Автор: Ильина Надежда Александровна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Жаворонок" Населённый пункт: город Абакан Наименование материала: Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности. Тема: Зимние проказы Раздел: дошкольное образование
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по обучению грамоте
для детей подготовительной к школе группы компенсирующей
направленности.
Автор: учитель – логопед Ильина Н. А.
Тема: Зимние проказы.
Цель: Формирование грамматического строя речи на занятиях по обучению
грамоте.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать умение находить отличие весны от других времен года;
- совершенствовать связную речь;
- формировать грамматический строй речи:
* совершенствовать образование сравнительных степеней
прилагательных;
* закрепить умение употреблять глаголы настоящего времени,
согласовывать их с существительными;
* продолжать развивать умение составлять сложносочиненные
предложения с союзом – а;
- закрепить умения детей составлять слова из слогов и букв;
- закрепить имеющиеся знания у детей о предложении;
- закрепить знания детей о весенних месяцах, их порядке;
Коррекционные:
- развивать фонематический слух:
* умение выделять первый согласный звук в слове;
* составлять слова из звуков;
- развивать зрительное и слуховое внимание;
- развивать память, мышление, общую и мелкую координацию движений.
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в паре;
- продолжать развивать умение слушать собеседника;
- воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
Карточки с заданиями для каждого сугроба, модели птиц, пение птиц
(аудиозапись), лужицы, сосулька, дорожки для зрительной гимнастики, материал
для имитации сугробов, веточки дерева (голая, с почками, с зелеными листиками).
Ход НОД:
I.
Вводная часть.
Логопед: «Сегодня я хотела бы произнести несколько строчек из стихотворения Ф.
Тютчева. «Зима недаром злится,
Прошла ее пора.
Весна в окно стучится
И гонит со двора…»
Действительно, зима злится и не хочет уступить место весне. А сегодня еще и
запорошила снегом нашу группу и весенних птиц. Давайте поможем весне победить
зиму и вернуть пение птиц, ведь без них весны не бывает. Я вам предлагаю
разгрести сугробы, выполнив определенные задания.
II.
Первый сугроб: Назови весенние месяцы. Какой весенний месяц второй по
счету, третий, первый?
Скажи, чем отличается весна от зимы?
от лета?
от осени?
Второй сугроб: «Хвастунишка» (измени слово по образцу). Логопед передает мяч
детям из рук в руки.
Теплый – теплее, яркий -…, громкий -…., высокий -…, чистый -…, радостный -…,
светлый - …, темный -…, свежий -… .
Третий сугроб: Расшифруй весенние слова. Найди среди букв 10 весенних слов.
(карточки по количеству детей)
ПКРВЕСНАДЖКАПЕЛЬНЮТПТИЦЫОЛЖЛПРОТАЛИНЫВАП
ПРМАРТИЛДМАЙВФУАПРЕЛЬРНГШВЕСНАРОБЮКАПЕЛЬРТ
Четвертый сугроб: Отгадайте загадку.
Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной. (сосулька)
Логопед: «На длинную и толстую сосульку посветило весеннее солнышко,
сосулька согрелась и начала таять, рассыпая свои искристые звонкие капельки.
Одна капелька попала к нам в группу. Посмотрим, как она путешествует?»
(зрительная гимнастика). Сосулька растаяла, столько луж теперь у нас на пути.
Давайте попеременно будем перепрыгивать через них с ноги на ногу.
Пятый сугроб: Поймай звук и назови слово.
Логопед произносит звуки, дети называют слова.
Март, капель, птицы, весна, тепло.
Шестой сугроб: Расшифруй предложения. (работа в парах, тройках)
1 пара.
О
Е
И
Е!
2 пара. Расставь буквы по порядку. Прочитай предложение.
5
8
2
4
9
7
1
3
6
3
5
2
4
1
у
л
а
т
а
и
Н
с
п
с
а
е
н
в
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
2
3
4
5
3 пара. Зачеркни каждую первую букву. Прочитай предложение.
НЗАВРЕИНСИРТ НКПАРПТЕБЛМЬ!
Седьмой сугроб: Расшифруй предложение.
В трех вазах стоят веточки березы, на двух из них находятся буквы, а на
одной слоги. В первой – голая ветка, во второй – с почками, в третьей –
с листьями.
Распредели веточки по месяцам весны (март, апрель, май) для того,
чтобы узнать порядок слов в предложении.
На мартовской ветке расположены в разном порядке буквы (П, т, и, ц,
ы). Необходимо составить слово из букв.
На апрельской в разном порядке – слоги (ве, се, ло). Составить слово из
слогов.
На майской – буквы (п, о, ю, т).Составить слово из букв.
Прочитай предложение.
Восьмой сугроб: Логопед разгребает последний сугроб и находит птиц,
звучит их пение.
Подведение итогов.