Сенсорное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством игр с природным материалом
Автор: Бурмистрова Наталья Абрамовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Лесная сказка" д. Бурмистрово Населённый пункт: д. Бурмистрово, Искитимский район, Новосибирская область Наименование материала: статья Тема: Сенсорное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством игр с природным материалом Раздел: дошкольное образование
Сенсорное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством
игр с природным материалом
В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. Именно
через игру дошкольники приобретают необходимые знания, умения и навыки
для их перспективного развития.
Как отмечает Т. И. Волкова: «Игра для дошкольника – один из важнейших
путей изучения окружающего мира». Игры с природными материалами имеют
большой педагогический потенциал. Преимущества игр с природными материа-
лами объясняется тем, что ребенок является не пассивным созерцателем, а ак-
тивным участником разыгрываемых событий. В результате этого изучаемые
природные материалы осваиваются как бы изнутри, на фоне личных игровых
мотиваций, переживаний и эмоций. Знания в таких играх усваиваются, укореня-
ясь на основе личностного опыта каждого ребенка. Отметим также, что наличие
в каждой игре элемента поисковой деятельности стимулирует мотивацию, не
позволяет расслабиться, заставляет искать, думать [3, с. 279].
В процессе игр с природными материалами формируются представления
о взаимосвязях, существующих в природе. По мнению В. И. Турченко, ребенок
познает основные взаимосвязи в природе, взаимодействуя с основными есте-
ственными материалами такими как вода, снег, лед, песок и т.д. Для ребенка они
не являются абстрактными, потому что он ежедневно встречается с ними в по-
вседневной жизни, но не как с элементами, а как с вещественными, материаль-
ными объектами, существующими для удовлетворения его жизненных потреб-
ностей. Целостное же представление о разнообразных свойствах этих есте-
ственных природных материалов еще отсутствует в сознании ребенка. Он пони-
мает, что вода необходима человеку, для того чтобы готовить пищу, стирать,
умываться, однако образ воды как важного природного элемента, еще сфор-
мирован недостаточно [5, с. 190].
Т. И. Волкова, отмечает, что игры с природными материалами – это разви-
вающие игры, которые позволяют сделать процесс воспитания и обучения более
естественным, приносящим радость и удовольствие и детям, и взрослым [7, с.
280].
Как отмечает З. М. Богоуславская и Е. О. Смирнова, игры с природными
материалами, являются самым доступным и естественным способом формиро-
вания конкретных представлений о природе. Взрослый через игру с ребенком
может ненавязчиво сообщить о свойствах и качествах природных материалов,
обратить внимания на закономерности, существующие в природе, на то, как не-
живая природа влияет на строение и состояние объектов живой природы. Изу-
чение неживой природы в процессе игр с ее объектами на полисенсорной осно-
ве помогает ребенку ознакомиться с признаками, качествами и свойствами, ко-
торые невозможно объяснить с помощью слов и иллюстраций. В таких играх
быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ре-
бенком, снижается психическое напряжение, характерное для процесса обуче-
ния [1, с. 113].
Хотя и существует точка зрения, что для игр детей с природными матери-
алами достаточно создать условия и организовать их, большинство авторов при-
держиваются мнения, что обязательным должно быть и руководство этими иг-
рами со стороны взрослого. Организация собственно обстановки для игры сама
по себе не влияет на деятельность детей, только воспитание у детей в игре пра-
вильных и последовательных действий с природными материалами позволяет
им осознавать качества материалов и их состояние.
Первый путь руководства играми с природными материалами – влияние
на содержание игры. На занятиях, на прогулках, в процессе наблюдений, чтения
художественных произведений, хозяйственно-бытового труда дети усваивают
назначение природных материалов в природе, в жизни и деятельности человека,
способы обращения с ними, эмоционально-нравственные оценки.
Второй путь руководства играми с природными материалами – обучаю-
щие игры. Взрослый выбирает темы, разнообразит содержание, показывает иг-
ровые действия.
Третий путь руководства – закрепление в самостоятельной инициативной
игре приобретенного опыта деятельности с природными материалами и фор-
мирование прогрессивных (для каждого возрастного периода) способов реше-
ния игровых задач. Для этого педагог организует деятельность дошкольников в
усложняющихся проблемных игровых ситуаций с учетом их конкретного прак-
тического опыта, а также игровой среды.
Многие специалисты справедливо полагают, что ни один дидактический
материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воз-
действия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед
детьми. Таким образом, ребенок непосредственно, с помощью органов чувств,
воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину,
звуки, оттенки, пространственное расположение. У него формируются конкрет-
ные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем
помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить
новые понятия [2].
