Автор: Крылов Александр Сергеевич Должность: преподаватель Учебное заведение: 1 МОК Населённый пункт: Москва Наименование материала: Методическая разработка Тема: ФОС по ПМ 01. МДК 01.01. Дизайн-проектирование Раздел: среднее профессиональное
современные концепции в искусстве
54.02.01
_
Дизайн (по отраслям) в промышленности
__________________________
Квалификация выпускника
Составители (авторы):_Крылов А.С. преподаватель ГБПОУ «1-й МОК»
Москва
2016
1
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
Учреждение города Москвы
«первый московский образовательный комплекс»
(ГБПОУ «1-й МОК)
Дизайнер
Паспорт
фонда оценочных средств
по дисциплине «МДК.01.01 Дизайн-проектирование (композиция,
макетирование, современные концепции в искусстве»
№
п/п
Контролируемые разделы (темы)
дисциплины, модуля*
Код
контролируемой
компетенции
(или ее части)
Наименование
оценочного
средства
Представление
оценочного
средства
1
Раздел 1.
Разработка художественно-
конструкторских (дизайнерских) проектов
промышленной продукции, предметно-
пространственных комплексов.
.,
Тема 1.
Принципы проектирования объектов дизайна в
различных художественных системах
Тема 1. 1.
Изобразительные средства композиции/
Линейно-пятновая графика
ОК.2.,ОК.4.,
ОК.8.
ПК 1.4., ПК
1.5.
Контрольная
работа
21 ДЮ
3-й семестр
2
Раздел 1.
Разработка художественно-
конструкторских (дизайнерских) проектов
промышленной продукции, предметно-
пространственных комплексов.
.,
Тема 1. Принципы проектирования объектов
дизайна в различных художественных системах
Тема1.1.
Основные принципы и изобразительные средства
композиции.
ОК.2.,ОК.4.,
ОК.8.
ПК 1.4., ПК
1.5.
Зачет
11 ДЮ
1-й семестр
3
Раздел 1.
Разработка художественно-
конструкторских (дизайнерских) проектов
промышленной продукции, предметно-
пространственных комплексов.
.,
Тема 1.3.
Плоскостная композиция.
Тема 1.4.
Объемно-пространственная композиция
ОК.2.,ОК.4.,
ОК.8.
ПК 1.4., ПК
1.5.
Контрольная
работа
11 ДЮ
2-й семестр
4
Раздел 1.
Разработка художественно-
конструкторских (дизайнерских) проектов
промышленной продукции, предметно-
пространственных комплексов.
.,
Тема 1.2.
Основы стилизации
ОК.2.,ОК.4.,
ОК.8.
ПК 1.4., ПК
1.5.
Зачет
21 ДЮ
4-й семестр
5
Раздел 1.
Разработка художественно-
конструкторских (дизайнерских) проектов
промышленной продукции, предметно-
пространственных комплексов.
.,
Тема 2. Методы дизайн-проектирования
Тема 2. 3.
Макетирование – средство
выявления оптимальных вариантов
ОК.2.,ОК.4.,
ОК.8.
ПК 1.4., ПК
1.5.
Контрольная
работа
11 ДЮ
3-й семестр
21 ДЮ
5-й семестр
2
композиции и компоновки, а так же
творческого поиска новых форм.
6
Раздел 1.
Разработка художественно-
конструкторских (дизайнерских) проектов
промышленной продукции, предметно-
пространственных комплексов.
.,
Тема 1.3. Этапы дизайн-проектирования
ОК.2.,ОК.4.,
ОК.8.
ПК 1.4., ПК 1.5
Зачет
11 ДЮ
4-й семестр
Зачет
21 ДЮ
6-й семестр
7
Раздел 1.
Разработка художественно-
конструкторских (дизайнерских) проектов
промышленной продукции, предметно-
пространственных комплексов.
