Педагогические условия развития исследовательских навыков учащихся
Автор: Сафаров Ренат Ростямович Должность: учитель истории Учебное заведение: МОУ "СОШ №75" Населённый пункт: Саратов Наименование материала: статья Тема: Педагогические условия развития исследовательских навыков учащихся Раздел: среднее образование
учащихся.
Сегодня
происходит
замена
рутинного
труда
творческим,
то
есть
современному обществу не нужны люди, работающие только по шаблону,
привыкшие к стереотипам в трудовой деятельности, готовые жить лишь по
установленным
«сверху»
рецептам.
Государство
нуждается
в
творческих,
одаренных личностях, в поколении людей, которые будут осваивать новые
сферы науки, и должны будут не только идти в ногу со временем, но и
опережать его, ведя за собой научно-технический прогресс.
В
современном
мире
новые
знания
становятся
элементом
общественного достояния, богатством нации, а развитие интеллектуального
потенциала людей – приоритетной государственной задачей. В современных
условия
развития
общества
одной
из
приоритетных
целей
общего
образования
является
развитие
творческого
потенциала
личности
,
обучающихся. Дети от природы все любознательны и переполнены желания
учиться, стремятся к творчеству и активной познавательной деятельности.
Однако для того, чтобы раскрыть свои способности
дети нуждаются в
умелом руководстве со стороны взрослых.
В исследованиях большинства педагогов и психологов отмечается, что
оригинальность
мышления
и
творчество
обучающихся
наиболее
ярко
в
полном
объеме
проявляются
и
успешно
развиваются
в
разнообразной
учебной деятельности, которая имеет
исследовательскую направленность.
Следует отметить, что исследовательская деятельность развивает основные
познавательные особенности учащихся, позволяет получить наиболее полное
представление о мире.
В педагогике и психологии под «исследовательским
обучением»
понимается
подход
к
обучению,
построенный
на
основе
естественного
стремления
ребенка
к
самостоятельному
изучению
окружающего
мира.
А.И.
Савенков
рассматривает
исследовательскую
деятельность
как
«целостное
образование
личности
в
совокупности
процессов: интеллектуальных, эмоциональных, волевых, творческих»
1
.
Исследовательский метод предполагает построение процесса обучения
наподобие процесса научного исследования, осуществление основных этапов
исследовательского
процесса,
разумеется,
в
упрощенной,
доступной
учащимся форме: выявление неизвестных (неясных) фактов, подлежащих
исследованию
(ядро
проблемы);
уточнение
и
формулировка
проблемы;
выдвижение
гипотез;
составление
плана
исследования;
осуществление
исследовательского плана, исследование неизвестных фактов и их связей с
другими, проверка выдвинутых гипотез; формулировка результата; оценка
значимости полученного нового знания, возможностей его применения.
Важная
особенность
исследовательского
метода
состоит
в
том,
что
в
процессе решения одних проблем постоянно возникают новые.
Исследовательский метод в обучении, однако, лишь в какой-то мере
имитирует процесс научного исследования
Для
занятия
исследовательской
деятельностью
недостаточно
иметь
высокий уровень сформированности знаний, умений и навыков по каким-
либо
предметам,
нужно
быть
личностью,
способной
выходить
за
рамки
обычного,
нестандартно
мыслить.
Причем
мышление
должно
отличаться
гибкостью, умением выделять главное, видеть проблему.
Эрудиция,
находчивость,
уверенность
в
себе
и
способность
генерировать
идеи,
внутреннее
стремление
учащегося
к
саморазвитию
и
самообразованию
–
вот
главные
характеристики
личности
школьника-
исследователя.
К
психологическим
условиям,
формирования
исследовательских
навыков
отно сят ся:
формирование
у
учащихся
мотивации
к
исследовательской
деятельности.
Реализация
этого
условия
может
осуществляться
в
том
числе
и
с
помощью
лекций
по
разъяснению
личностной и общественной значимости исследовательской деятельности,
1
Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать
знания. - Ярославль: Академия развития, 2003. с.5
как
для
учащихся,
так
и
для
самих
учителей,
популяризации
успехов
учащихся, встреч с учеными, проведение школьных олимпиад, конференций,
творческих конкурсов и системы поощрений.
Психологический мониторинг, тренинги.
Следует отметить что очень важна работа школьного психолога по
выявлению
одаренных
учащихся
и
развитию
личностных
качеств
школьников, а также тесная связь с учителями школы при интерпретации и
обсуждении результатов диагностики.
Говоря о педагогических условиях формирования исследовательских
навыков
следует
отметить:
Высокий
уровень
научного
творчества
и
п ед а го г и ч е с ко го
м а с т е р с т ва
п р е п о д а в а т е л е й - р у ко в о д и т е л е й
исследовательской деятельности учащихся. Изменения и преобразования в
любой сфере человеческой деятельности должны начинаться с изменения и
преобразования
ее
субъекта,
ее
творца
и
созидателя.
Педагогическое
мастерство
учителя,
которое
все
чаще
определяется
комплексом
гностических,
проектировочных,
конструктивных,
коммуникативных
и
организаторских
способностей,
позволяет
учителю
эффективно
управлять
познавательной деятельностью учащихся «Преподаватель может обеспечить
формирование
искомых
качеств
у
учащихся,
если
обладает
ими
сам»
–
утверждает
И.В.
Павлова
Кроме
того,
основой
успеха
реализации
исследовательской деятельности учащихся является внутренняя мотивация и
интерес к проблеме исследования у самого педагога. У ч и т е л ь
д о л ж е н
постоянно
находиться в состоянии научного поиска, чтобы выступать как
носитель опыта организации исследовательской работы. Именно педагог-
исследователь
создает
условия
для
формирования
внутренней
мотивации
уч ащего ся ,
решает
любую
проблему
творч е ски,
и с п о л ь з у е т
исследовательский подход.
Поэтому, как считает А.С. Обухов, самое важное для учителя – это не
проложить
и
отработать
«работающий»
путь
в
своей
педагогической
деятельности и зафиксировать его, а постоянно расшатывать и отвергать
имеющиеся
наработки,
стереотипы
учебной
деятельности,
заниматься
рефлексией, быть в поиске новизны, иначе начнет теряться собственный
интерес к исследовательской деятельности .
Повышение уровня знаний и интеллектуальной инициативы учащихся.
Это условие можно реализовать в процессе активной работы учащихся в
научных обществах образовательного учреждения. Оно может иметь свое
название, эмблему, девиз, свою структуру, однако данная форма организации
исследовательской деятельности не имеет четких требований и ограничений,
она является продуктом творчества её руководителя.
Применение нетрадиционных методик в обучении.
В процессе формирования опыта исследовательской деятельности в
организации учебно-воспитательного процесса ведущая роль принадлежит
проблемному
обучению,
которое,
будучи
самостоятельной
технологией
обучения, одновременно является основой всех развивающих и творческих
технологий.
Внедрение
в
учебно-воспитательный
процесс
технологии
исследовательского обучения.
Спецкурсы по основам исследовательской деятельности.(факультативы,
творческие семинары).
Индивидуальные
и
групповые
консультации
по
предметам
с
преподавателями ВУЗов.