Напоминание

Звуки речи и буквы


Автор: Толчина Елена Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Куйбышевского района "Чумаковская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: с. Чумаково, Куйбышевский р-н, Новосибирская область
Наименование материала: конспект
Тема: Звуки речи и буквы
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Толчина Елена Сергеевна, учитель-логопед первой квалификационной категории МКОУ Чумаковской школы-интерната. Конспект логопедического занятия во 2 классе Тема: Звуки речи и буквы Вид занятия: подгрупповое Цель: Уточнение и расширение представлений о звуках и буквах. Задачи: 1. Различение неречевых и речевых звуков. 2. Развитие моторных функций, мимики, речевого дыхания. 3. Формирование слухового внимания и восприятия на неречевых звуках. 4. Коррекция памяти, восприятия, умения сочетать речь и движение. 5. Привитие знаний и умений по охране слуха . Оборудование: индивидуальные зеркала, салфетки, мыльные пузыри, баночки с арбузными семечками, листы формата А4 с изображением букв: л, м, я (по количеству детей); «Волшебный сундучок», бубен, дудочка, погремушка, маракасы, лист бумаги, металлофон, колокольчик; предметные картинки с изображением: собаки, коровы, мухи, машины, столбов с проводами, крана, поезда; большое зеркало, компьютер. Музыкальное сопровождение: G. E. N. E. - Malorca love theme. Ход занятия: 1. Организационный момент Звенит колокольчик – Мы будем говорить о звуках и буквах. Вспомним написание некоторых букв. Поговорим о том, зачем и как нужно беречь слух. Узнаем, что спрятано в волшебном сундучке. 2. Развитие общей моторики, создание положительного эмоционального настроя: «Приветствие» Выполняется перед большим зеркалом под музыкальное сопровождение. Доброе утро! – солнцу и птицам. Смотрят вверх, машут поднятыми руками. Доброе утро! – улыбчивым лицам. Здороваются за руку, улыбаются друг другу. И каждый становится добрым, доверчивым. Руки перед собой, согнуты в локтях. Сжимают и разжимают пальцы. Пусть доброе утро длится до вечера! На каждый ударный слог хлопают в ладоши. 3. Самомассаж рук  Растирание ладоней  Растирание тыльной стороны рук  Растирание запястий  Растирание пальцев (с одновременным закреплением названий пальцев)  Встряхнуть руки 4. Самомассаж лица, шеи, ушей, затылка Выполняется перед индивидуальными зеркалами
Поглаживания:  от середины лба к вискам;  от переносицы к вискам;  от крыльев носа к вискам;  от середины подбородка к ушам;  шеи, движения вверх;  ушей;  затылка 5. Развитие артикуляционной моторики и мимики Выполняется перед индивидуальными зеркалами  Поднимать и опускать брови  «Ниточка» – «Трубочка» губами  Надуть обе щёки  Движения языка вверх, вниз  «Лопатка»  «Трубочка» из языка  «Чашечка»  Пощёлкать языком 6. Развитие речевого дыхания и выработка целенаправленной воздушной струи Игра «Мыльные пузыри» (свободное передвижение детей). 7. Повторение «Неречевые звуки» Дети приводят примеры звуков окружающего мира Стихотворение с опорой на предметные картинки (детям нужно дополнить) Где-то собака рычала: Р-р-р! В поле корова мычала: М-м-у-у! В комнате муха жужжала: Ж-ж-ж! Мимо машина бежала: Т-р-р! Гудели от ветра все провода: З-з-з! Капала в кухне из крана вода: Кап-кап! Перекликались в ночи поезда: У-у-у! 8. Беседа: «Уши. Значение в жизни человека. Охрана» 9. Новый материал: «Звуки речи и буквы» – Это были звуки, которые издают животные и предметы вокруг нас. А какие ещё есть звуки? (Звуки, которые произносит человек – звуки речи.) С помощью чего мы их произносим? (Рот, губы, зубы, язык, связки). Можно увидеть, потрогать эти звуки? (Нет. Звуки речи мы говорим и слышим.) Что придумал человек, для того чтобы увидеть речь? (Буквы. Буквы мы видим и пишем.) 10. Речедвигательное упражнение: «Как появились буквы» (Выполнение движений по тексту стихотворения, стоя). Палочки, крючочки, Закорючки, точки Показывать руками. Бегали толпою Барабанить всеми пальцами по парте. И по одиночке. Барабанить указательными пальцами по парте.
Ссорились, Хлопки. Мирились, Обнять себя руками за плечи. Прыгали без дела. Прыжки. Наконец без дела Жить им надоело. Руки на пояс, наклоны в стороны. Подружились чёрточки, Прекратили драки. Поздороваться за руку с соседом. Превратились в нужные Правильные знаки. Руки перед собой, согнуты в локтях. Сжимать и разжимать пальцы. – Итак, из чего состоят буквы? (Из палочек, крючков, закорючек, точек.) 11. Развитие мелкой моторики, закрепление начертания рукописных букв Упражнение: «Семена» На доске косая разлиновка, начальный элемент от букв: л, м, я. Задание: Вспомнить и назвать все буквы, которые пишутся с данным элементом. Затем, каждый ребёнок получает лист формата А4, где крупно в косую линию написаны буквы: л, м, я, и баночки с арбузными семечками. Нужно правой рукой брать по одной семечке и выкладывать предложенные буквы пока звучит негромкая музыка. 12. Игра: «Волшебный сундучок» Дети закрывают глаза, и по звуку угадывают предметы, со звучанием, которых знакомились на предыдущем занятии. Из сундучка вынимаются звучащие предметы: бубен, дудочка, погремушка, маракасы, лист бумаги (сминается, шуршит), металлофон, колокольчик. – Как по-другому называют колокольчик? (Звонок.) Когда он звучит? (В начале или конце занятия.) И наше занятие завершается. 13. Итог занятия, оценка работы детей  Какие звуки окружают нас?  Как мы о них узнаём?  Как нужно беречь слух?  Что такое звуки речи?  Чем отличаются звуки от букв? Литература: Аксёнова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1991. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. – М.: Издательство ГНОМ Д, 2010.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!