Автор: Храмова Татьяна Михайловна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: детский сад "Сказка" г.Нефтегорска Населённый пункт: город Нефтегорск, Самарская область Наименование материала: статья Тема: Искуство разговаривать с детьми Раздел: дошкольное образование
Искусство разговаривать с детьми
В
русском
языке
есть
трудные
слова,
которые
всем-всем
важно
научиться
говорить правильно, то есть так, как этого требуют правила русской орфоэпии.
Орфоэпия в переводе с греческого означает «правильное произношение» или
«правильная речь».
Вот, например, слово – повидло. Все, конечно, сразу вспомнили о пирожках с
повидл… Как же сказать правильно: «с повидлой» или « с повидлом»?
Существительное ПОВИДЛО среднего рода. Значит, надо говорить: «Пирожки с
повидлом».
Все
мы
знаем
тонкую
сетчатую
ткань
на
окнах.
Это ТЮЛЬ . Но грамотное
предложение составить с этим, словом сложно. ТЮЛЬ – мужского рода. Надо
сказать так: «У нас на окнах красивый тюль».
Рассмотрим еще одно трудное слово. Ох, как многие мальчики и девочки его не
любят! Только они соберутся на улицу поиграть с друзьями, как мама обязательно
скажет:
- Пожалуйста, сходи в магазин!
- Мама, я сейчас не могу, у меня совершенно нет время! – отказывается сын или
дочь.
-
ВРЕМЕНИ! Поправляет мама. – Вот бери пакет, иди за хлебом и по дороге
повторяй:
«Нет
времени»,
«Мало
свободного
времени»,
«Совершенно
нет
времени!»
В русском языке есть одна гласная буква, которая просит отнестись к ней с
особым вниманием. Это буква «Е» . Уж очень она любит проказничать в словах,
когда стоит после согласной буквы!
То вдруг потребует: «Читайте слово с мягким согласным звуком: ШИНЕЛЬ! » То
совсем наоборот: «Произносите твердо: СВИТЕР! »
Настоящая буква – озорница! Буквы тоже любят пошалить.
Произносите в сочетании мягкий согласный звук:
ШИНЕЛЬ
МУЗЕЙ
1
ФАНЕРА
Произносите твердо:
СВИТЕР
АТЕЛЬЕ
КОКТЕЛЬ
КОМПЬЮТЕР
Будьте очень внимательны к знаку ударения в слове! Знак ударения – настоящий
волшебник: взмахнет своей малюсенькой косой черточкой над словом, и слово
зазвучит в полный голос, запоет, зазвенит.
Возьмем слово: БАНТ . Оно очень нравиться девочкам. Начальную форму слова
легко
произнести: БАНТ !
А
вот
формы
белые
банты,
без
бантов,
ох
как
затрудняются.
Ударение может совсем изменить значение
слова:
ЗАМОК - ЗАМОК
ГВОЗДИКИ – ГВОЗДИКИ
ХЛОПОК –ХЛОПОК
ИРИС – ИРИС
СТРЕЛКИ – СТРЕЛКИ
Шутник он, невидимка – молоток,
Тук! – и ударил в безударный слог…
… И сразу же исчез огромный ЗАМОК …
Послушай, молоток, не путай слоги,
Опять, озорничая, не солги…
Нет, снова – Тук!
Шли по морю ПИРОГИ ,
Вдруг вместо них поплыли ПИРОГИ !
Есть
в
русском
языке
слова,
которые
не
изменяются,
если
даже
их
очень
попросить об этом. У таких слов нет никаких других форм, кроме начальной:
2
ПАЛЬТО
КИНО
КАКАО
МЕТРО
ПИАНИНО
РАДИО
ПОНИ
ЭСКИМО
МОНПАНСЬЕ
ШОССЕ
ПЮРЕ
КОФЕ
КОНФЕТИ .
Правильно говорят так: играть на пианино; кататься на пони; выйти на улицу без
пальто; дойти до метро; городское шоссе, мчаться по шоссе; сливочное эскимо,
съесть сто эскимо; котлета с картофельным пюре, сливочное пюре; черный кофе.
Правильно произносите все формы слова! Например, есть такое славное слово
ХОТЕТЬ. Эту начальную форму слова любой произнесет правильно: ХОТЕТЬ .
Трудности возникают, когда начинают изменять слово. Вот тогда можно услышать
«Мы ХОЧЕМ погулять», вместо: «Мы ХОТИМ погулять». Или «Коля не ХОТИТ
лимонада», вместо: «Коля не ХОЧЕТ лимонада».
Другие формы этого глагола:
Хочу
Хочешь
Хочет
Хотим
Хотите
Хотят
У маленьких скворчат
Глазки круглые блестят,
3
Открывают рты скворчата:
Видно, есть они ХОТЯТ .
Поглядите, вот кондитер!
Испечет он, что ХОТИТЕ .
Вызывает затруднение постановка ударения в словах типа: ЗВОНИТЕ, ЗВОНЮ,
ЗВОНИШЬ, ЗВОНИТ, ЗВОНИМ, ЗВОНЯТ.
«Звонит телефон», «Звонят колокола».
Другие примеры слов:
Адрес, адресо
в
Алфавит
Арбу
з, арбу
за, арбу
зы, арбу
зов
Бра
ть, бра
л, брала
, бра
ли
Взять, взяла
Водопрово
д
Впереди
Гна
ться, гнала
сь
Завидно
Инструме
нт
Искра
Катало
г
Кладова
я
Красивый, крвсивее
Магазин
Мусоропрово
д
Нача
ть, на
чал, на
чали, начала
, начался
Понять, по
няли, поняла
Портфе
ль
Прищемить, прищемит
В нашей речи есть очень похожие слова по значению. КУШАТЬ или ЕСТЬ?
