Напоминание

Сенсорное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством игр с природным материалом


Автор: Бурмистрова Наталья Абрамовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Лесная сказка" д. Бурмистрово
Населённый пункт: д. Бурмистрово, Искитимский район, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: Сенсорное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством игр с природным материалом
Раздел: дошкольное образование





Назад





Сенсорное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством

игр с природным материалом
В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. Именно через игру дошкольники приобретают необходимые знания, умения и навыки для их перспективного развития. Как отмечает Т. И. Волкова: «Игра для дошкольника – один из важнейших путей изучения окружающего мира». Игры с природными материалами имеют большой педагогический потенциал. Преимущества игр с природными материа- лами объясняется тем, что ребенок является не пассивным созерцателем, а ак- тивным участником разыгрываемых событий. В результате этого изучаемые природные материалы осваиваются как бы изнутри, на фоне личных игровых мотиваций, переживаний и эмоций. Знания в таких играх усваиваются, укореня- ясь на основе личностного опыта каждого ребенка. Отметим также, что наличие в каждой игре элемента поисковой деятельности стимулирует мотивацию, не позволяет расслабиться, заставляет искать, думать [3, с. 279]. В процессе игр с природными материалами формируются представления о взаимосвязях, существующих в природе. По мнению В. И. Турченко, ребенок познает основные взаимосвязи в природе, взаимодействуя с основными есте- ственными материалами такими как вода, снег, лед, песок и т.д. Для ребенка они не являются абстрактными, потому что он ежедневно встречается с ними в по- вседневной жизни, но не как с элементами, а как с вещественными, материаль- ными объектами, существующими для удовлетворения его жизненных потреб- ностей. Целостное же представление о разнообразных свойствах этих есте- ственных природных материалов еще отсутствует в сознании ребенка. Он пони- мает, что вода необходима человеку, для того чтобы готовить пищу, стирать, умываться, однако образ воды как важного природного элемента, еще сфор- мирован недостаточно [5, с. 190]. Т. И. Волкова, отмечает, что игры с природными материалами – это разви- вающие игры, которые позволяют сделать процесс воспитания и обучения более естественным, приносящим радость и удовольствие и детям, и взрослым [7, с. 280]. Как отмечает З. М. Богоуславская и Е. О. Смирнова, игры с природными материалами, являются самым доступным и естественным способом формиро- вания конкретных представлений о природе. Взрослый через игру с ребенком может ненавязчиво сообщить о свойствах и качествах природных материалов, обратить внимания на закономерности, существующие в природе, на то, как не-
живая природа влияет на строение и состояние объектов живой природы. Изу- чение неживой природы в процессе игр с ее объектами на полисенсорной осно- ве помогает ребенку ознакомиться с признаками, качествами и свойствами, ко- торые невозможно объяснить с помощью слов и иллюстраций. В таких играх быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ре- бенком, снижается психическое напряжение, характерное для процесса обуче- ния [1, с. 113]. Хотя и существует точка зрения, что для игр детей с природными матери- алами достаточно создать условия и организовать их, большинство авторов при- держиваются мнения, что обязательным должно быть и руководство этими иг- рами со стороны взрослого. Организация собственно обстановки для игры сама по себе не влияет на деятельность детей, только воспитание у детей в игре пра- вильных и последовательных действий с природными материалами позволяет им осознавать качества материалов и их состояние. Первый путь руководства играми с природными материалами – влияние на содержание игры. На занятиях, на прогулках, в процессе наблюдений, чтения художественных произведений, хозяйственно-бытового труда дети усваивают назначение природных материалов в природе, в жизни и деятельности человека, способы обращения с ними, эмоционально-нравственные оценки. Второй путь руководства играми с природными материалами – обучаю- щие игры. Взрослый выбирает темы, разнообразит содержание, показывает иг- ровые действия. Третий путь руководства – закрепление в самостоятельной инициативной игре приобретенного опыта деятельности с природными материалами и фор- мирование прогрессивных (для каждого возрастного периода) способов реше- ния игровых задач. Для этого педагог организует деятельность дошкольников в усложняющихся проблемных игровых ситуаций с учетом их конкретного прак- тического опыта, а также игровой среды. Многие специалисты справедливо полагают, что ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воз- действия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, ребенок непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, оттенки, пространственное расположение. У него формируются конкрет- ные первоначальные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия [2].
