Напоминание

Внеурочная работа по физике


Автор: Чучков Алексей Сергеевич
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МОУ СОШ с. Перевесинка Турковского района Саратовской области
Населённый пункт: с. Перевесинка
Наименование материала: доклад
Тема: Внеурочная работа по физике
Раздел: среднее образование





Назад





МОУ СОШ с. Перевесинка

Доклад:

«Внеурочная работа по

физике»

Подготовил учитель физики Чучков А.С.


2016-2017 учебный год
Внеурочная работа – обязательное звено учебно-воспитательного процесса. Она позволяет учителю в увлекательной форме показать учащимся связь между наукой и жизнью, разнообразие физических явлений в природе, научить ребят находить и объяснять их в обыденной жизни. Комфортная, творческая атмосфера внеклассного мероприятия даёт учащимся во зм ож н о с т ь п р оя в и т ь с м е ка л ку, т во рч е с ку ю а кт и в н о с т ь и самостоятельность, а учителю – расширить и углубить знания ребят, полученные на уроках. Во внеурочной работе складываются благоприятные условия для привлечения разнообразных форм занимательной физики. На уроке занимательные средства активизируют мыслительную деятельность школьников, оживляют изучение материала и способствуют его закреплению. Во внеклассной же работе занимательные задания способствуют развитию исследовательского подхода к делу. Важно отметить, что занимательность развивает интерес и любовь к физике, делает более жизнерадостной и энергичной деятельность учащихся, создает у детей радостное настроение. Принимая участие в тех или иных занимательных мероприятиях, школьник прилагает все свои творческие силы, что способствует обогащению ученика новыми знаниями, расширению общего и физического кругозора. Этого можно добиться, применяя рациональный подход, постепенное усложнение материала занимательной физики. Хочется сказать, что игра является одним из видов эффективной познавательной деятельности, с присущим ей удовольствием от ее выполнения. Плюс игры состоит еще и в том, что учащиеся осознают , что высказывают свои знания, предположения по физике в нестандартной для них ситуации, т. е не на уроке и не боятся это делать, поскольку знают, что не получат за неправильно данный ответ плохую оценку. Учитель поправит, даст объяснение и, может быть, сказанное учителем отложится в голове у учащегося. Дети проявляют огромный интерес к занимательности, часто многие из них демонстрируют творческую самодеятельность при составлении задач для викторин. Учитель должен это поощрять и оказывать им помощь, только тогда учитель сможет возбудить интерес у учеников к такой непростой науке, как физика. Во внеклассных мероприятиях, в которых задействованы многие учащиеся, формируется атмосфера соревнования, борьбы за лучшее составление задач, над которыми им пришлось немало поломать голову. К тому же проведение внеклассных мероприятий способствует сплочению детского коллектива.
Почти все формы занимательной физики представляют собой массовые средства воспитательного воздействия на учащихся. Каждой из них характерно свое построение и содержание. Определяющее возможность применения ее в конкретных условиях внеурочных занятий. Практически все формы занимательной физики несут в себе тот или иной элемент игры. Несомненно, привить интерес, а может и любовь к сложному предмету можно только через игру. Формы проведения внеклассной работы по физике и их тематика разнообразны. Содержание, организация мероприятия, его форма выбираются с учётом возрастных особенностей учащихся и решаемых общеобразовательных и воспитательных задач. Это может быть физический турнир, который проводится как соревнование двух команд, физический вечер, предметная неделя, деловая игра, КВН, конкурс газет, презентаций, кроссвордов, физическая развлекательная игра, конференция, физико- литературный конкурс, викторина, устный журнал. В мероприятии могут принимать участие ученики параллельных классов, оно может проводиться как общешкольное или носить более камерный характер. Может быть серьёзным или азартным, озорным, весёлым. В нашей школе проводятся предметные недели, в течение которой ребята с большим азартом и увлечением принимают участие в разнообразных конкурсах, сказках, викторинах. Ребятам очень нравится оформлять предметную газету. Внеклассная работа должна быть ориентирована на рост познавательной активности