Напоминание

"ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОСТАНОВКИ ГОЛОСА ЭСТРАДНОГО ПЕВЦА"


Автор: Годун Елизавета Юрьевна
Должность: преподаватель по классу вокала
Учебное заведение: МБУ ДО "Пурпейская ДШИ"
Населённый пункт: ЯНАО, Пуровский район, п.Пурпе
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: "ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОСТАНОВКИ ГОЛОСА ЭСТРАДНОГО ПЕВЦА"
Раздел: дополнительное образование





Назад







МБУ ДО «ПУРПЕЙСКАЯ ДШИ»

«ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ

ПОСТАНОВКИ ГОЛОСА ЭСТРАДНОГО ПЕВЦА»

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: ГОДУН Е. Ю.

2017 год

Актуальным вопросом современной вокальной педагогической практики стал вопрос обучения и воспитания эстрадного певца. Причем в понятие воспитание здесь включается и здоровое голосообразование, и исполнительская культура, и общее музыкальное развитие учащегося. К сожалению, общепринятое понимание так называемой «эстрадной манеры пения» дискредитировало себя в среде академических музыкантов. Целью своей работы я вижу объединение достижений классической школы вокала, современных методических разработок и собственного практического опыта работы. Необходимость методик обучения эстрадного певца в начальном музыкальном образовании назрела очень остро. На практике в начальной школе существуют вокальные педагоги-«академисты», которые успешно занимаются обучением молодых академических певцов, и люди различных музыкальных специальностей, которые занимаются эстрадным образованием, зачастую имея о сути профессии весьма приблизительные представления. На мой взгляд, в настоящее время назрела необходимость для профессиональных педагогов-вокалистов повернуться лицом к современным требованиям и заполнить существующую нишу в деле образования молодых эстрадных исполнителей. Не отвергая, не снижая ценности достижений мировой эстрады, опытный педагог вокалист способен привить высокий вкус, правильно поставить голос, воспитать собственную для каждого исполнителя манеру пения. Именно симбиоз теоретических знаний классической школы вокала, практических навыков современного эстрадного певца, и, несомненно, собственный опыт и вкус педагога вокалиста ложатся в основу методики воспитания эстрадного певца. К сожалению, практический опыт доказывает, что стать профессиональным педагогом-вокалистом, овладев какой-либо методикой, крайне сложно, так как именно собственный опыт академического и эстрадного звучания у педагога является основным критерием при работе с начинающими певцами.
Эстрадное пение благодаря многообразию стилей и жанров является наиболее доступным и популярным видом музыкального искусства, одним из важных средств воспитания масс, особенно детей. В связи с широкой популярностью у детей и подростков эстрадного искусства возникла необходимость преподавания предмета педагогами с музыкальным и специальным эстрадным образованием, задача педагога здесь воспитать музыкальный вкус, помочь учащимся ориентироваться в многообразии современной эстрады. В то же время, цель обучения - хорошо, музыкально, выразительно петь самую разную музыку. Работа в классе сольного пения должна координироваться с элементами импровизации и аранжировки, историей джазовой и популярной музыки, сценической подготовкой, пластикой движения . Важным для преподавателя эстрадного вокала является осознание непрерывной связи между достижениями классической вокальной школы и современным эстрадным искусством. Большинство основополагающих принципов вокальной педагогики являются едиными для вокалистов всех жанров. К ним относится понятие тембра, регистров, типов голоса, интонационный строй и правила акустики, гигиена голоса и дикция. Только на базе верного звукоизвлечения возможна продуктивная работа над эстрадной манерой звучания. Задачей педагога на начальном этапе является верная диагностика проблем вокалиста и подбор упражнений для их ликвидации. Залогом успеха здесь служит опыт, музыкальный слух и вкус педагога. Начинающий певец зачастую обладает комплексом проблем – неверное дыхание, дефекты речи, отсутствие певческой форманты, неровное звучание в разных