.,
Тема 1.4. Графика проекта
ОК.2.,ОК.4.,
ОК.8.
ПК 1.4., ПК 1.5
Зачет
11 ДЮ
5-й семестр
Зачет
21 ДЮ
7-й семестр
8
Раздел 1.
Разработка художественно-
конструкторских (дизайнерских) проектов
промышленной продукции, предметно-
пространственных комплексов.
.,
ОК.2.,ОК.4.,
ОК.8.
ПК 1.4., ПК 1.5
Экзамен
11 ДЮ
6-й семестр
Экзамен
21 ДЮ
8-й семестр
*
Наименование темы (раздела) или тем (разделов) берется из рабочей программы
дисциплины.
3
Пояснительная записка
Дисциплина «Дизайн-проектирование (композиция, макетирование, современные
концепции в искусстве)» входит в модуль ПМ.01. « Разработка художественно-
конструкторских (дизайнерских) проектов промышленной продукции, предметно-
пространственных комплексов » дисциплин профессионального цикла базовой части и
объединяет навыки, знания и умения, приобретаемые по общепрофессиональным
дисциплинам, таким как «Рисунок», «Живопись» и другим дисциплинам. Дисциплина
является системообразующей дисциплиной, во многом определяющей формирование
профессиональных и общекультурных компетенций, знаний, навыков и умений дизайнера.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
Знать
теоретические основы композиционного построения в графическом и в объемно-
пространственном
дизайне;
законы
формообразования;
систематизирующие
методы
формообразования
(модульность
и
комбинаторику);
преобразующие
методы
формообразования
(стилизацию
и
трансформацию);
законы
создания
цветовой гармонии.
Уметь
выбирать графические средства в соответствии с тематикой и задачами проекта;
выполнять
эскизы
в
соответствии
с
тематикой
проекта;
создавать
целостную
композицию на плоскости, в объеме и пространстве, применяя известные способы
построения и формообразования; использовать преобразующие методы стилизации
и
трансформации
для
создания
новых
форм;
создавать
цветовое
единство
в
композиции по законам колористики;
разрабатывать колористическое решение
дизайн-проекта (ПК 1.4.);
выполнять эскизы с использованием различных графических средств и приемов
(ПК 1.5.);
применять
знания
о
закономерностях
построения
художественной
формы
и
особенностях ее восприятия (ПК 1.2.).
4
Комплект заданий для контрольной работы
по дисциплине
«МДК.01.01 Дизайн-проектирование (композиция, макетирование,
современные концепции в искусстве»
В 3-ем семестре для группы 21 ДЮ
Раздел 1. Проведение пред проектного анализа и осуществление процесса
дизайнерского проектирования
Тема 1.
Принципы проектирования объектов дизайна в различных художественных системах
Тема 1. 1.
Изобразительные средства композиции. Линейно-пятновая графика
Вариант I
Создать композицию из 3-4 геометрических форм. Дублировать композицию на лист
Формата А-3 (дважды). При помощи линий выявить рельеф композиции, образуемый
пересечением вертикальных и горизонтальных линий или линиями под прямым углом
друг к другу, но наклонными к краям листа:
a)
рельеф, образуемый пересечением нескольких разномасштабных
вертикальных и горизонтальных линий или линий с разным шагом под прямым углом друг
к другу, но наклонным к краям листа;
b) рельеф, образуемый пересечением множества, насколько возможно, линий
одного масштаба (толщины) с одним шагом под прямым углом друг к другу, но
наклонными к краям листа
Материал: бумага, перо, тушь. Формат А-3.
Вариант 2
Принцип построения контрастной и нюансной композиции.
Создать композицию натюрморта из силуэтов предметов обихода методом заливки -
ч/б пятном. Найти равновесие между черными пятнами фигур и белым фоном. Равновесие
черного и белого. Задание выполняется в эскизной форме.
Контраст – нюанс. Тоновой контраст. Нарисовать шкалу из 6-ти переходных тонов
от белого к черному.
