Напоминание

Дружеские отношения дошкольников, их особенность


Автор: Орехова Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 "Василек"
Населённый пункт: город Сургут, ХМАО- Югра
Наименование материала: статья
Тема: Дружеские отношения дошкольников, их особенность
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему:
Дружеские отношения дошкольников, их особенность
Дружба - (англ.friendsheep) - отношения между детьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов, симпатии. За пределами семейного круга наиболее значительными для ребенка социальными отношениями является отношения с друзьями. Дружеские отношения в раннем возрасте зачастую хрупки; они быстро устанавливаются и так же быстро прерываются. Тем не менее, даже у дошкольников может быть крепкая дружба. В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Это многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым к 5 годам уровнем нравственной воспитанности. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Нравственное воспитание, по определению Г.А. Урунтаевой, - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Конечно, процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. И потому обучение этим азам и необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку «путеводную нить» в среде себе подобных. В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).». В.И. Даль толкует слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он подчеркивает: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного. Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести». С годами понимание нравственности изменилось. Ожегов С.И. толкует нравственность, как внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами Дети старшего дошкольного возраста, посещая дошкольное учреждение, с большим желанием объединяются в различных видах деятельности: играх, труде, в процессе совместных дел на прогулке и т.д.
Между некоторыми детьми проявляются особенные, дружеские отношения, отличающиеся тем, что дети предпочитают конкретных сверстников, желают играть, общаться с ними более, чем с другими. Эти самостоятельно возникающие детские объединения являются очень ценными, так как свидетельствуют об определенном социальном росте дошкольников, их нравственном развитии, стремлении самоутвердиться. Однако самоутверждение отдельных детей не должно противопоставляться другим детским объединениям или группе в целом, так как общественный характер жизни воспитанников предъявляет необходимость существования гуманных, доброжелательных взаимоотношений среди всех детей, так или иначе участвующих в различных видах деятельности не только в дружеских группировках, но и все вместе. Особый интерес в русле нашего исследования заслуживает работа Т. А. Марковой, посвященная воспитанию дружеских взаимоотношений старших дошкольников. Мы не можем не согласиться с автором в том, что дружеские взаимоотношения могут выступать определенной формой общения, имеющей нравственную направленность. Кроме того, можно утверждать и то, что появление избирательных отношений между детьми не может быть обусловлено лишь наличием детского коллектива, однако, все же интенсивнее они развиваются в силу общественного характера воспитания в детском саду. Рассматривая дружеские взаимоотношения как эмоциональную и интеллектуально-моральную сторону, а также выражение дружеских отношений в действиях, поступках, в поведении, автор, вместе с тем, не затрагивает самого понятия "дружба". В психолого-педагогической литературе "дружба" определяется в качестве устойчивого чувства, содержательных взаимосвязей между детьми, избирательной эмоциональной привязанности и др. Очевидно, все составляющие "дружбы" можно считать по-своему правомерными в зависимости от аспекта ее изучения, но в целом мы предполагаем, что "дружба" - это не только чувства и содержательные
взаимосвязи на основе эмоциональной привязанности, но и феномен нравственной категории, отражающей специфику проявления некоторых нравственных особенностей, таких как сочувствие и сопереживание. Помимо этого, важной характеристикой, отражающей сущность дружбы, является взаимопомощь, способная выступать как независимая, самостоятельная нравственная категория, а также в структуре дружбы, подчеркивая тем самым неразделимость рассматриваемых понятий. Анализ исследований и данных педагогической практики свидетельствует о том, что основой дружбы становятся общие интересы детей и увлеченность общим делом. Кроме того, ребенок всегда ждет от друга более высоких оценок в свой адрес, чем от других сверстников, более доверительного общения и интимности. Наши данные подтверждают вывод о том, что с одними из товарищей по группе он дружен, к другим относится равнодушно, к третьим проявляет выраженную антипатию. Часто именно эти личные взаимоотношения в коллективе являются определяющими в формировании характерологических черт личности отдельного человека. Так, чувствуя