регистрах, отсутствие микста, ограниченный диапазон. Отдавая должное индивидуальным природным данным вокалиста, следует помнить, что систематическим трудом под руководством опытного педагога певец зачастую может добиться больших успехов, чем певец, изначально обладавший отличными природными данными, оставленными в их первоначальном состоянии. С самого начала обучения следует разъяснить ученику о неадекватном восприятии человеком звучания собственного голоса. Для этого можно записать голос певца или воспользоваться простым приемом - ладони приставленные к лицу, отсекают источник звука (рот) и ребёнок начинает слышать звуковую волну,
отраженную от стен помещения. Именно такой звук слышат окружающие. Здесь следует объяснить природу звуковой волны на примере пения в разном помещении. Голос будет казаться громким и насыщенным в маленьком помещении с твердыми поверхностями ( ванная комната) и тихим и тусклым в больших помещениях с наличием в них различных мягких поверхностей ( тканей, мебели) или людей, так как в первом случае звуковая волна будет отражаться в полном объеме, а во втором поглощаться мягкими предметами или просто не долетать до стен помещения. Задачей певца следует обозначить научиться посылать звук на дальние расстояния, как бы заполняя пространство помещения, в котором он поет. Для этого нужно будет найти индивидуальную певческую форманту, поставить верное дыхание, развить свободу мышечного аппарата, участвующего в голосообразовании и наконец, научиться управлять психической энергией, которая и отличает в конечном итоге просто качественное звукоизвлечение от настоящего пения. Эти навыки будут равно важны как для академического певца, звучащего в акустическом пространстве, так и для эстрадного певца, все свойства голоса которого будут многократно усилены звуковой аппаратурой. Все вышеописанные приемы и сведения необходимы для того, чтоб убедить певца изначально довериться педагогу. Конечно, для этого необходим нормальный микроклимат общения в классе, уверенность ученика в компетенции и профессионализме педагога. Поэтому, на мой взгляд, легче проходит процесс обучения у поющего и концертирующего педагога, который, обязательно объяснив словами имеющуюся проблему и путь для её исправления, может в конечном итоге, просто показать, как должно быть на самом деле, задействуя, таким образом, оба канала восприятия – мыслительный и слуховой. Один из главных принципов обучения вокалиста для меня стал принцип «объясни и покажи». Дело в том, что в силу индивидуальных особенностей один ученик лучше мыслит и запоминает образы, другой лучше слышит и воспроизводит услышанное. Педагогу следует определить для себя приоритет обучения каждого ученика, причем необязательно сообщать ему об этом. Человеку со слуховым восприятием часто мешают мыслительные образы, так называемая, «надуманная» постановка. Достаточно верно показать такому учащемуся какой либо прием и голосовой аппарат самостоятельно настраивается на верное звучание. Такого ученика следует «нагружать» большим количеством образцов для слушания и стараться больше показывать
голосом, чем говорить. К минусам такого приоритета в обучении является склонность к копированию манеры пения полюбившегося исполнителя. Здесь основной сложностью для педагога будет формирование собственной неповторимой манеры звучания конкретного вокалиста. Певцу с образной манерой восприятия необходимо разъяснять способы решений вокальных проблем с помощью образов и сравнений. Несомненным преимуществом данного типа является то, что осознанный и сделанный верно однажды какой либо навык закрепляется навсегда. Таким певцам свойственна неповторимая манера звучания, и работать над индивидуальностью нет необходимости. Минусы здесь, к сожалению, не идеально точная интонация по сравнению со «слухачами», так как никакими словами невозможно объяснить, например, неточность звучания на одну восьмую тона. К счастью, певцы с ярко выраженным одним каналом восприятия встречаются крайне редко (например, в моей практике – ни разу) и обучение необходимо вести сразу по двум каналам восприятия, двум верным путям к пониманию и решению вокальных проблем – объясни и покажи. Необходимость в условном делении начинающих певцов, нужна в случае явных затруднений, при которых одному типу певцов нужно просто показать, а другому – просто объяснить. Итак, психологический контакт установлен, и педагогу нужно выявить круг основных проблем ученика, на которых нужно будет заострять внимание впоследствии. Далее я предлагаю примерную процедуру первоначальной диагностики начинающего певца. В первую очередь необходимо выявить наличие (или отсутствие) основных природных данных. Ими являются чувство ритма и музыкального слуха. Чувство ритма определяется прохлопыванием, простукиванием различных ритмических фраз вслед за педагогом. Музыкальный слух определяется точностью повторения звуков различной высоты, поступенных попевок из трех – пяти звуков, определением на слух количества звуков (один, два, три, «много», т.е. аккорд), исполнением простой знакомой песенки по выбору ученика. Ухо опытного педагога быстро определит природную одаренность ученика. Ритм и слух – базовые данные вокалиста, и при их отсутствии обучение, к сожалению, просто невозможно. Все остальные данные и навыки – дикция, интонация, диапазон, дыхание, художественная выразительность поддаются исправлению, развитию и корректировке. Работа на начальном этапе постановки голоса состоит из цикла упражнений, направленных на развитие различных вокальных данных. По ходу занятий педагог более тщательно
должен будет останавливаться на проблемных участках, не прекращая работы в цикле. Дело в том, что во первых, на протяжении обучения молодой певец растет в прямом смысле слова ( по разным оценкам, окончательное формирование голоса происходит в период от 18 до 28 лет) и отсутствующие ранее проблемы могут вдруг проявиться. Во вторых, иногда исправление одной проблемы влечет за собой изменение привычных навыков звукоизвлечения и сбой общего звучания. Например, снятие челюстного зажима может привести к излишне открытому звуку, потере формантного звучания и т. д. В третьих, повторяя отлично получающиеся звуки или навыки, певец психологически настраивается на успех и намного легче преодолевает проблемы звучания.
1этап обучения
Начинать обучение вокалу следует, опираясь на индивидуальный уровень развития ребенка. На первоначальном этапе обучения основная задача педагога- помочь учащемуся овладеть элементарными приемами вокала и при этом не «перегрузить» ребенка учебными заданиями и упражнениями, постоянно поддерживая главное – любовь к музыке, творчеству, тягу к самореализации формирующейся личности. Педагог должен ярко и доступно показать ребенку все лучшее в вокальном искусстве ( видео, аудиометериалы, собственное исполнение) и объяснить, что упорным трудом, увлеченностью и талантом он также способен достичь многого. На этом этапе момент мотивации, психологический настрой помогут ребенку преодолевать первые неизбежные трудности. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста необходимо все упражнения давать в творческой форме. В настоящее время существует множество методических разработок, впрочем для творчески мыслящего педагога не составит большого труда придумать сюжет для любого вокального упражнения ( «ду – ду – ду» - едет паравоз, « мя-у, мя-у» - мяукает киска и так далее). Важно, чтоб на вопрос родителей «Что вы делали на уроке?» ребенок отвечал: «Играли, пели и танцевали». Игры обязательно должны чередовать спокойное и активно-двигательное поведение ребенка. К практическим задачам на первом этапе относится диагностика педагогом базовых музыкальных данных ребенка ( чувство ритма, музыкальность, звуковысотный слух и память,
