Напоминание

родительское собрание "Поощрение и наказание"


Автор: Джалилова Ксения Сергеевна
Должность: студентка 4 курса
Учебное заведение: Оренбургский государственный педагогический университет
Населённый пункт: г.Оренбург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: родительское собрание "Поощрение и наказание"
Раздел: начальное образование





Назад





РАЗРАБОТКА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

«ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Рекомендуемое время проведения:
II четверть.
Форма проведения
: лекторий для родителей, обмен мнениями.
Цель:
формирование у родителей культуры поощрения и наказания.
Задачи:
1) обсудить проблему поощрения и наказания ребёнка в семье. 2) определить значение данных методов воспитания; 3) обобщить и дополнить знания родителей о видах наказания и поощрения.
Вопросы к собранию:
1) Значение методов поощрения и наказания в воспитании детей в семье. 2) Какие методы поощрения и наказания приемлемы в семье? 3) Какова их эффективность?
Ход собрания

I.

Подготовительный этап
1. Подготовка анкет для родителей. 2. Подготовка ситуации для анализа. 3. Подготовка упражнений для тренинга. 4. Подготовка высказываний педагога о поощрениях и наказаниях. 5. Диагностика уровня тревожности у детей.
II.

Организационный этап
1. Раздать листы с обработкой уровня тревожности детей. 2. Приготовить памятки, листы-опросники для родителей.
III.

