"Всестороннее развитие ребенка, средствами музыки и ритмических движений"
Автор: Русмиленко Наталья Евгеньевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МАДОУ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА - ДЕТСКИЙ САД №121 Населённый пункт: Г. ТЮМЕНЬ Наименование материала: СТАТЬЯ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Тема: "Всестороннее развитие ребенка, средствами музыки и ритмических движений" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 121 г. Тюмени
Из опыта работы музыкального руководителя
Русмиленко Натальи Евгеньевны
Статья ИЗ ОПЫТАРАБОТЫ
Тема: «Всестороннее развитие ребенка,
средствами музыки и ритмических движений.»
"От красивых образов мы перейдем к
красивым мыслям, от красивых
мыслей к красивой жизни и от
красивой жизни к абсолютной красоте"
Платон
В наше социально - ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и
достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений играет
немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности ребёнка.
В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем, в каком творческом направлении
«отправить» ребёнка и как его развивать. Очень многие выбирают для своего ребёнка занятия танцем, для малышей,
как правило, все начинается с ритмики и ритмических движений. На таких занятиях ребёнок не только научится красиво
танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно. Ведь танец - это творчество, танец - это именно
тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир. Что говорить о
том, как важно для девочек и мальчиков понятие "первый танец", ведь они хотят чувствовать себя настоящими
принцессами и принцами на балах, как в сказках.
Детские танцы - это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм),
которые
связаны
с
эмоциональными
впечатлениями
маленького
человека
от
окружающего
мира.
Детский
танец
начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений, зачастую, занятия больше похожи на игру, но
в
э т о й
и г р е
р е б ё н о к
н а у ч и т с я
т е м
в е щ а м ,
к о т о р ы е
о ч е н ь
п р и г о д я т с я
е м у
в
ж и з н и .
Основная цель на занятиях ритмики с дошкольниками - всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма
на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и
ритмических движений.
Для полноценного восприятия музыкальных произведений на занятиях ритмики и его творческого отображения в
танце необходимо помочь детям понять специальный язык музыки, его характер, жанр и особенности ритмического
р
и
с
у
н
к
а
.
Д л я
р а з в и т и я
т в о р ч е с к о й
и с п о л н и т е л ь с к о й
д е я т е л ь н о с т и
в
т а н ц е ,
детям нужно более углубленного изучать и понимать особенности того или иного музыкального произведения- это
несомненно способствует совсем иному осмыслению хореографического и музыкального искусств. Это дает детям
возможность поднять свой творческий потенциал на иной более высокий уровень и открыть новые интересные
в о з м о ж н о с т и
в
т в о р ч е с к о м
п р о ц е с с е .
На занятиях ритмики
предоставляется возможность полноценно развивать индивидуальные особенности каждого
ребенка, сформировывать хороший эстетический вкус, помогая тем самым приводить в гармонию внутренний мир
ребенка.
Гармония (от греч.) - " согласие, лад, красота ". Чувство гармонии является наиболее правильной организацией
содержания, упорядоченностью структуры предмета, явления, придающей им стройность и законченность. Способность
обнаруживать гармонию в жизни, искусстве и вносить её в практику, во всю многообразную нашу жизнь, является
великим человеческим умением, приносящим радость бытия всем кто этим чувством наделен. Немаловажную роль в
творческой активности и развитии духовного мира ребенка играет формирование эстетического вкуса. Как же можно
р а з в и т ь
э с т е т и ч е с к и й
в к у с ?
Эстетический вкус воспитывается, во-первых, благодаря развитию способности ощущать выразительность искусства,
понимать язык искусства; во-вторых, теоретическому обучению, в-третьих, творческой и исполнительской деятельности
детей на детских утренниках, концертах и творческих вечерах.
Подход к каждому ребенку состоит в том, чтобы помочь раскрыть его творческие таланты, научить общаться,
выражать
себя,
чувствовать
себя
уверенно
в
жизни,
повысить
способность
адаптации
к
различным
жизненным
изменениям.
Каждый ребенок придумывает танец для выбранной эмоции. Большое удовольствие у детей вызывает именно
сочинение своих танцев, где они могли выразить свои чувства в безопасной форме.
Интересное наблюдение состоит в том, что в этом возрасте дети неохотно играют отрицательных персонажей,
предпочитая изображать принцесс и принцев, но они с энтузиазмом сочиняют танец злости, становясь злостью,
исполняя ее танец.
Значимость выражения эмоций через движение состоит в том, что именно таким образом осуществляется знакомство с
собственными эмоциями, их принятие, а также развитие психологической способности переживать собственные чувства
и принимать их у других.
На успешность решения поставленной задачи большое влияние оказывает умение слушать, анализировать и понимать
музыкальное произведение, что способствует проявлению более яркого и творческого образа в танце. Навыки
музыкального восприятия помогают прослеживать становление музыкального образа, его характер и чутко
воспроизводить ритмический рисунок.
Начиная заниматься танцами в детском возрасте, можно предотвратить возникновение негативных установок,
изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим. Таким образом, танец является чем-то большим, чем
просто
движения
под
музыку.
Это
способ
работы
над
собой,
помогающий
добиваться
успехов
в
любой
сфере
деятельности. Он воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять
вовне то, что находится внутри нас. Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его
внутренний мир и помогают познать себя.