Напоминание

Диагностика тяжёлых нарушений речи


Автор: Калачева Татьяна Александровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБПОУ ОК "ЮГО-ЗАПАД"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Диагностика тяжёлых нарушений речи
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Пояснительная записка
В практике логопедической работы в коррекционной школе VIII вида значительное место занимает коррекция речевой патологии у обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени. Работа с такими детьми наиболее сложна, так как речевой дефект зачастую осложнен дизартрическими расстройствами. Для планирования коррекционной логопедической работы с данными обучающимися необходимо выяснить как наиболее благополучные, так и несформированные компоненты речевой системы ребёнка. Поэтому обследование является важным этапом коррекционной работы. Нами предлагается диагностическое обследование, в основе которого лежит разработанная и апробированная Л.И. Переслени и Т.А. Фотековой стандартизированная методика обследования речи с балльно-уровневой системой оценки. Такая система удобна для диагностики, уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи, построения системы индивидуальной коррекционной работы, отслеживания динамики речевого развития ребёнка и определения эффективности коррекционного воздействия. Дидактический материал для речевых проб упрощен и уменьшен в объеме. Особое внимание при диагностическом обследовании уделяется изучению общей и мелкой моторики, так как тяжесть нарушений артикуляционной моторики сочетается с нарушением функции рук и общей моторики. Поэтому при проведении диагностики важно учитывать взаимосвязь речевых и двигательных расстройств, общность поражения артикуляционной и общей моторики. Диагностическая карта устной речи обучающегося школы № _____________________________________________________
( динамика развития устной речи обучающегося с системным недоразвитием речи тяжелой степени)
Серия I. Исследование понимания речи
1. Понимание конкретных существительных, глаголов № п/п Задание количество баллов ____/____ уч. год ____/____ уч. год ____/____ уч. год ____/____ уч. год ____/____ уч. год с д м д м д м д м д м 
Конкретные

существительные
(-Покажи игрушки) 1. куклу 2. зайчика 3. машину 
Обобщающие слова
(-Покажи по картинкам) 4. игрушки 5. посуда 6. животные 7. одежда 
Действия
(-Покажи, где на картинке кто-то) 8. спит 9. ест 10. играет 11. рисует 
Выполнение

поручений

по

речевой инструкции
(-Выполни действие с предметами) 12. дай куклу 13. посади мишку 14. покорми собачку 15. покатай машину Итого в баллах 2. Понимание простейших грамматических форм № п/п Задание количество баллов ____/____ уч. год ____/____ уч. год ____/____ уч. год ____/____ уч. год ____/____ уч. год с д м д м д м д м д м 
Единствен.,

множеств.

число существительных
(по картинкам) - Покажи, где: 1. чашка-чашки 2. кукла-куклы 3. мяч-мячи 
Предложные конструкции с

предлогами на, в, за, под)
- В ы п о л н и д е й с т в и я с предметами: 4. положи карандаш на стол 5. спрячь мяч под стол
6. положи шарик в коробку (в карман) 7. спрячь руки за спину 
С у щ е с т в и т е л ь н ы е

с

уменьш-ласкат.

суф-ми
Где на картинках нарисован (а): 8. дом - домик 9. ложка - ложечка 10. шапка - шапочка Итого в баллах Итого в баллах за всю серию Итого в %
Серия II. Исследование фонематического слуха
№ п/п Задание Количество баллов ____/____ уч. год ____/____ уч. год ____/____ уч. год ____/____ уч. год ____/____ уч. год с д м д м д м д м д м 
Хлопнуть в ладоши, если в

слоге есть заданный звук
1. Б – ба, от, му, эб 2. А – ку, ас, ты, ва 
Хлопнуть в ладоши, если в

слове есть заданный звук
3. М – мак, суп, дом 4. А – аист, мак, гриб 
Подобрать картинку к паре