Проведение педагогического всеобуча
Классный руководитель. Проблемы, которые мы рассмотрим сегодня на собрании, являлись злободневными всегда. В настоящее время они волнуют всех: учителей, родителей, психологов и самих воспитанников. Неумелое применение поощрений и наказаний не только не даёт ожидаемых результатов, но и играет отрицательную роль в формировании личности, повышает уровень тревожности у ребёнка. К родительскому собранию мы провели диагностику уровня личной тревожности. (Приложение1.) Результаты теста показали, что у_____% наших с вами детей тревожность высокая, у_____% - умеренная, у_____% - низкая. В общем, это неплохие результаты для класса в целом. Однако не стоит успокаиваться. Многие дети проявили тревожность при переживании неудач, что может быть связано и с боязнью непонимания родителей, с возможным наказанием.
Проблема наказания
– неисчерпаемая тема самых распространённых и бурных дискуссий. Выбор предпочитаемых методов закладывается у будущих мам и пап ещё в детстве. И, несмотря на эмоциональные потрясения, переживаемые многими в школьные годы, традиции наказания с большим трудом претерпевают изменения в течение жизни. Как часто слышишь от родителей, оправдывающих свою жестокость, подобные фразы: «Меня воспитывали в строгости, и мой
ребёнок не вырастет избалованным», «Я всегда слушалась маму, и моя дочь обязана меня слушаться» и т. д. Бывает, правда и иначе: взрослый с неприязнью вспоминает опыт, полученный им от своих родителей. Сохранив горечь обиды и разочарования после телесного наказания, понимает, что никогда, ни под каким предлогом не ударит, не оскорбит ребёнка. Столько книг, фильмов, телепередач посвящено этой теме, но зачастую родители пренебрегают мнением специалистов, воспитывая по принципам: «Чужая семья – потёмки», «Мой ребёнок, мне и решать как наказывать». Итак, проблема, которую мы будем обсуждать, довольно распространённая и всё – таки сложная. Начнём с сути понятий. Слово
«наказание»
в словаре русского языка С. И. Ожегова толкуется как «мера воздействия на того, кто совершил проступок, преступление». Можно выделить следующие
виды наказаний
: *словесное наказание (угрозы, оскорбления, унижения, крики, ворчание и т. д.); *физическое наказание (шлепки, порка ремнём, подзатыльники и т. д.); *наказание изоляцией (стояние в углу, запирание в комнате, ванной, туалете, отказ от контакта и т. д.); *наказание трудом (или, что еще парадоксальнее, уроками, чтением); *наказание лишением (лишение прогулок, сладостей, компьютера и т. д.). Разберём каждый вид наказаний в отдельности.
Физическое наказание
для одних родителей совершенно неприемлемо, для других – в порядке вещей. По мнению психологов, в семьях, где битьё – обычный метод воспитания, дети находят различные пути адаптации к таким жестким условиям. Агрессия со стороны взрослых провоцирует детскую агрессию. Например, начинают вымещать обиду на тех, кто слабее – младших детях, животных, иногда игрушках. А, став взрослым, такой ребёнок сам начнёт применять эти методы в своей семье. Для него то, что его в детстве пороли, становится оправданием рукоприкладства по отношению к своим детям. Жестокость порождает жестокость. Да, к сожалению, зачастую физическое наказание становится не столько «воспитательной мерой», сколько проявлением мести за себя и жестокости по отношению к своим детям. В ряде исследований зарубежных психологов отмечалось, что в Соединённых Штатах и Западной Европе жестокое обращение с детьми встречается с частотой, вызывающей беспокойство; от 1 до 2 млн людей в детстве подвергаются насилию и даже угрозе применения оружия со стороны родителей. Большинство опрошенных родителей (73 %) признались, что прибегали к той или иной форме насилия по отношению к детям в возрасте от 3 до 17 лет: били, пугали детей оружием или ножом, наказывая ребёнка. Всё чаще такие случаи становятся темой репортажей и в нашей стране. Иногда избиение ребёнка является следствием конфликта между мужем и женой, когда озлобленность против одного из супругов переносится на относительно беззащитного ребёнка. Дети в таких семьях, понимая чувства родителей, не озлобляются против них, но несправедливость этого мира также приводит к печальным последствиям в формировании личности. Дети становятся замкнутыми, неуравновешенными, высок их уровень тревожности. Психологами был проведён эксперимент, в котором отношения между родителями и детьми н а б л ю д а л и н е п о с р е д с т в е н н о в с е м ь я х т р ё х т и п о в : ►в семьях, где по отношению хотя бы к одному ребёнку проявляли жестокость; ►в семьях, в которых родители относились к ребёнку равнодушно или занимали позицию п о л н о г о е г о о т в е р ж е н и я ( н а п р и м е р , о ч е н ь п л о х о к о р м и л и ) ; ►в семьях, где не было ни случаев жестокости, ни равнодушия по отношению к детям (контрольная группа). Образовательный уровень и доходы в этих семьях были равными. Улыбка, похвала, эмоциональный контакт между членами семьи считались положительными признаками поведения. К отрицательным отнесли критичность, сарказм, неодобрение и гнев. В семьях, где были приняты жестокость и равнодушие, родители проявляли по отношению к детям больше отрицательных признаков поведения, чем родители в контрольной группе. В семьях, где