чувство лада) и развитие недостающих путем подбора упражнений –игр индивидуально для каждого учащегося. К общим проблемам для практически каждого начинающего обучение вокалу ребенка, являются проблемы развития чувства ритма, артикуляция и произношение, интонирование, дыхание. Для развития чувства ритма следует включить различные части тела ребенка – пусть он хлопает, стучит, топает ногами, бегает и прыгает, строго соизмеряя свои движения с музыкальным ритмом сопровождения. Не следует бояться сразу применять синкопированные ритмы. Доказано, что мозг ребенка активно запоминает все необычное и дети неожиданно легко улавливают изменения в ритме. К сожалению, современное телевидение, активно демонстрируя фильмы и передачи на иностранных языках с дублированным переводом, негативно влияет на формирование речи детей. Поэтому почти 50 % детей 5-7 летнего возраста имеют дефекты речи. На плечи современного вокального педагога ложатся логопедические задачи, которые должны решатся с помощью все тех же упражнений –игр на различные звуки. Следует учитывать, что в этом возрасте связь слуха и голоса ребенка еще не окрепла, поэтому многие дети имеют проблемы с чистотой интонации. Здесь помогут давно известные приемы – пение на примарных (удобных) тонах с поддержкой инструмента, пение с педагогом, пение в медленном темпе с осознанием направления движения мелодии, пение скачков-интервалов и так далее. При работе над верным певческим дыханием, как я уже говорила, следует помнить о его подсознательной природе и не акцентировать внимание ребенка на этом процессе. Можно попросить не поднимать плечи, дышать «в животик», «раздуть ребрышки в стороны», дышать тихо, носиком и т.д. Не следует поручать ребенку контролировать певческий процесс. Вокальное дыхание формируется достаточно долго и в основном успешно у большинства детей. Особое внимание хочется уделить репертуару первого-второго года обучения. Важно, чтобы песенки были простыми, разными, смешными или грустными, со знакомыми детям персонажами – животные, игрушки, герои мультфильмов и сказок. В песенке обязательно должно что то произойти. Избегайте созерцательных песен о природе, либо героически-воинственных. Не пережитые эмоции, не понятный сюжет путают ребенка, снижают эмоциональный настрой и желание двигаться дальше. Пусть песен будет много и вы будете повторять их каждый урок. Особенность
детской психики заключается в особой любви к знакомым сюжетам, звукам, словам. Повторяя знакомое, ребенок снимает стресс, настраивается на дальнейшее обучение.
2 этап обучения
Получив первые навыки пения, ребенок переходит следующему этапу обучения, целью которого является закрепление и развитие способностей ребенка. Таким образом, ребенок переходит от сугубо эмоционального восприятия музыки к образовательному процессу. Главным отличием от первоначального этапа является превращение ребенка в союзника, который способен осознано совершенствовать свои навыки. Педагог может в доступной форме ознакомить ребенка со строением голосового аппарата, расположением органов дыхания, резонаторами, объяснить меры предосторожности (гигиены голоса). Ученик должен почувствовать работу своего голосового аппарата и научиться им управлять. Как правило, у начинающих певцов не развито чувство опоры, дыхание ключичное. Даже после освоения на первом этапе верных принципов дыхания преподаватель должен постоянно следить за постановкой корпуса, свободными, опущенными плечами, движением диафрагмы до тех пор, пока верное дыхание не войдет в привычк.Задача педагога- постановка правильного звукоизвлечения. Главная проблема здесь обычно – убедить ребенка «открыть рот». Распространен зажим мышц нижней челюсти, имеющий, в основном, психологическую природу. Собственный пример педагога, работа с зеркалом, постановка рта для единообразного звучания гласных, короткое и активное произнесение согласных, близкое положение сонорных согласных, ощущение свободной гортани. Только после постановки всех звуков можно перейти к усвоению особенностей эстрадной манеры звучания. Распевая учащегося, педагог неизбежно столкнется с проблемой развития рабочего диапазона. Здесь следует разъяснить понятия регистров певческого голоса. Детям знакомо звучание головного регистра, с него и логичнее начать освоение понятия. Педагогу необходимо определить переходные звуки и работать над их «микстованием». Особенности головного регистра – высокий, полетный звук, более точное интонирование. Понятие грудного регистра (низкий, сочный, насыщенный звук) дается ребенку в ощущениях и может быть проконтролировано самостоятельно вибрацией трахеи. Обычно у начинающих певцов грудной диапазон мал и требует осознанного контроля звучания.