недоброжелательное, без сочувствия отношение к себе членов коллектива и не зная причины такого отношения, ребенок становится или замкнутым, сдержанным, или, напротив, раздражительным, агрессивным. А доброжелательное отношение к нему со стороны товарищей, проникнутое сочувствием и сопереживанием, возможность поделиться с ними своими радостями и огорчениями, надежда на то, что они в трудную минуту помогут, делает человека жизнерадостным, счастливым, создает оптимистическое настроение. Как же развивается удивительный феномен дружбы в дошкольном возрасте? В младшем дошкольном возрасте дружба представляется в виде детских привязанностей и симпатий, которые являются кратковременными эмоциональными проявлениями и вызываются незначительными фактами одновременного значения. Постепенно эти кратковременные чувства, испытываемые ребенком по отношению к своему сверстнику, как бы
накладываются одно на другое. Так, если малыш часто испытывает удовольствие от общения со сверстником, то постепенно оно перерастает на следующем возрастном этапе в относительно устойчивое отношение - чувство к нему. Ребенок тянется именно к определенному сверстнику в группе, ему приятнее с ним, чем с кем-либо другим. Таким образом, симпатия превращается в устойчивое чувство, которое характеризуют как дружбу между детьми. Зарождаясь из потребности к общению, имея социальный характер и являясь, в сущности, результатом взаимоотношений дошкольников, симпатии и привязанности лишь постепенно становятся избирательным отношением ребенка к сверстнику. У малыша еще нет в достаточной мере устойчивого эмоционального отношения к товарищу и его поведение еще не опосредуется этим отношением. Например, часто ребенок называет другом первого попавшегося на глаза ребенка и тут же забывает о нем, руководствуясь случайными обстоятельствами, а не действительным чувством симпатии. Помимо этого малыш нередко называет другом того, с кем в общении испытывал удовольствие и радость в какой-либо конкретной ситуации. Вместе с тем нельзя отрицать и тех фактов, которые говорят в пользу существования у детей заботливого и трогательно нежного отношения друг к другу. Анализ подобных проявлений дает основание считать, что причины кроются, скорее всего, в каких-то внешних и случайных обстоятельствах: дети рядом сидят за столиком, шкафчики находятся рядом в раздевательной комнате и др. В силу обстоятельства они общаются чаще, чем с другими детьми, и на этой почве могут возникнуть симпатии и привязанности. Однако это еще не дружба, так как младшего дошкольника в "друге" пока не привлекают личностные качества, потому что он в них еще не разбирается и самостоятельно оценить их не в состоянии. И только по мере развития ребенка, накопления им опыта нравственного поведения, формирования отношений в коллективе, понимания им моральной стороны поступка товарища и умения дать ему соответствующую оценку, те кратковременные
отношения симпатии, которые ребенок переживает по отношению к сверстнику, накладываясь одно на другое, как бы преобразуются со временем в устойчивое образование личности. Очевидно, на этом складывается дружба, выражающаяся в форме желания общаться с конкретным ребенком чаще и больше, чем с другими детьми. Постепенно изменяется динамика отношений в группе, да и сама ее структура: заметно выступают дружеские пары, группировки, устойчивые объединения детей. Эта устойчивость проявляется в уверенности, с какой старшие дошкольники отвечают на вопросы, типа: "Кого ты считаешь своим другом?" или "Кто из детей тебе больше нравится?". Отвечая на подобные вопросы, они уже не отыскивают взглядом близ стоящего сверстника, а смело называют того ребенка, с которым приятнее общаться. Думается, что в сознании детей закрепляется представление о том, что есть отдельные сверстники, вызывающие особые чувства, переживания, желания играть. Старшие дети способны руководствоваться в своем выборе друзей их поступками, отношением к товарищам по группе и к самому себе. Это отношение начинает выступать в активной, действенной форме и активизируется в реальных переживаниях. По данным исследования Е. И. Кульчицкой, тенденции в развитии чувства дружбы постепенно развиваются в связи с формирующимся моральным сознанием ребенка. В частности, если у малышей чувство симпатии и привязанности как предпосылки дружбы имеют узко личную направленность: "Он мне дал игрушку", "Он меня стукнул" и т.д., то в дальнейшем они проникаются общественным содержанием. Именно моральная сторона поступка сверстника, его общее поведение, оценки окружающих становятся объектом чувств симпатии и антипатии к нему членов коллектива: "Мне Оля нравится, она всех жалеет, не обижает детей", "Коля хороший, он помогает детям и не дерется" и др. Опыт показывает, что к старшему дошкольному возрасту увеличивается количество объединений сверстников и усиливается их устойчивость. Каковы же мотивы объединения? Что заставляет детей сближаться?
