Напоминание

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ


Автор: Звягина Елена Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР - Детский сад №29, г.Кызыла
Населённый пункт: Республика Тыва, г.Кызыл
Наименование материала: Статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ
Раздел: среднее профессиональное





Назад





ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ
МАДОУ ЦРР-Детский сад №29, г.Кызыла. Звягина Е.А. За последние годы значительно увеличилось число младших школьников с дизартрией. Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, при котором расстраивается двигательный механизм речи, нарушено не программирование речевого высказывания, а моторная реализация речи. Речь данной категории детей не развита, имеет бедный словарный запас, нарушен лексико- грамматический строй речи, связная речь, дети искажают звукослоговую структуру слов, используют аграмматичные фразы. Нужно заметить, что нарушения устной речи сказываются на письменной речи ребенка. По данным исследованиям Е.Ф. Мастюковой число школьников с дизартрией на данное время составляет 40-50%. По данным литературы и нашим наблюдениям, обучающиеся младшего школьного возраста с дизартрией испытывают значительные трудности в звукопроизношении, что непосредственно влияет на усвоение учебной программой, развитию коммуникативных функций. По мнению Е.Ф. Архиповой логопедическая работа с детьми – имеющих дизартрию базируется на знании структуры речевого дефекта при разных формах дизартрии, механизмов нарушения общей и речевой моторики, учете индивидуальных особенностей детей. Организация коррекционной работы по звукопроизношению для детей с дизартрией имеет комплексных характер, и содержит свои особенности и специфику работы, поэтому относится к числу актуальных проблем в логопедии. Этиологией, симптоматикой и механизмами дизартрии занимались такие специалисты, как М. Е. Хватцев, К. Л. Семенова, О. В. Правдина, Е. Ф. Соботович, Р. И. Мартынова, М. В. Ипполитова, Л. А. Данилова, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. Особенность ручной и артикуляционной моторики при дизартрии, изучалась такими авторами как М. М. Кольцова, Л. В. Лопатина, О. А. Токарева, М. Б. Эйдинова. Л. О. Бадалян, Л. В. Лопатина, С. И. Маевская, Р. И. Мартынова, Е. М. Мастюкова выявляли особенности звукопроизношения у детей с дизартрией. Профессор Л. В. Лопатина считала что основной целью логопедической работы с детьми с дизартрическими расстройствами является улучшение разборчивости речевого высказывания, для того, чтобы обеспечить ребенку лучшее понимание его речи окружающими. М. В. Ипполитова считала, что для повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса, необходимо проводить комплексно, на фоне активного медикаментозного и психотерапевтического лечения. Спецификой работы является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением. Задачи, которые решаются на логопедических занятиях по коррекции звукопроизношения направлены на:  уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата – спастического пореза, гиперкинезов;  развитие речевого дыхания и голоса;  нормализации просодической системы речи;  формирования артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков;  развитие фонематического восприятия и звуковой анализ;  нормализация лексико-грамматических навыков экспрессивной речи;  развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, коррекция нарушения мелкой моторики. Логопедическую работу при дизартрических расстройствах следует начинать с ослабления проявления расстройств иннервации мышц речевого аппарата.
При

