Напоминание

Формирования познавательного интереса к ОБЖ у учащихся на уроках окружающего мира


Автор: Миронова Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Лицей №103 "Гармония"
Населённый пункт: г. Железногорск, Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирования познавательного интереса к ОБЖ у учащихся на уроках окружающего мира
Раздел: начальное образование





Назад




Миронова Елена Александровна Учитель начальных классов МБОУ Лицей № 103, г. Железногорск, Красноярский край
Формированиея познавательного интереса к ОБЖ у учащихся на

уроках окружающего мира
Психолого – педагогическое правило формирования познавательного интереса гласит о том, чтобы предмет стал интересным он должен быть связан с уже знакомыми явлениями, и включать в себя новые формы деятельности, в противном случае он является нерезультативным. Безусловно, новое познание и безусловно старое знание не любопытно, значит, потому познавательный интерес не имеет возможности быть сформирован. Значит, чтоб поставить новое познание в познание учащегося и сформировать субъективное отношение к нему у конкретного школьника, необходимо устроить исследование предмета личным делом ученика, тогда педагог познавательного интереса через познавательный интерес – к свежему познанию. В литературных психолого – педагогических источниках обозначено, собственно познавательный интерес в стадиях формирования определен рядом психических действий. Осмотрим, как психические процессы предопределяют, или же наоборот, характеризуют трудности формирования познавательного интереса, на образце школьного возраста. Восприятие младшего школьника носит непроизвольный характер теперь у старшего школьника восприятие становиться свободным. Восприятие воспитанника продиктовано особенностями учебного предмета, по другому лучше воспринимается та информация, являющуюся ясной и выделяется на фоне д р у г и х . Д л я у ч а щ е г о с я х а р а к т е р н о п р о я в л е н и е с л а б о й дифференцированности восприятия. Школьник хорошо запоминает то, собственно вызывает мощные впечатления, будь то негативные или позитивные. В школьном возрасте главный прием запоминания – данное многократное повторение материала. Прием, делающий легче запоминание и дальнейшее воссоздание – данное соотнесение того, собственно запоминается, с чем-нибудь знакомым или же соотнесение отдельных частей внутри изучаемого и запоминаемого материала. При воссоздании знаний у учеников имеются немалые проблемы, продиктованные тем, что запоминание требует проявления ряда умений, в том числе: умение ставить задача, активизировать мышление. К примеру, младшие школьники лучше запоминают который был использован, подкрепленный наглядностью; лучше запоминают слова, означающие наименования точных вещей, нежели отвлеченные понятия. Потому, для детей младшего школьного возраста в силу психофизиологических отличительных черт отличителен наглядно-образный вид мышления. Ведущим типом мышления является практически- действенный и эмоциональный тест.
Из числа мыслительных операций преобладающей считается суммирующий синтез – доли целого соединяются сообща, сочиняя обычную необходимую сумму симптомов. Школьники сравнивают предметы по существенным показателям, обретают отличия гораздо проще, нежели однообразия. Необыкновенностью отвлеченного мышления школьников считается то, что они за немаловажные показатели принимают наружные, нередко улавливаемые симптомы. Фантазия школьника определяется незначительной переработкой наличествующих представлений воспитанника. Мечты и фантазии занимают громадное место в жизни ученика. Фантазия воспитанника опирается на точные вещи. Учебная работа школьника - это социально важное действо. Ребенок приходит в школу в основной массе случаев с желанием учиться. Стоит отметить, собственно учебная деятельность не сама выступает моментом становления личности младшего школьника, моментом его успеваемости, выдержки и прилежания. В педагогической литературе представлено большое количество понятий «учебная деятельность». Учебная деятельность ориентируется как основная деятельность младшего школьника. Учебная деятельность реализуется в течении всего преподавания ребенка в школе. Собственную водящую функцию учебная деятельность, - как считает Д.В. Эльконин, - воплотит в жизнь более много во время, как скоро она формируется и формируется. Младший школьный возраст и есть период более усиленного формирования учебной работы. Учебная деятельность – данная специфичная форма индивидуальной активности. Учебная деятельность имеет структуру и условия ее особого формирования. Скажем трудовая, учебная деятельность характеризуется целями, темами. Воспитанник в ходе реализации учебной деятельности обязан знать, собственно он делает, зачем делает, как делает, видит собственные оплошности, осуществляет контроль и рассматривает себя. В ходе учебной деятельности школьник не столько усваивает знания, умения и навыки, да и обучаться ставить впереди себя учебные задачи, выискать методы усвоения и внедрения познаний, осуществлять контроль и расценивать собственные воздействия. Педагог обязан распознавать проявление интереса к познанию и интерес к какой-нибудь работе, любым занятиям. В случае если находится эмоциональные составляющие, то данное говорит о чувстве, переживания, любви ребенка к деятельности, непосредственно к учению. Любовь к деятельности – данное еще исключительно посыл интереса, хотя не сам познавательный интерес. Сначала таковой интерес к учебной деятельности имеет простые проявления: ребенок заявляет, собственно он предпочитает писать, считать, в