слов (паронимы)
5. Крыша-крыса 6. Мышка-мишка 
Н а

к а к о й

з в у к

начинается слово?
7. Аист 8. Окунь 
Н а

к а к о й

з в у к

оканчивается слово?
9. Кот 10. Дом Итого в баллах Итого в %
Серия Ш. Исследование сенсомоторного уровня речи
1.Состояние фонематического восприятия № п/п Слоги для повторения Количество баллов ____/____ уч. год ____/____ уч. год ____/____ уч. год ____/____ уч. год ____/____ уч. год с д м д м д м д м д м 1. па - ба 2. ба - ма 3. ба - на 4. на - га 5. ка - га 6. да - та 7. ва - фа 8. ва – ва - фа 9. да – да - та
10. ка – ка - га Итого в баллах Итого в % 2. Артикуляционная моторика. № п/п Название упражнения Количество баллов ____/____ уч. год ____/____ уч. год ____/____ уч. год ____/____ уч. год ____/____ уч. год с д м д м д м д м д м 1. «Улыбка» 2. «Трубочка» 3. «Лопатка» 4. «Иголочка» 5. «Чашечка» 6. «Лошадка» 7. «Вкусное варенье» 8. «Качели» 9. «Маятник». 10. «Улыбка»«Трубочка» Итого в баллах Итого в % 3. Звукопроизношение. № п/п Слова для повторения Количество баллов ____/____ уч. год ____/____ уч. год ____/____ уч. год ____/____ уч. год ____/____ уч. год с д м д м д м д м д м 
Согласные
1. В – волк, сова 2. Б – бантик, клубок 3. Д – дом, удочка 4. К – кот, паук 5. Кь – кит, утки 6. Г – голубь, иголка 7. Гь – гитара, сапоги 8. Х – халат, ухо, петух 9. Хь - мухи 
Свистящие
10. С – собака, усы, автобус 11. Сь – синий, гусь 12. З – зонт, коза 13. Зь – зебра, обезьяна 14. Ц – цепь, яйцо, огурец 
Шипящие
15. Ш – шапка, машина, душ 16. Ж – жук, ежи, ножи 17. Ч – чайник, мяч 18. Щ – щетка, ящик, плащ 
Сонорные
19. Р – рыба, корова, топор 20. Рь – ремень, дверь 21. Л – лук, молоток, пила 22. Ль – лейка, улитка 23. Й – яблоко, майка 24. М – мыло, сом
25. Н – носки, окно, слон Итого в баллах Итого в % 4. Сформированность звуко-слоговой структуры слова.  Слова для повторения Количество баллов ____/____ уч. год ____/____ уч. год ____/____ уч. год ____/____ уч. год ____/____ уч. год с д м д м д м д м д м 
Односложные слова
1. Кот 2. Мяч 
Двусложные слова
3. Петух 4. Веник 
Двусложные

слова

с о

стечением согласных
5. Банка 6. Сумка 
Трёхсложные слова
7. Телефон 8. Самолёт 
Трёхсложные слова со

стечением согласных
9. Бабочка 10. Подушка Итого в баллах Итого в %


Серия IV. Исследование словаря и навыков словообразования
1. Активный словарь № п/п Задание Количество баллов ____/____ уч. год ____/____ уч. год ____/____ уч. год ____/____ уч. год ____/____ уч. год с д м д м д м д м д м 
Предметный словарь
1. Игрушки 2. Посуда 3. Животные 4. Одежда 
Глагольный словарь
1. Летит 2. Рисует 3. Моет 4. Стучит 
Словарь прилагательных
5. По цвету (основные цвета) 6. По вкусу (сладкий – кислый) 7. На ощупь (холодный – горячий) Итого в баллах 2. Словообразование № п/п Задание Количество баллов ____/____ уч. год ____/____ уч. год ____/____ уч. год ____/____ уч. год ____/____ уч. год с д м д м д м д м д м 
Существительные с


уменьшительно-

ласкательными

суффиксами
1. Стол - столик 2. Нос – носик 3. Кукла - куколка Итого в баллах Итого в баллах за всю серию Итого в %
Серия V. Исследование грамматического строя речи и словоизменения
№ п/п Задание Количество баллов ____/____ уч. год ____/____ уч. год ____/____ уч. год ____/____ уч. год ____/____ уч. год с д м д м д м д м д м 
Употребление сущ-х в ед. и

мн. числе
1. Мяч - мячи 2. Кукла - куклы 
Употребление сущ-х в ед. ч.

