Напоминание

Комплекс диагностических заданий для обследования речи детей дошкольного возраста


Автор: Сайгашкина Людмила Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: мбдоу детский сад "Снежинка"
Населённый пункт: тюменская область п.игрим
Наименование материала: диагностический материал
Тема: Комплекс диагностических заданий для обследования речи детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Комплекс диагностических заданий

для обследования

речи детей

дошкольного возраста

Подготовила:

воспитатель Сайгашкина Л.П.

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО

СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. Согласование существительных с прилагательным и с числительным (одно желтое яблоко, одного желтого яблока…) 2. Образование существительные с чередованием согласных в корне и выпадением гласных (пень – пни, день – дни, ухо – уши…) 3. Употребление слов антонимов («Скажи наоборот»). 4. Образование уменьшительно ласкательных форм слов. 5. Наличие в речи обобщающих понятий ( «Назови одним словом») 6. Образование сложных предложений (вопросно – ответная форма, ребенок договаривает 2 часть предложения и повторяет все полностью)
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО

СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже (синий шарф, синяя машина, синее платье, синие платья, нет синих машин…) 2. Согласование существительных с числительными 3. Употребление существительных в именительном и винительном падежах (вижу кого? что?) 4. Употребление несклоняемых существительных в единственном и множественном числе, в именительном и родительном падежах. 5. Образование уменьшительно ласкательных форм слов. 6. Употребление в речи сложных предложений, составленных из 2 грамматических основ (вопросно – ответная форма).
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО

СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1. Согласование существительных с прилагательным в роде, числе, падеже (синий шарф, синяя машина, синее платье, синие платья, нет синих машин…) 2. Употребление существительных с предлогом (в, на, за, под, около) 3. Употребление в речи существительных в единственном и множественном числе. 4. Употребление в речи существительных в единственном и множественном числе в родительном падеже. 5. Составление простого предложения с ориентировкой на вопросы «кто?», «что?», «что делает?», с введением одного второстепенного члена предложения.

ДИАГНОСТИКА ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЗАДАНИЕ № 1
Цель: Образование однокоренных слов (медведь, медвежий, медвежонок…) Инструкции: «Подбери слова, похожие на то, которые я тебе назову» (вода, лес, стол)
ЗАДАНИЕ № 2

Цель
: Образование глаголов с приставками
Материал:
Сюжетные картинки «Мальчик поливает цветы», «Мальчик переливает воду», «Мальчик наливает воду», «Мальчик выливает воду».
Инструкции:
Разложить перед ребенком картинки и спросить: «Посмотри внимательно и скажи, что делает мальчик.»
ЗАДАНИЕ № 3

Цель:
Подбор синонимов к прилагательному
Инструкции:

«
Как можно сказать по другому…» (грустный, высокий, холодный)
ЗАДАНИЕ № 4

Цель:
Наличие в речи обобщающих понятий
Материал:
Дидактическая игра «Назови одним словом» или картинки по лексическим темам: «Посуда», «Транспорт», «Птицы», «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Продукты питания», «Школьные принадлежности», «Мебель», «Инструменты» и т.д.
Инструкции:
Выкладываем перед ребенком картинки по одной лексической теме: «Назови все эти предметы, одним словом» (предлагает каждому ребенку по 4 набора)
ЗАДАНИЕ № 5

Цель:
Образование сложных предложений ребенком самостоятельно
Материал:
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Инструкции:
«Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний»

ЗАДАНИЕ № 6

Цель:
Выделение главных членов предложения, определение количества слов в предложении
Материал:
Сюжетные картинки «Девочка моет руки», «Дети наряжают елку», «Девочка читает книгу»
Инструкции:
Выложить перед ребенком картинку: «Кто изображен на картинке?» «Что делает девочка?» «Дай полный ответ, что изображено на картинке?» Повторить за ребенком предложение и спросить: «Сколько слов в этом предложении» (при затруднении выложить наглядную схему из полосок).
ДИАГНОСТИКА ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЗАДАНИЕ № 1

Цель:
Употребление слов - антонимов
Материал:
предметные картинки: толстая и тонкая палки, высокое и низкое дерево, широкий и узкий шарф, большая и маленькая шапка
Инструкции:
Показать ребенку картинку: «Что изображено на картинке?»
ЗАДАНИЕ № 2