родители занимали позицию отстранённости, дети чаще конфликтовали с родителями, братьями и сёстрами, чем дети в контрольной группе. Дети, с которыми были жестоки, вели себя плохо по отношению к родителям, у них чаще наблюдалась агрессия по отношению к другим детям. Если проанализировать ситуации, в которых родители бьют детей, то в большинстве случаев за благовидной целью «воспитания» обнаружится неумение взрослого управлять своими эмоциями, справляться с раздражением, гневом, жестокостью. Итак, физические наказания приводят к следующим проблемам в воспитании: ● агрессия родителей приводит к агрессии детей; ● дети становятся неуравновешенными, эмоционально ранимыми, вспыльчивыми; ● наказания ведут к появлению такой черты характера, как замкнутость; ● повышается уровень тревожности ребёнка. Сделайте вывод, приведут ли такие последствия к целям, ради которых родители используют наказание как метод (например, станет ли ребёнок лучше учиться)? Организуется дискуссия, обмен опытом. Рассмотрим следующий вид наказания –
наказание словом
. Словесные наказания считают наиболее мягкими, не приносящими большого вреда. И трудно представить родителя, который бы ни разу в жизни не крикнул на ребёнка, не обозвал его, не выругался в его адрес. Но в этом случае мы имеем дело в первую очередь с аффективной (т. е. эмоциональной) реакцией, а никак не с воспитательной мерой. Зачастую родители кричат и ругаются из-за того, что у них неприятности на работе, или они устали, или им сейчас не до ребёнка. В общем, просто из - за того, что не могут сдержаться. Никакой воспитательной роли фразы вроде «Всё из – за тебя!», «Вечно ты…», «Когда это кончится!» (а то и похуже) сыграть не могут. Они, наоборот, вызывают у детей либо ответное озлобление, либо подавленность, разочарованность. Ведь взрослый является для ребёнка в детстве огромным авторитетом. И всё, что тот произносит, воспринимается как непреложная истина. Представляете, какую самооценку сформирует постоянное использование таких высказываний при общении с ребёнком? Принимая на веру эти утверждения, дети начинают думать: «Наверное, я и в правду «идиот», «тупица». Ничего хорошего из меня не выйдет. А заниженная самооценка порождает новые проблемы в формировании личности ребёнка: опять – таки агрессивность, за мкн уто с т ь, неуравновешенность и т. д. Чтобы добиться пользы от словесных наказаний, необходимо «Ты – высказывания» («Ты опять получил двойку! Когда это кончится!», «Ты опять не прибрал в своей комнате», «Как ты посмел уйти в гости без моего согласия») в своей речи поменять на «Я – высказывания» («Я так расстроена этой новостью! А как же наш договор? Я думаю, тебе надо срочно заняться этим – выучи и расскажи мне эту тему», «Я думала, мы с тобой договорились о том, что уборку в комнате надо делать ежедневно», «Когда ты принимаешь такие решения, не обсудив их со мной, мне бывает обидно. В следующий раз посоветуйся со мной»). Следующий вид наказаний –
наказание изоляцией
. Например, ребёнка на короткий период исключают из общих занятий. По уговору с остальными членами семьи никто в это время не обращает на него внимания, общение с ним происходит только по необходимости (приглашение к обеду, отход ко сну). Такой приём рекомендуется применять спокойно, объяснив детям причину наказания, обговорив условия его прекращения. Подобная мера воздействия, по мнению некоторых исследователей, не наносит ребёнку ни физического, ни эмоционального вреда. Но вряд ли можно судить о возможных последствиях столь однозначно, особенно в младшем школьном возрасте, когда семья для ребёнка – главная ценность. Такой метод наказания применяют и сами дети в среде сверстников. Но в школе, участвуя в наказании своего товарища, они не могут так или иначе не сопереживать ему. Одним такое наказание другого приносит радость, других огорчает. Бывает, что школьники, подражая поступкам взрослых, сами объявляют бойкот тому, кого чаще других наказывает учитель. Наглядным примером такого поведения детей является кинофильм Р. Быкова «Чучело», в финале которого Железная Кнопка кричит: «Тогда я сама всем! Всем! Объявляю бойкот!».
Применяя наказание изоляцией, не нужно забывать об индивидуальных различиях в психике детей. Если ребёнка изолируют, закрыв в тёмной комнате или другом помещении, а он страдает боязнью замкнутого пространства (клаустрофобией), то такое наказание превращается в самую жестокую пытку. Это может привести к сильнейшему стрессу и другим тяжёлым последствиям. Очень противоречивый метод воздействия –
наказание трудом
