Речевой праздник-развлечение "Пословица не даром молвится"
Автор: Зайцева Наталия Александровна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 15" Населённый пункт: город Саратов Наименование материала: методическая разработка Тема: Речевой праздник-развлечение "Пословица не даром молвится" Раздел: дошкольное образование
«Пословица не даром молвится».
Задачи:
-развивать связную речь;
-обобщить у детей знание пословиц;
-развивать интерес к пословицам;
-воспитывать любовь к речи, обратить внимание на её красот,
выразительность, точность;
-вовлекать детей в совместную игровую, творческую деятельность.
Подготовительная работа: дети заучивают пословицы, готовят
инсценировки и костюмы, совместно с родителями рисуют
иллюстрации к пословицам.
Оформление: на экране изображены солнце, плетень, подсолнухи,
петух; на левой и правой стороне от экрана выставка иллюстраций к
пословицам и плакаты: «Пословица - всем помощница», «Красна речь
пословицей».
Декорация: деревенская изба, лавочки.
Ход праздника.
Звучит русская народная песня.
Логопед: Добрый день! Мы приветствуем наших дорогих детей,
воспитателей и гостей. Собрались мы на речевой праздник. Можно
много рассказать о русском языке, но наша встреча сегодня посвящена
пословицам.
В этой коробочке необычные жетоны(жетон в форме сердечка). Их вы
будете получать за смекалку, за знание пословиц.
Представляю наше жюри и команды.
Разминка.
Дети отвечают на вопросы логопеда и получают жетоны.
•
Кто придумал пословицы? (народ).
•
Когда появились пословицы? (давно, в стародавние времена).
•
Кто собирал и записывал пословицы? (поэты, писатели, люди,
любившие русский язык).
•
О чем говорят пословицы? (о добре, о зле, об уме и глупости. О
правде и лжи, о труде и лени, о Родине).
•
Почему вам нравятся пословицы? ( они умные, красивые,
поучительные).
Логопед: Великий поэт Александр Сергеевич Пушкин высоко
ценил пословицы. Он говорил так: «Какой толк в каждой
пословице нашей! Что за золото!»
Пословицы- это настоящее богатство, оставленное нам в
наследство народом. В них отражен большой опыт жизни многих
поколений. Они воспитывают, обучают. Пословицы кратки, но
богаты смыслом.
Конкурс 1. Доскажи словечко.
Логопед: Давайте проверим хорошо ли вы знаете пословицы. Я
прочитаю начало пословиц, а вы закончите её одним словом.
Задаются вопросы командам. За ответы жюри раздает жетоны.
•
Не спеши языком, а торопись…..(делом)
•
Сначала подумай, а потом …..(говори).
•
Сумел взять - умей….. (отдать).
•
Пилу точат, чтобы острее была, а человека учат, чтобы стал……
(умнее)
•
О дереве судят по плодам, а о человеке судят по……(делам)
•
Терпение и труд, все……(перетрут)
Конкурс 2. «Продолжи пословицу»
Логопед: Я сейчас буду читать только начало пословицы, а вы
вспомните конец её.
1.Дружно не грузно… ( а врозь - хоть брось).
2.Большой говорун….(плохой помошник).
3. Кто зря сердит… (у того голова болит).
4. Едет Емеля… (да ждать его неделю).
Конкурс 3.«Узнай пословицу по двум словам»
Логопед: Молодцы! Вы отлично знаете пословицы. Но впереди еще
одно задание. Послушайте пару слов и скажите, в какой пословице она
встречается.
Семь --- один.(Семеро одного не ждут).
Язык---- дело. (Не спеши языком, торопись делом).
Труд----лень(Труд кормит, а лень портит).
Пчела---мед.(одна пчела много меда не натаскает).
Конкурс 4. «Вспомни пословицу с этим словом».
Командам вручается конверт со словом. Дети называют пословицу с этим словом.
•
Любишь. (любишь кататься, люби и саночки возить).
•
Утро. (утро вечера мудренее).
Конкурс 5. «Аукцион»
А сейчас проведем аукцион. Его правила просты:
Кто пословиц больше знает,
Тот награду получает»
Назовите пословицы о дружбе.
Конкурс 6« Домашнее задание».
