Автор: Гукова Анна Васильевна Должность: учитель истории, обществознания, орксэ Учебное заведение: МБОУ "Аганская ОСШ" Населённый пункт: п. Аган, Нижневартовский район, ХМАО - Югра Наименование материала: Конспект урока истории Тема: Аграрная реформа П. А. Столыпина Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Аганская ОСШ»
Класс: 9 «б»;
Тема:
Аграрная реформа П. А. Столыпина;
Тип урока: урок формирования новых знаний;
Цели: 1. сформировать представление учащихся об особенностях аграрной реформы П. А. Столыпина;
2. воспитывать гражданские чувства учащихся на примере личности П. А. Столыпина;
3. развивать умения анализировать изучаемый материал, устанавливать причинно-следственные связи;
Цель использования ИКТ: усилить эмоциональное воздействие учебного материала, расширить и углубить
знания учащихся.
План урока.
1.
1. Организационный момент.
2.
2. Видеофрагмент «Россия XX ».Актуализация темы.
4. Объявление темы. (запись в таблицу)
5. Постановка цели.
6. Определение проблемы.
7. Инструктаж о порядке работы.
3.
8. Личность П. А. Столыпина.
9. Видеофрагмент «Осуществление реформы»:
10. Видеофрагмент «Переселенческая политика»
11. Видеофрагмент «Итоги реформы».
12. Видеофрагмент «Одинокий реформатор».
4.
13. Итоговый тест.
5.
14. Подведение итогов урока.
6.
15. Завершение урока.
Примечание: Длительность фрагментов, указанная в плане означает не только просмотр видеофрагментов,
но и работу по их осмыслению. Работа с компьютером: составление конспекта учебного материала, просмотр
слайда с портретом, изучение биографической справки, просмотр видеофрагментов, решение теста,
заполнение таблицы.
1
№
этапа
Время
Этап
структурные элементы
Дидактические задачи
Содержание
организации
деятельности
Форма
организации
Средства
обучения
1.
1 мин.
Организационный
момент
Подготовка учащихся
к работе на занятии
приветствие
Фронт.
2.
5 мин.
30 сек.
Подготовка к
основному этапу
занятий
Обеспечение
мотивации и принятия
учащимися цели
учебно-
познавательной
деятельности,
актуализация
опорных
знаний и умений
Просмотр
видеофрагмента
«Россия XX век»
Актуализация темы
Объявление темы
Постановка цели
Определение
проблемы
Инструктаж порядке
работы
Фронтальная
работа
3.
31
мин.
Усвоение новых знаний
и способов действий
Обеспечение
восприятия,
осмысления и
первичного
запоминания знаний и
способов действий,
связей и отношений в
объекте изучения с
применением ИКТ
Личность П.А.
Столыпина
Видеофрагменты:
«Осуществление
реформы»,
«Переселенческая
политика», «Итоги
реформы»,
«Одинокий
реформатор»
Сочетание
фронтальной,
индивидуальной,
групповой форм
организации
работы
Видеофрагменты
учебного
фильма,
учебник,
4.
5 мин.
Первичная проверка
понимания
Установление
правильности и
осознанности
усвоения
нового учебного
материала,
выявление пробелов
и неверных
представлений и их
коррекция.
Итоговое
тестирование
Групповая
работа
Тестовые
задания
5.
2 мин.
Подведение итогов
занятия
Дать анализ и оценку
успешности
достижения цели и
наметить перспективу
последующей работы
Слово учителя о
великом гражданине,
рекомендации
списка литературы ,
выставление оценок
Фронтальная
работа
Портрет
2
Приложение 1.
Конспект урока
№
№
содержание фрагмента урока
деятельность учителя
деятельность учащихся
1.
Приветствие
2.
Видеофрагмент «Россия XX ».
звон колоколов
после видео вступительное слово:
мы
начинаем очередной урок по истории России в XX веке
смотрят фрагмент
3.
Актуализация темы.
