Комплекс диагностических заданий для обследования речи детей дошкольного возраста
Автор: Сайгашкина Людмила Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: мбдоу детский сад "Снежинка" Населённый пункт: тюменская область п.игрим Наименование материала: диагностический материал Тема: Комплекс диагностических заданий для обследования речи детей дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
1.
Согласование существительных с прилагательным и с числительным
(одно желтое яблоко, одного желтого яблока…)
2.
Образование существительные с чередованием согласных в корне и
выпадением гласных (пень – пни, день – дни, ухо – уши…)
3.
Употребление слов антонимов («Скажи наоборот»).
4.
Образование уменьшительно ласкательных форм слов.
5.
Наличие в речи обобщающих понятий ( «Назови одним словом»)
6.
Образование сложных предложений (вопросно – ответная форма,
ребенок договаривает 2 часть предложения и повторяет все полностью)
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО
СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.
Согласование существительных с прилагательными в роде, числе,
падеже (синий шарф, синяя машина, синее платье, синие платья, нет
синих машин…)
2.
Согласование существительных с числительными
3.
Употребление существительных в именительном и винительном
падежах (вижу кого? что?)
4.
Употребление несклоняемых существительных в единственном и
множественном числе, в именительном и родительном падежах.
5.
Образование уменьшительно ласкательных форм слов.
6.
Употребление в речи сложных предложений, составленных из 2
грамматических основ (вопросно – ответная форма).
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО
СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.
Согласование существительных с прилагательным в роде, числе,
падеже (синий шарф, синяя машина, синее платье, синие платья, нет
синих машин…)
2.
Употребление существительных с предлогом (в, на, за, под, около)
3.
Употребление в речи существительных в единственном и
множественном числе.
4.
Употребление в речи существительных в единственном и
множественном числе в родительном падеже.
5.
Составление простого предложения с ориентировкой на вопросы
«кто?», «что?», «что делает?», с введением одного второстепенного
члена предложения.
ДИАГНОСТИКА ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЗАДАНИЕ № 1
Цель:
Образование однокоренных слов (медведь, медвежий, медвежонок…)
Инструкции:
«Подбери слова, похожие на то, которые я тебе назову» (вода, лес, стол)
ЗАДАНИЕ № 2
Цель :
Образование глаголов с приставками
Материал:
Сюжетные картинки «Мальчик поливает цветы», «Мальчик переливает воду»,
«Мальчик наливает воду», «Мальчик выливает воду».
Инструкции:
Разложить перед ребенком картинки и спросить: «Посмотри внимательно и
скажи, что делает мальчик.»
ЗАДАНИЕ № 3
Цель:
Подбор синонимов к прилагательному
Инструкции:
« Как можно сказать по другому…» (грустный, высокий, холодный)
ЗАДАНИЕ № 4
Цель:
Наличие в речи обобщающих понятий
Материал:
Дидактическая игра «Назови одним словом» или картинки по лексическим
темам: «Посуда», «Транспорт», «Птицы», «Овощи», «Фрукты», «Одежда»,
«Продукты питания», «Школьные принадлежности», «Мебель»,
«Инструменты» и т.д.
Инструкции:
Выкладываем перед ребенком картинки по одной лексической теме: «Назови
все эти предметы, одним словом» (предлагает каждому ребенку по 4 набора)
ЗАДАНИЕ № 5
Цель:
Образование сложных предложений ребенком самостоятельно
Материал:
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Инструкции:
«Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний»
ЗАДАНИЕ № 6
Цель:
Выделение главных членов предложения, определение количества слов в
предложении
Материал:
Сюжетные картинки «Девочка моет руки», «Дети наряжают елку», «Девочка
читает книгу»
Инструкции:
Выложить перед ребенком картинку: «Кто изображен на картинке?» «Что
делает девочка?» «Дай полный ответ, что изображено на картинке?»
Повторить за ребенком предложение и спросить: «Сколько слов в этом
предложении» (при затруднении выложить наглядную схему из полосок).
ДИАГНОСТИКА ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЗАДАНИЕ № 1
Цель:
Употребление слов - антонимов
Материал:
предметные картинки: толстая и тонкая палки, высокое и низкое дерево,
широкий и узкий шарф, большая и маленькая шапка
Инструкции:
Показать ребенку картинку: «Что изображено на картинке?»
ЗАДАНИЕ № 2
Цель:
согласование существительных с прилагательными и с числительными.