Логопед: Пришла пора проверить, как вы выполнили домашнее
задание. Каждая команда «покажет» пословицу, а соперники
попытаются её угадать.
На фоне русской мелодии одна команда инсценируют пословицу, а другая --её отгадывает.
Ученье -- свет, а неученье --тьма.
Птица рада весне, а младенец матери.
Конкурс 7 «Перепутаница».
Логопед: К нам на праздник приехала иностранка.
Звучит музыка .Входит гостья в современной, одежде, в черной очках - «иностранка»
Логопед: Проходите, гостья дорогая. Мы рады видеть Вас у себя в
гостях.
"Иностранка "здоровается с акцентом
Иностранка: Здравствуйте! Вы речь ведете о пословицах? Мне тоже
нравятся пословицы. Я быстро выучила их. Например: что с возу упало,
того не вырубишь топором.
Логопед: Ой, ой.ой! Ребята вы поняли что произошло? Наша гостья
перепутала все пословицы. Помогите ей, назовите пословицы
правильно.
1 команда дает правильный ответ.
Иностранка: Не плюй в колодец, вылетит не поймаешь.
2 команда поправляет.
Иностранка: Спасибо вам друзья! Теперь я постараюсь говорить
правильно пословицы.
Логопед: Речь с пословицами становится яркой, выразительной,
точной. Недаром говорится "Пословица-цветочек, пословица-
ягодка".Пословицы не только развивают нашу речь, но и развивают ум.
Чтобы понять пословицу, надо поразмыслить.
Приступаем к интелектуальным конкурсам.
Конкурс 8. "Одна из двух".
Логопед: Послушайте историю и подберите к ней пословицу.
Несла Жучка кость через мост. Глядь, а в воде её тень. Пришло Жучке на
ум, что в воде другая собака с костью. Она выпустила свою кость, чтобы
ту взять. Ту не взяла и своя ко дну пошла.
Какая из двух пословиц подходит к этой истории:
1. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
2. Собака помнит, кто её кормит.
У каждого ребенка есть цифра 1 или 2. Дети поднимают цифры жюри подсчитывают .
Конкурс 9. «В селе Пословицино»
Логопед: Есть на свете маленькое село. Называется оно Пословицино.
Звучит музыка «Во саду ли, в огороде», дети-артисты занимают места в избе на лавочках.
Логопед: В селе Пословицино живет славный народ. У него без
пословицы речь не молвится, как без углов дом не строится.Не любят
они лентяев, смеются над ними, говорят: «Люди-хлеб убирать, а они на
солнышке лежать».
Действующие лица: Матушка, Ульяна и Глаша( дочери), хор. Из избы выходят девочки.
Ульяна зевает.
Глаша. Проснулась Ульяна не поздно не рано. До обеда проспала, да
обедать стала. Наелась, поклонилась да опять повалилась.
Матушка (из окна): Ульяна сходи за водицей на речку!
Ульяна: Да лень мне, дрема одолела.
Глаша: Вот лодырь. Кто ленив, тот сонлив.
Матушка: Ульяна иди киселя хлебать.
Ульяна (вскакивая): Раз матушка велит – надо идти. Где моя большая
ложка? Без меня не начинайте.
Хор на завалинке:
Хорошо лентяю жить,
совсем не о чем тужить
Он избы не прибирает, как испечь калач не знает.
С зарей рано не встает, с косой в поле не идет.
А уж как за стол идти ложку знает где найти
Ульяна (высовывается из окна): Ой-ой! Не надо про меня петь!
Все(хором): Хочешь есть калачи - не сиди на печи!
Логопед: Какие пословицы сказал народ Ульяне? Какие еще пословицы
вы ей скажите?
Мног трудились в Пословицино, но и веселиться не забывали. Недаром
в пословице говорится: "Делу-время, потехе час".
Конкурс 10. Домашнее задание.
Жюри обьявляет победителей выставки рисунков-иллюстраций к
пословицам.
Завершение праздника.
Логопед: Молодцы, ребята! Все вы дружны с пословицами и хорошо их
знаете. Но давайте посмотрим, кто же справился с заданиями лучше
всех?
Дети подсчитывают жетоны. Жюри награждает детей, набравших в команде большее
количество жетонов. Затем обьявляет командное первенство.