. «За то, что получил двойку, будешь всю неделю пылесосить квартиру». Ещё более абсурдный приём – наказание учёбой. «За то, что ты опоздал, сядь и прочти 20 страниц». Такие наказания могут на всю жизнь закрепить негативное отношение к труду, учёбе, чтению. Какой же вид наказания не нанесёт морального вреда детям? Известный учёный – психолог Ю. Гиппенрейтер в книге «Общаться с ребёнком. Как?» советует родителям следующее. Когда наказания не избежать, придерживайтесь одного очень важного правила: «Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое». Речь здесь идёт о наказании лишением. Задумайтесь над этим высказыванием! Найдите в жизни ребёнка то, что для него особенно важно. Прогулка в выходные, игры с друзьями, так любимые современными детьми компьютерные игры, катание на велосипедах, выход в гости и пр. Ю. Гиппенрейтер называет это «золотым фондом радости». Если ваш ребёнок совершает какой – то проступок, то удовольствие на этой неделе или в этот день отменяется. Выбирая наказание для каждого случая, всегда спрашивайте себя: «А какую цель я преследую?» Удаётся ли добиться поставленной цели? Если нет, то наказание будет фиктивным, бессмысленным. Например, наказывая ребёнка за двойки, вы уверены, что после наказания их станет меньше? Может, причина неуспеваемости совсем не связана с прилежностью. Ребёнок просто не усваивает материал. Итак, подытожим, каковы рекомендации психологов родителям в выборе методов воспитания: ● при выборе метода наказания ребёнка контролируйте свои эмоции и действия: если вы считаете возможным в качестве дисциплинарной меры причинить боль ребёнку, то, возможно, и сами не заметите, как переступите черту и перейдёте к жестокости; ● ни в коем случае не стоит наказывать ребёнка чтением (музыкальными занятиями, физическими упражнениями), трудовыми обязанностями – тем, что он должен делать добровольно, от чего может и должен получать радость; ● будьте справедливы к детям; ● не злоупотребляйте наказаниями, применяйте их, только если совершён проступок действительно серьёзный, по – настоящему вас огорчивший; ● прежде чем применить наказание, останавливайтесь и спрашивайте себя о целях, прогнозируйте возможный результат (насколько это наказание будет эффективным). Теперь рассмотрим такой метод стимулирования желательного поведения ребёнка как
поощрение.
В словаре С. И. Ожегова глагол
«поощрить»
толкуется как «содействием, сочувствием, наградой одобрить что–нибудь, возбудить желание сделать что–нибудь». Дети обычно учатся и ведут себя лучше, если их поощряют за хорошее поведение, а не наказывают за плохое. Простейшей формой поощрения является похвала. Похвала может быть простой или сложной. Простое «спасибо» или улыбка, покажет, что вы заметили его усилия. Более сложный вариант: «Я так рада, что ты добился успеха – ответственно готовился к контрольной и получил пятёрку!» Действенная похвала должна быть конкретной. Нужно оценить усилия ребёнка, его действия, а не его самого (так же, как и при наказании). Действенная похвала должна быть незамедлительной. Чем быстрее вы похвалите ребёнка за хороший поступок, тем лучше. Хвалить нужно искренне, не заигрывать с ребёнком – дети чувствуют фальшь. Похвала должна учитывать и способности, уровень развития ребёнка. За одинаковый результат разных детей и хвалить надо по–разному. Ещё один момент – похвала тогда будет эффективной, когда звучит не слишком часто.
Часто родители, желая воспитать ребёнка «без комплексов», считают, что хвалить его нужно постоянно, даже путём сравнения результатов его действий с результатами других. Например: «Очень хорошо, что ты единственный, кто написал тест на «пять». Значит ты самый умный в классе». Конечно, ребёнок нуждается в одобрении и положительных оценках. Но эффективность похвалы очень зависит от того, кто его хвалит и как это делается. Потребность во внешнем одобрении – своего рода наркотик, привыкнув к которому, человек теряет самого себя; он нуждается в постоянных похвалах и все свои силы тратит на то, чтобы услышать в свой адрес положительную оценку, а не на то, чтобы достигнуть успехов. В результате он не только не слышит и не понимает, что говорят окружающие, но и самого себя не слышит и не чувствует. У детей, которые привыкли к постоянным поощрениям в виде похвалы, появляется чувство вины и протеста в случае неудач, формируются потребности в постоянном восторженном, восхищённом признании его личности. Как быть, если есть необходимость поощрять детей более активно? Это можно сделать, выработав систему поощрений. Чтобы эффект от них не пропал даром, оно должно быть чем – то, чего ребёнок хочет или в чём нуждается, и откладывать его нельзя. Поощрение может быть незначительным (улыбка, похвала), может быть выражено материально, а может быть проявлением внимания к успехам детей. Родители обычно сами придумывают формы поощрения в зависимости то склонностей и предпочтений сына или дочки.
IV.

