Напоминание

Портфолио как средство оценивания достижений обучающихся


Автор: Моисеева Людмила Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Костеревская СОШ №2
Населённый пункт: Костерево Владимирская область
Наименование материала: статья
Тема: Портфолио как средство оценивания достижений обучающихся
Раздел: начальное образование





Назад




Портфолио как средство оценивания достижений обучающихся в условиях ориентации на достижение метапредметных результатов образования. Задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали "запуск" механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения. Одним из таких средств является портфолио. Педагогическая философия портфолио предполагает:  смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету;  интеграцию количественной и качественной оценок;  перенос педагогического ударения с оценки на самооценку. Портфолио – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, учащихся за период обучения. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:  поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;  поощрять их активность и самостоятельность;  расширять возможности обучения и самообучения;  развивать навыки рефлексивной деятельности учащихся;  формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;  закладывать дополнительные предпосылки для успешной социализации. Можно использовать портфолио в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы наряду с результатами итоговой аттестации. Использование портфолио в качестве накопительной оценки даёт возможность индивидуализировать процесс оценивания с сохранением классической пятибалльной отметки. В общем случае портфолио - это набор работ учащихся, который связывает отдельные аспекты их деятельности в более полную картину . В настоящее время разрабатываются различные типы портфолио, различающиеся между собой как по целям, так и по способам работы с ними. В портфолио находят место наряду со школьными и внешкольные работы. В папку кладутся не только работы, но и комментарии к ним самого ученика и учителя. Завершением работы над портфолио часто становится процедура предъявления или защиты. Чтобы начать создание портфолио, нужно определить цель его создания, его тип, определить содержание. В некоторых случаях можно заранее поставить перед учащимися задачу: “Соберите все свои лучшие работы за четверть”, или “Сложите в папку все письменные работы за этот месяц”. Это и станет первым шагом к созданию портфолио. Один из возможных алгоритмов запуска портфолио может быть представлен следующим образом:  мотивация: каждому учащемуся должно быть понятно, зачем ему нужно работать с портфолио;  определение вида портфолио: вид портфолио может быть задан педагогом или выбран учащимся;  определение сроков сдачи и времени работы над портфолио: на уроках в классе, во время проектной, исследовательской или творческой работы,  определение общей структуры портфолио;  определение критериев оценивания: обсуждаются и определяются совместно с учащимися (при этом возможно выделение обязательных критериев);  определение способов оценивания: целесообразно еще до начала работы над портфолио обсудить с учащимися, каким образом будет оцениваться портфолио, все ли материалы, рубрики, разделы будут оцениваться, что именно будет являться объектом оценки.
Учебный портфолио в начальной школе – специальное образовательное пространство, где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определённый отрезок времени. Выделяют три основные цели такой формы работы: 1) смещение в сознании детей, их родителей и администрации школы акцента с того, чего младший школьник не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной оценки и, наконец в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл в рамках этой цели учебного портфолио – показать всё, на что способен ученик. Наличие такой формы работы позволяет сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути; 2) создание места для накопления способов и средств действия (“инструментов”) учащихся и изготовления с их помощью различных “справочников”, “помощников”, которые бы позволяли школьникам решать большой класс частных практических задач; 3) создание места для построения “пути” достижения класса и отельного ученика в учебном материале с обязательной оценкой пройденного пути и места на этом пути, как всего класса, так и отдельных учащихся. Таким образом, общая цель такой работы в начальной школе есть выращивание опыта детей по работе со своими материалами, их систематизацией, планированию учебной деятельности, её анализу и оценке, формам презентации своих достижений.[7] В портфолио отмечаются успехи в учебной, творческой, спортивной и общественной деятельности учащегося начальной школы. Систематическая работа с портфолио поможет учителям и родителям совместно с младшим школьником решать важные задачи:  своевременно отмечать успехи ученика;  проследить индивидуальный рост успешности ребенка в учебе;  поддержать интерес школьника к учебному труду;  формировать самооценку учащегося в процессе учебной деятельности;  учить ребенка добиваться решения поставленных учебных задач. В нашем классе портфолио является неотъемлемой частью обучения, развития и воспитания учащихся. Первый раздел портфолио представляет собой знакомство с личностью его создателя, позволяющее составить представление о его индивидуальных особенностях, чертах характера, интересах и склонностях. В совместном творчестве с родителями появились такие рубрики: “Моё имя”, “Моя семья”, “Мой друг”, “Мои увлечения”, “Мои любимые школьные предметы”, “Мой город”. Большое внимание уделяется развитию интереса к чтению. Непременной составляющей детских портфолио являются отзывы о прочитанных книгах, интересные сведения о писателях, графики роста скорости чтения. Специальная страничка отведена для отслеживания синергетических умений (так как наша школа работает над программой развития синергетических умений). В разделе “Мои достижения” помещены грамоты, дипломы, сертификаты, благодарственные письма, заработанные как в школьных конкурсах, так и в сфере дополнительного образования. Отдельной рубрикой является раздел “Работы, которыми я горжусь”, в виде текстов, рисунков, фотографий. Здесь находятся лучшие творческие работы, рефераты, работы с научной конференции, фотографии объёмных работ по труду, рисунки по темам. В воспитательной системе класса большое внимание уделяется развитию самоуправления, в портфолио это отражается в рубрике “Моя общественная жизнь”, где показаны поручения, обязанности ученика в классе, благодарности, поощрения, таблица участия ребёнка в классных и школьных мероприятиях. Работа над формированием портфолио начинает давать положительные результаты. Ребята стремятся быть лучше, успешнее. Дети стремятся принимать участие в различных конкурсах, выполняют интересные творческие работы, участвуют в общественной жизни, выполняют поручения. Более насыщенной стала жизнь детей, многие с успехом занимаются в учреждениях дополнительного образования, завоёвывая призовые места.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!