Напоминание

Формирование УУД


Автор: Никифорова Федора Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Чурапчинская СОШ"
Населённый пункт: с. Чурапча, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование УУД
Раздел: начальное образование





Назад





Формирование УУД в 1 классе при внедрении ФГОС.

Диагностика УУД.
Все начальные классы нашей школы перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, ориентированный на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому. Что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Объем научной информации стремительно возрастает – за каждые 10 лет он удваивается. Поэтому сколь бы прочны и обширны не были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться, изменять себя, если у него не будет сформирована ценность и способность к с амоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. В чём заключается роль учителя начальных классов в переходе школы на р а б о т у п о н о в ы м о б р а з о в а т е л ь н ы м с т а н д а р т а м ? Самое главное, на мой взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе ребёнка учитель должен научить, не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению. На первый план сегодня выходят образовательные результаты метапредметного, общеучебного характера. В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, б ы т ь г о т о в ы м к п р о д о л ж е н и ю о б р а з о в а н и я . Большинству из учителей предстоит перестраивать мышление исходя из новых задач, которые ставит современное образование. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.
На центральное место образовательного процесса выходит воспитательная функция. Главным результатом образования должно быть духовно-нравственное развитие личности ребёнка. Во-вторых, ФГОС – это совокупность требований семьи, школы, общества и государства, он нацелен на обе спечение конкурентоспособности отечественного образования. И третье принципиальное отличие ФГОС НОО – ориентация на результат образования. Главная ценность обучения по ФГОС – деятельность, а не совокупность знаний. Теперь в начальной школе учитель должен не только научить читать, писать и считать. На первый план выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера – так называемые УУД, без которых теперь невозможно успешное обучение. Поэтому наряду с традиционным вопросом «Чему учить?» учитель должен понимать «Как учить?» или, точнее, «Как учить, чтобы у детей возникли собственные вопросы «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?». Формирование УУД осуществляется в контексте разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности раскрывает определённые возможности для формирования тех или иных УУД. Что же такое Универсальные Учебные Действия? В широком смысле этот термин означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём активного и сознательного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле - это совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Функции УУД:  Обеспечение возможностей школьника самостоятельно осуществлять учебную деятельность, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности  Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному обучению; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Универсальность учебных действий заключается в том, что они носят общеучебный (надпредметный, метапредметный) характер, обеспечивают целостность развития, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе любой деятельности учащихся, в том числе и внеурочной.
Виды УУД:  Личностные  Регулятивные  Познавательные  Коммуникативные Все виды УУД взаимосвязаны и взаимозависимы. Остановимся на метапредметных УУД, в состав которых входят регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия, т. к. их рассматривают в качестве результатов освоения основной образовательной программы по ФГОС.

Личностные универсальные учебные действи
я
обеспечивают ценностно- смысловую ориентацию обучающихся. Они включают в себя самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическое оценивание. Для первоклассника необходимо: -Создать атмосферу успеха -Помогать ребёнку учиться легко -Помогать обретать уверенность в своих силах и способностях -Не скупиться на поощрения и похвалу
Самоопределение
В младшем школьном возрасте ребенок более успешно принимает нормы поведения в обществе. Это и есть начало формирования личностных УУД. Школьник начинает осознавать свою сопричастность к стране, в которой он живет, у него воспитывается чувство патриотизма, возникает потребность в изучении истории своего государства. Идёт формирование картины мира и ознакомление с миром профессий. Для успешного существования в дальнейшем ученику необходимо уметь разбираться в том, какие на сегодняшний день профессии наиболее востребованы, и в какой области человек лучше выразит свои способности и будет наиболее нужен для общества. Иными словами, ребёнок самоопределяется. В начальной школе это умение только начинает формироваться. Самоопределение включает самооценку
.
Младший школьник должен научиться правильно оценивать себя и свои поступки.
Познавательные УУД:
 Общеучебные (выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, добывание новых знаний из разных источников, выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач, смысловое чтение, моделирование)  Универсальные логические (сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение и др.)
 Постановка и решение проблемы (формулирование проблемы, создание способов её решения)
Планируемые результаты формирования познавательных УУД

