Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 7 «Незабудка»
Мини-проект
«Сказочная осень»
группа общеразвивающей направленности
детей 3-4 лет «А»
Руководители проекта:
воспитатели: Кочубей С.В.
Разумова И.А.
г.Мегион, 2016г.
Автор проекта : воспитатели группы: Кочубей С.В. Разумова И. А.
Участникипроекта : дети 2 младшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Видпроекта : групповой, познавательно-творческий, игровой.
Продолжительность: краткосрочный (один месяц)
Актуальность:
Велика
роль
природы
в
духовной
жизни
общества.
Многие
великие
мыслители
и
педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от
природного окружения. Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого
человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы, и это в свою очередь требует
усиления внимания к воспитанию у людей, бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного
возраста
–
периода
становления
основ
будущей
личности.
Воспитание
бережного
и
заботливого
отношения
к
живой
и
неживой
природе
возможно
тогда,
когда
дети
будут
располагать
хотя
бы
элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами наблюдения за природой, видеть её
красоту.
Цель проекта: формирование познавательного интереса к окружающей среде; познакомить детей со
временем года «Осень», осенними явлениями природы.
Задачи проекта:
• Познакомить детей с понятием «время года - осень» сезонными изменениями, происходящими осенью;
• Активизировать словарь по лексическим темам: «Осень»;
• Вызвать интерес у детей к наблюдениям, умению замечать наблюдения, происходящие в природе;
• Способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих
способностей и коммуникативных навыков;
• Развивать интерес к художественной и познавательной литературе;
• Воспитывать бережное отношение к природе;
• Приобщить родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
Задачи по образовательным областям:
Социально-коммуникативное развитие:
• Формировать у детей доброе отношение к окружающему миру;
• Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
• Развитие игровой деятельности.
Познавательное развитие:
• Воспитывать культуру поведения;
• Развивать желание делать поделки совместно со взрослыми, используя природный материал.
Речевое развитие:
• Расширять и активизировать словарный запас детей;
• Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи об осени;
• Формировать умение отвечать на вопросы.
Физическое развитие:
• Совершенствовать культурно-гигиенические навыки;
• Вводить в игры более сложные правила со сменой движения.
Художественно-эстетическое развитие:
• Формирование устойчивого интереса к ИЗО деятельности, аппликации, лепке;
• Формировать умение передавать в рисунках и поделках красоту окружающих предметах и природе.
Ожидаемые результаты (продукт проекта):
• Осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;
• Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением осени - как времени года, ее
характерными признаками, бережного отношения к природе;
• Развитие творческих способностей;
• Развитие связной речи;
•
Вовлечение
родителей
в
педагогический
процесс группы,
укрепление
заинтересованности
в
сотрудничестве с детским садом.
Этапы проекта:
1- этап – подготовительный
• Подбор методической литературы;
• Создание предметной среды;
• Наблюдение в природе за осенними деревьями, явлениями природы;
•Подбор дидактических пособий и игр;
• Подбор песен, стихов, загадок на тему осени;
•Подбор художественный, детской литературы;
2 – этап – основной (технологический) через интеграцию образовательных областей:
Образовательная область «Познание»:
• Сенсорное развитие: «Соберём бусы», «Кто скорее соберёт?», «Цвета и формы»;
• Дидактические игры: «Составь целое из частей», «Парные картинки»: овощи, Фрукты, Домашние
животные, Дикие животные, Птицы, цветы, Грибы и ягоды.
Образовательная область «Художественное - эстетическое развитие»:
• Аппликация: составление выставки творческих работ детей на тему:
«Осенняя фантазия», «Ветка
рябины», «Фрукты», «Овощи». Аппликация по сказкам «Курочка ряба», «Репка», «Ягоды и яблоки на
блюдечке».
• Лепка «Собираем урожай», «Ветка рябины», «Грибы», «Палочки», «Фрукты», «Овощи»;
• Рисование «Золотая осень»,
«Дождик, дождик-кап да кап»,
«Фрукты, овощи»,«Нарисуй, что хочешь
красивое»,
«Укрась
тарелочку»,
«Укрась
платочек,
салфеточку»,
«Укрась
рукавичку»,
«Собери
пирамидку»,
«Раскрась
пальчиками»,
«Рисование
трафаретом-губкой»,
«Разноцветный
ковер
из
листьев»,
«Рисование
осеннего
дерева
на
ткани
трафаретом
–
губкой»,
раскраски:
«Игрушки»,
«Петушок», «Кошечка», «Шарики», «Узнай и раскрась» и т.д.
• Слушание П. И. Чайковского «Времена года»;
• Развлечение на тему: «Осень, осень в гости просим»;
• Разучивание песен об осени;
• Слушание аудиозаписей «Голоса природы», «Пение птиц», «Шум леса»;
• Игра-хоровод «Урожай», «Есть у нас огород», «Что нам осень принесла»;
• Исполнение песни «Антошка»(муз. Шаинского,Сл. Ю. Энтина;
• Музыкально – дидактическая игра «Осенние листочки»;
• Музыкальные игры: «Курочка», «Грибочки», «Покружись и поклонись», «На лугу», «Кошечка»;
• Музыкальная игра «Угадай, чей голосок?»;
• Музыкальная игра «Зайка»;
• Музыкально-ритмические движения: «Ножками затопали»;
• Аэробика «Маша и Медведь».
