Напоминание

"Развитие речи детей дошкольного возраста на материале музыкально-дидактических игр"


Автор: Гумерова Ирина Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ "Мальвина"
Населённый пункт: город Ноябрьск, Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие речи детей дошкольного возраста на материале музыкально-дидактических игр"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Развитие речи детей дошкольного возраста на материале

музыкально-дидактических игр»
Дошкольное детство – уникальный период в жизни каждого человека. Именно в нем происходит становление личности и индивидуальности ребенка. Также, максимально благоприятен дошкольный возраст для активного усвоения ребенком речи, развития и становления всех четырех ее сторон: связной, фонетической, лексической и грамматической.. Речь является одной из самых сложных высших психических функций человека. От степени сформированности речевых умений в детском возрасте во многом зависит уровень общей подготовленности ребёнка к школьному обучению. Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Причиной может являться недостаточная сформированность речевого аппарата. Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача большой общественной значимости, и серьёзность её должны осознавать и родители и педагоги. В дошкольном возрасте, выработка спокойной и плавной речи затруднена, и руководящая роль музыки имеет решающее значение. Для речевого развития очень важным является интеграция речевой и музыкальной деятельности. Речь и музыка имеют общие основы. Как и речь, музыка начинается со звука. И речь, и музыкальное произведение, как симфония, так и опера - это тексты, которые требуют определенного прочтения. И у музыки и у речи есть особый письменный код - это ноты и азбука, которые сохраняют партитуры и тексты. Письменная форма речи, превратившаяся с помощью таланта известных писателей и поэтов, в произведения литературного искусства, может быть содержанием музыкального произведения, но и музыка может быть содержанием речи: при общении между людьми, при высказывании чего-то личного, глубокого. Музыка, как самый эмоциональный вид искусства способна воздействовать на ребенка на самых ранних этапах его жизни.
Музыка является одним из эффективных выразительных средств развития всех компонентов устной речи детей
.
П о д влиянием музыкальных упражнений
,
пения, игр, при условии использования правильно подобранных методов и приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, формируется эмоциональная сфера. Благодаря музыке речевое развитие дошкольников происходит гармонично и естественно. Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Основные задачи музыкального воспитания являются следующие: -развивать музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности; -сформировать начала музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры -воспитывать любовь и интерес к музыке. Эти задачи решаются от содержания музыкального воспитания, прежде всего от качества используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми и т.д. Основополагающим принципом проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Через разные виды музыкальной деятельности идёт работа по развитию речи. Виды музыкальной деятельности: - слушание и восприятие музыки. - музыкально-ритмические движения; - игра на детских музыкальных инструментах; - распевание, пение; - танцевально – игровое творчество;
- песенное творчество. В процессе слушания музыки знакомим детей с инструментальными, вокальными произведениями разного характера и сталкиваемся со скудностью лексикона детей при определении характера музыки. Поэтому в непосредственно-образовательную деятельность предлагаются задания, которые активизируют эмоционально-образное восприятие ребёнка и расширяют его речевые возможности. Пение формирует и развивает у детей певческие навыки и певческий голос, развивает связную образную речь, расширяет кругозор, исправляет ряд речевых недостатков (прерывистое дыхание, нечеткое произношение, гудение), предлагаются распевки, песенки-попевки, пальчиковая гимнастика – для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук . Музыкально - ритмические движения: Музыкальные игры, хороводы, танцы с пением, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве, коммуникативные игры для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения. Игра на детских музыкальных инструментах развивает ритм, слух дошкольника, а также музыкальные и творческие способности Использование музыкально-дидактических игр позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представление о музыке, ее выразительных возможностях, научить различать гамму чувств, настроений, переданной музыкой. Благодаря применению музыкально-дидактических игр у дошкольников активно развиваются не только музыкальные способности, но и значительно активизируется умственная деятельность. Развивается логическое мышление, тренируют память, развивают речь и сенсорные способности. Типы дидактических игр:  сюжетно-ролевые;  подвижные;
 настольные. Каждая игра имеет свою задачу, направленную на восприятие различных свойств звука. Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:  обучающей задачи;  содержания;  правил;  игровых действий. Виды музыкально-дидактических игр:  для развития звуковысотного слуха;  на развитие чувства ритма;  на развитие тембрового слуха;  на развитие диатонического слуха;  на развитие памяти и слуха;  на развитие детского творчества. Основное назначение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности, в доступной форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельной деятельности с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально- дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Музыкально-дидактические игры, дидактические упражнения и задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетико-фонематического слуха. Так, на первом этапе работы полезно использовать музыкально- дидактические игры, «На каком инструменте играю?», «Отгадай и сыграй как я», «Музыкальные молоточки». На втором этапе развития фонетико- фонематического слуха, когда детей учат различать звукокомплексы
(воспринимать не фонемы, а слова целиком) слова и фразы, ориентироваться на особенности голоса, можно использовать музыкально-дидактические игры с пением, распевки. Например: «Птички» Е.Тиличеевой, «Медведь» М.Красева, «В лесу» и «Угадай по голосу» Е.Тиличеевой. На последующих этапах можно использовать попевку «Бубенчики» Е.Тиличеевой, в которой дети различают три фонемы (и-а-о) в словах «динь-дан-дон», ориентируясь на высоту звука в мажорном трезвучии. Можно предложить детям по характеру музыки определить, где «мышки», а где «мишки», и изобразить движения соответствующие данному образу. Между музыкальным и фонетическим слухом параллели нет, но хороший музыкальный слух является хорошим подспорьем в развитии фонематического слуха. Дети с хорошим музыкальным слухом больше внимания проявляют к «фонемам». Упражнения по развитию голоса проводятся на доступном произношению ребёнка речевом материале. Они должны постепенно видоизменяться и усложняться. Значение музыкально-дидактических игр не ограничивается лишь помощью в развитии фонетико-фонематического слуха. Произносительная сторона речи обладает определенной окраской (просодикой): как и в музыке в речи используются такие средства выразительности, как темповые изменения, характерный ритм, определенная звуковысотность, динамическая и тембровая окраска. Поэтому музыкально- дидактические игры, направленные на развитие звуковысотного, тембрового и динамического слуха, окажут косвенное воздействие и на развитие речевой просодики. Кроме того музыкально-дидактические игры помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов, т.е. оказывают большую помощь в развитии речи. Музыкально-дидактические игры: «Карусель», «Звенящие колокольчики», «Музыкальный домик», «Лесенка - чудесенка» и т.д.
Игры на развитие художественного словаря.

