Влияние мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста.
Автор: Горкунова Оксана Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №17 Населённый пункт: город Нерюнгри САХА (Якути) Наименование материала: статья Тема: Влияние мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста. Раздел: дошкольное образование
Влияние мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста.
Горкунова Оксана Анатольевна, воспитатель
Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения № 17
города Нерюнгри Нерюнгринского район
Формирование
личности
человека
начинается
в
раннем
детстве,
основным средством влияния на развитие детей в раннем возрасте является -
мультфильм.
За
последние
годы
на
телевидении
появляется
большое
количество различных мультфильмов, как отечественного, так и зарубежного,
в
основном
американского,
производства.
Засилие
иностранных
мультфильмов
на
отечественном
телевидении,
наводит
на
размышления
относительно их влияния на развитие и становление психики подрастающего
поколения.
Вызывают
много
вопросов
новые
технологии
создания
мультфильмов (компьютерная графика, различные спецэффекты и т. д.). Если
старые кукольные и рисованные мультфильмы, были естественны как по
способу
производства,
так
и
по
восприятию
и
не
наносили
вреда
не
устоявшейся психике ребенка, современные мультфильмы часто не несут
добра, миросозядания и порядочности.
Цель: Изучение влияния мультфильмов на развитие детей дошкольного
возраста.
Задачи:
- анализ, как отечественных, так и зарубежных мультфильмов;
- выявить общее и различное во влиянии на детскую психику;
-
определить
степень
вредности
и
полезности
мультфильмов
различных способов создания.
Проблема
«дети
и
телевидение»
волнуют
всех:
и
родителей,
и
педагогов, и врачей. Сегодня почти для каждого ребенка телевидение стало
чем-то вроде игрушки или книги. Телевоздействие формирует душу и ум
ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир. Внутренний мир еще
только складывается, и существенную роль в его формировании играет все,
что они получают от взрослых. Игры, сказки, совместные занятие, в том
числе и телевизионные передачи. Они не только способ времяпровождения,
но и средство воспитания. Для детей в дошкольном возрасте в основном
средством воспитания являются мультфильмы.
Многие
родители
рано
или
поздно
задумываются
над
тем,
какое
влияние оказывают мультфильмы на
их детей. Большая часть продукции
американской фабрики не безвредна, и многие чувствуют, что есть большая
разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными (от
американских
до
японских).
По
мнению
детского
психолога
Ирины
Яковлевны Медведевой, что за этим различием стоят глубокие расхождения в
картине мира. В выборе мультфильма надо быть осторожнее, чем в выборе
книги,
потому
что
зрительные
образы
воздействуют
на
ребенка
гораздо
сильнее. Если говорить о «советских» мультфильмах, то они хороши тем, что
в них отражается нормальная для ребенка, картина мира. В основе своей она
православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно - добро.
И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который,
как правило, легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой злобный
только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не
сочувствовал. Очень важно, что в «советских» мультфильмах злой персонаж
подавался в юмористической форме, что уравновешивало его отрицательную
сущность. Такая картина мира гармонизирует психику ребенка. Для детей с
проблемами общения (которых сейчас очень много) они дают правильные
модели
поведения:
как
заводить
дружбу,
быть
хорошим
товарищем,
как
помогать другим.
С какого возраста ребенку можно начинать смотреть мультфильмы?
По мнению врачей – офтальмологов, до двух лет детям вообще не стоит
показывать
мультфильмы,
в
это
время
наиболее
предпочтительными
являются
диафильмы.
После
двух
лет
можно
постепенно
вводить
мультфильмы в обиход ребенка. Основные требования к первым мультикам –
картинка в них должна меняться медленно, чтобы ребенок мог успевать
концентрировать
на
ней
внимание,
сюжет
должен
быть
несложным,
понятным, логичным, продолжительность минимальной.
Какой должна быть продолжительность просмотра мультфильма?
Начиная с четырех лет, просмотр может длиться 15-20 минут, дважды в
день;
к
пяти-шести
годам
длительность
каждого
просмотра
может
быть
увеличена до 30-40 минут. При наличии нарушений зрения (особенно –
близорукости)
длительность
просмотра
должна
быть
минимальной
–
примерно 10 минут. Однако полностью лишать ребенка просмотра не стоит –
чтобы он не чувствовал себя ущербным в детском коллективе. Нужно давать
ему возможность посмотреть те мультфильмы, которые обсуждаются его
сверстниками.
Как правильно организовывать просмотр мультфильмов?
Наиболее
подходящим
временем
для
просмотра
является
первая
половина дня. Педиатры и психологи не рекомендуют показывать мультики
перед сном – особенно впечатлительным легковозбудимым детям. Взрослые
должны заранее определить, в каких местах можно сделать паузы, разбив
слишком
длинные
мультфильмы
на
части.
