Автор: Ахмедулина Людмила Геннадьевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №41 Населённый пункт: город Иркутск Наименование материала: Конспект занятия Тема: Мы делили апельсин Раздел: дошкольное образование
«Мы делили апельсин»
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
(старшая группа)
Разработал: старший воспитатель
Ахмедулина Людмила Геннадьевна
МБДОУ г. Иркутска №41
Дошкольное детство - это особый период в развитии ребенка, когда у
детей
развиваются
самые
общие
способности,
которые
необходимы
любому человеку в любом виде деятельности. "Умение общаться с другими
людьми, действовать совместно с ними, способность хотеть, радоваться и
огорчаться, познавать новое, пускай наивно, но зато ярко и нестандартно,
по-своему видеть и понимать жизнь - это и еще многое другое несет в себе
дошкольное детство",- писал Л.А.Венгер.
Тема методической разработки обусловлена тем, что в старшей группе
детского сада возникла проблема взаимоотношений в системах "ребенок-
ребенок", "ребенок-взрослый". Детям тяжело находить общий язык друг с
другом
и
воспитателем.
В
процессе
развития
происходят
изменения
в
эмоциональной сфере ребенка, меняются его взгляды на мир и отношения с
окружающими.
Замыкаясь
на
телевизорах,
компьютерах,
дети
стали
меньше
общаться
со
взрослыми
и
сверстниками,
а
ведь
общение
в
значительной степени обогащает чувственную сферу. Дети стали менее
отзывчивыми к чувствам других. Поэтому данная тема, направленная на
формирование социальных навыков, очень актуальна.
Анализ работы детского сада показывает, что воспитание детей сегодня
отстаёт от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и
современных требований общества, что диктует необходимость создания
системы
работы
по
социально-личностному
направлению
педагогов
детского сада, как с детьми, так и с родителями.
Социальные навыки предполагают обучение детей этически ценным
формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Для
этого
необходимо
формировать
коммуникативные
навыки, умение
устанавливать
и
поддерживать
контакты,
кооперироваться
и
сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. Необходимо обучить
детей нормам и правилам поведения, на основе которых в дальнейшем
складываются
этически
ценные
формы
общения,
так же
помочь
понять, как легко может возникнуть ссора, её причина и помочь
находить способы и приемы самостоятельного разрешения. Поэтому,
считаем необходимым, помочь детям понять, что делать что-то вместе
не
только
интересно,
но
и
трудно,
так
как
нужно
уметь
договариваться, соблюдать очередность, прислушиваться к мнению
товарищей.
Формирование у детей эмпатичных способностей - умения выражать
свои чувства, желания, мнения так, чтобы они были понятны другим, и
принимать иную точку зрения, умения достойно выйти из конфликтной
ситуации и т. п. - основа гуманного отношения к окружающим людям.
Особого внимания заслуживает то, как знакомятся друг с другом дети,
как они общаются в процессе игры, из-за чего ссорятся и каким образом
разрешают
свои
конфликты.
Контакты
со
сверстниками
обычно
сопровождаются
яркими
эмоциональными
реакциями,
резкими
интонациями,
криком,
смехом
или
кривлянием.
В
общении
со
сверстниками дети более раскованы, используя принятые в детской среде
выражения
и
способы
поведения,
дети
говорят
неожиданные
вещи,
передразнивают друг друга, чаще проявляют творчество и фантазию. В
контактах со сверстником маленькому ребенку гораздо важнее высказаться
самому, чем выслушать собеседника. Именно поэтому самостоятельное
общение
между
детьми
чаще
всего
распадается
или
становится
конфликтным.
Важно
учить
ребенка
взаимодействовать
другими
способами — договариваться, обсуждать совместные действия с детьми,
уступать включаясь вместе с ребенком в совместную игру.
Наблюдение за пяти-шестилетними детьми в различных ситуациях в
беседах и различных играх показывает, что без постоянного контроля и
влияния
взрослых
основные
правила
общения
и
сотрудничества
ими
забываются.
Закономерен
вывод,
что
разрешение
конфликтов
в
дошкольном
возрасте,
следование
необходимым
нормам
поведения
во
многом зависят от взрослого. Потребность детей в общении сталкивается с
их недостаточной подготовленностью к межличностным отношениям, с
несформированностью
коммуникативных
умений.
При
типичной
для
большинства дошкольников общительности в детском сообществе может
быть неразвито сопереживание, терпимость к товарищам и др. Вместе с
тем именно в детском саду дети приобретают умения и навыки играть и
трудиться
сообща;
в
процессе
совместной
деятельности
зарождаются
первые ростки коллективизма.