последующем ведь интерес к процессу учения имеет место быть в стремлении размышлять, рассуждать, сочинять новейшие задачи. По собственному содержанию данная увлеченность считается ходом и должна быть направлена на теоретическое содержание познания, но не исключительно на точные факты. Следовательно, интерес к процессу, приему решения преображается в интерес к доктрине, к причине познания, другими словами интересом к познанию. Встает проблема всеми средствами вызвать интеллектуальную активность младших школьников в ходе урока. Данному имеет возможность посодействовать стимуляция вопросов по пройденной теме, стимуляция вопросов по теме, которую лишь начинают исследовать. Данное обязана быть активность, нацеленная на познание сущности действа, его тайных параметров, закономерностей, научных понятий, изучаемых в школе. Учащийся обязан претерпевать удовольствие от самого процесса анализа вещей и их возникновения. «Не далее как в младшем школьном возрасте, - сообщает В.В. Давыдов, - это рвение как положено не сформировано, то в дальнейшем ни прилежание, ни честность не в состоянии быть эмоциональным источником веселого и действенного учения». Самостоятельное исполнение компонентов учебной работы станет свидетельствовать о конкретном уровне сформированности учебной работы. Исключительно в такой ситуации может идти речь про то, собственно учебная работа стала водящей. Школьники показывают свое отношение к учению через группу тем, которые заложены в лично учебной работы и соединены с содержанием и ходом учения, объединенные, для начала методом работы. Как мы обозначили раньше, познавательный интерес - это стремление одолевать проблемы в ходе познания, показывать интеллектуальную активность. В базе мотивировки, связанной с содержанием и действием учения, лежит познавательная необходимость. Познавательная необходимость появляется из необходимости в наружных эмоциях и необходимости в активности и начинает имеет место быть довольно рано. Как мы определили выше, познавательный интерес – данное рвение преодолевать трудности в процессе познания, демонстрировать интеллектуальную активность. В базе мотивации, связанной с содержанием и деянием учения, лежит познавательная потребность. Познавательная потребность возникает из надобности во внешних чувствах и потребности в активности и начинает имеет место быть очень рано. В учебно-познавательной работе интерес школьника порой локализован, так как объем знаний и навык их приобретения не слишком велик. Значит, поползновения педагога сформулировать приемы обобщения, а помимо прочего поиск учениками обобщенных приемов решения поставленных задач часто посещают безуспешными, собственно сказывается на нраве, который нередко обращен не какое количество к процессу учения, какое количество к его фактическим итогам. Потому приближение цели
деятельности к ее итогу составляет для учащегося базу укрепляющую интерес. Нередкие ведь переключения интереса, которые имеют все шансы неблагоприятно влиять не столько на закрепление интереса к учению, ведь и на процесс формирования личности учащегося. С приобретением навыка познавательной работы, умело обращаемой преподавателем, случается неизменное овладение обобщенными приемами, дозволяющими улаживать наиболее трудные задачи учения, обогащающие интерес учеников. Познавательный интерес школьников значимо находится в зависимости от приема выявления учебного предмета. Традиционно предмет стает перед учащимся как очередность приватных явлений. Любое из данных явлений преподаватель объясняет, представляет готовый метод воздействия с ним. Воспитаннику ни чего же не остается, как лишь воспроизвести полученный прием деяний от воспитателя. И наоборот, как скоро изучение предмета происходит через определение сути изучаемого предмета, учащийся сам получает частные явления, и учебная деятельность приобретает для него креативный характер, а этим и вызывает у него интерес к исследованию этого предмета. Одним из действенных средств, способствующих познавательной мотивации, считается присутствие прецедента п р о бл е м н о с т и . Само собой, вступление трудности в процесс изучения еще не гарантирует ее принятия учениками и перевода в субъективное знание. Обучение работы нужно будет начинать с постановки проблемы, этой работы: в значительном количестве случаев проблема вызывает стремление отыскать ее решение, приводит к поползновениям данное сделать. Ученики лично не обретают данную деятельность, хотя по каким-нибудь первопричинам показывают заинтересованность в ее нахождении. Этого довольно для прохождения или же последующих шагов усвоения и в последующем формированию познавательного интереса. Познавательный интерес - активизирует умственную деятельность и обращает к дальнейшему решению разных задач. Познавательный интерес складывается различными средствами. Одним из их считается игра. Игра для школьников - любимая форма деятельности. В игре, осваивая игровые роли, ученики обогащают собственный общественный опыт, обучаются приспособиться в неизвестных условиях. Данное верно прослеживается на уроках ОБЖ, как скоро в процессе игры имитируются разные жизненные ситуации и во спит анникам нужно б ы л о трансформировать собственные познания, что касается новейшей роли. Присутствует разная классификация игр, которые имеют все шансы быть применены в ходе преподавания предмету ОБЖ. Классификация игр осуществляется по главному симптому. Во-первых надлежит поделить игры по виду деятельности на: физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, общественные и психологические. По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр:
