Автор: Толчина Елена Сергеевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Куйбышевского района "Чумаковская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья" Населённый пункт: с. Чумаково, Куйбышевский р-н, Новосибирская область Наименование материала: конспект Тема: Звуки речи и буквы Раздел: среднее профессиональное
Толчина Елена Сергеевна, учитель-логопед первой квалификационной категории
МКОУ Чумаковской школы-интерната.
Конспект логопедического занятия во 2 классе
Тема: Звуки речи и буквы
Вид занятия: подгрупповое
Цель: Уточнение и расширение представлений о звуках и буквах.
Задачи:
1.
Различение неречевых и речевых звуков.
2.
Развитие моторных функций, мимики, речевого дыхания.
3.
Формирование слухового внимания и восприятия на неречевых звуках.
4.
Коррекция памяти, восприятия, умения сочетать речь и движение.
5.
Привитие знаний и умений по охране слуха .
Оборудование: индивидуальные зеркала, салфетки, мыльные пузыри, баночки с
арбузными семечками, листы формата А4 с изображением букв: л, м, я (по
количеству
детей);
«Волшебный
сундучок»,
бубен,
дудочка,
погремушка,
маракасы,
лист
бумаги,
металлофон,
колокольчик;
предметные
картинки
с
изображением: собаки, коровы, мухи, машины, столбов с проводами, крана,
поезда; большое зеркало, компьютер.
Музыкальное сопровождение: G. E. N. E. - Malorca love theme.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Звенит колокольчик
– Мы будем говорить о звуках и буквах. Вспомним написание некоторых букв.
Поговорим о том, зачем и как нужно беречь слух. Узнаем, что спрятано в
волшебном сундучке.
2. Развитие общей моторики, создание положительного эмоционального настроя:
«Приветствие»
Выполняется перед большим зеркалом под музыкальное сопровождение.
Доброе утро! – солнцу и птицам.
Смотрят вверх, машут поднятыми
руками.
Доброе утро! – улыбчивым лицам.
Здороваются за руку, улыбаются друг
другу.
И каждый становится добрым,
доверчивым.
Руки перед собой, согнуты в локтях.
Сжимают и разжимают пальцы.
Пусть доброе утро длится до вечера!
На каждый ударный слог хлопают в
ладоши.
3. Самомассаж рук
Растирание ладоней
Растирание тыльной стороны рук
Растирание запястий
Растирание пальцев (с одновременным закреплением названий пальцев)
Встряхнуть руки
4. Самомассаж лица, шеи, ушей, затылка
Выполняется перед индивидуальными зеркалами
Поглаживания:
от середины лба к вискам;
от переносицы к вискам;
от крыльев носа к вискам;
от середины подбородка к ушам;
шеи, движения вверх;
ушей;
затылка
5. Развитие артикуляционной моторики и мимики
Выполняется перед индивидуальными зеркалами
Поднимать и опускать брови
«Ниточка» – «Трубочка» губами
Надуть обе щёки
Движения языка вверх, вниз
«Лопатка»
«Трубочка» из языка
«Чашечка»
Пощёлкать языком
6. Развитие речевого дыхания и выработка целенаправленной воздушной струи
Игра «Мыльные пузыри» (свободное передвижение детей).
7. Повторение «Неречевые звуки»
Дети приводят примеры звуков окружающего мира
Стихотворение с опорой на предметные картинки (детям нужно дополнить)
Где-то собака рычала: Р-р-р!
В поле корова мычала: М-м-у-у!
В комнате муха жужжала: Ж-ж-ж!
Мимо машина бежала: Т-р-р!
Гудели от ветра все провода: З-з-з!
Капала в кухне из крана вода: Кап-кап!
Перекликались в ночи поезда: У-у-у!
8. Беседа: «Уши. Значение в жизни человека. Охрана»
9. Новый материал: «Звуки речи и буквы»
– Это были звуки, которые издают животные и предметы вокруг нас. А какие
ещё есть звуки? (Звуки, которые произносит человек – звуки речи.) С помощью
чего
мы
их
произносим?
(Рот,
губы,
зубы,
язык,
связки).
Можно
увидеть,
потрогать эти звуки? (Нет. Звуки речи мы говорим и слышим.) Что придумал
человек, для того чтобы увидеть речь? (Буквы. Буквы мы видим и пишем.)
10. Речедвигательное упражнение: «Как появились буквы»
(Выполнение движений по тексту стихотворения, стоя).
Палочки, крючочки,
Закорючки, точки
Показывать руками.
Бегали толпою
Барабанить всеми пальцами по парте.
И по одиночке.
Барабанить указательными пальцами
по парте.
Ссорились,
Хлопки.
Мирились,
Обнять себя руками за плечи.
Прыгали без дела.
Прыжки.
Наконец без дела
Жить им надоело.
Руки на пояс, наклоны в стороны.
Подружились чёрточки,
Прекратили драки.
Поздороваться за руку с соседом.
Превратились в нужные
Правильные знаки.
Руки перед собой, согнуты в локтях.
Сжимать и разжимать пальцы.
– Итак, из чего состоят буквы? (Из палочек, крючков, закорючек, точек.)
11. Развитие мелкой моторики, закрепление начертания рукописных букв
Упражнение: «Семена»
На доске косая разлиновка, начальный элемент от букв: л, м, я.
Задание: Вспомнить и назвать все буквы, которые пишутся с данным элементом.
Затем, каждый ребёнок получает лист формата А4, где крупно в косую линию
написаны буквы: л, м, я, и баночки с арбузными семечками. Нужно правой рукой
брать
по
одной
семечке
и
выкладывать
предложенные
буквы
пока
звучит
негромкая музыка.
12. Игра: «Волшебный сундучок»
Дети закрывают глаза, и по звуку угадывают предметы, со звучанием, которых
знакомились
на
предыдущем
занятии.
Из
сундучка
вынимаются
звучащие
предметы:
бубен,
дудочка,
погремушка,
маракасы,
лист
бумаги
(сминается,
шуршит), металлофон, колокольчик.
– Как по-другому называют колокольчик? (Звонок.) Когда он звучит? (В начале
или конце занятия.) И наше занятие завершается.
13. Итог занятия, оценка работы детей
Какие звуки окружают нас?
Как мы о них узнаём?
Как нужно беречь слух?
Что такое звуки речи?
Чем отличаются звуки от букв?
Литература: Аксёнова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках
русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1991.
Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. – М.: Издательство ГНОМ Д, 2010.