Если в младшем дошкольном возрасте значительную роль играет пространственный фактор, то в старшем, роль этого фактора существенно снижается, и на первый план выступают другие параметры отношений. Это - моральные качества сверстника, общий интерес к определенным видам деятельности, играм. Например, одних детей объединяет интерес к играм подвижного характера, других - развивающиеся настольные игры, третьих - ролевые игры. Практика, однако, показывает, что в последние годы тематика детских игр существенно преобразовалась в негативном направлении. Например, появился живой интерес к играм выражено агрессивного содержания: в "килеров", в "войнушку". Дети, предпочитающие эти игры, отличаются высокой подвижностью, некоторые жестокостью, безразличием или агрессивностью по отношению к другим и объединяются, скорее всего, по характерологическим качествам, хотя нельзя отрицать и сильного влияния на ребенка телекоммуникацией. Вместе с тем, не все дети подвержены такой агрессивности, не смотря на интерес к мультфильмам вредного в воспитательном отношении содержания. Они с удовольствием объединяются в играх интеллектуального порядка, имитируя телевизионные передачи "Слабое звено", "Кто хочет стать миллионером" и др. Расслоение общества по материальному признаку привело к тому, что в детских учреждениях дети дошкольного возраста разделяют сверстников на "крутых" и "не крутых" и дружат с ними по наличию предметов модной одежды, аксессуаров, игрушек, сладостей и т.д. Эти дети играют в "банкиров", "рэкетиров" и подобные игры, объединяясь со сверстниками из обеспеченных семей. Анализ сложившейся ситуации ставит перед необходимостью обратиться к разработке содержания педагогической работы по формированию у дошкольников правильных представлений о таком феномене как дружба, пониманию его в контексте нравственного воспитания. Итак, дружба выступает феноменом нравственного воспитания, характеризуется содержательными взаимосвязями и эмоциональными
привязанностями, выступает в качестве важного морального чувства, стимулирующего становление коллективных взаимоотношений. Кроме того, не менее важной характеристикой, отражающей сущность дружбы, является взаимопомощь, выступающая, по нашему мнению, и как независимая, самостоятельная нравственная категория, и как составляющая в структуре понятия "дружба". Взаимопомощь рассматривается одним из важных аспектов взаимоотношений людей. Нравственные основы взаимопомощи характеризуют не просто взаимоотношениями, но именно коллективные, проникнутые гуманизмом отношения. Надо признать тот факт, что последнее время подобные отношения претерпели некоторые негативные изменения, когда взаимная помощь людей основана на выгодных в материальном или ином плане условиях. Основанная на выгоде, она теряет свои нравственные корни, и по нашему мнению, перестает быть взаимопомощью в истинном значении, трансформируясь совершенно в иное образование, которое большинство людей ошибочно принимают за помощь, и которая на самом детей проявляется как сделка, выгода, договор и т.д. На самом деле такие качества личности, как сочувствие, сопереживание, потребность помочь, заметить огорчение другого в известной мере определяют моральное сознание и моральное поведение личности и, в конечном итоге - жизненную практику, оказывая влияние на складывающиеся отношения. Взаимопомощь проявляется в действиях, содействии, направленных на пользу другому человеку, на решение общественно полезного дела. Проникнутая гуманизмом, бескорыстием, она является мощным катализатором развития коллективных переживаний и взаимоотношений, в которых нуждается личность. Весомость подобного утверждения усиливается, на наш взгляд, когда личность оказывается в сложных жизненных обстоятельствах, когда ей требуется участие, моральная поддержка, способная поднять дух, поверить в свои силы. Конечно, сегодня не современно возражать против приобщения детей к новым формам экономического бытия, например кооперации,
предпринимательству, но при этом не должно утрачиваться и то, без чего не может быть настоящей кооперации - духовной, утверждающей общечеловеческие ценности. Итак, структурными компонентами коллективных взаимоотношений являются взаимопомощь, проявляющаяся в действиях, направленных на пользу другому человеку и дружба как чувство и содержательные взаимосвязи на основе эмоциональных привязанностей. Особенностями их являются такие нравственные характеристики как сочувствие и сопереживание, специфически проявляющееся в каждом из обсуждаемых понятий. В первом случае - как общечеловеческое нравственное качество, в другом - избирательно направленное в связи с отдельными эмоциональными привязанностями. Теоретиче ски суще ствуя отдельными, с а м о с тоя т е л ь н ы м и нравственными образованиями, в практической жизни они выступают единым целым, развивая и обогащая коллективные взаимоотношения. Ребенка нужно научить дружить и помогать другим, потому что он сам в этом нуждается и ждет того же от других. Коллективные взаимоотношения немыслимы без дружеских привязанностей