и мн. ч. винит. п.
(-Что ты видишь?) 3. Мяч 4. Куклу 5. Кубики 
Употребление сущ-х в ед. ч.

и мн. ч. родит. п.
(-Чего не стало?) 6. Мяча 7. Куклы 8. Кубиков 
Употребление

предложно-

падежных конструкций
(Где сидит кошка?) 9. На траве (на доме) 10. Под крыльцом 11. В трубе 12. За домом 
Употребление

прилагательных

в

ед.

и

мн.ч..жен.,муж.,сред. р.
13. Жёлтый мяч 14. Красная роза 15. Синее полотенце 16 Зелёные кубики Итого в баллах Итого в %
Серия VI. Исследование связной речи
№ п/п Задание Количество баллов ____/____ уч. год ____/____ уч. год ____/____ уч. год ____/____ уч. год ____/____ уч. год с д м д м д м д м д м 
Повторение фразы
1. Вот мама.
2. Кошка ест. 3. Девочки играют. 4. Мальчик делает уроки. 
Самостоятельное

составление предложения
5. Девочка рисует. 6. Дети моют посуду. Итого в баллах Итого в %
Серия VII. Исследование общей и мелкой моторики
1. Общая моторика № п/п Задание Количество баллов ____/____ уч. год ____/____ уч. год ____/____ уч. год ____/____ уч. год ____/____ уч. год с д м д м д м д м д м 
Движения рук и

плечевого пояса
1. Поднять руки вверх 2. Показать, как летают птицы 
Движения туловища
3. Покачаться, как маятник часов (тик-так) 4. Наклониться и взять предмет с пола 
Движения ног,

равновесие
5. Постоять на одной ноге (как петушок) 6. Попрыгать на одной ноге (до указанного ориентира) 7. Перешагнуть через «лужи» (высокое поднимание колен) 
Статическая

координация движений
8. Стоять 5 сек., вытянув руки вперёд и закрыв глаза 
Динамическая

координация движений
9. Шагать, как солдат 10. Выполнить 3 приседания Итого в баллах 2. Мелкая моторика № п/п Задание Количество баллов ____/____ уч. год ____/____ уч. год ____/____ уч. год ____/____ уч. год ____/____ уч. год с д м д м д м д м д м 
Кинестетическая

основа движений
1. Показать «козу рогатую», поочерёдно каждой рукой, затем обеими вместе 2. Показать «ушки зайчика» (как в 1 –ом задании) 3. Показать колечко (поочерёдно каждым
пальцем соприкасаться с большим пальцем на одной руке, а затем на другой) 4. Показать «очки» (одновременно колечки двумя руками) 
Кинетическая основа

движений
5. Поочерёдно согнуть пальцы правой и левой руки (потешка «Сорока-Белобока) 6. Пальчики «здороваются» (поочерёдное касание пальцев руки, а затем одноимённых пальцев обеих рук) 7. «Игра на пианино» 8. Изменить положение кистей рук (кулак – ребро ладони – ладонь) Итого в баллах Итого в баллах за всю серию Итого в %



Обработка и анализ результатов обследования.


годы обучения первый второй третий четвертый пятый дек. май дек. май дек. май дек. май дек. май Серия I. Исследование понимания речи б % Серия II. Исследование фонематического слуха б % Серия III. Исследование сенсомоторного уровня речи 1. Состояние фонематического восприятия б % 2. Артикуляционная моторика б % 3. Звукопроизношение б % 4. Сформированность звуко-слоговой структуры слова б % Серия IV. Исследование словаря и навыков словообразования б % Серия V. Исследование грамматического строя речи и словоизменения б % Серия VI. Исследование связной речи б % Серия VII . Исследование общей и мелкой моторики б % Всего % Условные обозначения: б - баллы ; дек. – декабрь; % - проценты ;
Речевой профиль.
0

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100
Названия измеряемых сторон речи: 1 – понимание речи; 2 - фонематический слух; 3 - фонематическое восприятие; 4 - артикуляционная моторика; 5 - звукопроизношение; 6 - звуко-слоговая структура слова; 7 - словарный запас и навыки словообразования; 8 - грамматический строй речи словоизменение; 9 - связная речь; 10 - общая и мелкая моторика; Условные обозначения. Год обучения сентябрь декабрь май первый ______/______ второй ______/______ третий ______/______ четвёртый ____/_____ пятый _______/_____