Самым сложным в постановке верного звукоизвлечения являются так называемые «пограничные звуки» ( звуки диапазона границ переключения регистра). Некоторые педагоги вообще советуют не поднимать тему регистров, тем самым не акцентируя внимание учащегося на переходах. Другие выделяют в особый регистр («речевой») середину диапазона и особую работу ведут над микстованием именно этого участка ( от ми бемоль до ля бемоль первой октавы). Я же считаю, что рано или поздно, певец столкнется с понятием регистра и лучше , что б это произошло осознано и под контролем педагога. Определив индивидуально границы «переключения», следует мягко, внимательно исследуя ощущения, добиваться плавного, незаметного перехода, что в конечном итоге, является критерием профессионально звучащего голоса. В идеале, певец не должен ощущать ни самих регистров, ни их границ, только в этом случае доступным становится весь репертуар и легче идет работа над его художественной подачей. Одновременно с упражнениями на дыхание, выравнивание регистров, следует постоянно и кропотливо работать над точной интонацией. К сожалению, в современном представлении, филигранная интонация нужна только академическим певцам, эстрадный же вокал , якобы, может позволить себе неточность интонирования в пользу специфических приемов и красок. На мой взгляд, необходимость безупречной интонации неоспорима в любом виде вокального искусства и работа над ней – важнейшая задача педагога. Различные исследования доказывают зависимость интонации от нервно-психической деятельности мозга, от координации слуха и голоса, то есть природных данных. Но неоспоримо и то, что интонация поддается воспитанию и тренажу. К счастью, большая часть музыкально одаренных детей имеют природно-точную интонацию, но и они, вероятно, столкнутся со сложностью исполнения интервалов и аккордов. Поэтому на первом этапе обучения желательно, а на втором этапе - обязательно пение ученика в ансамбле. К концу этого этапа обучения необходимо сосредоточить внимание педагога и учащегося на выработке собственной, неповторимой манеры исполнения. Свойственное детям подражание необходимо мягко корректировать с целью выявления индивидуального тембра и манеры пения. Следует учесть разницу тембров и диапазонов голоса ученика и педагога. В академической школе предпочтительно обучение у педагога с такими же параметрами голоса. В эстрадной школе возможно различие голосов, но это непременно следует держать на контроле. Ученик с преобладанием слуховой компоненты восприятия может неосознанно копировать манеру пения и дикции педагога, и при
несоответствии типов голоса проблемы неизбежны. Задача педагога здесь – обозначить и объяснить отличия и поощрять каждое проявление неповторимой индивидуальности. Например, подводя итоги своей тринадцатилетней вокальной работы, я с удивлением обнаружила явное преимущество выпускниц с низким, бархатным тембром и даже две меццо-сопрано, обучающиеся сейчас в высших учебных заведениях по специальности, притом, что сама имею звонкое колоратурное сопрано. Секрет здесь прост – мое более тщательное изучение проблем низкого регистра, искреннее восхищение богатством тембра «дало свои плоды» в учениках. Убедившись в том, что ученик усвоил понятие регистров, научился самостоятельно определять границы их звучания, педагог должен добиваться слияния регистров, того, что принято называть «микстом». Учащиеся со «спокойной» мутацией и отсутствием проблем в дыхании могут начинать работу над характерными эстрадно-джазовыми приемами звучания. Особое внимание уделите звучанию первой октавы – свободно, без нажима, плавно переходящий звук в головной регистр при восходящем движении и грудной при нисходящим. Гортань опущена. Скачки следует осваивать постепенно от терции к сексте, ровно, без «провалов». Следует дать ученику понятие атаки звука. Существует три вида атаки звука - мягкая, твердая и придыхательная. Основной является мягкая атака, твердая и придыхательная – вспомогательными. Мягкая атака формируется так же, как и в академическом пении. Придыхательная и твердая участвуют в формировании специфических приемов эстрадного джазового пения. Для совершенствования мягкой атаки даются упражнения на дыхание при спокойно, без напряжения сомкнутых связках. В это же время педагог начинает работу над субтоном (характерным эстрадным приемом пения, где давления под связками меньше, чем над связочным аппаратом, благодаря чему возникает особый, «придыхательный» звук). К концу второго этапа обучения ученик должен ощущать себя вполне самостоятельным певцом, с собственной манерой исполнения, своим вкусом и пристрастиями и пониманием, что многому еще предстоит научиться. Критерием успешного обучения
здесь будет пение без явных дефектов, физиологически приятное ученику и эстетически приятное слушателю. В этот период ученик должен иметь репертуар их 5-10 разнохарактерных, а возможно и разножанровых произведений и активно концертировать.