и детской взаимопомощи. Научившись помогать, не замыкаясь в дружеских объединениях, личность глубже развивается в нравственном аспекте, преодолевая барьеры и условности, складывающиеся в узких межличностных отношениях. Будучи свободной от этих барьеров и условностей она способно легко и беспрепятственно входить в коллективные отношения, вносить свой собственный вклад в их развитие и нуждаться в их поддержке для себя. Отношения как сознательные избирательные связи являются продуктом индивидуального развития. В сущности, вопрос о развитии человека неразрывно связан с формированием его отношений. Исследования показывают, что у дошкольников отчетливей всего выступают отношения к родителям, детям, воспитателям. Отдельные стороны отношений проявляются даже как черты характера: самостоятельность, инициативность,
общительность. В дошкольный период отношения окрашены ситуативной мобильностью, легко меняются под влиянием преходящего эмоционального состояния. Они слиты с поступком и реакцией. Характер и уровень развития отношения определяются в этом возрасте, прежде всего взрослыми. Несмотря на то, что существуют детские взаимоотношения, которые не регламентированы взрослым, возникают и развиваются как собственные детские потребности в общении сверстников в разных видах деятельности, такие отношения независимо от взрослого существовать не могут. Они непременно опосредуются им и направляются соответственно целям и задачам нравственного воспитания. Социальный опыт личности складывается из разных коммуникативных сфер и должен быть направлен на решение общественно-значимых целей через посредство включения ребенка в совместную деятельность. В процессе выполнения общих дел, важных для всей группы, ребенок, выступая индивидуальным субъектом отношений и являясь частью общего, начинает воспринимать общественно-значимые цели как личностно-значимые, и себя как часть этих отношений. Эффективность воздействия на личность через общество сверстников может быть объяснима тем, что при этом педагогическая позиция воспитателя не выступает на первый план, а опосредует детские отношения, что трансформирует нравственное воспитание в естественный процесс и позволяет дошкольнику ощущать себя не объектом воспитания, а субъектом, полноправным участником жизни детской группы. Нравственное воспитание детей, прежде всего, осуществляется в совместной деятельности; в практике воспитания. Направляемая педагогом содержательная детская деятельность предоставляет ребенку возможность для упражнений в правильных поступках, отношениях, важных для самого ребенка, для взрослых, в окружении которых он находится, а так же для совместной налаженной жизни в обществе сверстников. В совместной деятельности создаются предпосылки для формирования начал коллективных взаимоотношений, существенной стороной которых является нравственная
направленность личности ребенка на сверстника. На основе этого у ребенка возникают важные социальные личностные качества: доброжелательность, взаимопонимание, умение считаться с другими, заботиться о сверстниках и малышах. Это чрезвычайно важно для возникновения ценного общественного качества - умения действовать в интересах других, поступаться собственными желаниями, причем не чувствовать себя жертвой, а ощущать положительные эмоции радости и удовлетворения от делания добра. Мы думаем, что такие взаимоотношения могут возникнуть только в доброжелательном общении, функции которого заключаются в том, чтобы научить детей взаимопониманию и сопереживанию. Общение, в структуре которого взаимодействие опосредуется личностными отношениями, вызывающими у сверстников радостные переживания, душевный подъем, может стать важным фактором в развитии личности ребенка и детского общества, в котором ребенок находится. Материалы исследований (В. Г. Нечаевой, К. А. Климовой) позволяют охарактеризовать картину типичных проявлений детей дошкольного возраста во взаимоотношениях со сверстниками, а также их морального облика. Полученные данные являются результатом изучения воспитателями детей своих групп, особенностей их поведения в дошкольном учреждении и в семье. Это позволило нам представить объективную динамику реальных взаимоотношений в конкретных детских поступках. Наиболее характерной чертой поведения детей длительно посещающих детский сад, является стремление к объединению; у них ярко выражена потребность в общении. В младшем возрасте преобладает общение как взаимодействие, направленное на достижение результата, где личностные отношения только начинают складываться и проявляются в большей мере не содержательно, а аффективно. Дети стараются привлечь к себе внимание и радуются, если им это удается, и наоборот, сердятся и ворчат, если сверстник не отвечает взаимностью. Типичным для малышей является стремление к индивидуальным играм и занятиям. У детей старшего возраста тенденции к
