"Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольников"
Автор: Жукова Александра Павловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Центр развития ребёнка - детский сад № 125 Населённый пункт: г. Дзержинск, Нижегородская обл. Наименование материала: статья Тема: "Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольников" Раздел: дошкольное образование
как средство экологического воспитания дошкольников»
Экологическое воспитание детей – современное направление педагогики,
сменившее традиционно представленное ознакомление детей с природой в
программах ДОУ.
Результат экологического воспитания - экологическая культура личности.
Составляющие части экологической культуры личности дошкольника – это
знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в
реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде,
быту).
Экологическая грамотность, как жизненная потребность современного человека,
должна состоять из двух взаимосвязанных компонентов: ценностно-
мотивационного и потребностно -действенного, которые реализуются
целенаправленно и последовательно в каждой возрастной группе по
определенной научно обоснованной схеме.
Цель работы с детьми: формирование у каждого ребенка убеждения в
необходимости бережного отношения к природе; стремление к адекватному
восприятию знаний и выработке навыков по охране природы; приобщение к
мировому уровню экологической культуры.
А для этого необходимо построение целостной системы экологического
образования, основанной на научно разработанных принципах создания
экологических программ с учетом ФГОС дошкольного образования.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту
дошкольного образования (далее ФГОС ДО), экологическое воспитание детей
дошкольного возраста предполагает:
воспитание гуманного отношения к природе (социально-коммуникативное
развитие); формирование системы экологических знаний и представлений
(познавательное развитие);
участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и
животными, по охране и защите природы (физическое развитие);
формирование системы элементарных научных экологических знаний,
доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства
становления осознанно-правильного отношения к природе).
Важнейшее условие реализации образовательных областей, предусмотренных
ФГОС дошкольного образования - экологизация среды в ДОУ, т.к. среда – это
реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека.
Наиболее подробно вопрос о влиянии среды, в том числе природной, на развитие
детей рассматривала Е.И. Тихеева. Она утверждала, что «использовать
окружающую среду как источник образовательного материала, педагогически ее
организовывать – одна из основных задач, возлагаемых на педагога-
дошкольника».
А дидактические игры как раз способствуют более полному и успешному
решению задач экологического воспитания детей в соответствии с возрастными
особенностями детей дошкольного возраста.
Так, дидактические игры :
развивают познавательные способности; способствуют получению новых
знаний их обобщению и закреплению. В процессе игры многие сложные
явления (в том числе, явления природы) расчленятся на простые и
наоборот, единичные обобщаются, а, следовательно, осуществляется
аналитическая и синтетическая деятельность. Некоторые дидактические
игры как будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они
приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся
знания в новых условиях. В процессе таких игр дети уточняют, закрепляют,
расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях
природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию
памяти, внимания, наблюдательности; дают возможность детям
оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать
изменение отдельных внешних признаков.
обогащают чувственный опыт ребенка, вызывают определенное
эмоциональное отношение к природе, развивая при этом его умственные
способности (умения сравнивать, обогащать, вычленять отдельные
признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать,
классифицировать предметы и явления окружающего мира по
определенным общим признакам, чертам, высказывать свои суждения,
делать умозаключения).
развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, развивается
связная речь; ряд игр с успехом используется для развития фонематической
стороны языка: так, увлекательное игровое действие побуждает детей к
многократному повторению одного и того же звукосочетания, такое
повторение звуков не утомляет детей, потому что они заинтересованы
самой игрой, то они выполняют роль птицы, то роль движущего
автомобиля, и чем больше увлечен ребенок, тем активнее он воспроизводит
нужные звуки, тем полнее педагогический эффект.
способствуют социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в
такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми,
взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет
чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в
случае необходимости, помогать в беде, учится сочувствовать и т.д.
способствуют художественно-эстетическому воспитанию - совершая
действие, ребенок думает, насколько оно красиво, элегантно, насколько
правильно оно и вообще уместно ли оно в конкретной ситуации, следит за
выразительностью своей речи и речи окружающих речи, происходит
развитие творческой фантазии при яркой проникновенной передаче
художественного образа.