Цель:
согласование существительных с прилагательными и с числительными.
Материал:
Картинки с изображением 1 желтого лимона, 2 желтых лимонов, 3 желтых лимонов, 4 желтых лимонов, 5 желтых лимонов. Картинки с изображением 1зеленой груши, 2 зеленых груш, 3 зеленых груш, 4 зеленых груш, 5 зеленых груш. Картинки с изображением 1красного яблока, 2 красных яблок, 3 красных яблок, 4 красных яблок, 5 красных яблок.
Инструкции:
Показать ребенку картинку: «Давай с тобой посчитаем»
ЗАДАНИЕ № 3

Цель:

Образование существительных с чередованием согласных и выпадением гласных в корне слова
Материал:
Картинки с изображением уха, ушей, пня, пней, цыпленка, цыплят.
Инструкции:
Показать ребенку картинку: «Что это?»
ЗАДАНИЕ № 4

Цель:
Наличие в речи обобщающих понятий
Материал:
Дидактическая игра «Назови одним словом» или картинки по лексическим темам: «Посуда», «Транспорт», «Птицы», «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Мебель», «Игрушки», «Обувь» и т.д.
Инструкции:
Выкладываем перед ребенком картинки по одной лексической теме: «Назови все эти предметы, одним словом» (предлагает каждому ребенку по 4 набора)
ЗАДАНИЕ № 5

Цель:
Образование уменьшительно- ласкательных форм слова
Материал:
картинки с изображением большого и маленького яблока, большой и маленькой матрешки, большой и маленькой чашки.
Инструкции:
Показать ребенку картинку с изображением яблок, указывая на большое яблоко спросить: «Что это?», «Как ласково можно назвать маленькое яблоко?»
ЗАДАНИЕ № 6

Цель:
Образование сложных предложений, составленных из 2 грамматических основ
Инструкции:
(вопросно – ответная форма) Ребенок договаривает вторую часть предложе- ния, а затем повторяет его полностью. «Я начну, а ты продолжи». « Таня обрадовалась…» (потому что…) «Пошел дождь…» (и…)
ДИАГНОСТИКА ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


ЗАДАНИЕ № 1

Цель:
согласование существительных с прилагательными в роде и падеже.
Материал:
предметные картинки: красный барабан, красная редиска, красное кресло
Инструкции:
Показать ребенку картинку: «Назови предмет, что это?» «Барабан по цвету какой?» Перевернуть картинку, спрятать изображение: «Чего нет?», «Какого?»
ЗАДАНИЕ № 2

Цель:
согласование существительных с числительными.
Материал:
объемные морковки – 5 шт., объемные утята – 5шт., картинки с изображение яблока – 5шт.
Инструкции:
Показать ребенку картинку: «Давай с тобой посчитаем. Одна…», «Две…», «Три…» и т.д.
ЗАДАНИЕ № 3

Цель:
употребление существительных в именительном и винительном падежах.
Материал:
картинки с изображением лодки, ведра, петушка.
Инструкции:
Показать ребенку картинку: «Назови предмет, что это?», «Я вижу что? (кого?)»
ЗАДАНИЕ № 4

Цель:
употребление несклоняемых существительных в единственном и множественном числе, в именительном и родительном падежах.
Материал:
картинки с изображением одного пальто, нескольких пальто,
Инструкции:
1. Показать ребенку картинку с изображением одного пальто: «Что это?» Перевернуть картинку, спрятать изображение: «Нет чего?» Показать ребенку картинку с изображением нескольких пальто: «Много чего?» 2. Показать ребенку чашку с кофе: «Что это?» «В чашке много чего?».
ЗАДАНИЕ № 5

Цель:

Образование уменьшительно ласкательных форм слова
Материал:
картинки с изображением большого и маленького яблока, большой и маленькой матрешки, большой и маленькой чашки.
Инструкции:
Показать ребенку картинку с изображением яблок, указывая на большое яблоко спросить: «Что это?», «Как ласково можно назвать маленькое яблоко?»
ЗАДАНИЕ № 6

Цель:
Образование сложных предложений, составленных из 2 грамматических основ
Инструкции:
(вопросно – ответная форма) «Я начну, а ты продолжи.» Или «Придумай, что было дальше» « Таня обрадовалась…» (потому что…) «Пошел дождь…» (и…)
ДИАГНОСТИКА ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЗАДАНИЕ № 1