совместности начинают преобладать в сравнении с одиночными играми и занятиями, хотя в определенной степени последние сохраняют свои позиции. Установлено, что слишком бурная активность, которую развивают старшие дошкольники в совместной деятельности, начинает в какой-то момент утомлять детей, что может стать причиной ссор и прекращения вызывающей только что невероятный восторг деятельности. Поэтому, как мы полагаем, стремление к короткому уединению и отдыху носит естественный характер защиты детей друг от друга. Уединение на время не мешает им вновь вместе затевать интересные дела и игры, которые все так же как и всегда стоят в центре детской жизни, мотивируемые потребностями в общении, в общении развиваются и на общение детей влияют. Дети радуются свободе и раскованности отношений, которые складываются в совместной деятельности, их активность, объединяется не только для познания окружающего мира, но и для эмоционального удовлетворения, которое испытывает равные среди равных. Дети весело смеются, хохочут, кривляются, как говорят взрослые, шалят и безобразничают. На самом деле, это та естественная не нормативная радость, которая обнажает чувства ребенка, открывает его окружающим и позволяет ему открыть себя. В радостном порыве дети стремятся к единству, к объединению, потому что радость, помноженная на всех, становится безмерной. Она, как мы думаем, стимулирует взаимоотношения, создает и укрепляет их. Следует, очевидно, беречь детские чувства, проникнутые радостными переживаниями, т.к. они, кроме того, развивают привязанности детей друг к другу. Понятно, что бесперспективно рассматривать веселую стихийную возню ребят с целью формирования правильных социально- нравственных отношений. Это должно быть целесообразная, нравственно направленная содержательная деятельность, в которой могли бы развиваться важнейшие социальные качества личности. Изучение содержания общения в дошкольном возрасте в целом показало, что дети естественным образом
стремятся друг к другу, ждут один другого, радуются встречам в детском саду. Детские контакты характеризуются избирательностью в общении. Однако избирательность не имеет стабильного неизменного характера. Это очень важный вывод свидетельствует о том, что у дошкольников нет глубоких привязанностей, например, постоянной дружбы, которые позволяли бы им стойко и неизменно предпочитать одних и отвергать других товарищей. Мы считаем это позитивным явлением в дошкольном возрасте, специфичным именно для него, так как появляется реальная возможность для сплочения всех детей группы, а не только детских группировок по интересам или по другим признакам. Например, сегодня очень актуальным представляется объединяться по признаку материального благополучия: у кого есть красивая, модная одежда, игрушки и сладости, того приглашают в игру, с тем хотят общаться, а остальных отвергают. Что же остается делать этим отверженным детям? Вновь объединяться по тому признаку, который уже в их объединении является наиболее значимым и одобряемым. В группе отвергнутых детей возникают свои лидеры, предпочитаемые и вновь отвергаемые. Такой процесс деления длится до тех пор, пока группировку можно разделить по тому или иному признаку или признакам. Однако детские привязанности часто меняются, и зачастую отвергнутые дети попадают в "престижную" группировку на некоторое время, если им удается доказать сверстникам свою необходимость. Исследования (Р. И. Жуковской) доказали, что общение сверстников в основном регламентировано выбором товарищей, у которых развиты в достаточной мере не только игровые интересы и связанные с ними переживания, но и определенные личностные качества, как-то: умение ладить, договариваться, не конфликтовать, а возникающие конфликты разрешать не агрессивным путем. К сожалению, намного меньше проявлений
в поведении детей, взаимопомощи, поддержки, заботы и внимания, т.е. качеств гуманизма. Моральные нормы, которыми руководствуются взрослые, должны преломляться в более простых нравственных требованиях, которые предъявляются ребенку дошкольного возраста. Как показывает педагогический опыт и специальные психолого-педагогиче ские исследования, к ним относятся требования играть и работать дружно, помогать друг другу в общем деле, не отнимать у сверстника игрушки и не ссорится с ним, бережно относиться к своим вещам и имуществу других и т.п. Все перечисленные требования не сложны и их может заучить даже маленький ребенок. Однако заучить не означает усвоить, необходимо внутренне подчинить свое поведение нравственным требованиям. Таким образом, мы пришли к выводу, что в старшем дошкольном возрасте отношения дружбы наиболее реализуются в контексте игры, но ее психологическое содержание сильно изменяется с возрастом. На протяжении старшего дошкольного возраста происходит постепенное выделение, развитие и упрочение собственно дружеских отношений, и игра остается лишь деятельностью, в контексте которой эти отношения развертываются. Основным содержанием развития дружбы в этом возрасте является формирование стойкой привязанности к сверстнику с участием эмоциональных и личностных компонентов, а также осознание этой привязанности.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!