Описание методики обследования
В методике используются речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой (1988), Е.В. Мальцевой (1991), О.Б. Иншаковой (1998). В основе лежит разработанная и апробированная Л.И. Переслени и Т.Д. Фотековой стандартизированная методика обследования речи с балльно-уровневой системой оценки. Методика включает VII серий, каждая из которых объединяет речевые пробы. Всего речевое обследование включает 115 проб, не считая проверки звукопроизношения, выводы о состоянии которого делаются в основном по ходу обследования и при необходимости на основе специальных проб (серия III (3)). Каждая проба оценивается в отдельности, затем высчитывается сумма баллов за все задание, за серию. Особенностью данной методики является обследование понимания речи и моторики (общей и мелкой), что является важным при работе с обучающимися с системным недоразвитием речи тяжёлой степени Для каждой серии разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учёт успешности выполнения с помощью четырёх градаций, что даёт возможность получения более дифференцированного результата. Для серий I, II, III (кроме звукопроизношений), IV, V, VII - это 1; 0,5; 0,25; 0 баллов. Для звукопроизношения – 3; 1,5; 1; 0 баллов. Для VI серии – 5; 2,5; 1; 0 баллов. В разных заданиях эти градации отражают чёткость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок и использование помощи. Для того, чтобы получить индивидуальный речевой профиль, необходимо высчитать успешность выполнения каждой серии методики в процентном выражении (умножить начисленное за всю серию количество баллов на 100 и разделить полученный результат на максимально возможный: -для проб: серия I - на 25 -для проб: серия II; 1, 2, 4 (серия III); серия IV - на 10 -для проб: 3 (серия III) - на 12 -для проб: серия V- на 16 -для проб: серия VI – на 30 -для проб: серия VII – на 18 Затем, используя полученные значения, следует вычертить речевой профиль, отложив по оси ординат успешность выполнения заданий или измеряемых сторон речи Всего их получится десять: 1– понимание речи; 2- фонематический слух; 3- фонематическое восприятие; 4- артикуляционная моторика;
5- звукопроизношение; 6- звуко-слоговая структура слова; 7- словарный запас и навыки словообразования; 8- грамматический строй речи словоизменение; 9- связная речь; 10 - общая и мелкая моторика; Получив такой профиль, можно вычленить как наиболее несформированные, так и наиболее благополучные компоненты речевой системы ребёнка и, основываясь на этом, спланировать коррекционную работу. Диагностика проводится два раза в год: в декабре и в мае. Результаты заносятся сначала в таблицы по каждой серии, а затем в общую таблицу. После этого вычерчивается речевой профиль. Данная диагностическая карта заполняется на протяжении обучения ребёнка в школе в случае, если речевое заключение не меняется. Инструкции к заданиям и критерии оценок
1.

Серия I. Исследование понимания речи

1.

Исследование понимания речи
Инструкции:Покажи игрушку; покажи по картинке; покажи, где на картинке кто-то; выполни действие с предметами. Оценка: 1 балл – правильное выполнение задания; 0,5 балла – выполнение после нескольких повторений; 0,25 баллов – трудности в понимании обращенной речи; 0 баллов – отказ от выполнения;
2.

Исследование понимания простейших грамматических форм
Инструкции: Покажи, где…. Выполни действия с предметами. Оценка: 1 балл – правильный и точный показ предметов, действий; 0,5 балла – правильный показ со второй попытки; 0, 25 балла – выполнение задания с помощью; 0 баллов – невыполнение задания;
3.

Серия II. Исследование фонематического слуха
Инструкция: Выполняй задание (по пунктам диагностической карты) Оценка: 1 балл – точное и правильное выполнение задания; 0,5 балла – выполнение задания с небольшими ошибками; 0,25 балла - попытки выполнить задание с помощью;
0 баллов – невыполнение задания;
4.

Серия Ш. Исследование сенсомоторного уровня речи

1.