Цель:
согласование существительных с прилагательными в роде и падеже.
Материал:
предметные картинки: красный карандаш, красная звездочка, красное солнце, красные карандаши
Инструкции:
Показать ребенку картинку: «Назови предмет, что это?» «Барабан по цвету какой?» Перевернуть картинку, спрятать изображение: «Чего нет?», «Какого?»
ЗАДАНИЕ № 2

Цель:
Употребление существительных с предлогами «в», «на», «за», «под»
Материал:
Кукольная мебель: стол, стул, шкаф; матрешка
Инструкции:
«Сейчас матрешка будет играть с тобой в прятки, а ты будешь ее искать и говорить мне, куда спряталась матрешка. Закрой глаза (поставить матрешку под стол). Куда спряталась матрешка?»

ЗАДАНИЕ № 3

Цель:
употребление существительных в единственном и множественном числе
Материал:
картинки с изображением одного карандаша, нескольких карандашей, одного яблока, нескольких яблок, одной книг, нескольких книг
Инструкции:
«Что это?»
ЗАДАНИЕ № 4

Цель:
употребление существительных в единственном и множественном числе, в именительном и родительном падежах.
Материал:
картинки с изображением одного карандаша, нескольких карандашей, одного яблока, нескольких яблок, одной книг, нескольких книг
Инструкции:
Показать картинку сначала с одним предметом : «Что это?», перевернуть ее вниз изображением: «Чего нет?» Затем показать картинку с несколькими предметами: «Что это?», перевернуть ее вниз изображением: «Чего нет?»
ЗАДАНИЕ № 5

Цель:
Составление простого предложения с ориентировкой на вопросы «Кто это?», «Что делает», с введением одного второстепенного члена предложения.
Материал:
Картинка – иллюстрация к сказке «Три медведя»
Инструкции:
Выложить перед ребенком картинку: «Кто это?» «Что делает девочка?» «Что изображено на картинке?»

Комплекс диагностических заданий

для обследования связной речи

дошкольников

Основные параметры обследования связной речи детей

подготовительной группы (6 – 7 лет).
1. Умение вести координированный диалог (со взрослыми и сверстниками).2. Составление рассказа-описания заданного предмета. 3. Составление рассказа по серии сюжетных картин (3-4 картинки). 4. Составление рассказа по сюжетной картине. 5. Пересказ рассказа (сказки). 6. Придумывание начала рассказа.
Основные параметры обследования связной речи детей старшей группы

(5 – 6 лет).
1. Умение отвечать на вопрос полным распространенным предложением. 2. Составление рассказа-описания заданного предмета по плану. 3. Составление рассказа по серии сюжетных картин (2-3 картинки). 4. Составление рассказа по сюжетной картине. 5. Пересказ короткого рассказа (сказки). 6. Придумывание продолжения рассказа.
Основные параметры обследования связной речи детей средней группы

(4 – 5 лет).
1. Умение отвечать на вопрос полным предложением. 2. Составление рассказа-описания по образцу воспитателя. 3. Драматизация фрагмента знакомой сказки (умение вести диалог). 4. Краткий пересказ рассказа (сказки) с опорой на картинку.
Основные параметры обследования связной речи детей второй младшей

группы (3 – 4 года).
1. Повторение предложений за воспитателем (3-5 слов). 2. Рассказ о ближайшем окружении по вопросам воспитателя. 3. Ответы на вопросы по сюжетной картине.
Основные параметры обследования связной речи детей младшей группы

(2 – 3 года).
1. Повторение предложений за воспитателем (2-3 слова). 2. Ответы на простые вопросы по сказке с опорой на картинку.