Образовательная область «Физическая культура»:
• Подвижные игры: «Осенние ласточки», «Догони свою пару!», «Ручеёк», «Перелёт птиц», «Солнышко и
дождь», «Огуречик», «У медведя во бору»
• Игра-соревнование «Собираем урожай в кузовок».
• Физкультминутки: «Листопад», «Дождик», «Деревья в лесу», «Ветер дует нам в лицо».
•
Пальчиковая
гимнастика: «Этот
пальчик
в
лес
ходил»,
«Веселые
пальчики»,
«Засолка
капусты»,
«Сорока», «Цветок», «Семья», «Паучок», «Капуста», «Замок», «Туча и дождик», «Прилетели гули...»,
«Кормушка» и т.д.
Образовательная область «Социально-коммуникативная»:
• Драматизация сказки «Репка» (настольный театр), по сказке В. Сутеева «Под грибом», «Теремок»;
• Обыгрывание сказки «Колобок»;
• Дидактические игры: «Третий лишний»,
«Чего не стало?»,
«От какого дерева лист?»,
«Что едят в
сыром
виде,
а
что
в
вареном?»,
«Времена
года»,
«Собери
картинку (разрезные
картины-овощи
и
фрукты)», «Парочки», «Овощное и фруктовое лото».
•
Рассматривание
сюжетных
картин «Прогулка
в
лесу»,
«Уборка
урожая»,
«Осень»
и
составление
описательных рассказов по ним;
• Рассматривание и обсуждение репродукций картин об осенней природе: И. Левитан «Золотая осень»,
М. Нестеров «Осенний пейзаж»;
• Сюжетно-ролевые игры: «Оденем куклу на прогулку», «Сварим суп из овощей»;
•
Дидактические
игры: «Чудесный
мешочек»,
«Назови
по
описанию»,
«Что
растет
на
грядке?»,
«Собираем
урожай»,
«Что
напутал
художник?»,
«Что
не
так?»,
«Подскажи
словечко»,
«Назови
ласково», «Назови, какой по вкусу»
Образовательная область «Речевое развитие»:
• Заучивание потешки «Жили у бабуси…», «Кисонька –Мурысенька»;
• Р. Н. с. «Снегурушка и лиса»;
• Заучивание наизусть стихотворения И. Бунина «Листопад»;
• Загадки на тему осени.
Работа с родителями :
•Изготовление книжки – малышки на тему: «Сочини осеннюю сказку»;
• Папка-передвижка «Осенняя одежда на прогулку»;
• Конкурс поделок из природного материала.
3- этап – заключительный:
• Выставка детского творчества по теме «Осень»;
• Итоговое мероприятие: развлечение «Осень, осень в гости просим!»;
• Презентация проекта «Сказочная осень»;
Ожидаемый результат:
• Педагоги и дети удовлетворены проведенной работой и результатами проекта;
• Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
Дети знают и называют:
• Осенние приметы и явления;
• Дети стали более раскрепощены и самостоятельны;
• В свободной деятельности широко применяют пение песен, пальчиковых упражнений, физических
упражнений и подвижных игр;
• У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у
детей.
Вывод:
Внедрение проекта
в
воспитательно-образовательный
процесс
помогло
обогатить
его
содержание.
Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление проникнуть за пределы увиденного, узнать
неведомое. Поспособствовало накапливанию у детей конкретно-образных представлений об окружающей
действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания,
обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. Дети
ближе познакомились с особенностями наступления осени. Работа по проекту помогла развить у них
художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и
впечатления ребята передавали в рисунках, в аппликации в лепке.
Использованная литература:
1.
О. Е. Громова дидактические материалы по развитию речи детей 3-4 лет «Стихи о временах года и
игры».
2. Занятия по развитию речи с детьми 3-4 года\ В. Гербова. – М.: Просвещение, 1987.
3. Овсяник, Н. В. Развивающее обучение для дошколят. - Минск: Аверсэв, 2003.
4. Алябьева, Е. А. «Итоговые дни по лексическим темам». – М.: «Просвещение», 2003.
5. Селихова, Л. Г. «Ознакомление с природой и развитие речи». – М.: «Мозаика», 2005.
6. Пособие Илларионова Ю. Г. «Учите детей отгадывать загадки».
Фотоотчет к мини-проекту «Осенняя сказка»
Золотая осень
Наблюдение за листопадом
Прогулка в парке
Рассматривание осенних листочков
Выставка поделок родителей и детей из природного материала
«Осенние фантазии»
Рассматривание книжек – малышек
«Осення сказка»
Обыгрывание сказки «Колобок»
Нетрадиционное рисование красками с помощью губки «Чудо-
дерева»
Вот какое «Чудо-дерево» получилось
Продуктивная деятельность детей
Аппликация «Осенняя ветка рябины»
(способ обрывание бумаги)
Развлечение «Осень, осень-в гости просим»
Работа с родителями и детьми по оформлению книжек-малышек