1.обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; 2.познавательные, воспитательные, развивающие; 3.репродуктивные, продуктивные, творческие; 4.коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехничесие и др. По характеру игровой методики выделяют следующие типы: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры- драматизации. В случае если в основу положена среда, то игры имеют все шансы быть классифицированы на игры с предметами и в отсутствии предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, также с разными средствами передвижения. Одним из самых распространенных видов игр является дидактическая игра. Дидактическая игра - данное средство развития умственной активности ребят. Дидактическая игра и неважно какая иная игра активизирует психические процессы, вызывает у ученика живой интерес к процессу познания. В игре воспитанники охотно преодолевают значительные трудности, тренируют собственные силы, развивают возможности и умения. Она может помочь устроить каждый учебный процесс который был бы использован и был бы интересным. Игра вызывает у учеников глубокое удовлетворение, воссоздает удовлетворенное рабочее настроение, делает легче процесс усвоения знаний. В процессе дидактической игры ученик сравнивает, следит, сравнивает, классифицирует предметы, процессы, явления, разные жизненные ситуации по каким-нибудь симптомам, изготавливает легкодоступный ему анализ и синтез, делает обобщения. Но не всякая игра имеет значительное образовательное и воспитательное значение, а только та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Игры, применяемых в процессе преподавания, дают возможность познавательного развития и позволяют решать целый ряд задач изучения и воспитания. Во-1-х, они имеют вероятность для расширения размера информации, получаемой ребятами в процессе преподавания, и стимулируют существенный процесс - переход от любопытства к любознательности. В познавательных играх нет прямого обучения. Они практически постоянно соединены с полезными впечатлениями, чего же невозможно иногда заявить о конкретном обучении. Познавательные игры – данное не столько более легкодоступная форма преподавания, да и, собственно слишком существенно, более желанная ребенком. В познавательной игре школьники готовы учиться сколько угодно, фактически не уставая и обогащаясь чувственно. В-4-х, в познавательных играх практически постоянно отлично создается зона обозримого становления, вероятность приготовить сознание для восприятия нового. О.С.Газман выделяет следующие требования, предъявляемые к использованию познавательных игр:
1Познавательная игра обязана отвечать наличествующим у ребят знаниям. Задачи, для решения которых у школьниковнет никаких знаний, не вызовут интереса и стремления их улаживать. Очень сложные задачи имеют все шансы отпугнуть школьника. Тут особо существенно исполнять возрастной подход и принцип перехода от обычного к трудоемкому. Лишь в такой ситуации познавательная игра станет носить развивающий характер. 2. Интерес к играм, требующим напряженной мыслительной работы, есть лишь у небольшого количества ребят, потому давать эти игры идет вежливо, понемногу, не оказывая давления, дабы игра не принималась как преднамеренное изучение. Игровые ситуации употребляются основным образом чтобы ребята как следует отдавали себе отчет толк задачки. Отдельные игровые составляющие срабатывают как верные стимулы интереса к учению, исполнению точного учебного задания. Так, к примеру, применение дидактических игр навевает неплохие последствия, коль скоро игра вполне подходитцелям и задачам урока и в ней принимают интенсивное участие все дети. В ходе игры у ребят формируются универсальные учебные действия. Всё чаще в образовательный процесс внедряются интерактивные имитационные игры-катастрофы, являющиеся разновидностью ролевых игр. К принципам их организации можно отнести в том числе: основательное и постепенное погружение участников в игровую ситуацию, равномерную игровую нагрузку на любого участника игры, соревновательность, реальность моделируемой ситуации . Содержание курса ОБЖ располагает великими возможностями для ре а лизации имит ационных игр, т ак как они надеются принятие индивидуальных и коллективных решений в неопределенных и экстремальных условиях, что подходит к примеру, разделам «Защищенность человека в естественных условиях», «Чрезвычайные ситуации природного характера», «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность народонаселения». Использование имитационных игр содействует выработке адаптационных умений поведения в небезопасных или чрезвычайных обстановках, что очень существенно в преподавании вопросов безопасности, а и еще развитию мышления, кругозора, интеллекта и коммуникативных способностей. В обучении старшеклассников также применяются игры. Например, при изучении раздела «Основы военной службы» ведутся военно-спортивных игры, которые способствуют развитию интереса, внимательности, наблюдательности, быстроты, ловкости, силы, в ы н о с л и во с т и , коммуникативных способностей, формированию умений и умений безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях. Так к примеру, военно-спортивные игры крайне многообразны по возрастным вероятно стям участников, дидактиче ским ц е л я м , организационной структуре и особенностям содержания, но все они обязаны обеспечивать физическую и военно-прикладную подготовку обучающихся