Основываясь на эту шкалу нарисовать контрастный и нюансный натюрморт.
Материал: бумага, кисть, гуашь ч/б. Формат А-3.
Вариант 3
Графические возможности линии.
Задание на образное графическое решение темы выполняется в эскизной форме.
Для каждой темы найти свое адекватное графическое решение
а) Чайник (пустой, полный, кипящий);
б) Лист (легкий, тяжелый, надутый).
Материал: бумага, кисть, перо, тушь, гуашь ч/б. Формат А-3.
Критерии оценки:
-
оценка «отлично» выставляется студенту, если контрольная работа студента
соответствует заданию, выполнена: в полном объеме, на высоком графическом
уровне, технически грамотно (использованы все виды линий ), студент
уложился в отведенное время;
-
оценка «хорошо» выставляется студенту, если контрольная работа студента
5
соответствует заданию, выполнена: в полном объеме, на высоком
графическом уровне, технически грамотно (использованы все виды линий ),
студент уложился в отведенное время, однако, наличие помарок и исправлений;
- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если задание выполнено
не полностью - на 50 -70%, на удовлетворительном качественном уровне: не
соблюдены требования к графическому оформлению чертежа, не соблюдены
сроки выполнения работы;
-
оценка «неудовлетворительно» - Контрольная работа не выполнена: объем и
качество графических материалов не соответствует заданию.
Вопросы к зачету
по дисциплине
«МДК.01.01 Дизайн-проектирование (композиция, макетирование,
современные концепции в искусстве»
В 1-ем семестре для группы 11 ДЮ
Раздел 1.
Разработка художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов
промышленной продукции, предметно-пространственных комплексов..,
Тема1.
Принципы проектирования объектов дизайна в различных художественных системах
Тема1.1.
Основные принципы и изобразительные средства композиции.
1.
Что означает термин “дизайн”
2.
Чем отличается пространство дизайна от физического пространства?
3.
Что является объектом проектирования в дизайне?
4.
Понятия тектоники и гармонии.
5.
Какие факторы влияют на формообразование изделий?
6.
Гармонизация композиции. Чем она достигается?
7.
Что такое форма? Назовите зрительно воспринимаемые признаки формы.
8.
Что такое эргономика?
9.
Что такое композиция и какова ее роль в художественном конструировании?
10. Что такое пропорции и каково их назначение в композиции изделий?
11. Пропорция «золотое сечение», ряд «золотого сечения».
12. Что такое «Модулор», для чего он используется?
13. Понятия масштаба и масштабности.
14. Симметрия и асимметрия в композиции изделий.
15. Виды симметрии, зеркальная, осевая и винтовая симметрии.
16. Симметрия и статическое равновесие массы тела.
17. Метрические и ритмические ряды повторности.
18. Масштабирование элементов изделия как средство создания центра
6
композиции(привести примеры).
19. Виды ритмических рядов. Наростающий и убывающий ритмические ряды.
20. Влияние количества членов ряда на выразительность ритма.
21. Контраст и нюанс, как средства художественной выразительности изделий.
Критерии оценки:
Отлично:
Ответы на вопросы сформулированы полно, тема раскрыта.
Графический ряд выполнен на высоком уровне.
Студент продемонстрировал навыки логического и аналитического мышления.
Хорошо:
Ответы на вопросы сформулированы с незначительными недочетами, тема
раскрыта не полностью.
Студент продемонстрировал способности к логическому и аналитическому
мышлению.
Удовлетворительно:
Ответы на вопросы сформулированы со значительными недочетами, тема раскрыта
не полностью.
Студент продемонстрировал потенциальные способности к логическому и
аналитическому мышлению.
Неудовлетворительно:
Ответы на вопросы сформулированы не правильно, тема не раскрыта.
Студент не продемонстрировал способности к логическому и аналитическому
мышлению.
