Напоминание

Программа психологических занятий с использованием Символдрамы Х.Лейнера


Автор: Прудникова Ольга Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: КГКУ Детский дом 33
Населённый пункт: с.Тополево Хабаровского района
Наименование материала: Методическая разработка программы психологических занятий
Тема: Программа психологических занятий с использованием Символдрамы Х.Лейнера
Раздел: среднее образование





Назад





Краевое государственное казённое образовательное

учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей «Детский дом №33»

(КГКОУ Детский дом 33)

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор КГКОУ Детского дома 33

___________________Фёдорова Е.В.

«_______» __________________2014г.





Программа

индивидуальных занятий психокоррекции личности

подростков с отклонениями поведения и профилактики

зависимости от психоактивных веществ на основе

СИМВОЛДРАМЫ Х. Лейнера (Кататимно-

имагинативная психотерапия детей и подростков )
(возраст детей 9-18лет)




Разработала программу

педагог-психолог

Прудникова О.Ю.

Хабаровск-2014

Цель:
Избавление от «пагубных» привычек ( курения, алкоголя, токсикомании, клептомании), исправление аномального поведения.

Задачи:
1.Развивать способности к визуализации и активному воображению, необходимые для позитивного мышления. 2. Формировать эмоциональную стабильность. 3. Оказать общий благотворный эффект на внутреннее состояние подростка. 4. Снять внутренний конфликт. 5. Использовать заложенные в человеке возможности развития и духовного роста.
Пояснительная записка.

Актуальность программы:
В настоящее время созданы и успешно апробированы комплексные реабилитационно-психотерапевтические методы психокоррекции детей с зависимостью от ПАВ, методы, вобравшие в себя новейшие достижения психотерапевтической мысли и творчески адаптированные для патологического поведения детей. Будучи изначально созданными в школах психоанализа и гуманистически ориентированной психотерапии для чисто медицинских целей, лечения психосоматических заболеваний, эти методы, значительно видоизменённые и усовершенствованные, находят применение в психокоррекционной работе по исправлению аномального поведения детей с пристрастием к ПАВ. В основу программы положен метод символдрамы Х.К. Лейнера. Символдрама становится важным звеном в отечественной психотерапии. Этот метод хорошо соответствует ожиданиям, традициям, установкам и ментальности в целом, характерным для клиентов в нашей стране, ориентированных скорее на эмоционально-образное, чем на чисто рациональное переживание и решение психологических конфликтов. Ее распространение имеет большое значение для становления и развития системы психотерапевтической помощи и подготовки новых высококвалифицированных специалистов, существенно обогащая теорию и практику психотерапии.
В связи с вышесказанным, данная программа предназначена прежде всего для школьных психологов и педагогов, заинтересованных в помощи трудным детям.
Организационно-методические основы психокоррекционной работы
Научно-теоретической основой методов являются психоаналитическая методика «символдрамы Х.К. Лейнера и отдельные принципы трансперсональной психотерапии. Использование значительно модифицированных и усовершенствованных техник психокоррекции не требует от специалистов глубоких медицинских знаний. Обучение лиц, которые будут применять эти техники в школах и интернатах, не составят серьёзной проблемы ввиду их сравнительной простоты и доступности. Психотерапевтическая коррекция в направлении формирования глубинного чувства отторжения психоактивных веществ должна носить глубоко личностный характер и проводиться прежде всего индивидуально. Для индивидуальной психотерапии разработана простая и доступная для психологов и школьных педагогов техника, которая в значительной мере опирается на теоретические и практические положения краткосрочной психоаналитической психотерапии Х.К. Лейнера (кататимно-имагинативная психотерапия). Разработана оригинальная и упрощенная модификация этой техники, специально для детей и подростков, страдающих злоупотреблением ПАВ. Психокоррекционный подход предполагает направленную проработку (свободное фантазирование), но на строго определённую тему, являющуюся символическим отражением основных проблем ребёнка. Целенаправленное визуально-образное представление глобальных архетипических, символических образов всегда носит глубоко индивидуальный характер, отражает наиболее интимные стороны личности ребёнка и, естественно, его основные проблемы. Данный терапевтический подход прекрасно зарекомендовал себя в современной психотерапии, являясь одним из наиболее признанных методов личностного роста, совершенствования детей, а также лечения детских невротических расстройств.
Основные аспекты символдрамы

