Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках во внеурочной деятельности
Автор: Севостьянова Татьяна Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "СОШ № 5" Населённый пункт: г.Саянск Иркутская область Наименование материала: доклад Тема: Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках во внеурочной деятельности Раздел: начальное образование
Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках и во внеурочной
деятельности
Севостьянова Татьяна Александровна, учитель начальных классов
МОУ «СОШ№5» г. Саянска Иркутской области
Эпиграфом к своему выступлению взяла слова Ш. Амонашвили: «Педагогический
процесс
только
тогда
хорош,
когда
в
нём
воспитание
идёт
впереди
обучения,
ибо
вызванные
им
к
действию
духовные
силы
будут
впитывать
знания,
как
пищу,
необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника». Можно ли не
согласиться с этим?
Я работаю в школе более 20 лет и могу с уверенностью сказать, что школа даёт не
только образование, но и прививает очень важные и значимые ценности. Школа – это тот
единственный социальный институт, через который проходят все граждане России.
Я думаю, вы со мной согласитесь, что ценности личности в первую очередь
формируются
в
семье,
но
наиболее
системно,
последовательно
и
глубоко
духовно-
нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Моя
задача как учителя именно в школе создать условия не только для интеллектуальной, но и
духовной, культурной жизни школьника, т.е. для развития личности и ее самореализации
на
основе
«умения
учиться».
Ребенок,
особенно
в
начальной
школе,
наиболее
восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого
развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в
детстве отличается большой психологической устойчивостью.
С введением ФГОС одним из разделов основной образовательной программы
начального
общего
образования
в
нашей
школе
является
программа
духовно
–
нравственного
развития
и
воспитания
обучающихся
на
уровне
НОО.
Этот
раздел
направлен на
формирование
общей
культуры
обучающихся,
на
их
духовно
–
нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы
для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную
успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование,
сохранение и укрепление здоровья обучающихся. При реализации этой программы по
формированию духовно - нравственной культуры младших школьников исхожу из того,
что
основная
образовательная
программа
школы
отражает
совокупную
деятельность,
которая реализуется:
- в процессе обучения (урочная деятельность);
- в направлениях развития личности (внеурочная деятельность).
-установление взаимодействия с родителями учащихся;
и направлена на:
-формирование устойчивого интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории
и культуры;
-на воспитание патриотизма и гражданственности;
-на эстетическое развитие детей.
Таким образом, школа дает общее образование, очень важное и значимое. Но
развитию
духовно-нравственного
воспитания
способствует
именно
дополнительное
образование во внеурочной деятельности.
В
2014-2015
учебном
году
проведя
анкетирование
учащихся
и
беседы
с
родителями, я пришла к выводу, что очень важно организовать внеурочную деятельность
так, чтобы ребенок мог проявить себя и овладеть способами разумной жизни. Мне было
достаточно
продумать
систему
выбора
по
душе,
выявить
интересы
и
предпочтения
ребенка, и можно развивать его способности, причем делать это в школе. Учитывая
интересы
и
запросы
детей
и
родителей,
а
также
возможности
школы,
внеурочная
деятельность в нашем классе по духовно-нравственному направлению развития личности
представлена
кружком
«Уроки
нравственности»
и
мероприятиями
с
классным
коллективом.
В нашем классе на сегодняшний день есть все условия для духовно-нравственного
воспитания детей. Кратко остановлюсь, через что я решаю вышеобозначенную проблему.
- через метод проектов. Во 2-м классе реализован проект «Моя семья».
Семья- это
источник нравственности. Все учащиеся были включены в деятельность. Тема им близка и
понятна, и как следствие, интересна. Упор был сделан на жизненный опыт учеников моего
класса.
В рамках этого проекта были сформированы следующие духовно-нравственные
качества семейной культуры:
- положительное отношение к семье, как основе российского общества;
- уважительное отношение к родителям, осознанное и заботливое отношение к старшим и
младшим;
- представления о семейных ценностях, семейных ролях и уважения к ним.
Начав работу в
прошлом учебном году, я продолжаю ее и по сегодняшний день. Одним из показателей
эффективности
моей
работы
является
изменения
в
духовно-нравственном
поведении
учащихся
(делаю
вывод
на
основе
итоговой
диагностики
по
Программе
воспитания
класса). Это проявляется в устойчивом нравственном поведении (повышение на 4%), в
умении
предвидеть
последствия
своих
поступков
(позитивная
динамика
на
7%)
и
поступков других людей (динамика положительная на 6%). А также в проявлении у
учеников
внутреннего
самоконтроля,
осознания
моральной
стороны
поступков.
