Напоминание

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках во внеурочной деятельности


Автор: Севостьянова Татьяна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 5"
Населённый пункт: г.Саянск Иркутская область
Наименование материала: доклад
Тема: Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках во внеурочной деятельности
Раздел: начальное образование





Назад





Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках и во внеурочной

деятельности

Севостьянова Татьяна Александровна, учитель начальных классов

МОУ «СОШ№5» г. Саянска Иркутской области
Эпиграфом к своему выступлению взяла слова Ш. Амонашвили: «Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника». Можно ли не согласиться с этим? Я работаю в школе более 20 лет и могу с уверенностью сказать, что школа даёт не только образование, но и прививает очень важные и значимые ценности. Школа – это тот единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Я думаю, вы со мной согласитесь, что ценности личности в первую очередь формируются в семье, но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно- нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Моя задача как учителя именно в школе создать условия не только для интеллектуальной, но и духовной, культурной жизни школьника, т.е. для развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться». Ребенок, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. С введением ФГОС одним из разделов основной образовательной программы начального общего образования в нашей школе является программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне НОО. Этот раздел направлен на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно – нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. При реализации этой программы по формированию духовно - нравственной культуры младших школьников исхожу из того, что основная образовательная программа школы отражает совокупную деятельность, которая реализуется: - в процессе обучения (урочная деятельность); - в направлениях развития личности (внеурочная деятельность). -установление взаимодействия с родителями учащихся; и направлена на: -формирование устойчивого интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры; -на воспитание патриотизма и гражданственности; -на эстетическое развитие детей. Таким образом, школа дает общее образование, очень важное и значимое. Но развитию духовно-нравственного воспитания способствует именно дополнительное образование во внеурочной деятельности. В 2014-2015 учебном году проведя анкетирование учащихся и беседы с родителями, я пришла к выводу, что очень важно организовать внеурочную деятельность так, чтобы ребенок мог проявить себя и овладеть способами разумной жизни. Мне было достаточно продумать систему выбора по душе, выявить интересы и предпочтения ребенка, и можно развивать его способности, причем делать это в школе. Учитывая
интересы и запросы детей и родителей, а также возможности школы, внеурочная деятельность в нашем классе по духовно-нравственному направлению развития личности представлена кружком «Уроки нравственности» и мероприятиями с классным коллективом. В нашем классе на сегодняшний день есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей. Кратко остановлюсь, через что я решаю вышеобозначенную проблему. - через метод проектов. Во 2-м классе реализован проект «Моя семья». Семья- это источник нравственности. Все учащиеся были включены в деятельность. Тема им близка и понятна, и как следствие, интересна. Упор был сделан на жизненный опыт учеников моего класса. В рамках этого проекта были сформированы следующие духовно-нравственные качества семейной культуры: - положительное отношение к семье, как основе российского общества; - уважительное отношение к родителям, осознанное и заботливое отношение к старшим и младшим; - представления о семейных ценностях, семейных ролях и уважения к ним. Начав работу в прошлом учебном году, я продолжаю ее и по сегодняшний день. Одним из показателей эффективности моей работы является изменения в духовно-нравственном поведении учащихся (делаю вывод на основе итоговой диагностики по Программе воспитания класса). Это проявляется в устойчивом нравственном поведении (повышение на 4%), в умении предвидеть последствия своих поступков (позитивная динамика на 7%) и поступков других людей (динамика положительная на 6%). А также в проявлении у учеников внутреннего самоконтроля, осознания моральной стороны поступков. Темы проектов в моем классе являются открытыми и могут быть пополнены или изменены в соответствии с запросами детей и родителей. Внеклассная работа является логическим продолжением начатой на уроке работы. Я организую разнообразные формы внеурочной деятельности. Этические беседы, творческие мастерские; экскурсии в музеи, театры; заочные экскурсии; поэтические праздники, театрализованные представления. Каждый вид занятия имеет свою задачу в деле формирования духовно - нравственной культуры младших школьников. Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы: «История армии», «Их именами названы улицы нашего города», «Весточка с фронта», «Герои космоса»; праздники посвященные «Дню Победы», «Дню защитника Отечества»; заочные экскурсии, посвящённые «Дню матери»; школьный конкурс чтецов, посвящённый «Дню Победы», «Родине, России» позволяют воспитывать у ребят уважение к Родине, стремление быть похожими на выдающихся людей, а так же, желание делать добрые полезные дела. Чтобы ребёнок становился духовно богатым, особое внимание обращаю на художественно - эстетическое воспитание. Художественная деятельность, декоративно - прикладное искусство формируют эстетический вкус. Если ребёнка окружают вещи, отличающиеся красотой, простотой, то в его жизнь подсознательно входят критерии, которые позднее определят его вкусы и потребности. После небольших тематических бесед, дети занимаются творчеством. Рисование на тему «Мой любимый город» воспитывает любовь к родному краю, рисунки на тему «Кем быть?»- уважение к людям труда. Выполнение коллективных работ: «Дерево дружбы», «Новогодняя ёлка», способствует формированию у детей чувства коллективизма, взаимопомощи, доброжелательных, дружеских отношений между мальчиками и девочками. Научиться уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за
другими; развивать умения понимать чувства других людей и сопереживать им – всему этому способствует литературно - поэтическое творчество. А конкурсы «Рыцарский турнир», «А ну-ка, девочки», викторина «В гостях у Вежливости», утренники «Новогодняя сказка», «Поздравляем наших мам», «До свидания, первый класс!» - это творческие дела, где ребята воплощают свои этические знания, учатся адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач. Известно, что сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что младшие школьники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость. Они хотят, чтобы и в жизни всегда было так. В этом, прежде всего и состоит большая педагогическая ценность сказки. Поэтому, в процессе внеклассной работы я провожу викторины по сказкам, инсценируем и сочиняем сказки. Базой для становления духовно - нравственной личности является семья. Нужно привлекать внимание родителей к внутреннему миру собственных детей. Для этого надо найти интересное и необходимое дело, объединяющее детей и взрослых общей заботой. Уже стало ежегодной традицией проводить в сентябре в нашем классе творческую выставку «Природа и фантазия», на которой ребята демонстрируют выполненные совместно с родителями поделки из природного материала. Но каждый год - новые творческие задания ждут моих ребят: придумай доброе название своей поделке, составь загадку, сочини сказку о своей поделке, и очень забавно проходит оживление поделок! На глазах у всего класса каждое творение заговаривает голосом ученика. Ребёнок вживается в образ героя, которого он сделал вместе с родителями. Конкурс «Открытка маме», посвящённый празднику «8 Марта», позволил проявить заботу и чуткое отношение к маме. Ребята узнали, какой у мамы любимый цветок и какие комплименты можно подарить мамам и девочкам в этот первый весенний праздник. Результатом совместной работы должна стать заинтересованность родителей в изучении ребёнка, раскрытие и развитие в нём лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. Подводя итог вышесказанному, отмечаю, что духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности, дает положительные результаты, что подтверждается позитивной динамикой личностного роста школьников, их отношения к общечеловеческим ценностям: человеку, культуре, миру, к себе, к людям.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!