Исследование состояния фонематического восприятия
Инструкция: Слушай и повторяй за мной слоги. Оценка: 1 балл – точно и правильно воспроизводит в темпе предъявления; 0,5 балла – первый член воспроизводит правильно, второй уподобляет первому; 0,25 балла – неточно воспроизводит оба члена пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками; 0 баллов – не воспроизводит;
2.

Исследование артикуляционной моторики
Инструкция: Смотри, как я выполню и повторяй за мной движения. Оценка: 1 балл – правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному; 0,5 балла – замедленное и напряженное выполнение; 0,25 балла – выполнение с ошибками: длительный поиск позы, отклонение конфигурации, синкинезии, гиперкинезы; 0 баллов – невыполнение движения;
3.

Исследование звукопроизношения
Инструкция: Повторяй за мной слова. Оценка: 3 балла – безукоризненное произношение всех групп звуков; 1,5 балла – один или несколько звуков группы изолированно и отражённо правильно произносятся, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т. е. недостаточно автоматизированы; 1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы 0 баллов – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы;
4.

Исследование звуко-слоговой структуры слова
Инструкция: Повторяй за мной слова. Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение; 0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова); 0 баллов – невоспроизведение;

Серия IV. Исследование словаря и навыка словообразования

1.

Активный словарь
Инструкция: Назови, что ты видишь на картинке? Кто что делает? Какого цвета предмет? Какой предмет по вкусу? Какой предмет на ощупь? Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после небольшой помощи или самокоррекция; 0,25 балла – форму образует неправильно; 0 баллов – задание не выполняет;
2.

Словообразование
Инструкция: Я скажу про большой, а ты скажи ласково про маленький. Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после небольшой помощи или самокоррекция; 0,25 балла – форму образует неправильно; 0 баллов – задание не выполняет;
Серия V. Исследование грамматического строя речи и словоизменения
Инструкция: Посмотри на картинки и назови их. Где сидит кошка? Какого цвета предметы? Оценка: 1 балл – образует правильно практически все слова; 0,5 балла – образует правильно половину слов; 0,25 балла – образует правильно 1-2 слова, словосочетания; 0 баллов – не образует слов, словосочетаний;
Серия VI. Исследование связной речи


Инструкция: Послушай и повтори за мной фразу. Оценка: 5 баллов – повторяет фразу самостоятельно; 2,5 балла – повторяет после минимальной помощи; 1 балл – повторяет по вопросам педагога; 0 баллов – повторить не может;
Серия VII. Исследование общей и мелкой моторики


Инструкция: Выполни мои инструкции. Оценка: 1 балл – правильно и четко выполняет все движения в нормальном темпе с первого раза; 0,5 балла – выполняет правильно, но с повторением инструкции или повторением показа, в замедленном темпе
0,25 балла – неполный объем движений, нескоординированность движений, двигательное беспокойство, не все задания выполняются 0 баллов – не способен выполнить движение;
Пояснительная записка
В практике логопедической работы в коррекционной школе значительное место занимает коррекция речевой патологии у обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени. Работа с такими детьми наиболее сложна, так как речевой дефект зачастую осложнен дизартрическими расстройствами. Для планирования коррекционной логопедической работы с данными обучающимися необходимо выяснить как наиболее благополучные, так и
несформированные компоненты речевой системы ребёнка. Поэтому обследование является важным этапом коррекционной работы. Нами предлагается диагностическое обследование, в основе которого лежит разработанная и апробированная Л.И. Переслени и Т.А. Фотековой стандартизированная методика обследования речи с балльно-уровневой системой оценки. Такая система удобна для диагностики, уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи, построения системы индивидуальной коррекционной работы, отслеживания динамики речевого развития ребёнка и определения эффективности коррекционного воздействия. Дидактический материал для речевых проб упрощен и уменьшен в объеме. Особое внимание при диагностическом обследовании уделяется изучению общей и мелкой моторики, так как тяжесть нарушений артикуляционной моторики сочетается с нарушением функции рук и общей моторики. Поэтому при проведении диагностики важно учитывать взаимосвязь речевых и двигательных расстройств, общность поражения артикуляционной и общей моторики.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!