Тренинг для родителей

Упражнение «Правильно ли?»
Задание: послушайте описание ситуации. Решите, правильно ли похвалили ребенка. Если нет, постройте фразу как нужно. 1 ситуация: после концерта для родителей: «Юля, ты лучшая пианистка в школе!» (Преувеличенная похвала. Лучше сказать: «Сегодня ты играла действительно хорошо!») 2 ситуация: «Маша, ты отлично убралась: пол чистый, кровать убрана, игрушки сложены». (Правильно, перечислены конкретные поступки, которые заслуживают одобрение) 3 ситуация: мальчик играл с другом в шахматы. Мама пришла и сказала: «Какой ты сегодня молодец!» (Неясная похвала. Надо объяснить, почему, например: «Я рада, что ты не забыл помыть посуду!» или «Я рада, что ты полюбил шахматы!») 4 ситуация: «Ты у нас такой умница! Настоящий помощник! Что бы мы без тебя делали!» (Ребенка «захваливают». Лучше сказать: «Ты много работал сегодня. Все сделал, как было надо!»)
V.

Этап социологического опроса родителей
Классный руководитель. Мы приготовили анкету-опросник для родителей с целью выявления видов поощрений и наказаний, предпочитаемых вами. Ответьте, пожалуйста, на вопросы этой анкеты. (Приложение 2.)
VI.

Подведение итогов родительского собрания
Классный руководитель. Надеемся, что наше собрание помогло вам многое осмыслить. Ни для кого не секрет, что, чем больше мы анализируем с ребенком его поступки, поведение, чем больше проговариваем жизненные ситуации, тем эффективнее помогаем ему корректировать свое поведение. Помощниками же в этом процессе являются методы поощрения и наказания, о которых мы сегодня говорили. В заключение мы хотим предложить вам памятку, которая поможет сделать правильный шаг в выборе этих методов. (Приложение 3.)
VII.

Анализ итогов родительского собрания


1.
Классному руководителю предстоит проанализировать результаты ответов родителей и зафиксировать результаты анализа по схеме: «Родители класса предпочитают:  Словесные наказания - %  Лишение ребенка удовольствий - %  Физическое наказание - %  Телесные формы поощрения - %  Материальные формы поощрения - %  Словесные поощрения - %
2.
Родителей, применяющих жестокие наказания, пригласить для дальнейшей работы с психологом.
Приложение 1.

«Диагностика школьной тревожности»
Вопросы

Почти

никогда

(1 б)

Иногда

(2 б)

Часто

(3 б)

Почти

всегда

(4б)

1

2

3

4

5
1. Я спокоен 1 2 3 4 2. Мне хочется докопаться до сути 1 2 3 4 3. Я разъярён 1 2 3 4 4. Я падаю духом 1 2 3 4 5. Я напряжён 1 2 3 4 6. Я испытываю любопытство 1 2 3 4 7. Мне хочется стукнуть кулаком 1 2 3 4 8. Я стараюсь получать хорошие оценки 1 2 3 4 9. Я раскован 1 2 3 4 10. Мне интересно 1 2 3 4 11. Я рассержен 1 2 3 4 12. Я прилагаю много сил 1 2 3 4 13. Меня волнуют неудачи 1 2 3 4 14. Мне кажется, что урок никогда не кончится 1 2 3 4 15. Мне хочется на кого-нибудь накричать 1 2 3 4 16. Я стараюсь 1 2 3 4 17. Я чувствую себя неудачником 1 2 3 4 18. Я чувствую себя исследователем 1 2 3 4 19. Мне хочется что-нибудь сломать 1 2 3 4 20. Я не справлюсь с заданием 1 2 3 4 21. Я взвинчен 1 2 3 4 22. Я энергичен 1 2 3 4 23. Я взбешён 1 2 3 4 24. Я горжусь собой 1 2 3 4 25. Я чувствую себя свободно 1 2 3 4 26. У меня хорошо работает голова 1 2 3 4 27. Я раздражён 1 2 3 4 28. Я решаю самые трудные задачи 1 2 3 4 29. Мне не хватает уверенности 1 2 3 4 30. Мне скучно 1 2 3 4
Ключ