учащихся, развитие творческого мышления, формирование у учащихся положительного отношения к физике, математике, как к школьному предмету. Работа в команде при подготовке внеурочных мероприятий воспитывает коммуникативную культуру учащихся. Применение внеклассных мероприятий увеличивает интерес к учебе и знаниям, сплачивает коллектив. В ходе подготовки ребята учатся работать с научно- популярной литературой, подготавливать и проводить занимательные опыты, связанные с темой внеклассного мероприятия, подбирать интересные вопросы о мире, который нас окружает, о явлениях происходящих в нём и искать ответы на них. Рисунки, стенгазеты, презентации готовятся учениками, ученики пишут стихи, самые энергичные, артистичные и инициативные становятся капитанами команд и ведущими. Каждый может себе выбрать дело по душе, применить и показать свои знания, навыки и умения, занимательные опыты. Физический КВН - самая распространенная форма внеклассной работы. Он интересен для учащихся всех возрастов. Эта игра проводится в виде задорного соревнования команд из одного класса, параллельных классов или команд разных школ.
Игра «Звездный час» проводится при использовании новых информационных технологий. Очень интересна и увлекательна, которая позволяет учащимся проверить свои знания и умения в области физики. «Поле чудес» носит развлекательный характер. Массовость этой игры, неожиданность и разнообразие тем и заданий способствует привитию интереса к физике, математике и развитию познавательных и творческих способностей у учащихся. Викторины – это игровая форма, которую ребята любят и которая распространена довольно широко. Если есть возможность сделать эту игру несколько необычной и перенести ее в такую обстановку, где все предметы и явления, о которых идет речь, существуют реально, то викторина становится особенно интересной. Викторины можно проводить в конце изучения какой – то темы, в качестве закрепления материала. Вопросы викторины уместно выбирать такие, которые тесно связаны с повседневной жизнью для того, чтобы учащиеся смогли объяснять явления, происходящие в окружающем их мире. Например: - Почему вынутое из кипятка яйцо не обжигает руки? Ответ: Вынутое из кипятка яйцо – влажное и горячее. Вода испаряется с горячей поверхности яйца, в результате охлаждает скорлупу, и рука не ощущает жара. Но это лишь в первое мгновение, пока яйцо не обсохнет, после чего его высокая температура становится ощутимой. - Почему молоко скисает? Ответ: Микроскопические грибки наподобие дрожжей всегда летают в воздухе. И попав в молоко, превращают молочный белок в молочную кислоту, а от кислоты молоко створаживается. - Откуда у печеного хлеба корочка? Ответ: В муке находится крахмал. При выпекании хлеба от сильного жара крахмал на поверхности превращается в декстрин – клей, который и склеивает отдельные крахмальные зерна. - Почему в кастрюлях. В отличие от чайников и самоваров. нет накипи? Ответ: В них тоже есть слой накипи но он бывает относительно маленький, поскольку соли, выделяющиеся при кипении воды. Осаждаются в основном на варящихся продуктах. Тот же небольшой слой накипи, образующийся в кастрюле, быстро с нее счищается, поскольку их часто моют изнутри.
Хочется сказать, что игра является одним из видов эффективной познавательной деятельности, с присущим ей удовольствием от ее выполнения. Плюс игры состоит еще и в том, что учащиеся осознают, что высказывают свои знания, предположения по физике в нестандартной для них ситуации, т. е не на уроке и не боятся это делать, поскольку знают, что не получат за неправильно данный ответ плохую оценку. Учитель поправит, даст объяснение и, может быть, сказанное учителем отложится в голове у учащегося. На свои мероприятия мы всегда приглашаем учащихся начальной школы. Они всегда с интересом и большим вниманием принимают в них активное участие, задают вопросы, пробуют проделать опыты. Этим мы их заинтересовываем, и у них складывается впечатление, что физика не скучная наука, в которой необходимо учить правила и формулы, а это наука, которая доказывает связь с другими школьными предметами, а главное показывает, как же физика связана с жизнью, и ученики сами отвечают на вопрос, почему физику необходимо знать и осознают то, что знания по физике им обязательно пригодятся в жизни.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!