Материал:
Картинки с изображением 1 желтого лимона, 2 желтых лимонов, 3 желтых
лимонов, 4 желтых лимонов, 5 желтых лимонов.
Картинки с изображением 1зеленой груши, 2 зеленых груш, 3 зеленых груш,
4 зеленых груш, 5 зеленых груш.
Картинки с изображением 1красного яблока, 2 красных яблок, 3 красных
яблок, 4 красных яблок, 5 красных яблок.
Инструкции:
Показать ребенку картинку: «Давай с тобой посчитаем»
ЗАДАНИЕ № 3
Цель:
Образование существительных с чередованием согласных и выпадением
гласных в корне слова
Материал:
Картинки с изображением уха, ушей, пня, пней, цыпленка, цыплят.
Инструкции:
Показать ребенку картинку: «Что это?»
ЗАДАНИЕ № 4
Цель:
Наличие в речи обобщающих понятий
Материал:
Дидактическая игра «Назови одним словом» или картинки по лексическим
темам: «Посуда», «Транспорт», «Птицы», «Овощи», «Фрукты», «Одежда»,
«Мебель», «Игрушки», «Обувь» и т.д.
Инструкции:
Выкладываем перед ребенком картинки по одной лексической теме: «Назови
все эти предметы, одним словом» (предлагает каждому ребенку по 4 набора)
ЗАДАНИЕ № 5
Цель:
Образование уменьшительно- ласкательных форм слова
Материал:
картинки с изображением большого и маленького яблока, большой и
маленькой матрешки, большой и маленькой чашки.
Инструкции:
Показать ребенку картинку с изображением яблок, указывая на большое
яблоко спросить: «Что это?», «Как ласково можно назвать маленькое
яблоко?»
ЗАДАНИЕ № 6
Цель:
Образование сложных предложений, составленных из 2 грамматических
основ
Инструкции:
(вопросно – ответная форма) Ребенок договаривает вторую часть предложе-
ния, а затем повторяет его полностью. «Я начну, а ты продолжи».
« Таня обрадовалась…» (потому что…)
«Пошел дождь…» (и…)
ДИАГНОСТИКА ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ
СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЗАДАНИЕ № 1
Цель:
согласование существительных с прилагательными в роде и падеже.
Материал:
предметные картинки: красный барабан, красная редиска, красное кресло
Инструкции:
Показать ребенку картинку: «Назови предмет, что это?» «Барабан по цвету
какой?»
Перевернуть картинку, спрятать изображение: «Чего нет?», «Какого?»
ЗАДАНИЕ № 2
Цель:
согласование существительных с числительными.
Материал:
объемные морковки – 5 шт., объемные утята – 5шт., картинки с изображение
яблока – 5шт.
Инструкции:
Показать ребенку картинку: «Давай с тобой посчитаем. Одна…», «Две…»,
«Три…» и т.д.
ЗАДАНИЕ № 3
Цель:
употребление существительных в именительном и винительном падежах.
Материал:
картинки с изображением лодки, ведра, петушка.
Инструкции:
Показать ребенку картинку: «Назови предмет, что это?», «Я вижу что?
(кого?)»
ЗАДАНИЕ № 4
Цель:
употребление
несклоняемых
существительных
в
единственном
и
множественном числе, в именительном и родительном падежах.
Материал:
картинки с изображением одного пальто, нескольких пальто,
Инструкции:
1. Показать ребенку картинку с изображением одного пальто: «Что это?»
Перевернуть картинку, спрятать изображение: «Нет чего?»
Показать ребенку картинку с изображением нескольких пальто: «Много
чего?»
2. Показать ребенку чашку с кофе: «Что это?» «В чашке много чего?».
ЗАДАНИЕ № 5
Цель:
Образование уменьшительно ласкательных форм слова
Материал:
картинки с изображением большого и маленького яблока, большой и
маленькой матрешки, большой и маленькой чашки.
Инструкции:
Показать ребенку картинку с изображением яблок, указывая на большое
яблоко спросить: «Что это?», «Как ласково можно назвать маленькое
яблоко?»
ЗАДАНИЕ № 6
Цель:
Образование
сложных
предложений,
составленных
из
2
грамматических
основ
Инструкции:
(вопросно – ответная форма)
«Я начну, а ты продолжи.» Или «Придумай, что было дальше»
« Таня обрадовалась…» (потому что…)
«Пошел дождь…» (и…)
ДИАГНОСТИКА ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЗАДАНИЕ № 1
Цель:
согласование существительных с прилагательными в роде и падеже.