Шкала

Пункты
Познавательная активность 2 6 10 14 18 22 26 30 Мотивация достижения 4 8 12 16 20 24 28 Тревожность 1 5 9 13 17 25 29 Гнев 3 7 11 15 19 23 27
Оценка результатов:
ПА – шкала познавательной активности. МД – шкала мотивации достижения. Т – шкала тревожности. Г – шкала гнева. Формула: ПА + МД + (-Т) + (-Г)

Нормативные показатели

Тревожность

Девочки

Мальчики
Высокая 27-30 24-30 Средняя 20-26 17-23 Низкая 10-19 10-16
Приложение 2.

«Анкета для родителей»
1. Считаете ли Вы проблему наказания и поощрения детей в семье важной и актуальной?
А) да Б) нет
2. Как Вы относитесь к поощрениям ребёнка в семье?
А) как к необходимому и значимому методу семейного воспитания Б) как к родительской обязанности В) не задумывались над этим
3. Как Вы относитесь к наказанию детей в семье?
А) как к необходимому в некоторых случаях методу семейного воспитания Б) как к важному методу В) как к нежелательному методу семейного воспитания
4. Наказывали ли Вас в детстве?
А) да, регулярно Б) иногда, если это заслуживали В) почти никогда Г) никогда
5. Как Вы поощряете своего ребёнка?
А) материально Б) морально В) сочетаю различные формы поощрения
6. Какие формы поощрения Вы считаете наиболее значительными?
А) покупка одежды Б) покупка предметов, связанных с интересами и увлечениями ребёнка В) денежное поощрение Г) словесные формы поощрения Д) объятия, поцелуи
7. Какие формы наказания Вы считаете наиболее приемлемыми?
А) физическое наказание Б) исключение общения с ребёнком В) лишение ребёнка чего-либо
Приложение 3.
«Памятка для родителей»
1. Будьте последовательны и объективны в оценке поступков и поведения ребенка. 2. Помните об ответственности при выборе форм наказания. 3. Не спешите наказывать своего ребенка, не разобравшись в ситуации, с чужих слов. 4. Не принимайте формальные решения о наказании (наказание должно быть действительным для ребенка). 5. Уважайте ребенка как личность, не оскорбляйте и не унижайте его. 6. Не бойтесь рассказывать своему ребенку о своих проступках в его возрасте. Это сблизит вас, поможет ребенку понять себя. 7. Требуйте от ребенка говорить только правду, какой бы горькой она для вас ни была. 8. Защищайте своего ребенка, если вы уверены в том, что он не совершал дурного поступка. 9. Наказывая ребенка, придерживайтесь единой линии наказания среди членов семьи, не скрывайте его проступки от супруга(и). Это может привести к потере вашего авторитета. 10. Будьте терпеливы в исполнении наказания, иначе ребенок станет управлять вашим поведением. 11. В промахах и проступках сына или дочки не пытайтесь делать виноватыми других людей. 12. Наказывая ребенка, не вспоминайте ему прошлых проступков. Иначе он почувствует себя неполноценным. 13. Умейте дарить поощрения! Принимайте ребенка таким, какой он есть. Любите сына или дочку, несмотря ни на что!


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!