Первые контакты детей с окружающим миром происходят на ежедневных
прогулках. Это пора самых невероятных открытий, ведь для ребенка все проис-
ходит впервые. Дети узнают, что из влажного песка можно лепить, а сухой пе-
сок можно сыпать; что деревья растут из земли, а на их ветках есть листья и
плоды; если вылить воду, то образуется лужа, которая быстро исчезает. Как важ-
но, чтобы эти маленькие открытия происходили каждый день, чтобы стало по-
требностью находить, замечать, удивляться и радоваться, а главное, приобре-
тать собственный неповторимый опыт общения ребенка с миром природы.
Игра с природным материалом вызывает неповторимые тактильные ощу-
щения, доставляет необычайное удовольствие. Природные материалы необхо-
димо регулярно использовать как на индивидуальных, так и подгрупповых раз-
вивающих игровых сеансах. В играх с природным материалом дети принимают
самое непосредственное участие. Здесь как специалистам, так и родителям
необходимо соблюдать принцип золотой середины, и очень важно сохранять ба-
ланс между самостоятельностью ребенка и помощью, которая оказывается ему
взрослыми. Идти за ребенком, но организовывать среду вокруг него таким об-
разом, чтобы он захотел исследовать и изучать ее.
Влияние на сенсорное воспитание детей среднего дошкольного возраста
оказывает формирование у него представлений об особенностях природного ма-
териала. На основе использования природных материалов можно организовы-
вать невероятное количество игр, имеющих воспитательную и образовательную
направленность и призванных решать задачи познавательного и эмоционально-
го развития, формирования пространственной ориентировки. Самые любимые
детьми игры с природным материалом зачастую являются самыми простыми из
них: детям нравиться делать фигурки из влажного песка с помощью пласт-
массовых формочек в виде животных, игрушек или фруктов; рассматривать и
изучать песок, камни, их свойства, например, сыпать песок, дуть на него ме-
шать подручными предметами; делать из песка дома и норы для фигурок жи-
вотных; насыпать совком песок, землю, камни, наливать воду в самые разные
емкости (банки, коробки, колбы) и слушать, какие звуки будет издавать емкость,
если её потрясти; оставлять следы пальцев, отпечатки ладоней и самых разных
предметов на самых разных природных поверхностях (песок, земля). Такую
игру можно немного усложнить, спрашивая ребенка, что же за предмет остав-
ляет отпечатки [4].
Таким образом, игры с природными материалами способствуют сенсорно-
му воспитанию детей среднего дошкольного возраста, стимулируют познава-
тельную активность, формируют навыки конструктивной и трудовой деятельно-
сти. Необходимо подчеркнуть, что использование природных материалов (пес-
ка, снега, воды, льда, глины, камней) ценно в развитии чувствительности паль-
цев рук, тактильной стимуляции, кинестетических ощущений, совершенствова-
нии моторных возможностей. Сенсорное воспитание детей начинается уже в
раннем возрасте и продолжается на протяжении всей жизни, являясь важным
условием и средством психического развития ребенка, а также благополучие
эмоциональной сферы. Природная среда является тем уникальным местом, где
дети получают первый опыт творческой работы и где игра, изобразительная де-
ятельность и спонтанность тесно связаны друг с другом. Игры с природным ма-
териалом в большей мере удовлетворяют любознательность детей. Сенсорное
воспитание детей среднего дошкольного возраста является залогом его успеш-
ного
осуществления
разных
видов
деятельности,
формирования
различных
способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и системати-
чески включаться во все моменты жизни дошкольников. Сенсорное воспитание
детей среднего дошкольного возраста в процессе игр с природным материалом
должно осуществляться разнообразно, с использованием приемов, учитываю-
щих развитие каждого ребенка.
Список использованных источников
1.
Богуславская
З.
М.
Развивающие
игры
для
детей
дошкольного
возраста /З. М. Богоуславская, Е. О. Смирнова. – М.: Просвещение, 2010. – 213
с.
2. Вартан В. П. Сенсорное развитие дошкольников / В. П. Вартан. — Мн.:
БрГУ, 2007. – 195 с.
3. Волкова Т. И. Игра и сенсорное развитие дошкольника / Т. И. Волкова //
Молодой ученый. – 2014. – № 14. – С. 279-281.
4. Метиева JI. А. Развитие сенсорной сферы детей / Л. А. Метиева, Э. Я.
Удалова. – М.: Просвещение, 2009. – 160 с.
5. Турченко В. И. Дошкольная педагогика / В.И. Турченко. – М.: Флин-
та, НОУ ВПО МПСИ, 2013. – 256 с.