Главным вопросом первой российской
революции был крестьянский вопрос, чтобы
его решить, необходимо было разрушить
крестьянскую общину, сдерживающую
развитие сельскохозяйственного
производства, что было причиной не только
нищенского существования миллионов
крестьян, причиной их бунтов, но и
экономической отсталости страны в целом.
Правительство должно было
незамедлительно провести аграрную
реформу, хотя бы уже для того, чтобы
погасить революцию.
Проводит фронтальную беседу
- какой вопрос был главным в первой российской
революции?
- чем были недовольны крестьяне?
- крестьяне были люди невежественные и не
понимали, что их беды не только от помещичьего, но и
от общинного землевладения. Веками жили они
общиной, но к началу XX века она стала фактором,
сдерживающим развитие хозяйства.
- что должно было сделать правительство в той
ситуации?
- правительство незамедлительно должно было
провести аграрную реформу и разрушить
крестьянскую общину.
слушают, отвечают на вопросы
- главным был крестьянский вопрос.
- крестьянам не хватало земли,
- большинство из них жило в бедности и
обвиняли они в этом помещиков, так как
большая часть пахотной земли
принадлежала им
- правительство должно было провести
реформу.
4.
Объявление темы.
Тема урока: Аграрная реформа П. А.
Столыпина.
записывают тему в таблицу на
компьютере
5.
Постановка цели.
Попробуем разобраться сегодня: каковы особенности
этой реформы?
6.
Определение проблемы.
Одной из особенностей той реформы было
противоречие:
с одной стороны, благодаря ей
произошло «русское экономическое чудо», с
другой стороны такая своевременная и нужная
реформа осталась незавершённой. Почему?
7.
Инструктаж о порядке работы.
Сегодня на уроке основным источником информации
будет учебный фильм, фрагменты которого мы увидим
на компьютере, если будет необходимо, то почитаем и
учебник, обсудим основные моменты темы и сделаем
краткие записи в таблице.
3
8.
Личность П. А. Столыпина.
Портрет. Слайд.
Коротко познакомимся с личностью Петра
Аркадьевича Столыпина, автора и проводника
реформы. Вопросы:
- какую должность занимал Столыпин до приезда в
столицу?
- на какие должности он назначен 8 июля 1906 г.?
- какими качествами отличался его характер?
- какой Указ он издал
9 ноября 1906 г.? Д.
- итак, аграрная реформа началась.
- как она осуществлялась посмотрим фрагмент
фильма.
Открывают «персоналии» в учебном
фильме: слайд и текст к нему. Читают
текст, отвечают на вопросы
- он губернатором в саратовской губернии
- он назначен министром внутренних дел и
председателем Совета Министров
- твёрдость, решительность, строгость,
мужество, сторонник сильной власти, но за
сотрудничество с либералами
- Указ о разрушении общины
Д - Т
9.
Видеофрагмент «Разрушение
общины»
- цели реформы;
- её сущность;
- переселенческая политика;
Задание. В ходе просмотра нам необходимо
выявить цели реформы.
Беседа о целях
Объяснение учителя о сути реформы по меловому
рисунку на доске.
Беседа.
- почему общинные земли давали плохие урожаи?
- какой порядок землевладения предложил Столыпин?
- в ходе проведения реформы особенно остро
сказалась проблема малоземелья крестьян.
- как попыталось решить эту проблему правительство?
- была ли решена проблема малоземелья?
Итак, проблема была решена частично.
Записывают цели в таблицу на
компьютере
- разъединить крестьян, отвлекая их таким
образом от бунтов;
- создать слой мелких собственников;
- отвлечь крестьян от захвата помещичьих
земель; Д.
- крестьяне не стремились удобрять землю,
не стремились к агротехническим знаниям,
ведь участки не принадлежали им лично, на
следующий год их надо было отдавать
другой семье; а из-за этого снижалось
плодородие общинных земель; вот почему у
крестьян из года в год были плохие урожаи.
- выделение крестьянских семей из общины
сопровождалось наделением их
собственными участками в форме хуторов и
отрубов.
