Автор: Живилова Наталья Владимировна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: МБДОУ ДС № 86 "Брусничка" Населённый пункт: г. Норильск, Красноярский край Наименование материала: статья Тема: Обучение детей дошкольного возраста самомассажу. Раздел: дошкольное образование
Обучение детей дошкольного возраста самомассажу.
Живилова Наталья Владимировна
Учитель – логопед
МБДОУ «ДС № 86 «Брусничка»
г. Норильска
Определение самомассажа вытекает из его названия. Массаж ребенок делает
себе
сам.
Целью
самомассажа
является
в
первую
очередь
стимуляция
кинестетических
ощущений
мышц,
участвующих
в
работе
периферического
речевого аппарата, а так же в определенной степени и нормализация мышечного
тонуса данных мышц. Как правило, самомассаж проводится в игровой форме по
рекомендуемой форме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка.
Самомассаж включает в себя массаж лица, волосистой части головы, ушных
раковин, стоп, рук и пальцев, точечный массаж. Самомассаж доступен для детей
всех возрастов.
Самомассажу
дети
обучаются
на
индивидуальных
или
подгрупповых
занятиях
по
2-3
человека,
затем
упражнения
закрепляются
в
группе
с
воспитателями.
Сначала
обучение
самомассажу
проводится
при
наличии
зрительного контроля (зеркала), а затем, когда упражнения освоены, и без него.
Самомассаж
и
точечный
массаж
можно
проводить
как
отдельным
видом
деятельности, а так же включать в динамические паузы на занятиях, или быть
частью занятия. Использование самомассажа на занятии помогают организовать
его, сделать интереснее и разнообразнее, создать психофизиологический комфорт
во время занятия.
Использование комплекса упражнений Т.А.Куликовской «Массаж лицевых
мышц для малышей» с использованием красочных иллюстраций и стихотворными
текстами, с помощью которых дети получают представление о временах года и их
признаках, помогает овладеть элементарными приемами массажа лицевых мышц.
Самомассаж мышц головы и шеи.
1.
«Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе
ко
лбу,
соединив
пальцы
в
центре,
и
затем
провести
ладонями
по
волосам,
опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук
должны быть медленными, поглаживающими.
2.
«Наденем шапочку». Исходное положение рук тоже. Движения обеих
ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке.
Самомассаж мышц лица.
1.
«Рисуем дорожки». Движения пальцев от середины лба к вискам.
2.
«Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к
вискам.
3.
«Рисуем
елочки».
Движения
от
середины
лба
к
вискам.
Движение
направлено несколько по диагонали.
4.
«Пальцевой душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками
пальцев полбу.
5.
«Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым
пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.
6.
«Глазки
спят».
Закрыть
глаза
и
легко
прикрыть
пальцами
веки.
Удержать в течение 3-5 секунд.
7.
«Нарисуем усы». Движения указательными и средними пальцами от
середины верхней губы к углам рта.
8.
«Клювик».
Движения
указательным
и
средним
пальцами
от
углов
верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.
9.
«Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать
от середины подбородка к ушам.
10.
«Расческа». Поглаживание губ зубами.
11.
«Молоточек». Постукивание губ зубами.
12.
«Паровозики». Сжать кулачки и приставить их тыльной стороной к
щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой
стрелке,
а
затем
против
часовой
стрелки,
при
этом
сопровождать
движения
ритмичным произнесением: «Чух, чух, чух».
13.
«Пальцевой душ». Набрать воздух под щеки и легко постукивать по
ним кончиками пальцев.
14.
«Умоем
личико».
Ладонями
обеих
рук
производить
легкое
поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.
Интенсивное
воздействие
на
руки,
кончики
пальцев
благоприятствует
психоэмоциональной
устойчивости
и
физическому
здоровью,
повышает
функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Массаж
пальцев
и
рук
проводится
утром
воспитателем
или
мной
перед
занятиями,
используя
различные
пальчиковые
игры,
«Су-джок»,
«Ежики»,
ребристые
деревянные
палочки.
Прокатывать
грецкий
орех
между
ладонями
мы
проговариваем: «Я катаю свой орех, будет он круглее всех».
Массаж
волшебных
точек
ушек .
Большинство
ученых
представляют
ушную
раковину
как
эмбрион
человека
в
перевернутом
виде
(мочка
уха
соответствует голове, по мере продвижения к верхушке уха расположены зоны,
представляющие туловище, его органы и конечности). Этот вид массажа основан на
стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и
связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Данный вид массажа очень
эффективен, так как при этом идет непосредственно в ствол головного мозга и
далее в его кору, минуя сегментарный аппарат спинного мозга. Массаж этих точек
полезен, в частности, для повышения защитных сил организма, улучшения работы
органов дыхания, для защиты от простудных заболеваний, повышения умственной
деятельности и работоспособности у детей.
При
проведении
точечного
массажа
происходит
локальное
воздействие
расслабляющим или стимулирующим способом на биологически активные точки
(зоны) соответственно показаниям при заболевании или нарушении функции.
Во второй половине дня, после сна, целесообразно проводить массаж стоп,
прокатывая их по деревянным массажерам или проходя по ребристой доске.
Литература.
1.
Дьякова Е.А. Логопедический массаж. Центр «Академия», 2003.
2.
Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.
Логопедический массаж; Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2010.
3.
Краузе Е.Н. Логопедия. СПб., 2009.