Программа психологических занятий с использованием Символдрамы Х.Лейнера
Автор: Прудникова Ольга Юрьевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: КГКУ Детский дом 33 Населённый пункт: с.Тополево Хабаровского района Наименование материала: Методическая разработка программы психологических занятий Тема: Программа психологических занятий с использованием Символдрамы Х.Лейнера Раздел: среднее образование
Задачи:
1.Развивать способности к визуализации и активному воображению,
необходимые для позитивного мышления.
2. Формировать эмоциональную стабильность.
3. Оказать общий благотворный эффект на внутреннее состояние подростка.
4. Снять внутренний конфликт.
5. Использовать заложенные в человеке возможности развития и духовного
роста.
Пояснительная записка.
Актуальность программы:
В настоящее время созданы и успешно апробированы комплексные
реабилитационно-психотерапевтические методы психокоррекции детей с
зависимостью от ПАВ, методы, вобравшие в себя новейшие достижения
психотерапевтической мысли и творчески адаптированные для
патологического поведения детей. Будучи изначально созданными в школах
психоанализа и гуманистически ориентированной психотерапии для чисто
медицинских целей, лечения психосоматических заболеваний, эти методы,
значительно видоизменённые и усовершенствованные, находят применение в
психокоррекционной работе по исправлению аномального поведения детей с
пристрастием к ПАВ.
В основу программы положен метод символдрамы Х.К. Лейнера.
Символдрама становится важным звеном в отечественной психотерапии.
Этот метод хорошо соответствует ожиданиям, традициям, установкам и
ментальности в целом, характерным для клиентов в нашей стране,
ориентированных скорее на эмоционально-образное, чем на чисто
рациональное переживание и решение психологических конфликтов. Ее
распространение имеет большое значение для становления и развития
системы психотерапевтической помощи и подготовки новых
высококвалифицированных специалистов, существенно обогащая теорию и
практику психотерапии.
В связи с вышесказанным, данная программа предназначена прежде всего
для школьных психологов и педагогов, заинтересованных в помощи
трудным детям.
Организационно-методические основы психокоррекционной работы
Научно-теоретической основой методов являются психоаналитическая
методика «символдрамы Х.К. Лейнера и отдельные принципы
трансперсональной психотерапии. Использование значительно
модифицированных и усовершенствованных техник психокоррекции не
требует от специалистов глубоких медицинских знаний. Обучение лиц,
которые будут применять эти техники в школах и интернатах, не составят
серьёзной проблемы ввиду их сравнительной простоты и доступности.
Психотерапевтическая коррекция в направлении формирования глубинного
чувства отторжения психоактивных веществ должна носить глубоко
личностный характер и проводиться прежде всего индивидуально. Для
индивидуальной психотерапии разработана простая и доступная для
психологов и школьных педагогов техника, которая в значительной мере
опирается на теоретические и практические положения краткосрочной
психоаналитической психотерапии Х.К. Лейнера (кататимно-имагинативная
психотерапия).
Разработана оригинальная и упрощенная модификация этой техники,
специально для детей и подростков, страдающих злоупотреблением ПАВ.
Психокоррекционный подход предполагает направленную проработку
(свободное фантазирование), но на строго определённую тему, являющуюся
символическим отражением основных проблем ребёнка.
Целенаправленное визуально-образное представление глобальных
архетипических, символических образов всегда носит глубоко
индивидуальный характер, отражает наиболее интимные стороны личности
ребёнка и, естественно, его основные проблемы. Данный терапевтический
подход прекрасно зарекомендовал себя в современной психотерапии, являясь
одним из наиболее признанных методов личностного роста,
совершенствования детей, а также лечения детских невротических
расстройств.
Основные аспекты символдрамы
Символдрама - одна из самых креативных форм психотерапии.
Суть символдрамы заключается в том, что клиент представляет
образы на тему, заданную психологом. Эти образы позволяют раскрыть
конфликты и противоречия, которые скрываются в индивидуальном
бессознательном. Метафорически символдраму можно охарактеризовать как
"психоанализ при помощи образов".
Символдрама работает с глубинными, скрытыми от сознания переживаниями
и учитывает также обычную для травмированного
невротика защиту и сопротивление, которые он выстраивает в ходе анализа.
Символдрама умело обходит эти трудности.
Символдрама часто называется «переживанием сновидений наяву». Клиент,
проходящий курс символдрамы, занимается в общем-то двумя вещами: 1) он
визуализирует некий набор стандартных образов и 2) в конце сеанса он
рисует получившийся у него образ на бумаге.