для 1 класса
В 1 классе ребёнок должен научиться:  Ориентироваться в учебнике (на странице, развороте, в оглавлении)  Отвечать на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке  Отличать новое от уже известного  Находить информацию в учебнике  Сравнивать предметы, находить общее и различия  Группировать предметы по общему признаку  Находить закономерности в расположении фигур  Подробно пересказывать небольшие тексты, определять их тему  Составлять простой план небольшого текста-повествования
Коммуникативные УУД:
 Взаимодействие – учёт позиции партнёра  Сотрудничество – согласование усилий по достижению общих целей  Вербальные и невербальные средства общения – передача информации другим людям различными способами
Планируемые результаты формирования коммуникативных УУД

для 1 класса
 Участвовать в диалоге, беседе  Отвечать на вопросы учителя и товарищей  Слушать и понимать речь других людей  Оформлять свою мысль в устной и письменной речи  Выразительно читать и пересказывать  Учить наизусть стихотворение, прозаический фрагмент  Совместно договариваться о правилах общения и следовать им  Соблюдать нормы речевого этикета
Регулятивные УУД (обеспечивают учащимся организацию своей учебной

деятельности):
 Целеполагание (постановка учебной задачи)
 Планирование (определение последовательности действий, составление плана)  Прогнозирование (предвосхищение результата)  Контроль (сличение результата с эталоном)  Коррекция (внесение необходимых изменений, дополнений)  Самооценка (осознание качества и уровня исполнения)  Саморегуляция (способность к мобилизации сил, преодолению трудностей)
Планируемые результаты формирования регулятивных УУД

для 1 класса
В 1 классе ребёнок должен научиться:  Организовывать своё рабочее место под руководством учителя  Определять цель выполнения заданий под руководством учителя  Определять план выполнения заданий под руководством учителя  Работать по предложенному плану  Использовать простейшие приборы: линейку, угольник и т. д.  Отличать верно выполненное задание от неверного  Давать эмоциональную оценку деятельности класса и себя самого на уроке.
Методики формирования метапредметных УУД

Регулятивные УУД
 Анкетирование учащихся (сост. Н.Ю. Яшина)  «Проба на внимание» (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая)  «Волшебные узоры» (Г.А. Цукерман)  «Изучение саморегуляции» (У.В. Ульенкова)  Определение уровня волевой готовности  Выкладывание узора из кубиков
Познавательные УУД
 Проба на определение количества слов в предложении (С.Н. Карпова)  Проба на познавательную инициативу «Незавершённая сказка»  «Логические задачи» (А.З. Зак)  «Нахождение схем к задачам» (А.Н. Рябинкина)  «Построение числового эквивалента или взаимнооднозначного соответствия» (Ж. Пиаже, А. Шеминьска)  «Кодирование» (версия А.Ю. Панасюка)
 Диагностика особенностей развития поискового планирования» (Зак)  Диагностика универсального действия общего приёма решения задач» (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова)
Коммуникативные УУД
 «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже)  «Кто прав?» (Г.А. Цукерман)  «Рукавички» (Г.А. Цукерман)  «Дорога к дому» (вариант методики «Архитектор-строитель»)  «Решение ситуаций» (Р. Жиль)  «Ковёр»  «Сотрудничество в группе» Учителю по формированию и развитию универсальных учебных действий. необходимо помнить: -Любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде всего к тому, кто требует действия от других. -Развитие внутренней мотивации – это движение вверх. -Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него. Все 4 блока универсальных учебных действий представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется общей логикой возрастного развития. Формирование универсальных учебных действий реализуется в рамках целостного образовательного процесса. Каждый учебный предмет раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.
Литература
1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пос. для учителя./ Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. 2. Павлова, В.В. Диагностика качества познавательных учебных действий в начальной школе. // Начальная школа, 2009, №5.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!