4
Если
вам
предложат
ПОЕСТЬ,
а
вы
уже
обедали,
что
вы
ответите:
«Я
уже
покушала» или «Я уже поела»?
К.И. Чуковский в книге «Живой как жизнь» вот что написал по этому поводу:
«Сказать о себе: я кушаю (покушал) – это все равно, что сказать: я настолько
великодушен, что снисходительно вкушаю мою пищу».
Чем же не хорош глагол, КУШАЮ?
Глагол
как
глагол.
Надо
только
знать,
когда
его
можно
употреблять.
При
подлежащем Я ,
например,
этот
глагол
лучше
не
употреблять.
При Я
лучше
использовать формы глагола ЕСТЬ :
Я ЕМ
Я ЕЛ
Я ПОЕЛ
Я БУДУ ЕСТЬ
А
вот
с
местоимениями ТЫ,
ВЫ,
ОН,
ОНА,
ОНИ глагол
КУШАТЬ
и
ПОКУШАТЬ употреблять принято.
Часто путают слова ОСУДИТЬ и ОБСУДИТЬ.
ОСУДИТЬ – значит выразить неодобрение.
ОСУДИТЬ можно чье - либо поведение, а также и самого человека.
Осудить товарища за плохой поступок.
Слово ОБСУДИТЬ означает:
всесторонне
рассмотреть,
обсудить,
поделиться
мнениями, соображениями о докладе, проблеме, предложении.
Обсудить результаты работы
Обсудить план
Обсудить маршрут похода
НО НЕЛЬЗЯ ОБСУДИТЬ ЧЕЛОВЕКА!
Мама песню напевала,
Одевала дочку…
Одевала – надевала
5
Белую сорочку.
Мама песенку допела,
Мама девочку одела.
(Е. Благинина)
Одеть или надеть?
Глагол ОДЕТЬ употребляется в значении кого – нибудь одеть.
Одеть ребенка
Одеть девочку
Одеть сестренку
Одеть куклу
Глагол НАДЕТЬ значит на себя
Надеть (на себя) пальто
Или надеть на кого – нибудь
Надеть на сестренку платье
Также вызывает затруднение употребление и других глаголов:
Нельзя говорить! Надо говорить
вылазь вылезай
ездию езжу
лягет ляжет
ляжу лягу
нагинаться нагибаться
хочем хотим
Как различить слова ПРЕДОСТАВИТЬ и ПРЕДСТАВИТЬ.
ПРЕДОСТАВИТЬ – справку, действующих лиц рассказа, к награде.
В некоторых словах надо различать звук и букву, не смешивать их.
Конечно, кто из вас не знает, что звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем
и видим?
Однако,
мало
знать
о
различии
произношения
и
написания.
Надо
уметь
сравнивать звуковой портрет слова с его буквенной одеждой.
6
В одних словах русского языка буква и звук совпадают: АС Ф АЛЬТ, БИ Д ОН,
КЛУ М БА, КАР Т ОН, КО Р ИДОР, ТРА М ВАЙ, СГИ Б АТЬ, С Ю РПРИЗ, ХИ Щ НЫЙ.
Пишу, как произношу, и, наоборот, произношу так же, как пишу!
В других же словах буква просто – напросто обманщица. Написано ЧТО , а читать
и говорить надо ШТО.
Пишется: СЕГОДНЯ , БУЛЬОН, СКВОРЕЧНИК, ПОМОЩНИК, РАЙОН.
А
произносится: СЕВОДНЯ,
БУЛЬЁН,
СКВОРЕШНИК,
ПОМОШНИК,
РАЁН.
Есть и другие слова:
яиЧница – яиШница
шампиньОн – шампиньЁн
Чтобы – Штобы
скуЧно – скуШно
почтальОн – почтальЁн
павильОн – павильЁн
нечеГо – нечеВо
НикитиЧна – НикитиШна
нароЧно – нароШно
налеГке – налеХке
мяГкий – мяХкий
леГкий – леХкий
йОд – йЁд
Постарайтесь запомнить и не перепутать: произношение и написание таких слов
не дружат между собой.
Это интересно
Искусство разговора с детьми.
7
…Ребенок
вас
слушает,
но
этого
мало.
Обратите
внимание,
как
он
слушает.
Понятно ли для него каждое ваше слово, западает ли оно глубоко ему в душу?
Дело не в том, чтобы дети были заняты процессом слушания, но в том, чтобы в
них совершался вместе с тем процесс мышления… Малейшей неточности и
сбивчивости выражения бывает довольно для того, чтобы ввести ребенка в важное
заблуждение или дать ему понятие, совершенно противоположное тому, что мы
хотим дать!
…Поэтому взрослый, говоря с ребенком, должен, прежде всего, опуститься в
своих понятиях на ту ступень, на которой находиться ребенок, и потом уже
должен вести его вверх постепенно и осторожно, соразмеряя свои шаги с шагами
ребенка.
Говоря
с
детьми,
нужно
изобретать
новые
обороты
речи,
новые
выражения,
совершенно отличные от тех, которыми привыкли говорить взрослые.
Первые условия для того, чтобы речь ваша была понятна для ребенка, - говорите
как
можно
проще.
Для
того
чтобы
уметь
говорить
с
детьми
тем
простым,
безыскусственным
языком.
Который
для
них
понятен,
нужно
вслушаться
внимательно в детские речи.
8