Дидактические задачи: закреплять слова художественного словаря, характеризующие настроение музыкального произведения и музыкальный образ.
Игра «Копилка»
Правила – «складывать в «копилку» те слова-определения, которые соответствуют характеру музыки. Ход игры: После прослушивания музыкального произведения педагог просит ребят сложить ладошки «чашечкой» и говорит: «Давайте собирать в копилку красивые слова, которые правильно расскажут о прослушанной музыке. Если слово нам подходит, мы «закрываем его в копилку», а если слово, которое я назову, не соответствует настроению музыки, вы разведете ладошки в стороны, чтобы оно не попало в вашу «копилку». Каждое правильное слово необходимо повторить вслух.
Игры, основанные на двигательном и пантомимическом моделировании

характера музыки. (невербальные средства общения)
Дидактические задачи: развивать эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, воображение. Побуждать к осознанию свойств музыкальной речи, различению выразительных интонаций, пауз, акцентов, особенностей характера, динамики, темпа, регистров.
Игра «Танцующие звуки»
Правила игры. Передать характер музыкального произведения и отдельных его частей с помощью танцевальных и пластических движений. Ход игры. Педагог спрашивает у детей. Что такое балет. Дети отвечают, что это музыкальный спектакль, в котором артисты не разговаривают друг с другом, а передают свои чувства с помощью выразительной пластики. Каждый участник игры должен придумать свой танец и рассказать движениями о той музыке, которая ему больше понравилась. (Опыт невербального общения). Игры: «Художники», «Поющие руки» и т.д.
Игра

«Чудесный мешочек».
В «Чудесный мешочек» прячутся игрушки, которые
пришли к детям в гости на занятия. Звучат знакомые мелодии: «Тучка», «Зайчик», «Петушок». Дети узнают мелодии и после этого игрушки достаются из мешочка. Такая форма обучения нравится детям, они активно включаются в разговор с игрушками.
Игра: «Веселый кубик»
организуют внимание, вызывают повышенный интерес к музыке и творчеству, усиливают образное мышление, тренируют память, развивают чувства ритма, музыкальный слух и общую моторику ребенка. Цель: учить подражать звучанию голосов животных, используя возможности, силы и тембра своего голоса. Ход игры: педагог и дети стоят по кругу, звучит музыка, дети передают кубик другому ребенку, педагог поет: «Кубик детям передай, кто пришел к нам, угадай?» Ребенок у которого оказался кубик, бросает его в круг на пол. Педагог спрашивает, кто изображен на верхней грани кубика? Дети отвечают, если там нарисована кошка, педагог предлагает ребенку, который бросает кубик, показать голосом, как кошечка здоровается (мяу, мяу, мяу). Все дети поют песню «кошечка». На гранях кубика могут быть изображены и другие животные.
Музыкально-дидактические игры:
1. Подготовительная группа. «Весело - грустно»; «Подбери музыку»; «Солнышко и тучка»; «Песня-танец-марш»; «Выбери инструмент»; «Подбери музыку»; «Три танца»; «Подбери картинку»; «Разноцветные кубики»; «Раскрась музыку»; «Бубенчики»; «Музыкальные лесенки». 2. Младшая и средняя группы. «Где мои детки?»; «Птица и птенчики»; «Курица и цыплята»; «Угадай-ка»; «Узнай песенку по двум звукам»; «Кто поет?»; «Веселые матрешки». Музыкально-дидактические игры на развитие ритмического слуха:
«Петушок-курочка-цыпленок» (старшая группа); «Ритмическое лото» (старшая и подготовительная группы); «Весёлые дудочки» (средняя группа); «Музыкальные молоточки» (средняя группа). Музыкально-дидактические игры на развитие тембрового и динамического слуха: «Музыкальные инструменты» (подготовительная группа); «Кто самый внимательный» (подготовительная группа); «Угадай, на чем играю?» (старшая группа); «Громкая и тихая музыка» (старшая группа); «Музыкальный магазин» (старшая и подготовительная группа). Музыкально-дидактические игры на развитие музыкальной памяти: «Наши песни» книжка-раскладушка (I и II младшая группа); «Музыкальный телефон»; «Чудесный мешочек»; кубики с иллюстрациями к песням; книжка с нотами; «Получи письмо»; «Нарисуй песню» (старшая и подготовительная группы); «Какую линию выбрать?»; «Музыкальный альбом». Музыкально - дидактическая игра – прекрасная форма музыкальной деятельности, способствующая приблизить, расположить к себе всех детей, в том числе и малоактивных. Музыкально - дидактические игры можно использовать на других занятиях и в свободное время. Использование музыкально-дидактических игр и применение игровых ситуаций – важное средство развития музыкальных способностей детей, речевое развитие в процессе музыкальной деятельности. С помощью игры можно успешно приобщить детей к музыке, заинтересовать основами музыкальной культуры, так как они вызывают интерес и желание участвовать в них.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!