3 этап обучения
Третьим этапом обучения вокалу является совершенствование вокальных навыков, окончательной формирование голосового аппарата и становление певца как самостоятельного исполнителя. В процессе обучения педагогу и учащемуся станет ясно тяготение данного исполнителя к определенному стилю. Основой его репертуара будут полюбившиеся песни определенного стиля. И тем не менее следует продолжать расширять кругозор ученика и давать разножанровые произведения. Особое внимание следует уделить знакомству с джазовой музыкой. Начните с просмотра видеоконцертов, прослушивания записей и исполнения несложных джазовых спиричуэлов. Независимо от возможностей голоса, пение джаза дает свободу ритма, ощущение неровных ритмических рисунков и развивает внутреннюю свободу певца. Основа джаза- свободный ритм, или свингование. Полезны ритмические упражнения на различные слоги (скэт), в которых участвуют руки, ноги, голос и язык. Работайте над синкопой, переакцентовкой с помощью метронома. Навыки импровизации нужно начинать приобретать с варьирования мелодии и ритма, досочинение брейков (длинных нот и пауз). Попросите ученика, сохраняя мелодическую линию, изменить ритмический рисунок. Не должно вызывать трудностей переход в другую тональность ( отклонение и молуляция). Обязательно следует попеть блюзы. Понятие блюзового квадрата с варьированием и простым аккомпаниментом поможет освоить приемы импровизации в заданном пространстве. Обращайте внимание учащегося на правильную артикуляцию, четкую дикцию, фразировку и нюансировку. С интересом учащиеся воспринимают обучение приемам звукоподражания. Полезно слушать и подражать духовым инструментам (саксофон, труба) как наиболее близким к
человеческому голосу. Такая практика помогает освоить инструментально-джазовые приемы ( вибрато, суб тон, прямой звук). Начинайте осваивать скэт –специфическую слоговую технику, дающую возможность использовать голос как виртуозный инструмент. Следует постепенно переносить акцент обучения с овладения техническими приемами на творческое художественное восприятие учеником каждого музыкального произведения. Активизируйте работу над словом, выявлением стилистических особенностей , «изюминок» произведения. На заключительном этапе обучения ученик должен владеть беглой дикцией, четкой артикуляцией и основами сценической речи. Стоит определиться с приоритетами жанровой индивидуальности -эстрадная песня -джаз -эстрадно-камерная миниатюра -авторская песня - рок Следует стремиться к приобретению учащимся так называемого динамического стереотипа, состояния, когда основные вокально- технические и исполнительские навыки доведены до автоматизма. Только в этом состоянии возможна плодотворная работа над свободой ученика на сцене и воплощением художественного замысла номера. Следует прислушиваться к мнению учащегося и его видению номера и мягко корректировать не совсем продуманные решения. Задача педагога в конечном итоге – не количество поющихся нот, а формирование творческой думающей личности, которая впоследствии способна самостоятельно решать исполнительские задачи.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!