Диагностика связной речи детей

подготовительной группы

Задание №1
Цель: выявление умения вести координированный диалог со взрослыми и сверстниками, ориентироваться на партнера, соблюдать очередность речевых действий.
Материал:
оборудование для сюжетно-ролевой игры.
Инструкция:
«Поиграем в игру…» («Магазин», «Больница», и т.д.)
Задание №2
Цель: составление рассказа-описания предмета (объекта).
Материал:
картинка с изображением предмета (объекта).
Инструкция:
«Рассмотри… (куклу, машинку, собаку, яблоко, и т.д.).
Задание №3
Цель: составление рассказа по серии сюжетных картин.
Материал
: серия из 3-4 сюжетных картин.
Инструкция
: «Рассмотри картинки. Разложи их по порядку. Составь рассказ».
Задание №4
Цель: составление рассказа по сюжетной картине.
Материал:
сюжетная картина («Соня и собака»).
Инструкция:
«Рассмотри картинку. Придумай рассказ».
Задание №5
Цель: Пересказ рассказа (сказки).
Материал
: иллюстрация к тексту (при необходимости).
Инструкция
: «Послушай, потом расскажи сам».
Задание №6
Цель: придумывание начала рассказа.
Материал:
иллюстрация к рассказу (при необходимости).
Инструкция
: «Послушай конец рассказа. Придумай, что было сначала». «… Крылышко зажило. Всю зиму синичка прожила у Коли. Весной, когда пригрело солнышко, Коля выпустил её на волю».
Диагностика связной речи детей

старшей группы


Задание №1
Цель: выявление умения отвечать на вопрос полным распространенным предложением.
Материал:
сюжетная картинка.
Инструкция:
«Ответь на вопросы полным предложением».
Задание №2

Цель:
составление рассказа-описания предмета (объекта) по плану.
Материал:
картинка с изображением предмета (объекта), опорная схема описания. Инструкция: «Составь рассказ о… (домашнем животном)». 1. Название животного. 2. Внешний вид. 3. Повадки. 4. Чем питается. 5. Какую пользу приносит.
Задание №3
Цель: составление рассказа по серии сюжетных картин.
Материал:
серия из 2-3 сюжетных картин.
Инструкция
: «Посмотри. Разложи картинки по порядку. Придумай рассказ».
Задание №4
Цель: составление рассказа по сюжетной картине.
Материал:
сюжетная картина.
Инструкция:
«Рассмотри картинку. Придумай рассказ».
Задание №5
Цель: пересказ короткого рассказа (сказки).
Материал:
иллюстрация к рассказу (сказке).
Инструкция:
«Послушай, потом расскажи сам».
Задание №6
Цель: Придумывание продолжения рассказа.
Материал:
иллюстрация к рассказу (при необходимости).
Инструкция:
«Послушай начало рассказа. Придумай, что было дальше». «Коля и Саша ходили в лес за грибами. Грибов набрали полную корзину. Вдруг под кустом…».
Диагностика связной речи детей

средней группы

Задание №1

Цель: выявление уровня сформированности навыка отвечать на вопрос полным предложением.
Материал:
сюжетная картинка.
Инструкция:
«Ответь на вопрос полным предложением».
Задание №2
Цель: составление рассказа-описания по образцу воспитателя.
Материал:
кукла (любая другая игрушка).
Инструкция:
«Послушай, потом расскажи сама». «Этот кукла. У неё светлые волосы, голубые глаза. У куклы красное платье и красные туфли. Кукла красивая».
Задание №3
Цель: выявление умения вести диалог, ориентироваться на партнера, воспроизводить текст хорошо знакомой сказки в процессе элементарной драматизации.
Материал:
шапочки с изображением персонажей сказки («Колобок»). Инструкция: «Мы с вами превратимся в героев сказки»
Задание №4
Цель: краткий пересказ рассказа (сказки).
Материал
: иллюстрация к рассказу (сказке).
Инструкция:
«Послушай. Расскажи сам»
Диагностика связной речи детей

младших групп

Задание №1
Цель: восприятие и воспроизведение предложения из 3-5 (2-3) слов. Материал: сюжетная картинка. Инструкция: «Послушай, повтори». - У Маши кукла. - У Маши новая кукла. - Мама купила Маше новую куклу. - Саша рисует машину. - Саша рисует синюю машину. - Саша рисует красками синюю машину.
Задание №2
Цель: выявление уровня понимания обращенной речи, осведомленности о ближайшем окружении.

Инструкция:
«Ответь на вопрос». - Как тебя зовут? - Кто живет вместе с тобой? - Как зовут маму (папу)? - У тебя есть сестра (брат)? - Твоя сестра (брат) большая (ой) или маленькая (ий)?
Задание №3
Цель: поддержание диалога со взрослым. Выражение своих мыслей и впечатлений в форме коротких предложений.
Материал:
сюжетная картинка.
Инструкция:
«Посмотри на картинку. Расскажи, что ты видишь».


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!