проведении
коррекционно-логопедической работы с детьми с дизартрией целесообразно использовать следующие методы логопедического воздействия: дифференцированный логопедический массаж; зондовый, точечный, мануальный, щеточный массаж; пассивная и активная артикуляционная гимнастика; дыхательные и голосовые упражнения; искусственная локальная контрастотермия (сочетание гипо- и гипертермии).
При коррекции звукопроизношения
на начальном этапе, наряду с развитием речевого дыхания и голоса, возникает необходимость уменьшения или преодоления усиленного слюнотечения (гиперсаливации). Эта работа проводится при помощи логопедического массажа (ручного или зондового). Большую
эффективность приносит дополнительное физиотерапевтическое лечение – электрофорез на круговую мышцу рта, которое помогает нормализовать тонус губных мышц, тем самым заметно уменьшая гиперсаливацию. Кроме
гиперсаливации
значительно затруднить процесс постановки и автоматизации звуков, может повышенный глоточный (рвотный) рефлекс. Поэтому при обследовании детей с дизартрией целесообразно проверять порог рвотного рефлекса и если есть необходимость преодолевать его посредством зондового массажа на начальном этапе коррекции звукопроизношения. Перед вызыванием и постановкой звуков важно добиваться их различения на слух, т.е. необходимо развивать фонематическое восприятие. Особенностью данного вида работы является то, что детям с дизартрией, кроме всего прочего, необходима ежедневная тренировка слухового восприятия. У детей с дизартрией имеются специфические нарушения звукопроизношения: стойкий характер нарушений, более длительный, чем при дислалии, процесс автоматизации звуков, нарушение произношения гласных звуков (усредненность или редуцированность), преобладание межзубного и бокового произношения свистящих и шипящих согласных звуков, смягчение твердых согласных звуков (палатализация), оглушение звонких согласных звуков (они произносятся с недостаточным участием голоса). Все эти нарушения особенно выражены в речевом потоке. Важной особенностью при работе над звукопроизношением у детей с дизартрией является выявление сохранных компенсаторных возможностей ребенка (сохранные звуки, артикуляционные движения, специальные звукосочетания и слова, в которых дефектные звуки произносятся правильно). Вся дальнейшая работа строится с опорой на эти сохранные звенья. Способ постановки и коррекции звука выбирается индивидуально. Значительной особенностью коррекционной работы при постановке звуков, является необходимость учитывать структуру дефекта для того, чтобы правильно подобрать приемы постановки. Недостаточность (слабость) кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате, обуславливает необходимость установления межанализаторных связей между движением артикуляционных мышц и их ощущением при произнесении звука. Поэтому основными методами работы при коррекции звукопроизношения, являются: двигательно-кинестетический и слухо-зрительно-кинестетический. Отсюда вытекает особенность процесса автоматизации звуков у детей с дизартрией. Она заключается в использовании приема усиления звука, обогащения его моторным действием, т.е. одновременного проговаривания звука и совершения моторного акта: похлопывание пальцами по столу, постукивание ногой, загибание пальцев, «шагание» пальцами по столу, моделирование рукой символа звука и т.д. Стойкий характер нарушений звукопроизношения при дизартрии и неустойчивость установления межанализаторных связей, дают нам еще одну особенность коррекции звукопроизношения: гораздо более длительный период автоматизации и дифференциации звуков, чем при функциональной дислалии. Нарушения просодики (мелодико-интонационных и темпо-ритмических характеристик речи) относят к одним из наиболее стойких признаков дизартрии. Именно они в большей степени влияют на разборчивость, эмоциональную выразительность речи. Нарушение темпа речи проявляется в его замедлении, реже в ускорении, при более тяжелых формах отмечается «скандированность» речи. Что обуславливает еще одну особенность коррекционного процесса при работе над звукопроизношением. Как реакция на речевую недостаточность, в ряде случаев у детей с дизартрией развиваются патологические качества личности, невротические черты характера: замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, склонность к слезам и т.д. Поэтому, у детей с данным нарушением необходимо развивать не только речь, но и психические процессы, и эмоционально-волевую сферу. Вследствие чего при всех формах дизартрии основной задачей логопедической работы является развитие и облегчение речевой коммуникации, а не только формирование правильного произнесения звуков. Наиболее эффективны приемы игровой терапии в сочетании с индивидуальной работой над артикуляцией, дыханием, фонацией и коррекцией звукопроизношения, а также над личностью ребенка в целом. При этом важной особенностью коррекционной работы является развитие мотивации, стремление к преодолению имеющихся нарушений, развитие самосознания, самоутверждения, саморегуляции и контроля, чувства собственного достоинства и уверенности в своих силах. Таким образом, все выше перечисленное указывает на то, что коррекционная работа на занятиях по звукопроизношению у детей с диизартрией имеет свои характерные особенности, которые необходимо учитывать для успешной коррекции имеющихся у них недостатков.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!