Главная цель любой дидактической игры обучающая , а, значит, основным
компонентом в ней является дидактическая задача, которая скрыта от
дошкольника игровой. Ребенок просто играет, но по внутреннему
психологическому значению - это процесс непосредственного обучения.
Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитания детей в
соответствии с образовательной программой, где для каждой возрастной группе
прописан объем знаний, умений, и навыков, которыми должны овладеть дети.
Игровая и дидактическая задача реализуется в игровых действиях. Дидактическая
игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых
правил направляется, контролируется игровыми действиями.
Основная цель игровых правил - организовывать действия, поведение детей.
Средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал;
результатом дидактической игры является решение игровых и дидактических
задач, решение обеих задач - показатель эффективности игры.
Дополнительные компоненты дидактической игры - сюжет и роль не обязательны
и могут отсутствовать.
Своеобразие дидактической игры определяется рациональным сочетанием двух
задач дидактической и игровой. Если преобладает обучающая задача, то игра
превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность теряет свое
обучающее значение. Обучение в форме дидактической игры основано на
стремление ребенка, входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее
законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.
В дошкольной педагогике все дидактические игры объединяются в три
основных вида:
1.
Игры с предметами (игрушками), игры с природным материалом.
В таких играх используются как игрушки, так и реальные предметы. Играя
с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия
предметов.
С помощью таких игр дети знакомятся со свойствами предметов,
величиной, цветом …
Игры с природным материалом наиболее эффективны при ознакомлении
детей с природой. Выделяют сюжетные и бессюжетные игры с природным
материалом, которые максимально приближают детей к природе. Их
желательно проводить в естественных условиях, соблюдая при этом
большую осторожность и осмотрительность в выборе материала и места для
проведения самой игры. Подобные игры всегда вызывают у детей живой
интерес и активное желание играть. Семена растений, листья, камушки,
разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. - все это
используется в качестве природного материала при организации и
проведении дидактических игр этого вида.
2.
Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей при
ознакомлении с миром животных и растений, явлениями живой и неживой
природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки"
…
3.
Словесные игры. Построены на словах и действиях играющих, дети
самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают
предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию,
находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.
Руководство дидактическими играми осуществляется в трех направлениях:
подготовка дидактических игр,
ее проведение и
анализ.
В подготовку к дидактической игре входит:
отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения;
установление соответствия отобранной игры программным требованиям
воспитания и обучения детей;
определение удобного времени проведения дидактической игры;
выбор места для игры; определение качества играющих;
подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;
подготовка к игре самого воспитателя;
подготовка к игре детей: обогащение их знаниями о предметах и явлениях
окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игры включает:
ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом,
который будет использован в игре (показ предметов, картин, краткая
беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
объяснение хода игры и правил игры.
Анализ проведенной игры
направлен на выявление приемов ее подготовки и
проведения: какие приемы оказались наиболее эффективными в достижении
поставленной цели - это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам
процесс проведения игры. Анализ позволит выявить индивидуальные
особенности в поведении и характере детей.
Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть
вместе с ними.
Взрослый, играя с детьми вместе на протяжении всего дошкольного периода,
должен на каком его этапе развертывать игру т.д., чтобы ребенок открывал,
усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построении игры.
Кроме того, начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного
детства при формировании у ребенка игровые умений необходимо ориентировать
его на возможное взаимодействие с партнером - сверстником.
Дидактические игры экологического содержания рассмотрены в работах С. Н.
Николаевой, Н. Н. Кондратьевой, В. И. Ашиковой.
Итак, я сделала для себя следующий вывод : игры с дидактическими
игрушками, природным материалом, картинками, способствуя накоплению
чувственного опыта, вместе с тем помогают эстетическому воспитанию
детей. Такие игры доставляют детям много радости, и содействуют их
всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем
мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное
и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в
природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для
решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры с природоведческим
материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями
объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Игры
способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности,
пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. Игры с
природоведческим материалом имеют воспитательно-образовательное
значение, если их организация и содержание отвечают определенным
педагогическим и гигиеническим требованиям.