Взрослым
следует
уделять
время
и
прилагать
усилия
для
формирования открытого доброжелательно настроенного характера, чему
способствуют
совместные
игры,
чтение
книг
детям,
совместная
деятельность
детей
и
взрослых.
Детям
в
игровой
форме
следует
моделировать возможные конфликтные ситуации и предлагать верные, с
точки зрения морали и общечеловеческих ценностей, способы их решения.
В е р н ы м
с п о с о б о м
р е ш е н и я
м н о г и х
ко н фл и к т о в
е с т ь
заинтересованность общей идеей и общение, когда причина или предмет
конфликт а
с т а новя т с я
не знач ит е льны,
во с пит ат е ль
м ож е т
продемонстрировать
детям,
преимущества
их
позитивного
выбора,
например, в сторону примирения или справедливости в рамках детского
восприятия. В зависимости от сложившейся конфликтной ситуации среди
детей (например, если несколько детишек не поделили игрушку), следует
предоставить возможность детям проявить решение конфликта в игровой
форме или с использованием детского фольклора. Например, часто можно
услышать дразнилку из детских уст, как способ относительно “мирного
решения ” сложившейся ситуации, вместо ее обострения. Использование
моделей для составления сказки, невербальных средств общения (мимики,
жестов, дистанции и т.д.) в процессе выполнения упражнения позволяет
детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и
ход
сказочных
событий;
развивает
абстрактно-логическое
мышление,
умение
оперировать
символами
и
знаками;
обогащает
словарь,
активизирует речь; воздействует на все органы чувств.
Необходимо полноценное общение родителей и воспитателей, что не
только
способствует
объективному
решению
конфликтов,
но
и
предотвращает многочисленные конфликтные ситуации в будущем.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ЦЕЛЬ
Целью
данной
методической
разработки
является
обучить
детей
эффективным
способам
общения,
снятие
негативных
настроений,
способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать
чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
ЗАДАЧИ
Закреплять
правила
общения:
быть
вежливым,
внимательным,
доброжелательным
и
искренним.
Объяснить
дошкольнику,
что
вежливость помогает человеку налаживать контакт с собеседником,
вежливым нужно быть всегда, вежливость должна быть искренней.
Дать
представления
детям
о
том,
что
в
основе
дружбы
лежит
взаимопонимание, добрые и сердечные отношения
Формировать чувство доверия к окружающим, способности понимать
эмоциональное
состояние,
переживания,
личностные
особенности
агрессивных детей.
Показать детям, что улыбка помогает налаживать контакт между
собеседниками, улыбка признак доброго расположения, говорящих
друг другу
Способствовать
укреплению
детских
игровых
объединений;
совершенствовать речевое общение детей в игровой деятельности.
Развивать волевые качества: доводить начатое дело до конца, выполнять
установленные
нормы
поведения,
в
своих
поступках
следовать
хорошему примеру.
Воспитывать
дружеские
взаимоотношения
между
детьми;
привычку
играть,
трудиться,
заниматься
сообща.
Развивать
коммуникативные
навыки
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ
- свежий апельсин
- муляжи фруктов, корзина
- диск с мультфильмом «Апельсин»
- аудиодиск с песней «Улыбка»
- кукла-бибабо волк
- следочки из бумаги (10-12 шт.)
- нарисованные портреты (силуэты) с недостающими элементами
- клетка
ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА
1. Д/и «Вежливые слова».
2. Чтение рассказа Г.Остера «Бабушка удава».
3. Театрализованная игра «Сказка-помощница».
4 . Знакомство
с
пословицами:
«Человек
без
друзей,
что
дерево
без
корней», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
5. Изучение сборника «Правила поведения для воспитанных детей».
6. Игра с пиктограммами «Угадай настроение».
7. Д/и «Назови ласково».
8. Игра «Найди друга» (на развитие осязания).
9. Чтение рассказа Осеева «Волшебное слово».
10.Разучивание стихотворения «Все мы дружные ребята».
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
1. Сюрпризный момент – внесение корзины с апельсинами.
2. Просмотр мультфильма «Апельсин».
3. Беседа с детьми о поступке героя.
4. Появление Волка - куклы-бибабо.
5. Д/и «Давайте познакомимся».
6. Д/и «Комплименты».
7. Физкультминутка «Поймай Обиду».
Чтение наизусть стихотворения «Все мы дружные ребята».
8. Игра «Покажи без слов».
9. Изготовление «Ковра дружбы» под песню «Улыбка».
10. Игра «Эстафета дружбы».
11. Угощение фруктами.
ХОД
Дети встречают воспитателя, в руках которой корзинка.