Символдрама - одна из самых креативных форм психотерапии. Суть символдрамы заключается в том, что клиент представляет образы на тему, заданную психологом. Эти образы позволяют раскрыть конфликты и противоречия, которые скрываются в индивидуальном бессознательном. Метафорически символдраму можно охарактеризовать как "психоанализ при помощи образов". Символдрама работает с глубинными, скрытыми от сознания переживаниями и учитывает также обычную для травмированного невротика защиту и сопротивление, которые он выстраивает в ходе анализа. Символдрама умело обходит эти трудности. Символдрама часто называется «переживанием сновидений наяву». Клиент, проходящий курс символдрамы, занимается в общем-то двумя вещами: 1) он визуализирует некий набор стандартных образов и 2) в конце сеанса он рисует получившийся у него образ на бумаге. Смысл психодрамы в том, чтобы путём постепенного заменения негативного образа на позитивный, путём «достраивания, «лечения» картинки в уме» сознание начинает ориентироваться на здоровые модели и ... самоисцеляется. Однако важно знать, какой набор характеристик считается признаком психологических проблем человека (и каких именно проблем), а к какой картинке нужно в итоге прийти, чтобы констатировать успешную проработку проблемы.
Что выясняется в ходе символдрамы?
1. Клиент (в форме доходчивых образов) выясняет свои бессознательные конфликты. 2. Выясняет свои аффекты и подавленные инстинкты. 3. Выясняет свои личные механизмы защиты от проблем. 4. Вспоминает погашенные конфликты раннего детства. Любому психологу известно: проблема человека , вытащенная на поверхность и увиденная во всей красе - исчезает, перестаёт быть проблемой, рассасывается. Все проблемы человека имеют силу только тогда, когда они глубоко спрятаны и как следствие этого - неосознанны человеком. Иногда словами сказать бывает трудно, иногда и невозможно. То, что нельзя сказать
словами, «проговаривается» пациентом на языке образов, отвлечённых от проблемы картинок. Так проще. И так - эффективнее. Символдрама - имеет статус краткосрочной психотерапии, ей не нужен обмен умными словами, ей нужен результат. Особенно, когда речь идёт о детских неврозах.
Пошаговое описание сеанса символдрамы
Всё начинается с аутотренинга. Для того, чтобы образы начали всплывать наверх, из глубин подсознания, нужно расслабиться, принять удобную позу. Кстати, сам аутотренинг - необязателен. Аутотренингом может являться всё то, что приводит в состояние глубокого расслабления и концентрации одновременно. Далее психолог предлагает клиенту визуализировать один определённый образ, работа с которым будет продолжаться до тех пор, пока проблема человека себя не исчерпает. Пациент создаёт образ, отвечая на наводящие вопросы.  Где это находится?  Как далеко от Вас?  Какого размера?  Какое освещение вокруг? И так далее. В конце встречи клиент приблизительно рисует на бумаге то, что получилось в ходе разговора. Цель такой детальной проработки образа - заменить ущербную больную картинку, свидетельствующую о проблеме человека, на картинку здоровую, сигнализирующую об исцелении, о снятии внутреннего конфликта.
Структура занятия

Занятие по методу символдрамы обычно длится около часа и включает в себя 5 составных частей: 1) предварительная беседа, в ходе которой психолог узнает актуальное состояние подростка, происходит обсуждение предыдущего занятия, а также рисунка по теме предыдущего образа. 2) упражнение на расслабление, подросток сидит при этом в удобном кресле, психолог просит его сесть с закрытыми глазами и расслабиться, а затем дает несколько простых внушений состояния спокойствия, расслабленности, тепла, тяжести и приятной усталости последовательно в различных участках тела. Важно, что подросток при этом остается в сознании. 3) собственно представление образов, в ходе которого психолог просит ребёнка представить какой-нибудь образ, и затем сопровождает ребёнка по ходу течения образа 4) рисование получившегося у подростка образа на бумаге 5) последующее обсуждение Занятия не должны повторяться каждый день, их оптимальное число - от одного до трёх раз в неделю. Проводимая реже чем один раз в неделю символдрама не даёт эффекта. Шесть занятий – это тот минимум, который предусматривает психотерапевтическая часть психокоррекционной программы. На практике обычно проводится 7-8 занятий, редко больше. У некоторых детей с ярким воображением удаётся добиться хороших результатов за 2-4 занятия.

Список литературы
1. Рубинштейн С.Л. Воображение.// Основы общей психологии. – М., 1998г. 2.Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании. – М., Класс, 1998г. 3. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М., Академический проект, 1999г. 4. Юнг К.Г. «Человек и его символы». – М., 1998г. 5.Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л., Медицина, 1977г. 6. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. –М., Медицина, 1985г. 7. Хайкин Р. Художественное творчество глазами врача. – СПб., - 1992г. 8. Назарова Л.А. Метод кататимного переживания образов (символдрама) Х.Лейнера. 9. Вострокрутов Н.В., Колосов В.П. Психокоррекционные и психотерапевтические формы работы с детьми при зависимости от психоактивных веществ. 10. Х. Лейнер. СИМВОЛДРАМА Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. М., 1997.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!