Первые контакты детей с окружающим миром происходят на ежедневных прогулках. Это пора самых невероятных открытий, ведь для ребенка все проис- ходит впервые. Дети узнают, что из влажного песка можно лепить, а сухой пе- сок можно сыпать; что деревья растут из земли, а на их ветках есть листья и плоды; если вылить воду, то образуется лужа, которая быстро исчезает. Как важ- но, чтобы эти маленькие открытия происходили каждый день, чтобы стало по- требностью находить, замечать, удивляться и радоваться, а главное, приобре- тать собственный неповторимый опыт общения ребенка с миром природы. Игра с природным материалом вызывает неповторимые тактильные ощу- щения, доставляет необычайное удовольствие. Природные материалы необхо- димо регулярно использовать как на индивидуальных, так и подгрупповых раз- вивающих игровых сеансах. В играх с природным материалом дети принимают самое непосредственное участие. Здесь как специалистам, так и родителям необходимо соблюдать принцип золотой середины, и очень важно сохранять ба- ланс между самостоятельностью ребенка и помощью, которая оказывается ему взрослыми. Идти за ребенком, но организовывать среду вокруг него таким об- разом, чтобы он захотел исследовать и изучать ее. Влияние на сенсорное воспитание детей среднего дошкольного возраста оказывает формирование у него представлений об особенностях природного ма- териала. На основе использования природных материалов можно организовы- вать невероятное количество игр, имеющих воспитательную и образовательную направленность и призванных решать задачи познавательного и эмоционально- го развития, формирования пространственной ориентировки. Самые любимые детьми игры с природным материалом зачастую являются самыми простыми из них: детям нравиться делать фигурки из влажного песка с помощью пласт- массовых формочек в виде животных, игрушек или фруктов; рассматривать и изучать песок, камни, их свойства, например, сыпать песок, дуть на него ме- шать подручными предметами; делать из песка дома и норы для фигурок жи- вотных; насыпать совком песок, землю, камни, наливать воду в самые разные емкости (банки, коробки, колбы) и слушать, какие звуки будет издавать емкость, если её потрясти; оставлять следы пальцев, отпечатки ладоней и самых разных предметов на самых разных природных поверхностях (песок, земля). Такую игру можно немного усложнить, спрашивая ребенка, что же за предмет остав- ляет отпечатки [4]. Таким образом, игры с природными материалами способствуют сенсорно- му воспитанию детей среднего дошкольного возраста, стимулируют познава- тельную активность, формируют навыки конструктивной и трудовой деятельно-
сти. Необходимо подчеркнуть, что использование природных материалов (пес- ка, снега, воды, льда, глины, камней) ценно в развитии чувствительности паль- цев рук, тактильной стимуляции, кинестетических ощущений, совершенствова- нии моторных возможностей. Сенсорное воспитание детей начинается уже в раннем возрасте и продолжается на протяжении всей жизни, являясь важным условием и средством психического развития ребенка, а также благополучие эмоциональной сферы. Природная среда является тем уникальным местом, где дети получают первый опыт творческой работы и где игра, изобразительная де- ятельность и спонтанность тесно связаны друг с другом. Игры с природным ма- териалом в большей мере удовлетворяют любознательность детей. Сенсорное воспитание детей среднего дошкольного возраста является залогом его успеш- ного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и системати- чески включаться во все моменты жизни дошкольников. Сенсорное воспитание детей среднего дошкольного возраста в процессе игр с природным материалом должно осуществляться разнообразно, с использованием приемов, учитываю- щих развитие каждого ребенка.
Список использованных источников
1. Богуславская З. М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста /З. М. Богоуславская, Е. О. Смирнова. – М.: Просвещение, 2010. – 213 с. 2. Вартан В. П. Сенсорное развитие дошкольников / В. П. Вартан. — Мн.: БрГУ, 2007. – 195 с. 3. Волкова Т. И. Игра и сенсорное развитие дошкольника / Т. И. Волкова // Молодой ученый. – 2014. – № 14. – С. 279-281. 4. Метиева JI. А. Развитие сенсорной сферы детей / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. – М.: Просвещение, 2009. – 160 с. 5. Турченко В. И. Дошкольная педагогика / В.И. Турченко. – М.: Флин- та, НОУ ВПО МПСИ, 2013. – 256 с.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!