Материал:
предметные картинки: красный карандаш, красная звездочка, красное солнце,
красные карандаши
Инструкции:
Показать ребенку картинку: «Назови предмет, что это?» «Барабан по цвету
какой?»
Перевернуть картинку, спрятать изображение: «Чего нет?», «Какого?»
ЗАДАНИЕ № 2
Цель:
Употребление существительных с предлогами «в», «на», «за», «под»
Материал:
Кукольная мебель: стол, стул, шкаф; матрешка
Инструкции:
«Сейчас матрешка будет играть с тобой в прятки, а ты будешь ее искать и
говорить мне, куда спряталась матрешка. Закрой глаза (поставить матрешку
под стол). Куда спряталась матрешка?»
ЗАДАНИЕ № 3
Цель:
употребление существительных в единственном и множественном числе
Материал:
картинки с изображением одного карандаша, нескольких карандашей, одного
яблока, нескольких яблок, одной книг, нескольких книг
Инструкции:
«Что это?»
ЗАДАНИЕ № 4
Цель:
употребление существительных в единственном и множественном числе, в
именительном и родительном падежах.
Материал:
картинки с изображением одного карандаша, нескольких карандашей, одного
яблока, нескольких яблок, одной книг, нескольких книг
Инструкции:
Показать картинку сначала с одним предметом : «Что это?», перевернуть ее
вниз изображением: «Чего нет?»
Затем показать картинку с несколькими предметами: «Что это?», перевернуть
ее вниз изображением: «Чего нет?»
ЗАДАНИЕ № 5
Цель:
Составление простого предложения с ориентировкой на вопросы «Кто это?»,
«Что делает», с введением одного второстепенного члена предложения.
Материал:
Картинка – иллюстрация к сказке «Три медведя»
Инструкции:
Выложить перед ребенком картинку: «Кто это?»
«Что делает девочка?»
«Что изображено на картинке?»
Комплекс диагностических заданий
для обследования связной речи
дошкольников
Основные параметры обследования связной речи детей
подготовительной группы (6 – 7 лет).
1. Умение вести координированный диалог (со взрослыми и сверстниками).2.
Составление рассказа-описания заданного предмета.
3. Составление рассказа по серии сюжетных картин (3-4 картинки).
4. Составление рассказа по сюжетной картине.
5. Пересказ рассказа (сказки).
6. Придумывание начала рассказа.
Основные параметры обследования связной речи детей старшей группы
(5 – 6 лет).
1.
Умение отвечать на вопрос полным распространенным предложением.
2.
Составление рассказа-описания заданного предмета по плану.
3.
Составление рассказа по серии сюжетных картин (2-3 картинки).
4.
Составление рассказа по сюжетной картине.
5.
Пересказ короткого рассказа (сказки).
6.
Придумывание продолжения рассказа.
Основные параметры обследования связной речи детей средней группы
(4 – 5 лет).
1.
Умение отвечать на вопрос полным предложением.
2.
Составление рассказа-описания по образцу воспитателя.
3.
Драматизация фрагмента знакомой сказки (умение вести диалог).
4.
Краткий пересказ рассказа (сказки) с опорой на картинку.
Основные параметры обследования связной речи детей второй младшей
группы (3 – 4 года).
1.
Повторение предложений за воспитателем (3-5 слов).
2.
Рассказ о ближайшем окружении по вопросам воспитателя.
3.
Ответы на вопросы по сюжетной картине.
Основные параметры обследования связной речи детей младшей группы
(2 – 3 года).
1.
Повторение предложений за воспитателем (2-3 слова).
2.
Ответы на простые вопросы по сказке с опорой на картинку.
Диагностика связной речи детей
подготовительной группы
Задание №1
Цель: выявление умения вести координированный диалог со взрослыми и
сверстниками, ориентироваться на партнера, соблюдать очередность речевых
действий.
Материал: оборудование для сюжетно-ролевой игры.
Инструкция: «Поиграем в игру…» («Магазин», «Больница», и т.д.)
Задание №2
Цель: составление рассказа-описания предмета (объекта).
Материал: картинка с изображением предмета (объекта).
Инструкция: «Рассмотри… (куклу, машинку, собаку, яблоко, и т.д.).
Задание №3
Цель: составление рассказа по серии сюжетных картин.
