Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины"
Автор: Хатуева Фатима Мухадиновна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №1" Населённый пункт: г.п. Нарткала Наименование материала: статья Тема: Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины" Раздел: дошкольное образование
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам,
традициям малой родины»
К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к
отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
Патриотическое воспитание – неотделимая часть нравственного воспитания. Настоящий
патриот должен быть здоров как физически, так и нравственно. Следовательно,
воспитание здорового человека, тесным образом связано с нравственным,
патриотическим воспитанием и воспитанием активной гражданской позиции. В процессе
формирования чувства патриотизма в дошкольном возрасте важно привить детям
начальные знания о Родине, представления о нашей стране, народе, обычаях, истории,
культуре. Но при этом, необходимо понимать, что истоки патриотизма зарождаются в
человеческом сердце. Именно поэтому, дошкольный возраст, в силу присущих ему
душевных и эмоциональных реакций, в силу еще неутраченной открытости души
наиболее удобен для формирования таких чувств, как доброта, любовь к ближнему и
патриотизм.
Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь
успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и
обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая
начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека,
находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Таким образом,
формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать
этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения
принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры.
Кубань – благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посредством
казачьих традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и
творческого народа.
Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи,
двора, дома, детского сада и школы, поля подсолнечника и речки Еи, расположенных
рядом. Дом или детский сад, родной край и станица имеют свою историю, особенности
природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного
края – кубанская культура, местный материал, живое общение с природой и земляками –
всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности,
пригодиться на той земле, где родился.
Определены следующие задачи:
Воспитывать у дошкольников любовь к родной земле, уважение к традициям, еѐ культуре
и людям труда нашей республике. Воспитывать у дошкольников уважительное
отношение к людям в общении с близкими и сверстниками, способствовать повышению
уверенности в себе, развивать навыки успешного общения с окружающими, знакомить с
примерами жизни и деятельности интересных земляков, служащих достойным примером
подрастающему поколению. Развивать познавательный интерес к народному творчеству
родного края, к родной природе, к окружающему миру. Формировать у дошкольников
интерес к образцам кабардинского декоративно – прикладного искусства и местным
художественным промыслам. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к
тем местам, где ребѐнок родился и живет: к родному дому (семье), улице, городу, краю;
Формировать культуру бережного отношения к природе и ко всему живому. Развивать
умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, творить красоту своими руками.
Воспитывать толерантное отношения к людям разных национальностей, их традициям.
Воспитывать чувство ответственности и гордости за достижения родного края. Чувство
патриотизма должно быть осознанным и прочным, носить комплексный характер,
пронизывать все виды детской деятельности.
Работа велась по нескольким направлениям.
1.
На
занятиях
познавательного
цикла
дошкольники
знакомятся
с
народными
приметами, обрядовыми действиями, народными играми, с предметами декоративно –
прикладного искусства, с изделиями художественных промыслов. Эти знания дети
преумножили, посетив, «Дом народно-прикладного творчества».
2.
Следующее
направление
определяет
содержание
совместной
деятельности
взрослого
(как
педагога,
так
и
родителя)
с
дошкольниками.
Предусматривается
совместная трудовая и творческая деятельность.
3.
Свободная деятельность
дошкольников,
способствует
реализации
творческого
замысла, проявлению инициативы, фантазии, познавательной активности маленьких
исследователей большого мира.
4.
Роль
семьи
в
воспитании
патриотических
чувств
дошкольников
неоценима.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям –
отцу,
матери,
бабушке,
дедушке.
Если
в
семье
есть
свои, традиции,
то
это
все
постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и
дорогие
воспоминания,
которые
он
хочется
пережить
снова.
Поэтому
провожу
этические беседы о семье, о близких родственниках; делаем с детьми поделки и
организовываем
выставки на темы «Мамочка любимая моя», «Портрет моего отца»,
«Генеалогическое
дерево».Дети
составляют
рассказы
о
родителях,
бабушках
и
дедушках, о совместных отдыхах. Готовим подарки для родных и близких, концерты.
Увлекательно проходят вечера «Мой пап самый, самый» на которых дети вместе с
родителями
принимали
участие
в
различных
конкурсах.
Эти
мероприятия
способствуют сближению родителей с детьми, создают радостную и бодрую атмосферу.
Совместно с родителями и детьми мы оформили в группе уголок по патриотическому
воспитанию; собрали стихи, сказки, рассказы. Совершаем экскурсии к вечному огню, к
обелиску. После экскурсий, выпускаются стенгазеты, которые дают возможность и
родителям познакомится с экспонатами, а дети свои впечатления передают в рисунках,
поделках.
5.
Следующим
разделом
является
воспитание
любви
к
родному
краю
через
формирование
патриотических
чувств.
Родная
природа
–
один
из
самых
сильных
факторов
воспитания
любви
к
родине,
который
знакомит
дошкольников
с
особенностями
сезонных
изменений
и
природными
явлениями
нашего
края.
Воспитанники могут принимать посильное участие в защите природы. Например, в
рамках
проектной
деятельности
по
теме
«Покормите
птиц
зимой».Формирование
бережного отношения к природе сочетается с воспитанием любви к родному краю и ко
всему
живому.
Мои выпускники,
занимавшиеся
в
системе
«Приобщение
детей
дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины» отличаются от сверстников
большими компетентностями в познании мира малой родины, успешнее ориентируются
в окружающей действительности. Имеют определённые знания и навыки отличаются
познавательной активностью и успешностью в освоении новых знаний.