
Хочется
сказать,
что
игра
является
одним
из
видов
эффективной
познавательной
деятельности,
с
присущим
ей
удовольствием
от
ее
выполнения. Плюс игры состоит еще и в том, что учащиеся осознают , что
высказывают свои знания, предположения по физике в нестандартной для
них ситуации, т. е не на уроке и не боятся это делать, поскольку знают, что не
получат за неправильно данный ответ плохую оценку. Учитель поправит, даст
объяснение
и,
может
быть,
сказанное
учителем
отложится
в
голове
у
учащегося.
Дети проявляют огромный интерес к занимательности, часто многие из них
демонстрируют творческую самодеятельность при составлении задач для
викторин. Учитель должен это поощрять и оказывать им помощь, только
тогда учитель сможет возбудить интерес у учеников к такой непростой науке,
как физика.
Во внеклассных мероприятиях, в которых задействованы многие учащиеся,
формируется атмосфера соревнования, борьбы за лучшее составление задач,
над которыми им пришлось немало поломать голову. К тому же проведение
внеклассных мероприятий способствует сплочению детского коллектива.
Почти
все
формы
занимательной
физики
представляют
собой
массовые
средства
воспитательного
воздействия
на
учащихся.
Каждой
из
них
характерно
свое
построение
и
содержание.
Определяющее
возможность
применения ее в конкретных условиях внеурочных занятий. Практически все
формы занимательной физики несут в себе тот или иной элемент игры.
Несомненно,
привить
интерес,
а
может
и
любовь
к
сложному
предмету
можно только через игру.
Формы
проведения
внеклассной
работы
по
физике
и
их
тематика
разнообразны.
Содержание,
организация
мероприятия,
его
форма
выбираются
с
учётом
возрастных
особенностей
учащихся
и
решаемых
общеобразовательных и воспитательных задач. Это может быть физический
турнир,
который
проводится
как
соревнование
двух
команд,
физический
вечер, предметная неделя, деловая игра, КВН, конкурс газет, презентаций,
кроссвордов,
физическая
развлекательная
игра,
конференция,
физико-
литературный конкурс, викторина, устный журнал. В мероприятии могут
принимать участие ученики параллельных классов, оно может проводиться
как
общешкольное
или
носить
более
камерный
характер.
Может
быть
серьёзным или азартным, озорным, весёлым. В нашей школе проводятся
предметные
недели,
в
течение
которой
ребята
с
большим
азартом
и
увлечением
принимают
участие
в
разнообразных
конкурсах,
сказках,
викторинах.
Ребятам
очень
нравится
оформлять
предметную
газету.
Внеклассная работа должна быть ориентирована на рост познавательной
активности
учащихся,
развитие
творческого
мышления,
формирование
у
учащихся положительного отношения к физике, математике, как к школьному
предмету.
Работа
в
команде
при
подготовке
внеурочных
мероприятий
воспитывает
коммуникативную
культуру
учащихся.
Применение
внеклассных
мероприятий
увеличивает
интерес
к
учебе
и
знаниям,
сплачивает коллектив. В ходе подготовки ребята учатся работать с научно-
популярной литературой, подготавливать и проводить занимательные опыты,
связанные
с
темой
внеклассного
мероприятия,
подбирать
интересные
вопросы о мире, который нас окружает, о явлениях происходящих в нём и
искать
ответы
на
них.
Рисунки,
стенгазеты,
презентации
готовятся
учениками,
ученики
пишут
стихи,
самые
энергичные,
артистичные
и
инициативные становятся капитанами команд и ведущими. Каждый может
себе выбрать дело по душе, применить и показать свои знания, навыки и
умения, занимательные опыты.
Физический КВН - самая распространенная форма внеклассной работы. Он
интересен
для
учащихся
всех
возрастов.
Эта
игра
проводится
в
виде
задорного соревнования команд из одного класса, параллельных классов или
команд разных школ.
Игра «Звездный час» проводится при использовании новых информационных
технологий. Очень интересна и увлекательна, которая позволяет учащимся
проверить свои знания и умения в области физики.
«Поле
чудес»
носит
развлекательный
характер.
Массовость
этой
игры,
неожиданность
и
разнообразие
тем
и
заданий
способствует
привитию
интереса к физике, математике и развитию познавательных и творческих
способностей у учащихся.
Викторины
–
это
игровая
форма,
которую
ребята
любят
и
которая
распространена довольно широко. Если есть возможность сделать эту игру
несколько необычной и перенести ее в такую обстановку, где все предметы и
явления, о которых идет речь, существуют реально, то викторина становится
особенно интересной. Викторины можно проводить в конце изучения какой –
то темы, в качестве закрепления материала. Вопросы викторины уместно
выбирать такие, которые тесно связаны с повседневной жизнью для того,
чтобы учащиеся смогли объяснять явления, происходящие в окружающем их
мире.
Например: - Почему вынутое из кипятка яйцо не обжигает руки?
Ответ: Вынутое из кипятка яйцо – влажное и горячее. Вода испаряется с
горячей
поверхности
яйца,
в
результате
охлаждает
скорлупу,
и
рука
не
ощущает жара. Но это лишь в первое мгновение, пока яйцо не обсохнет,
после чего его высокая температура становится ощутимой.
- Почему молоко скисает?
Ответ:
Микроскопические
грибки
наподобие
дрожжей
всегда
летают
в
воздухе.
И
попав
в
молоко,
превращают
молочный
белок
в
молочную
кислоту, а от кислоты молоко створаживается.
- Откуда у печеного хлеба корочка?
Ответ: В муке находится крахмал. При выпекании хлеба от сильного жара
крахмал
на
поверхности
превращается
в
декстрин
–
клей,
который
и
склеивает отдельные крахмальные зерна.
- Почему в кастрюлях. В отличие от чайников и самоваров. нет накипи?
Ответ: В них тоже есть слой накипи но он бывает относительно маленький,
поскольку соли, выделяющиеся при кипении воды. Осаждаются в основном
на варящихся продуктах. Тот же небольшой слой накипи, образующийся в
кастрюле, быстро с нее счищается, поскольку их часто моют изнутри.
Хочется
сказать,
что
игра
является
одним
из
видов
эффективной
познавательной
деятельности,
с
присущим
ей
удовольствием
от
ее
выполнения. Плюс игры состоит еще и в том, что учащиеся осознают, что
высказывают свои знания, предположения по физике в нестандартной для
них ситуации, т. е не на уроке и не боятся это делать, поскольку знают, что не
получат за неправильно данный ответ плохую оценку. Учитель поправит, даст
объяснение
и,
может
быть,
сказанное
учителем
отложится
в
голове
у
учащегося.
На свои мероприятия мы всегда приглашаем учащихся начальной школы.
Они всегда с интересом и большим вниманием принимают в них активное
участие,
задают
вопросы,
пробуют
проделать
опыты.
Этим
мы
их
заинтересовываем, и у них складывается впечатление, что физика не скучная
наука, в которой необходимо учить правила и формулы, а это наука, которая
доказывает связь с другими школьными предметами, а главное показывает,
как же физика связана с жизнью, и ученики сами отвечают на вопрос, почему
физику
необходимо
знать
и
осознают
то,
что
знания
по
физике
им
обязательно пригодятся в жизни.