Комплект заданий для контрольной работы
по дисциплине
«МДК.01.01 Дизайн-проектирование (композиция, макетирование,
современные концепции в искусстве»
2-ой семестр для группы 11 ДЮ, 5-й семестр 21 ДЮ
Раздел 1. Разработка художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов
промышленной продукции, предметно-пространственных комплексов..,
Тема 1.3.
Плоскостная композиция.
Тема 1.4.
Объемно-пространственная композиция
Задание на практическую работу
7
1.
Выполнить упражнения на перевод плоскости целого листа в объемную форму
посредством надрезов, надсечек и скруток без врезки и склеивания. (И. Альберс,
Н.Калмыкова, И.Максимова и пр.). Выполнить объемную форму по авторскому
эскизу на ритм/метр, статику/динамику.
2.
Выполнить упражнение на перевод плоскости целого листа в объемную форму
посредством разрезов и сгибов. Выполнить объемную форму по авторскому эскизу
на контраст, нюанс, тождество.
3.
Выполнить объемные формы (простые и усеченные геометрические тела) при
помощи развертки: куб, конус, пирамида, усеченная пирамида, усеченная призма,
цилиндр.
Критерии оценки:
-
оценка «отлично» выставляется студенту, если контрольная работа студента
соответствует заданию, выполнена: в полном объеме, простая геометрическая
форма выполнена качественно., технически грамотно (продемонстрированы
навыки макетирования ), студент уложился в отведенное время;
-
оценка «хорошо» выставляется студенту, если контрольная работа студента
соответствует заданию, выполнена: в полном объеме, простая геометрическая
форма выполнена., студент уложился в отведенное время, однако, наличие
небольших недочётов, мелких деформаций и исправлений;
- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, при выполнении простой
геометрической формы есть ошибки: не соблюдены требования к выполнению
объемных, рельефных форм, не соблюдены сроки выполнения работы;
- оценка «неудовлетворительно» - При выполнении простой геометрической
формы допущено много ошибок. Или работа не выполнена.
Вопросы к зачету
по дисциплине
«МДК.01.01 Дизайн-проектирование (композиция, макетирование,
современные концепции в искусстве»
В 4-ем семестре для группы 21 ДЮ
1.
Расскажите о важнейших жизненных потребностях человека как основных
социальных предпосылках развития графического дизайна.
2.
Расскажите об основных этапах работы дизайнера в процессе проектирования.
8
3.
Расскажите о влиянии различных материалов на проектирование объектов
графического дизайна.
4.
В чем заключаются особенности дизайнерского подхода к проектированию
фирменного стиля?
5.
Как учитывают основы цветоведения при создании объектов графического
дизайна? Приведите примеры.
6.
Расскажите об использовании света в графическом дизайне и возможностях
применения современных технологий производства в этой области.
7.
Расскажите о возможностях развития дизайна в условиях рынка, спроса и
предложений.
8.
Назовите основные компьютерные программы, используемые дизайнерами.
9.
Каковы перспективы развития компьютерной графики в дизайнерской практике?
10. Назовите основные книги и журналы, которые вы читали о графическом дизайне.
Расскажите о наиболее интересных публикациях
11. Классификация орнамента
12. Виды ритмических движений в орнаментальной композиции
13. Задачи творческой переработки природного мотива в орнаментальный
14. Взаимосвязь орнамента и функционального назначение предмета
15. Определение орнамента и его элементов
16. Цветовая гармония в орнаменте
17. Виды плакатов
18. Особенности агитационного плаката
19. Пропорции шрифтов
20. Композиция надписи
21. Разметка шрифтов в строке
22. Способы написания шрифтов
23. Малые формы графики
24. Название элементов букв
25. Начертание шрифтов
26. Принципы трансформации природных форм в орнаментальные мотивы
Критерии оценки:
Отлично:
Ответы на вопросы сформулированы полно, тема раскрыта.