Смысл психодрамы в том, чтобы путём постепенного заменения негативного
образа на позитивный, путём «достраивания, «лечения» картинки в уме»
сознание начинает ориентироваться на здоровые модели и ... самоисцеляется.
Однако важно знать, какой набор характеристик считается признаком
психологических проблем человека (и каких именно проблем), а к какой
картинке нужно в итоге прийти, чтобы констатировать успешную проработку
проблемы.
Что выясняется в ходе символдрамы?
1.
Клиент (в форме доходчивых образов) выясняет свои бессознательные
конфликты.
2.
Выясняет свои аффекты и подавленные инстинкты.
3.
Выясняет свои личные механизмы защиты от проблем.
4.
Вспоминает погашенные конфликты раннего детства.
Любому психологу известно: проблема человека , вытащенная на
поверхность и увиденная во всей красе - исчезает, перестаёт быть проблемой,
рассасывается. Все проблемы человека имеют силу только тогда, когда они
глубоко спрятаны и как следствие этого - неосознанны человеком. Иногда
словами сказать бывает трудно, иногда и невозможно. То, что нельзя сказать
словами, «проговаривается» пациентом на языке образов, отвлечённых от
проблемы картинок. Так проще. И так - эффективнее. Символдрама - имеет
статус краткосрочной психотерапии, ей не нужен обмен умными словами, ей
нужен результат. Особенно, когда речь идёт о детских неврозах.
Пошаговое описание сеанса символдрамы
Всё начинается с аутотренинга. Для того, чтобы образы начали всплывать
наверх, из глубин подсознания, нужно расслабиться, принять удобную позу.
Кстати, сам аутотренинг - необязателен. Аутотренингом может являться всё
то, что приводит в состояние глубокого расслабления и концентрации
одновременно.
Далее психолог предлагает клиенту визуализировать один определённый
образ, работа с которым будет продолжаться до тех пор, пока проблема
человека себя не исчерпает. Пациент создаёт образ, отвечая на наводящие
вопросы.
Где это находится?
Как далеко от Вас?
Какого размера?
Какое освещение вокруг?
И так далее.
В конце встречи клиент приблизительно рисует на бумаге то, что получилось
в ходе разговора. Цель такой детальной проработки образа - заменить
ущербную больную картинку, свидетельствующую о проблеме человека, на
картинку здоровую, сигнализирующую об исцелении, о снятии внутреннего
конфликта.
Структура занятия
Занятие по методу символдрамы обычно длится около часа и включает в себя
5 составных частей:
1) предварительная беседа, в ходе которой психолог узнает актуальное
состояние подростка, происходит обсуждение предыдущего занятия, а также
рисунка по теме предыдущего образа.
2) упражнение на расслабление, подросток сидит при этом в удобном кресле,
психолог просит его сесть с закрытыми глазами и расслабиться, а затем дает
несколько простых внушений состояния спокойствия, расслабленности,
тепла, тяжести и приятной усталости последовательно в различных участках
тела. Важно, что подросток при этом остается в сознании.
3) собственно представление образов, в ходе которого психолог просит
ребёнка представить какой-нибудь образ, и затем сопровождает ребёнка по
ходу течения образа
4) рисование получившегося у подростка образа на бумаге
5) последующее обсуждение
Занятия не должны повторяться каждый день, их оптимальное число - от
одного до трёх раз в неделю. Проводимая реже чем один раз в неделю
символдрама не даёт эффекта.
Шесть занятий – это тот минимум, который предусматривает
психотерапевтическая часть психокоррекционной программы. На практике
обычно проводится 7-8 занятий, редко больше. У некоторых детей с ярким
воображением удаётся добиться хороших результатов за 2-4 занятия.
Список литературы
1. Рубинштейн С.Л. Воображение.// Основы общей психологии. – М., 1998г.
2.Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом
консультировании. – М., Класс, 1998г.
3. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М., Академический
проект, 1999г.
4. Юнг К.Г. «Человек и его символы». – М., 1998г.
5.Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.,
Медицина, 1977г.
6. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. –М., Медицина, 1985г.
7. Хайкин Р. Художественное творчество глазами врача. – СПб., - 1992г.
8. Назарова Л.А. Метод кататимного переживания образов (символдрама)
Х.Лейнера.
9. Вострокрутов Н.В., Колосов В.П. Психокоррекционные и
психотерапевтические формы работы с детьми при зависимости от
психоактивных веществ.
10. Х. Лейнер. СИМВОЛДРАМА Кататимно-имагинативная психотерапия
детей и подростков. М., 1997.