Напоминание

Педагогические условия развития исследовательских навыков учащихся


Автор: Сафаров Ренат Ростямович
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МОУ "СОШ №75"
Населённый пункт: Саратов
Наименование материала: статья
Тема: Педагогические условия развития исследовательских навыков учащихся
Раздел: среднее образование





Назад





Педагогические

условия

развития

исследовательских

навыков

учащихся.
Сегодня происходит замена рутинного труда творческим, то есть современному обществу не нужны люди, работающие только по шаблону, привыкшие к стереотипам в трудовой деятельности, готовые жить лишь по установленным «сверху» рецептам. Государство нуждается в творческих, одаренных личностях, в поколении людей, которые будут осваивать новые сферы науки, и должны будут не только идти в ногу со временем, но и опережать его, ведя за собой научно-технический прогресс. В современном мире новые знания становятся элементом общественного достояния, богатством нации, а развитие интеллектуального потенциала людей – приоритетной государственной задачей. В современных условия развития общества одной из приоритетных целей общего образования является развитие творческого потенциала личности , обучающихся. Дети от природы все любознательны и переполнены желания учиться, стремятся к творчеству и активной познавательной деятельности. Однако для того, чтобы раскрыть свои способности дети нуждаются в умелом руководстве со стороны взрослых. В исследованиях большинства педагогов и психологов отмечается, что оригинальность мышления и творчество обучающихся наиболее ярко в полном объеме проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, которая имеет исследовательскую направленность. Следует отметить, что исследовательская деятельность развивает основные познавательные особенности учащихся, позволяет получить наиболее полное представление о мире. В педагогике и психологии под «исследовательским обучением» понимается подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира. А.И. Савенков рассматривает исследовательскую
деятельность как «целостное образование личности в совокупности процессов: интеллектуальных, эмоциональных, волевых, творческих» 1 . Исследовательский метод предполагает построение процесса обучения наподобие процесса научного исследования, осуществление основных этапов исследовательского процесса, разумеется, в упрощенной, доступной учащимся форме: выявление неизвестных (неясных) фактов, подлежащих исследованию (ядро проблемы); уточнение и формулировка проблемы; выдвижение гипотез; составление плана исследования; осуществление исследовательского плана, исследование неизвестных фактов и их связей с другими, проверка выдвинутых гипотез; формулировка результата; оценка значимости полученного нового знания, возможностей его применения. Важная особенность исследовательского метода состоит в том, что в процессе решения одних проблем постоянно возникают новые. Исследовательский метод в обучении, однако, лишь в какой-то мере имитирует процесс научного исследования Для занятия исследовательской деятельностью недостаточно иметь высокий уровень сформированности знаний, умений и навыков по каким- либо предметам, нужно быть личностью, способной выходить за рамки обычного, нестандартно мыслить. Причем мышление должно отличаться гибкостью, умением выделять главное, видеть проблему. Эрудиция, находчивость, уверенность в себе и способность генерировать идеи, внутреннее стремление учащегося к саморазвитию и самообразованию – вот главные характеристики личности школьника- исследователя. К психологическим условиям, формирования исследовательских навыков отно сят ся: формирование у учащихся мотивации к исследовательской деятельности. Реализация этого условия может осуществляться в том числе и с помощью лекций по разъяснению личностной и общественной значимости исследовательской деятельности, 1  Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль: Академия развития, 2003. с.5
как для учащихся, так и для самих учителей, популяризации успехов учащихся, встреч с учеными, проведение школьных олимпиад, конференций, творческих конкурсов и системы поощрений. Психологический мониторинг, тренинги. Следует отметить что очень важна работа школьного психолога по выявлению одаренных учащихся и развитию личностных качеств школьников, а также тесная связь с учителями школы при интерпретации и обсуждении результатов диагностики. Говоря о педагогических условиях формирования исследовательских навыков следует отметить: Высокий уровень научного творчества и п ед а го г и ч е с ко го м а с т е р с т ва п р е п о д а в а т е л е й - р у ко в о д и т е л е й исследовательской деятельности учащихся. Изменения и преобразования в любой сфере человеческой деятельности должны начинаться с изменения и преобразования ее субъекта, ее творца и созидателя. Педагогическое мастерство учителя, которое все чаще определяется комплексом гностических, проектировочных, конструктивных, коммуникативных и организаторских способностей, позволяет учителю эффективно управлять познавательной деятельностью учащихся «Преподаватель может обеспечить формирование искомых качеств у учащихся, если обладает ими сам» – утверждает И.В. Павлова Кроме того, основой успеха реализации исследовательской деятельности учащихся является внутренняя мотивация и интерес к проблеме исследования у самого педагога. У ч и т е л ь д о л ж е н постоянно находиться в состоянии научного поиска, чтобы выступать как носитель опыта организации исследовательской работы. Именно педагог- исследователь создает условия для формирования внутренней мотивации уч ащего ся , решает любую проблему творч е ски, и с п о л ь з у е т исследовательский подход. Поэтому, как считает А.С. Обухов, самое важное для учителя – это не проложить и отработать «работающий» путь в своей педагогической деятельности и зафиксировать его, а постоянно расшатывать и отвергать
имеющиеся наработки, стереотипы учебной деятельности, заниматься рефлексией, быть в поиске новизны, иначе начнет теряться собственный интерес к исследовательской деятельности . Повышение уровня знаний и интеллектуальной инициативы учащихся. Это условие можно реализовать в процессе активной работы учащихся в научных обществах образовательного учреждения. Оно может иметь свое название, эмблему, девиз, свою структуру, однако данная форма организации исследовательской деятельности не имеет четких требований и ограничений, она является продуктом творчества её руководителя. Применение нетрадиционных методик в обучении. В процессе формирования опыта исследовательской деятельности в организации учебно-воспитательного процесса ведущая роль принадлежит проблемному обучению, которое, будучи самостоятельной технологией обучения, одновременно является основой всех развивающих и творческих технологий. Внедрение в учебно-воспитательный процесс технологии исследовательского обучения. Спецкурсы по основам исследовательской деятельности.(факультативы, творческие семинары). Индивидуальные и групповые консультации по предметам с преподавателями ВУЗов.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!