Воспитатель: Я принесла вам сегодня угощение – очень полезный фрукт,
но узнать его можно только по запаху. Кто из вас попробует
его угадать?
Дети, закрыв глаза, определяют фрукт ( ответы детей).
Воспитатель: Вы угадали – это апельсин (приложение 1). Я несла вам
целую
корзину
апельсинов,
но
по
дороге
несколько
апельсинов пропало. Кто-нибудь видел, куда они укатились?
Вам
интересно
узнать,
что
с
ними
случилось?
Тогда
присаживайтесь на стульчики и внимательно посмотрите на
экран.
Дети садятся на стульчики полукругом, смотрят мультфильм «Апельсин».
Воспитатель : Вот такая история произошла с апельсином. Ребята, А кто-
нибудь знает, почему никто не хотел делиться апельсином с
волком? Каким был волк? Как он поступил? Как вы думаете,
почему волк злой? Может быть он не умеет дружить? А что
значит быть другом? ( ответы детей ).
Воспитатель : Ребята, я
слышу какой-то
шум. Кажется,
там
кто-то
шевелится. Я пойду и посмотрю, кто это.
Воспитатель одевает куклу-бибабо (приложение 2).
Воспитатель : Посмотрите, это же тот самый волк. Что ты делаешь в
нашем детском саду (обращается к кукле)?
Воспитатель (от имени волка): Здесь все такие веселые, дружные, а меня
никогда не было друзей. Лиса и та, плутовка, обманывает.
Воспитатель: Если хочешь, мы можем научить тебя дружить.
Воспитатель (от имени волка): Очень хочу.
Воспитатель : Тогда будем делать работу над ошибками (обращается к
детям): Кто помнит, что случилось в начале мультфильма?
Как следовало поступить волку? Что надо делать в первую
очередь,
когда
встречаешь
кого-то?
(ответ
детей
–
поздороваться).
Давайте
и
мы
поздороваемся
с
волком.
Здравствуйте! А теперь надо познакомиться с ним. Ребята,
вы знаете, что у каждого из нас есть имя. Этим именем вас
называет мама, папа, бабушка, дедушка, другие люди, но
называть вас можно по-разному. Вы знаете, что имена дают,
когда человек родится. Когда он маленький, его зовут очень
ласково и нежно – Ванечка, Ванюша (спросить детей, как
еще), а когда человек подрастает, его зовут по-другому -
Иван. Взрослых людей чаще называют по имени и отчеству.
А как вы обращаетесь друг к другу? ( ответы детей)
Проводится игра «Давайте познакомимся» - подбираются имена каждому
ребенку, ласковое прозвище волку.
Воспитатель : Теперь мы знаем, какое имя у наших ребят, как по-другому
их
называют,
как
их
будут
называть,
когда
они
станут
взрослыми, как их называют друзья сейчас. И будет очень
хорошо,
если
мы
будем
называть
друг
друга
ласковыми,
нежными, добрыми именами.
Воспитатель:
А
как
вы
считаете,
кто
же
был
виноват
в
истории
с
апельсином? ( ответы детей).
Воспитатель: Вы правы. Виноваты все: и наш волк, который выхватил
апельсин без разрешения, и звери, которые пожадничали и не
предложили угощение волку. В ссоре всегда виноваты обе
стороны,
главное
–
извиниться.
Все
иногда
ссорятся,
но
настоящие друзья быстро мирятся и не таят обиду. А среди
вас есть настоящие друзья? ( ответы детей).
Воспитатель: Сейчас мы с волком и проверим, кто настоящий друг. Для
этого надо пойти навстречу друг другу по следочкам и с
каждым шагом называть комплименты.
Игра «Комплименты», проводится парами.
Воспитатель (от имени волка): Да, среди вас много настоящих друзей,
никто не обманывает и не обижается.
Воспитатель : А кто знает, где живет обида на друга? ( ответы детей ).
Воспитатель: Верно, она живет внутри нас. А легко ли жить с обидой?
Хотелось бы вам ее прогнать? (ответы детей). Если повыше
подпрыгнуть,
обида
вылетит
из
вас,
и
ее
можно
легко
поймать. Подскажите, куда же можно потом обиду спрятать?
( варианты детей ).
Воспитатель: Здорово придумали! У нас как раз есть большая клетка, где
поместиться
вся
обида,
мешающая
нам
дружить
(приложение 4).
Физкультминутка «Поймай обиду», дети имитируют ловлю «комара» и
«сажают обиду» в клетку. Унося клетку, дети читают стихотворение.
Дети: Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло.
Воспитатель: Всем удалось прогнать обиду?