Материал : серия из 3-4 сюжетных картин.
Инструкция :
«Рассмотри
картинки.
Разложи
их
по
порядку.
Составь
рассказ».
Задание №4
Цель: составление рассказа по сюжетной картине.
Материал: сюжетная картина («Соня и собака»).
Инструкция: «Рассмотри картинку. Придумай рассказ».
Задание №5
Цель: Пересказ рассказа (сказки).
Материал : иллюстрация к тексту (при необходимости).
Инструкция : «Послушай, потом расскажи сам».
Задание №6
Цель: придумывание начала рассказа.
Материал: иллюстрация к рассказу (при необходимости).
Инструкция : «Послушай конец рассказа. Придумай, что было сначала».
«… Крылышко зажило. Всю зиму синичка прожила у Коли. Весной, когда
пригрело солнышко, Коля выпустил её на волю».
Диагностика связной речи детей
старшей группы
Задание №1
Цель:
выявление
умения
отвечать
на
вопрос
полным
распространенным
предложением.
Материал: сюжетная картинка.
Инструкция: «Ответь на вопросы полным предложением».
Задание №2
Цель: составление рассказа-описания предмета (объекта) по плану.
Материал: картинка с изображением предмета (объекта), опорная схема
описания.
Инструкция: «Составь рассказ о… (домашнем животном)».
1.
Название животного.
2.
Внешний вид.
3.
Повадки.
4.
Чем питается.
5.
Какую пользу приносит.
Задание №3
Цель: составление рассказа по серии сюжетных картин.
Материал: серия из 2-3 сюжетных картин.
Инструкция : «Посмотри. Разложи картинки по порядку. Придумай рассказ».
Задание №4
Цель: составление рассказа по сюжетной картине.
Материал: сюжетная картина.
Инструкция: «Рассмотри картинку. Придумай рассказ».
Задание №5
Цель: пересказ короткого рассказа (сказки).
Материал: иллюстрация к рассказу (сказке).
Инструкция: «Послушай, потом расскажи сам».
Задание №6
Цель: Придумывание продолжения рассказа.
Материал: иллюстрация к рассказу (при необходимости).
Инструкция: «Послушай начало рассказа. Придумай, что было дальше».
«Коля и Саша ходили в лес за грибами. Грибов набрали полную корзину.
Вдруг под кустом…».
Диагностика связной речи детей
средней группы
Задание №1
Цель:
выявление
уровня
сформированности
навыка
отвечать
на
вопрос
полным предложением.
Материал: сюжетная картинка.
Инструкция: «Ответь на вопрос полным предложением».
Задание №2
Цель: составление рассказа-описания по образцу воспитателя.
Материал: кукла (любая другая игрушка).
Инструкция: «Послушай, потом расскажи сама».
«Этот кукла. У неё светлые волосы, голубые глаза. У куклы красное платье и
красные туфли. Кукла красивая».
Задание №3
Цель:
выявление
умения
вести
диалог,
ориентироваться
на
партнера,
воспроизводить
текст
хорошо
знакомой
сказки
в
процессе
элементарной
драматизации.
Материал: шапочки с изображением персонажей сказки («Колобок»).
Инструкция: «Мы с вами превратимся в героев сказки»
Задание №4
Цель: краткий пересказ рассказа (сказки).
Материал : иллюстрация к рассказу (сказке).
Инструкция: «Послушай. Расскажи сам»
Диагностика связной речи детей
младших групп
Задание №1
Цель: восприятие и воспроизведение предложения из 3-5 (2-3) слов.
Материал: сюжетная картинка.
Инструкция: «Послушай, повтори».
- У Маши кукла.
- У Маши новая кукла.
- Мама купила Маше новую куклу.
- Саша рисует машину.
- Саша рисует синюю машину.
- Саша рисует красками синюю машину.
Задание №2
Цель: выявление уровня понимания обращенной речи, осведомленности о
ближайшем окружении.
Инструкция: «Ответь на вопрос».
- Как тебя зовут?
- Кто живет вместе с тобой?
- Как зовут маму (папу)?
- У тебя есть сестра (брат)?
- Твоя сестра (брат) большая (ой) или маленькая (ий)?
Задание №3
Цель:
поддержание
диалога
со
взрослым.
Выражение
своих
мыслей
и
впечатлений в форме коротких предложений.
Материал: сюжетная картинка.
Инструкция: «Посмотри на картинку. Расскажи, что ты видишь».