Напоминание

Четырехлетние дети овладевают счетом в пределах пяти, а более старшие – десяти. В основном дети у шести годам овладевают счетом до десяти, усваивают значение итогово¬го числа


Автор: Лозенко Наталья Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №79 "Мальчиш-Кибальчиш"
Населённый пункт: г.Северодвинск, Архангельская область
Наименование материала: Обучение дошкольников с понятием цифра, через число в процессе обучения счету
Тема: Четырехлетние дети овладевают счетом в пределах пяти, а более старшие – десяти. В основном дети у шести годам овладевают счетом до десяти, усваивают значение итогово¬го числа
Раздел: дошкольное образование





Назад




Четырехлетние дети овладевают счетом в пределах пяти, а более старшие – десяти. В основном дети у шести годам овладевают счетом до десяти, усваивают значение итогового числа, но у них сохраняется особенность допускать ошибки при определении количества, когда наглядные признаки (например, изменение расположения на столе, размеров предмета) препятствуют его правильному определению. Вот почему очень важно начинать подготовительную работу уже в младшем возрасте. Детей следует упражнять в сравнении групп предметов разной формы, цвета, размеров, по-разному расположенных.
Обучение дошкольников с понятием цифра, через число в процессе

обучения счету
Научиться считать – значит уметь определять общее количество чего-то. При осуществлении счетной операции дети усваивают основные правила счета: числительные называются по порядку; каждое названное числительное соотносится с одним объектом или одной группой, последнее числительное соотносится с одним предметом, но является показателем общего количества объектов счета. Лерушина А.М. указывала: «Цель счетной деятельности – найти итоговое число, а средством достижения этой цели является название числительных по порядку и соотнесение их к каждому элементу множества. Следовательно, надо продолжать учит детей различать итог счета от процесса сосчитывания» [4]. У детей пятого года жизни формируется понимание связей между числами: каждое следующее число больше предыдущего и соответственно предыдущее меньше последующего. В этот период наиболее сложно овладение итоговым числом (сколько всего?). Иногда дети ошибаются: спешат назвать следующее число, а действия руки отстают от счета, или наоборот – одним числом обозначают сразу два предмета. В процессе формирования числовых представлений большое значение приобретает словарная работа. Дошкольники учатся согласовывать числительные с существительными в роде, числе и падеже. Воспитатель обращает внимание на то, что мы по-разному называем числа в зависимости от того, что считаем. Например, одна кукла, но один мяч; две матрешки, но два яблока и т.д. Особое внимание следует уделять тому, чтобы дошкольники правильно называли – один, а не заменяли его словом раз. Для того чтобы дети осознали значение (особенность) последнего числительного в процессе счета, воспитатель учит их, заканчивая счет, делать обводящее движение рукой: «Всего две елочки, всего три матрешки». После того как дошкольники овладели счетом предметов в пределах трех, можно предлагать считать звуки, движения, сравнивать множества предметов и звуков по количеству. «Поставь столько матрешек, сколько раз я хлопну в ладоши. Сколько ты поставил матрешек?» Такие упражнения способствуют образованию межанализаторных связей и углубляют знание о числе. В старшей группе у дошкольников развивается понимание того, что число включает определенное количество единиц. Состав числа из единиц изучается на конкретном материале. Сначала проводится анализ группы предметов по их количеству, признакам, а потом называются число и единицы числа. Например, перед детьми ставят 4 разноцветных куба. Им необходимо ответить на вопросы «Сколько всего кубов? Какого они цвета?» Или: «Сколько красных, синих, зеленых и желтых кубов?» (4). Значит, 4 – это 1, 1, 1 и 1. В подготовительной к школе группе у детей развивается понятие того, что числа образуются не только с помощью прибавления или вычитания единицы. Число можно получить из двух меньших чисел, его можно разложить на 2 меньших числа. Состав числа из двух меньших изучается в пределах 10. Когда дошкольник хорошо познакомится с понятием количества, можно вводить запись цифрами. Глядя на пустой стол, спросите у ребенка, сколько на нем находится игровых фигур. Ребенок ответит, что ни одной. Объясните, что когда "нет ничего" (ни одной фигуры), то это называется словом "ноль", а для краткости и удобства его обозначают вот таким знаком - и кладете на стол карточку с цифрой "0" (напишите цифры на небольших листках бумаги; можно использовать цифры от магнитного набора). Затем уберите карточку, а на стол положите одну фигуру, напомните, что это "один", а рядом положите цифру один. Добавляйте следующую фигуру (выстаивая в вертикальный ряд) и меняйте цифру. Когда дойдете до десятка, поставьте цифру один над целым десятком, а справа, над пустым местом цифру "0". Прочитаете - "десять" - один десяток (показали) и ноль единиц. Закрепление цифр происходит в различных играх. Дошкольник тренируется в подборе цифр к нужному количеству фигур. И наоборот, подбирает нужное их количество около соответствующей цифры.