Воспитатель:
Порой
наше
поведение,
наши
эмоции
могут
выразить
больше чем слова. С помощью движений и мимики можно
передать даже поведение животных.
Игра «Покажи без слов», дети поочередно изображают животных из
просмотренного мультфильма, а волк их угадывает.
Воспитатель:
Интересно,
что
без
слов
можно
изобразить
не
только
животных, но и передать свое настроение. Кто правильно
угадает, какое у меня сейчас настроение?
Воспитатель
изображает
сначала
грусть,
потом
радость.
Волк
тоже
пытается угадать ( ответы детей).
Воспитатель: Какая воспитательница вам нравится больше: хмурая или
веселая? Какого друга вы хотели бы видеть рядом с собой:
хмурого или веселого? (ответы детей). Давайте улыбнемся
друг другу, чтобы у нас всегда было хорошее настроение. А
чтобы волк не забывал наших улыбок, я предлагаю составить
для него «ковер дружбы» (приложение 4).
Звучит песня
«Улыбка»
(приложение
5).
Дети
подходят
к
столам,
дорисовывают на портретах улыбки, составляют один общий «ковер» и
встают в круг вокруг него.
Воспитатель : Дорогой волк! Это необычный ковер. Он помогает людям
успокоиться и помириться, если они поссорились. В нашей
группе все дети дружат друг с другом. Мы хотим, чтобы и ты
нашел настоящих друзей. Мы встали в один круг, чтобы
передать тебе « эстафету дружбы».
Дети, взявшись за руки, передают рукопожатие по кругу.
Воспитатель (от имени волка): Я чувствую, что дружбы стало больше, как
будто каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Спасибо, ребята, что
научили меня дружить.
Воспитатель (обращается к волку): Ты был отличным учеником! Думаю,
мы все заслужили угощение.
Воспитатель (от
имени
волка,
с
нетерпением):
А
мне
очень
хочется
поделиться угощением с друзьями. До свидания!
Дети прощаются, угощаются апельсинами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
ходе
изучения
данной
темы
я
убедилась
в необходимости
формировать
коммуникативные
навыки, умение
устанавливать
и
поддерживать
контакты,
кооперироваться
и
сотрудничать,
избегать
конфликтных ситуаций, необходимо обучить детей нормам и правилам
поведения. Основу гуманного отношения составляет складывающаяся в
общении и совместной деятельности определенная готовность субъекта
чувствовать,
переживать,
действовать
так,
как
если
бы
этим
другим
являлся он сам. Она выражается в признании за другим, как и за самим
собой, равных прав и обязанностей, в оказании содействия и поддержки, а
также в требовательном отношении к себе.
Как бы нам ни хотелось этого, едва ли возможно представить и тем
более
осуществить
совершенно
бесконфликтное
взаимодействие
между
людьми. Иногда даже важнее не избежать конфликта, а грамотно выбрать
стратегию поведения в конфликтной ситуации,помочь понять, как легко
может возникнуть ссора, её причина и помочь находить способы и
приемы
самостоятельного
разрешения
конфликтной
ситуации.
Конфликтуя,
дети
получают
жизненно
важный
опыт.
Поэтому
часто
помогает
чувство
юмора.
Если
вы
пошутите
и
покажете
ситуацию
в
забавном
свете,
то
сразу
заметите,
как
вместе
со
смехом
у
детей
постепенно меняется их эмоциональное состояние.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.
Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. – М., 1981.
2.
Как
помочь
ребенку
войти
в
современный
мир?/
Под
ред.
Т.
В.
Антоновой. – М.,1995.
3.
Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. - М.,1996.
4.
Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. Учебное пособие. - М., Изд.
ценр “Академия”,1997.
5.
Березин С.В., Лисецкий К.С. Технология формирования социальных
навыков. – М., 2001.
6.
Зинкевич-Евстигнеева
Т.Д.
Соавтор:
Т.М.
Грабенко.
Игры
в
сказкотерапии. – М., 2005.
7.
Ведерникова Н.В.,
Смирнягина Л.А. Формирование
социальных
навыков поведения детей дошкольного возраста. – СПб., 1997.
8.
Чеснокова
Е.Н.
Развитие
коммуникативных
навыков
у
старших
дошкольников, журнал "Воспитатель" N 9-10/2008.
9.
Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1995.
10. Шипицына
Л.М.,
Защиринская
О.В.,
Воронова
А.П.,
Нилова
Т.А.
Азбука
общения:
развитие
личности
ребенка,
навыков
общения
со
взрослыми и сверстниками. – СПб., 2000.
11. Белинская Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших
школьников. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.