Графический ряд выполнен на высоком уровне.
9
Студент продемонстрировал навыки логического и аналитического мышления.
Хорошо:
Ответы на вопросы сформулированы с незначительными недочетами, тема
раскрыта не полностью.
Студент продемонстрировал способности к логическому и аналитическому
мышлению.
Удовлетворительно:
Ответы на вопросы сформулированы со значительными недочетами, тема раскрыта
не полностью.
Студент продемонстрировал потенциальные способности к логическому и
аналитическому мышлению.
Неудовлетворительно:
Ответы на вопросы сформулированы не правильно, тема не раскрыта.
Студент не продемонстрировал способности к логическому и аналитическому
мышлению.
Вопросы к зачету
по дисциплине
«МДК.01.01 Дизайн-проектирование (композиция, макетирование,
современные концепции в искусстве»
4-й семестр 11 ДЮ, 6-й семестр 21 ДЮ
1.
Что обозначат термин «тектоника».
2.
Какими отношениями определяется тектоника композиции;
3.
Каковы основные категории композиционных структур;
4.
Виды равновесия и основные требования сбалансированности;
5.
Каковы основные категории композиционных структур;
6.
Что такое ритм. Виды ритмов;
7.
Как создаётся гармоничная форма.
10
8.
Что обозначат термин «пропорция» и виды пропорциональных систем;
9.
Приведите пример динамичного ритма по геометрическому ритму («кривая
жизни»);
10. Как производить обмеры объекта;
11. Как влияет цветовой строй на эмоциональное восприятие;
12. Перечислите законы психологии восприятия цвета;
13. Каковы взаимоотношения цвета и формы;
14. Что обозначат термин « ансамбль »; каковы главные особенности современного
ансамбля;
15. Каковы тектонические закономерности в пластической обработке частей и целого;
16. Чем определяется специфика тектоники движущихся предметов;
17. Основные законы макетирования;
18. Назовите материалы и инструменты для макетов;
19. Последовательность работы над макетом;
20. Назовите последовательность работы над дизайнерским проектом;
21. Дайте определение понятию «ансамбль».
22. Перечислите основные закономерности построения ансамбля.
23. Назовите характерные этапы построения объемной композиции и средства худо-
жественной выразительности, наиболее активно взаимодействующие на каждом
этапе.
24. Методы преобразования плоскости в объём.
25. Основные принципы объёмного формообразования.
26. Способ модульного построения объёмной композиции.
27. Виды объёмных трансформаций.
28. Назовите законы композиции.
29. Назовите свойства композиции.
30. Какие графические элементы организации плоскостной композиции.
31. Назовите виды шрифтовых гарнитур и их конструктивные особенности.
11
32. Какие правила построения шрифтового знака и шрифтовой композиции.
33. Назовите элементы гармонизации композиции.
34. Назовите методы построения выразительной композиции.
35. Назовите законы цветовой гармонии.
36.
Критерии оценки:
Отлично:
Ответы на вопросы сформулированы полно, тема раскрыта.
Графический ряд выполнен на высоком уровне.
Студент продемонстрировал навыки логического и аналитического мышления.
Хорошо:
Ответы на вопросы сформулированы с незначительными недочетами, тема
раскрыта не полностью.
Студент продемонстрировал способности к логическому и аналитическому
мышлению.
Удовлетворительно:
Ответы на вопросы сформулированы со значительными недочетами, тема раскрыта
не полностью.
Студент продемонстрировал потенциальные способности к логическому и
аналитическому мышлению.
Неудовлетворительно:
Ответы на вопросы сформулированы не правильно, тема не раскрыта.
Студент не продемонстрировал способности к логическому и аналитическому
мышлению.
Рассмотрено на заседании ПЦК
Дизайн в области проектирования
художественно-технической среды
«29.08.2016» протокол № 1 Председатель Ерошина Г.Ф.
12