Дети легко и с интересом усваивают цифры. Однако нередко у них возникают трудности в различении цифр, похожих по начертанию: 1 и 4; 2 и 5; 6 и 9. Поэтому при изучении цифры 4 нужно, рассмотрев ее начертание, предложить вспомнить, на какую знакомую цифру она похожа, сравнить их по начертанию, выделить общее и то, чем они отличаются. Они сами сравнивают 2 и 5; а в старшей группе — 3 и 8; 6 и 9. Например, при сравнении цифр 2 и 5 детям предлагают посчитать сначала одну группу предметов на столе у воспитателя и поднять соответствующую цифру, потом посчитать вторую группу и также соотнести количество игрушек с определенной цифрой. Начертания этих цифр анализируют и сравнивают между собой. Обращают внимание на то, что в цифре 2 неполный круг вверху, а в цифре 5 — он внизу справа; короткая линия слева направо в цифре 2 — внизу, а в цифре 5 — вверху. Итак, в процессе систематического обучения детей пятого года жизни у них развивается счетная деятельность, формируются представления о числах и цифрах. Конспекты занятий, для ознакомления дошкольников старшей группы с цифрами Занятие 1
Программное содержание:
закрепить представление детей об образовании чисел 4 и 5 и упражнять в счете предметов в пределах 5; показать образование чисел 5 и 6 и как вести счет в пределах 6; закрепить приемы счета; учить детей различать и называть цифры до 6; упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу, далеко, близко.
Материал:
игрушки, у каждого ребенка по 6 карточек, на которых нарисовано от 1 до 6 предметов, конверт с цифрами в пределах 6. Ход занятия. I часть. Дети сидят за столами. Воспитатель привлекает внимание детей к счетной доске, где на верхней полке в ряд расставлено 4 матрешки, на второй 5 елочек, и предлагает детям сосчитать предметы на первой и второй полках. Ребята устанавливают неравенство предметов (где больше, где меньше), обозначают количество игрушек цифрами 4 и 5. Затем воспитатель добавляет 1 матрешку на верхнюю полку. Сравнивая теперь эти две группы предметов (матрешки и елочки), ребята убеждаются, что их поровну, одинаковое количество, сколько матрешек, сколько елочек, по пять. Воспитатель предлагает детям пересчитать игрушки на верхней и нижней полосках, назвать количество, обозначив итог числа цифрой 5. Потом воспитатель добавляет 1 матрешку и спрашивает: «Сколько теперь стало матрешек?» Считает сам, выделяя интонацией слово
шесть
и задает вопросы: «Сколько стало матрешек? Как получилось 6 матрешек? Сколько было? Сколько добавили? Сколько стало? Каких игрушек получилось больше? Каких меньше?» Воспитатель обращает внимание на то, Четырехлетние дети овладевают счетом в пределах пяти, а более старшие – десяти. В основном дети у шести годам овладевают счетом до десяти, усваивают значение итогового числа добавили число один. Педагог предлагает число шесть обозначить цифрой шесть. (Показывает цифру шесть и ставит ее на верхнюю полку рядом с матрешками). Затем выясняет, как сделать, чтобы матрешек и елочек стало поровну (по 6). Далее воспитатель добавляет 1 елочку и выясняет у детей, сколько их стало, как получилось 6 елочек, спрашивает, какой цифрой надо обозначить 6 елочек. Физкультминутка II часть. Дети выполняют самостоятельную работу. Воспитатель раздает детям карточки (по 6 каждому), на которых нарисовано от 1 до 6 игрушек и предлагает сосчитать рисунки игрушек на карточке и разложить карточки в ряд по порядку (вверху карточка с одной игрушкой, вторая — с двумя и т. д.). Проверяет правильность выполнения задания, проводит индивидуальную работу с теми детьми, которые затрудняются в образовании числа 6. Затем ставит на полку несколько игрушек. Дети выбирают и показывают карточку, на которой нарисовано столько же предметов, сколько игрушек на полке, выясняют, какой цифрой можно обозначить количество игрушек на полке. Педагог каждый раз вызывает 2—3 детей, предлагает объяснить, почему они подняли данную карточку или цифру. Для того чтобы ребята лучше запомнили цифры, воспитатель предлагает обвести их пальцами. Дидактическая игра «Куда пойдешь, что найдешь».


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!