Автор: Попова Людмила Васильевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МКОУ "Ситтинская СОШ им. В.Е. Колмогорова" Населённый пункт: РС(Я), Кобяйский район, с. Ситте Наименование материала: методическая разработка Тема: С.Т. Аксаков "Детские годы Багрова - внука" Раздел: полное образование
Цель: продолжить знакомство с творчеством С.Т. Аксакова; развивать навык осознанного
беглого чтения; наблюдательность, способность видеть и чувствовать красоту природы
родного края; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс – часть 1, «В океане света»,
авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, портрет С.Т. Аксакова, выставка книг писателя,
иллюстрации с изображением близких людей писателя, презентация.
Ход урока
1.Организационный момент
2.Повторение.
-О чем мы говорили на прошлом уроке?
-Какая
сказка называется литературной, чем она отличается от
народной?
-Какую роль играют литературные сказки для современного читателя?
(язык сказки понятен современному читателю, поэтому она доступна и
соответственно интересна).
3
. Введение в тему урока
– Ребята, давайте вместе с нашими героями откроем новую страничку
истории русской детской литературы. Вы увидите, как в нее пришла новая
тема -…Слайд 1.
4. Работа с выставкой книг.
- Затрудняетесь? Вот вам книги, в них лежат закладки. Посмотрите, здесь есть
знакомые имена: Сергей Аксаков, Алексей Константинович Толстой,
Аполлон Майков, Алексей Плещеев, Федор Тютчев.
-Что объединяет все эти книги? Каких авторов вы бы добавили к этому
списку? (Пушкина, Некрасова, Гоголя, Жуковского).
-Какова тема нашего урока? Кто догадался?
Тема: «Мир природы на страницах книг» ( на доске).
5. Вступительная беседа.
-С каким автором в этом учебном году мы уже встречались? (С.Аксаковым).
-Какое произведение изучали? («Детские годы Багрова - внука»).
-Кто был главным героем этого произведения? (Сережа).
-Имя автора и главного героя произведения – это совпадение?
-Как называется такое произведение, когда автор – герой произведения и в
центре – история его собственного становления? ( автобиографическое).
-Каким был Сергей? (любознательным, очень любил читать, был одиноким).
-Попробуйте угадать его любимое время года. Почему?
- А мы всю книгу С.Аксакова прочитали?
- Сегодня мы вновь вернемся к произведению С.Аксакова « Детские годы
Багрова – внука».
6. Работа с текстом во время чтения.
1) Чтение вступления и отрывочных воспоминаний вслух (с. 166-167).
-Почему автор и сам не знает, можно ли верить тому, что сохранила его память?
-Когда он писал свое произведение? ( в 67 лет)
-О чем вспоминает автор? ( кормилице, маленькой сестрице и о матери).
-О чем это говорит? Что нового вы узнали о Сереже Багрове? (очень
чувствительный, заботливый, зависимый от окружающих).
– Как вы считаете, почему авторы включили в раздел о природе отрывки, к
которых ничего не описывается, нет никакой природы? ( Для того, чтобы
понять каким видит писатель какое-либо явление, надо разобраться, какой он
сам.
-А в этом нам поможет биография писателя.
2) Биография писателя. Работа в группах.
1 группа: изучает презентацию и рассказывает о писателе.
2 группа: изучает текстовые биографические данные о писателе и делятся с
нами впечатлениями..
Сергей Тимофеевич Аксаков родился осенью, 20 сентября 1791 года, в городе Уфе. Его
отец, Тимофей Степанович, очень любил природу. Его страстью была охота. Однажды он
взял с собой на охоту сына, правда ружья ему не дал, а только разрешил приносить
подстреленную дичь. Но самой незабываемой и волнующей для него стала рыбалка.
– Все свои наблюдения об охоте и рыбалке Аксаков поместил в два больших произведения
«Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» и «Записки об уженьи рыбы».
Также он написал книги «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», «Буран»,
«Очерки зимнего дня» и другие.
– А знаете ли вы как называется сказка, которую написал Аксаков?
3) Презентация работы групп.
- Какое же время года может особенно взволновать такого человека?
Правильными ли были наши предположения? Прочитайте название следующей
главы.
4) Словарная работа.
-Как называется следующая глава?
– Почему именно «первая весна в деревне»? (До этого Сережа не видел наступления
весны в деревне.)
– Перед чтением этой главы давайте выясним значение некоторых слов, которые
встретятся в тексте. (Слова записаны на доске).
а) Великий пост – время, когда христиане по предписанию церкви отказываются от
мясной и молочной пищи. (постятся)
б) Гумно – место, где ставят и молотят хлеб. (по Далю)
в) Возмутительнее – беспокойнее, вызывали волнение.
6. Чтение главы по абзацам (стр167-169)
– Найдите в тексте на стр. 167, какое впечатление производило на Сережу, наступление
весны. (Приближение весны в деревне …)
– Подберите синоним к слову «раздражающее»
волнующее
возмущающее
– Проверьте себя, прочитав следующее предложение. (Я чувствовал никогда не
испытанное мною, особого рода волнение.)
– Что усиливало волнение Сережи? (разговор о весне с Евсеичем и с отцом)
– Найдите слова, передающие общую увлеченность отца, Евсеича и Сережи приходом
весны. (радовались как охотники)
– Найдите предложение, рассказывающее о приходе весны. (Находя во мне живое
сочувствие …)
– Почему это предложение заканчивает … (картину можно продолжить)
– Как понимаете выражение:
«полая вода» – снег растает, пруд спустят, вода разольется по земле.
«сурчины» – место, где живут сурки.
– Отчего всем остальным было грустно и скучно смотреть на картины уходящей зимы?
– Почему отец, Евсеич и Сережа по-другому (с радостью) воспринимали все вокруг? (Они
ждали с нетерпением прихода весны, и поэтому изменения вокруг их только радовали)
–
7. Работа в парах.
-Найти и подчеркнуть, какие изменения в природе замечал Сережа?
– А с какого шага начинается весна для вас?
VII. Итог урока
– Почему запомнилось Сереже эта первая весна в деревне?
– Что особенного потрясло мальчика, наблюдавшего пробуждение природы?
– Что вы узнали о характере Сережи? (он внимательный, терпеливый, наблюдательный,
любопытный)
VIII. Домашнее задание
с. 167-169. Составить план пересказа 1 главы.
.