Темы
проектов в моем классе являются открытыми и могут быть пополнены или изменены в
соответствии с запросами детей и родителей.
Внеклассная работа является логическим продолжением начатой на уроке работы. Я
организую
разнообразные
формы
внеурочной
деятельности.
Этические
беседы,
творческие
мастерские;
экскурсии
в
музеи,
театры;
заочные
экскурсии;
поэтические
праздники, театрализованные представления. Каждый вид занятия имеет свою задачу в
деле формирования духовно - нравственной культуры младших школьников.
Патриотическое
воспитание
является
частью
духовного
воспитания.
Классные
часы: «История армии»,
«Их именами названы улицы нашего города», «Весточка с
фронта», «Герои космоса»; праздники посвященные «Дню Победы», «Дню защитника
Отечества»; заочные экскурсии, посвящённые «Дню матери»; школьный конкурс чтецов,
посвящённый «Дню Победы», «Родине, России» позволяют воспитывать у ребят уважение
к Родине, стремление быть похожими на выдающихся людей, а так же, желание делать
добрые полезные дела.
Чтобы ребёнок становился духовно богатым, особое внимание обращаю на
художественно - эстетическое воспитание. Художественная деятельность,
декоративно -
прикладное
искусство
формируют
эстетический
вкус.
Если
ребёнка
окружают
вещи,
отличающиеся красотой, простотой, то в его жизнь подсознательно входят критерии,
которые позднее определят его вкусы и потребности. После небольших тематических
бесед,
дети
занимаются
творчеством.
Рисование
на
тему
«Мой
любимый
город»
воспитывает любовь к родному краю, рисунки на тему «Кем быть?»- уважение к людям
труда.
Выполнение коллективных работ: «Дерево дружбы»,
«Новогодняя ёлка»,
способствует
формированию
у
детей
чувства
коллективизма,
взаимопомощи,
доброжелательных, дружеских отношений между мальчиками и девочками. Научиться
уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за
другими; развивать умения понимать чувства других людей и сопереживать им – всему
этому способствует литературно - поэтическое творчество.
А
конкурсы «Рыцарский турнир», «А ну-ка, девочки», викторина «В гостях у
Вежливости», утренники «Новогодняя сказка», «Поздравляем наших мам», «До свидания,
первый класс!» - это творческие дела, где ребята воплощают свои этические знания,
учатся
адекватно
использовать
коммуникативные
средства
для
решения
различных
коммуникативных задач.
Известно,
что
сказки
несут
в
себе
большой
потенциал
положительных
нравственных поучений. Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что младшие
школьники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии и антипатии к
персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных. Дети искренне
радуются, что побеждает справедливость. Они хотят, чтобы и в жизни всегда было так. В
этом,
прежде
всего
и
состоит
большая
педагогическая
ценность
сказки.
Поэтому,
в
процессе внеклассной работы я провожу викторины по сказкам, инсценируем и сочиняем
сказки.
Базой для становления духовно - нравственной личности является семья. Нужно
привлекать внимание родителей к внутреннему миру собственных детей. Для этого надо
найти интересное и необходимое дело, объединяющее детей и взрослых общей заботой.
Уже стало ежегодной традицией проводить в сентябре в нашем классе творческую
выставку
«Природа
и
фантазия»,
на
которой
ребята
демонстрируют
выполненные
совместно с родителями поделки из природного материала. Но каждый год - новые
творческие задания ждут моих ребят: придумай доброе название своей поделке, составь
загадку, сочини сказку о своей поделке, и очень забавно проходит оживление поделок! На
глазах у всего класса каждое творение заговаривает голосом ученика. Ребёнок вживается в
образ героя, которого он сделал вместе с родителями.
Конкурс «Открытка маме», посвящённый празднику «8 Марта», позволил проявить
заботу и чуткое отношение к маме. Ребята узнали, какой у мамы любимый цветок и какие
комплименты можно подарить мамам и девочкам в этот первый весенний праздник.
Результатом
совместной
работы
должна
стать
заинтересованность
родителей
в
изучении ребёнка, раскрытие и развитие в нём лучших качеств и свойств, необходимых
для самоопределения и самореализации.
Подводя
итог
вышесказанному,
отмечаю,
что духовно-нравственное воспитание
младших школьников на уроках и
во внеурочной деятельности, дает положительные
результаты, что подтверждается позитивной динамикой личностного роста школьников, их
отношения к общечеловеческим ценностям: человеку, культуре, миру, к себе, к людям.