старшего звена средние учебные заведения и готовить молодым человеком к выполнению собственного гражданского долга. Так, для воспитания отваги, решительности, мужества идет внедрять игры, связанные с проявлением волевых усилий и с определенной долей риска. Игры, связанные с общими согласованными действиями и взаимовыручкой, будут содействовать воспитанию коллективизма, товарищества. Высокая эффективность военно- прикладных игр связана с психическими и физическими нагрузками, возможностью отрабатывать навыки, полученные на уроках по основам безопасности жизнедеятельности, и применять их в обстановках, максимально приближенных к реальным. Примером сходственного рода игр сможет служить традиционная игра «Зарница», включающая разнообразные эстафеты, игры на местности, занимательные конкурсы. Таким образом, методиче ски хорошо подготовленные и организованные игры содействуют решению многих учебно-воспитательные задач курса ОБЖ. Наконец, игра обладает существенным признаком – конкретно поставленной целью изучения и подходящим ей педагогическим эффектом, который быть может аргументирован, выделен и охарактеризован учебно- познавательной направленностью. Игра создается на уроках с помощью способов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игры в ходе процесса обучения осуществляется по направлениям: 1. дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; 2. учебная деятельность подчиняется правилам игры; 3. учебный материал используется в качестве основного средства, а в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; 4. успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. А значит, игры в обучении – данное не просто развлекательный прием или же метод почитающему несчетным эвристическим и доказывающим потенциалом, она разводит то, собственно по «видимости единично», и сближает то, собственно в учении и в жизни противится сравнению и уравновешиванию. Научное предвидение, возможно п оя с н и т ь «возможностью игрового воображения предположить в виде систем целостности, которые, исходя из убеждений науки или же здорового смысла системами не считаются». Преподаватель, используя в своей работе игру, имеет сильный арсенал приемов организации учебно-познавательной работы учащихся. Игра исполняет следующий спектр целевых ориентаций: -дидактические ориентации: расширение кругозора, познавательная работа; использование ЗУН в практической деятельности; составление
конкретных умений и навыков, требуемых в практической деятельности; становление общеучебных умений и умений; становление трудовых умений; -воспитывающие ориентации: воспитание самостоятельности, воли; во спит ание сот рудниче ства, коллективизма, о б щ и т е л ь н о с т и , коммуникативности; -развивающие ориентации: становление внимания, памяти, речи, мышления, умений сопоставлять, сравнивать, выискать аналогии, воображения, фантазии, креативных возможностей, рефлексии, умения выискать рациональные решения, становление мотивировки учебной деятельности; - социализирующие ориентации: приобщение к общепризнанным нормам и ценностям сообщества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; изучение общению; психотерапия. И т а к , в п р а к т и к е п р е п о д а в а н и я О Б Ж и г р ы являются неповторимыми способами развития познавательного интереса обучающихся, выявления внутреннего потенциала школьника, а также средством становления личности самого учителя ОБЖ, его креативных сил и увеличения профессиональной квалификации. Таким образом, учитель создает условия для проявления детьми творчества, побуждает учащихся самостоятельно думать. Итак, в самом едином определении, познавательный интерес выступает перед нами как избирательная тенденцию личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и лично процессу овладения п о з н а н и я м и . Значение познавательного интереса для становления личности состоит в том, собственно познавательная работа в предметной области под влиянием интереса к ней активизирует психические процессы воспитанника, приносит интеллектуальное удовлетворение, помогающее чувственному росту. Познавательный интерес выступает как главнейший тема активности личности, ее познавательной деятельности. Единым эмоциональным правилом выработки интереса считается последующее: дабы предмет нас привлек, он обязан быть связан с чем- нибудь интересующим нас, с чем-нибудь уже знакомым, и тогда как он обязан заключать внутри себя какие-либо новейшие формы работы, по- другому он остается безрезультатным. А значит, чтоб поставить данный предмет в личностные отношения к воспитаннику, нужно устроить его исследование индивидуальным делом учащегося, в тех случаях возможно быть решительными в триумфе .


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!