Портфолио как средство оценивания достижений обучающихся
Автор: Моисеева Людмила Михайловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ Костеревская СОШ №2 Населённый пункт: Костерево Владимирская область Наименование материала: статья Тема: Портфолио как средство оценивания достижений обучающихся Раздел: начальное образование
Портфолио как средство оценивания достижений обучающихся в условиях ориентации на
достижение метапредметных результатов образования.
Задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали "запуск" механизмов
самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы
формированию мотивации достижения. Одним из таких средств является портфолио.
Педагогическая философия портфолио предполагает:
смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет
по данной теме, разделу, предмету;
интеграцию количественной и качественной оценок;
перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.
Портфолио – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, учащихся
за период обучения. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства,
позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности –
учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.
Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
поощрять их активность и самостоятельность;
расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной деятельности учащихся;
формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную
учебную деятельность;
закладывать дополнительные предпосылки для успешной социализации.
Можно использовать портфолио в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга
выпускников основной школы наряду с результатами итоговой аттестации. Использование
портфолио в качестве накопительной оценки даёт возможность индивидуализировать процесс
оценивания с сохранением классической пятибалльной отметки.
В общем случае портфолио - это набор работ учащихся, который связывает отдельные аспекты их
деятельности в более полную картину .
В настоящее время разрабатываются различные типы портфолио, различающиеся между собой как
по целям, так и по способам работы с ними.
В портфолио находят место наряду со школьными и внешкольные работы. В папку кладутся не
только работы, но и комментарии к ним самого ученика и учителя. Завершением работы над
портфолио часто становится процедура предъявления или защиты.
Чтобы начать создание портфолио, нужно определить цель его создания, его тип, определить
содержание. В некоторых случаях можно заранее поставить перед учащимися задачу: “Соберите
все свои лучшие работы за четверть”, или “Сложите в папку все письменные работы за этот месяц”.
Это и станет первым шагом к созданию портфолио.
Один из возможных алгоритмов запуска портфолио может быть представлен следующим образом:
мотивация: каждому учащемуся должно быть понятно, зачем ему нужно работать с
портфолио;
определение вида портфолио: вид портфолио может быть задан педагогом или выбран
учащимся;
определение сроков сдачи и времени работы над портфолио: на уроках в классе, во время
проектной, исследовательской или творческой работы,
определение общей структуры портфолио;
определение критериев оценивания: обсуждаются и определяются совместно с учащимися
(при этом возможно выделение обязательных критериев);
определение способов оценивания: целесообразно еще до начала работы над портфолио
обсудить с учащимися, каким образом будет оцениваться портфолио, все ли материалы,
рубрики, разделы будут оцениваться, что именно будет являться объектом оценки.
Учебный портфолио в начальной школе – специальное образовательное пространство, где
происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и
представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определённый отрезок
времени. Выделяют три основные цели такой формы работы: 1) смещение в сознании детей, их
родителей и администрации школы акцента с того, чего младший школьник не знает и не умеет, к
тому, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной оценки и, наконец в
переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл в рамках этой цели
учебного портфолио – показать всё, на что способен ученик. Наличие такой формы работы
позволяет сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в
самом начале пути; 2) создание места для накопления способов и средств действия
(“инструментов”) учащихся и изготовления с их помощью различных “справочников”, “помощников”,
которые бы позволяли школьникам решать большой класс частных практических задач; 3) создание
места для построения “пути” достижения класса и отельного ученика в учебном материале с
обязательной оценкой пройденного пути и места на этом пути, как всего класса, так и отдельных
учащихся. Таким образом, общая цель такой работы в начальной школе есть выращивание опыта
детей по работе со своими материалами, их систематизацией, планированию учебной
деятельности, её анализу и оценке, формам презентации своих достижений.[7]
В портфолио отмечаются успехи в учебной, творческой, спортивной и общественной деятельности
учащегося начальной школы. Систематическая работа с портфолио поможет учителям и родителям
совместно с младшим школьником решать важные задачи:
своевременно отмечать успехи ученика;
проследить индивидуальный рост успешности ребенка в учебе;
поддержать интерес школьника к учебному труду;
формировать самооценку учащегося в процессе учебной деятельности;
учить ребенка добиваться решения поставленных учебных задач.
В нашем классе портфолио является неотъемлемой частью обучения, развития и воспитания
учащихся. Первый раздел портфолио представляет собой знакомство с личностью его создателя,
позволяющее составить представление о его индивидуальных особенностях, чертах характера,
интересах и склонностях. В совместном творчестве с родителями появились такие рубрики: “Моё
имя”, “Моя семья”, “Мой друг”, “Мои увлечения”, “Мои любимые школьные предметы”, “Мой город”.
Большое внимание уделяется развитию интереса к чтению. Непременной составляющей детских
портфолио являются отзывы о прочитанных книгах, интересные сведения о писателях, графики
роста скорости чтения. Специальная страничка отведена для отслеживания синергетических
умений (так как наша школа работает над программой развития синергетических умений).
В разделе “Мои достижения” помещены грамоты, дипломы, сертификаты, благодарственные
письма, заработанные как в школьных конкурсах, так и в сфере дополнительного образования.
Отдельной рубрикой является раздел “Работы, которыми я горжусь”, в виде текстов, рисунков,
фотографий. Здесь находятся лучшие творческие работы, рефераты, работы с научной
конференции, фотографии объёмных работ по труду, рисунки по темам.
В воспитательной системе класса большое внимание уделяется развитию самоуправления, в
портфолио это отражается в рубрике “Моя общественная жизнь”, где показаны поручения,
обязанности ученика в классе, благодарности, поощрения, таблица участия ребёнка в классных и
школьных мероприятиях.
Работа над формированием портфолио начинает давать положительные результаты. Ребята
стремятся быть лучше, успешнее. Дети стремятся принимать участие в различных конкурсах,
выполняют интересные творческие работы, участвуют в общественной жизни, выполняют
поручения. Более насыщенной стала жизнь детей, многие с успехом занимаются в учреждениях
дополнительного образования, завоёвывая призовые места.