Д. – Т. хутора, отруба
просмотр видеофрагмента.
4
Индивидуальный ответ
10.
Видеофрагмент «Итоги реформы»
- Каковы же итоги реформы?
Вывод:
Во втором десятилетии XX века в России
происходил экономический подъём. Россия вошла
в группу ведущих государств мира по многим
показателям, европейские страны были
«засыпаны» российским зерном и отказывались от
его закупок. Из аграрной страна превратилась а
аграрно-индустриальную. Этот подъём получил
название «русское экономическое чудо» и
произошло оно благодаря аграрной реформе
Столыпина.
Просмотр видео и заполнение таблицы в
компьютере. Пытаются сделать вывод
об изменении состояния экономики в
результате реформы.
см. приложение 2
11.
Видеофрагмент
«Одинокий реформатор»
- так почему же реформа не была
завершена?
- как отнеслись различные слои населения к
реформе?
Вывод:
несмотря на то, что реформа «потушила»
революцию, благодаря ей произошёл
экономический подъём, она не получила
социальной поддержки, все слои населения, все
государственные структуры были её
противниками. Вот почему Столыпин был
одиноким реформатором, а реформа осталась
незавершённой.
Ролевая игра. Распределение ролей, с
тем, чтобы после ответить на вопрос.
- крестьяне - не получили помещичьей
земли;
- дворяне - не желали мириться с
появлением новоявленных
землевладельцев;
- либеральная буржуазия – считали
Столыпина разрушителем устоев;
- революционеры – ругали
военно–полевые суды;
- рабочие – не решён рабочий вопрос;
- император – боялся, что подорвётся вера в
необходимость существования
самодержавия.
Все слои населения были против реформы.
5
12.
Итоговый тест.
Компьютер.
1.Аграрная реформа П.А. Столыпина предусматривала
такие меры, как:
а) ликвидация помещичьего землевладения;
б) широкое развитие кооперативного движения;
в) свободный выход крестьян из общины;
г) переселение крестьян за Урал;
д) запрещение свободной купли – продажи земли.
2. Главная цель указа от 9 ноября 1906 г. состояла в:
а) отвлечение внимания крестьян от идеи
принудительного отчуждения помещичьих земель;
б) превращение России в правовое государство;
в) формирование рыночных отношений в аграрном
секторе.
3. Русские крестьяне не хотели выхода из общины:
а) из-за отсутствия государственной поддержки
индивидуальных хозяйств;
б) под воздействием революционной пропаганды;
в) в силу сложившихся психологических стереотипов.
4. Николай II перестал поддерживать Столыпина,
поскольку:
а) увидел в его начинаниях угрозу самодержавной
власти;
б) опасался оказаться в тени яркой фигуры министра;
в) был против разрушения крестьянской общины.
5. Террористический акт против П.А. Столыпина
совершил:
а) Е.Ф. Азеф;
б) Д.Г. Богров;
в) Б.В. Савинков.
Отвечают на вопросы теста на
компьютере.
Подведение итогов работы.
13.
Подведение итогов урока.
Ребята, пройдёт время, возможно, вы забудете
подробности аграрной реформы, но мне бы очень
хотелось, чтобы вы помнили о великом гражданине
России П. А. Столыпине.
В разгар народной стихии принять непопулярное
решение, зная, что именно это нужно в данный
момент обществу, остаться в одиночестве и идти
до конца, проявив мужество и политическую
волю– это не просто серьёзный поступок, это
подвиг.
Рекомендации списка литературы.
Выставление оценок за работу на уроке с
комментариями.
14.
Окончание урока.
6
Впишите цифровые данные в таблицу
«Экономические итоги столыпинской аграрной реформы»
рост
посевных
площадей
рост
применения
минеральных
удобрений
рост закупок
крестьянами
сельскохозяйственных
машин
экспорт
хлеба
темпы роста
промышленного
производства
Вывод:
Фронтальная работа.
По итогам самостоятельной работы делается вывод об изменениях в экономике.
7