"Сказка как средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников".
Автор: Арчелкова Татьяна Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ЦРР Детский сад "Голубок" Населённый пункт: город Сорск, Республика Хакасия Наименование материала: статья Тема: "Сказка как средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников". Раздел: дошкольное образование
Развитие у детей нравственно - патриотических чувств является одной из основных
задач дошкольного образовательного учреждения.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС регламентирует главные
задачи в данном направлении:
- развитие чувства собственного достоинства как представителя своего народа или
нации;
- формирование уважительного отношения к культурным особенностям своей
страны;
- формирование толерантного отношения к сверстникам, родителям и другим
взрослым, людям других национальностей;
- развитие нравственно – духовных качеств и характеристик человека.
Дошкольный возраст - важный этап в становлении морального облика человека. В
эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются
первоначальные эстетические представления.
Ведь это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ и страну. И это
должно начинаться с семьи, с отношения к самым родным и близким людям – к
матери, отцу, бабушке и дедушке.
Немаловажно, что видит перед собой ребенок, чем восхищается, чему
удивляется… И пусть многие впечатления не совсем осознаны им, но пройдя через
детское восприятие, они играют значимую роль в становлении личности патриота.
Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства
научить любить свой город, страну, край, где он родился и вырос, природу, которая
его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, привить
любовь к декоративно – прикладному искусству и народному творчеству. Ведь в
чем бы ни высказывал себя народ: в танце, в песне, в искусной вышивке или
игрушке, ясно – это идет от души.
Действенным средством в воспитании моральных качеств личности
дошкольников является сказка, будь она народной или авторской. Сказка является
одним из ведущих компонентов устного народного творчества нации. В ней
достаточно ярко выражаются нравственные нормы, патриотизм, эстетические
идеалы. Победа добра над злом обязательна.
Цель любой сказки – не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому
нужно понять «намек» сказки и правильно донести ее смысл до дошкольников.
По своей сущности сказка близка мышлению и представлению детей. Но она не
дает прямых наставлений: «Слушайся родителей», «Уважай старших», однако в ее
содержании всегда заложена мораль, которую они со временем воспринимают.
Сказки помогают малышам разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и
зло. Она развивает в детях нравственные качества, доброту, трудолюбие,
правдивость, а также расширяют кругозор, развивают речь, фантазию,
воображение.
Дошкольники нуждаются в ярких, интересных событиях для построения
качественного обучения и воспитания. Тут и приходит на помощь сказка, которая
помогает обучать и воспитывать ребенка так, чтобы он об этом не догадывался.
В одних сказках воспевают находчивость, смелость, взаимопомощь и дружбу, в
других высмеиваются безделье, жадность и другие человеческие недостатки.
Положительные герои , как правило, наделены мужеством, отвагой ,упорством в
достижении цели, честностью и другими ценными качествами. Подобного рода
персонажи являются для ребенка идеалом, к которому он будет стремиться, сверяя
свои дела и поступки с действиями любимого героя. Такой своего рода идеал,
приобретенный в детстве, во многом может определить личность.
Ребенок должен отдаваться радости со всей своей детской непосредственностью. А
сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребенка, в том числе и
радости. «Никогда не надо гасить детскую радость», подчеркивала А. М.
Виноградова. По ее мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные
качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность.
Формирование патриотических качеств – это сложный и длительный процесс.
Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы.
Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся ребятам в дальнейшей
жизни. Необходимо нам, взрослым, помнить, что если мы серьезно и качественно
не займемся воспитанием будущей личности с раннего детства, мы не получим
нового поколения людей, достойных граждан России.