Во
время
просмотра
малыш
должен сидеть строго напротив экрана на расстоянии не менее двух метров.
Родителям нужно внимательно следить – если у ребенка начали краснеть или
слезиться глаза, телевизор необходимо выключить. Перед тем, как показывать
детям
тот
или
иной
новый
мультик,
родители
должны
обязательно
предварительно сами просмотреть его.
Какие мультфильмы следует выбирать?
Критерий «полезности» или «вредности» мультфильмов очень прост –
он заключается в наличии или отсутствии в них
агрессивных моделей
поведения.
Как мультфильмы влияют на психику ребенка?
Очень
важно
следить
за
реакцией
ребенка.
Добрые
мультфильмы
вызывают множество эмоции, дети явно сопереживают героям – вздыхают,
улыбаются или хмурятся, а после окончания – испытывают воодушевление,
охотно
играют,
шутят
и
смеются.
Во
время
просмотра
агрессивных,
страшных
мультфильмов
малыши
находятся
в
постоянном
напряжении,
коротко посмеиваются, а после просмотра могут проявлять словестную или
даже физическую агрессию.
Нужно ли смотреть мультфильмы вместе с ребенком?
Родители не должны оставлять малыша одного перед телевизором,
особенно если он впервые смотрит мультфильм. Во время просмотра ребенку
может понадобиться объяснения какого – либо непонятного момента, или ему
станет интересно отношение родителей к происходящему. После того, как
мультик кончиться, его необходимо совместно обсудить – например, очень
полезно спрашивать ребенка, как бы он поступил на месте героев этого
мультфильма в той или иной ситуации.
Могут ли мультфильмы причинить вред ребенку?
Если
ребенок
часто
и
помногу
смотрит
мультфильмы,
повышена
вероятность, что у него разовьется синдром дефицита внимания.
Почему мультфильмы необходимы для развития ребенка?
Есть много вещей, которые играют важную роль в развитии ребенка.
Но визуальное обучение является одним из его ключевых аспектов, поэтому в
детстве цвета и яркие, цветные мультфильмы в частности, влияют на наше
познание окружающего мира. Нельзя лишать ребенка такой возможности в
развитии, как просмотр мультиков, ведь их ярке цвета и интересные сюжеты
стимулируют
детскую
любознательность,
помогают
познавать
мир
и
развивать воображение.
Стимуляция
органов
чувств
является
одним
из
главных
аспектов
развития ребенка в раннем возрасте. Так ребенок получает опыт, реагирует и
обрабатывает
окружающую
информацию,
взаимодействует
с
большим
окружающим миром и пытается его понять. Стимулировать ребенка можно
множеством способов, в том числе с помощью музыки, игр и мультфильмов.
Вам важно задействовать пять органов чувств ребенка, и зрения в том числе.
Значение цвета для ребенка с самого рождения.
Один из первых внешних факторов, на которые реагирует даже самый
маленький ребенок – это цвет. И даже не смотря на то, что зрение младенцев
еще плохо развито, исследования показали, что они могут различать цвета и
воспринимать их.
Одной
из
самых
визуальных
средств,
безусловно,
является
телевидение. А для детей – это, конечно же, мультфильмы. Даже в раннем
детстве, когда малыш еще не способен понимать сюжет, он все равно в
восторге
от
ярких
анимаций,
которые
привлекают
его
внимание
и
,
буквально, завораживают ребенка. В старшем дошкольном возрасте ребенок
способен понимать смысловую нагрузку мультфильма, поэтому так важно
выбирать правильные мультфильмы, как «Фиксики»- красивые, обучающие,
развивающие. Как бы то ни было, споры о вреде и пользе мультфильмов
ведутся уже долгие годы. И в то время как одни родители запрещают детям
смотреть мультфильмы, другие хвалят их за положительное влияние на своих
деток.
Прежде
чем
начать
просмотр
мультфильмов,
мы
в
нашей
группе
провели анкетирование родителей и выяснили, какие мультики любят их
дети. После чего была составлена картотека мультиков. Дети с огромным
удовольствием сами придумывают сюжеты сказок, в которых задействованы
и
герои
мультиков,
и
герои,
выдуманные
ими
самими.
Таким
образом,
развивается связная, диалогическая речь, активизируется словарный запас.
Дети, у которых есть затруднения в общении со сверстниками и взрослыми, с
удовольствием включаются в игру, забывая о своих проблемах в общении.
Родители
охотно
участвуют
в
конкурсах
рисунков
по
мотивам
мультфильмов. Дети создают свои миникнижки из конкурсных рисунков,
таким образом, совместная работа с родителями благоприятно влияет на
психику ребенка.
Итак, о позитивном влиянии на мультфильмов на детей. Несмотря на
споры и разногласия, мультфильмам все же стоит отвести место в воспитании
и
развитии
ребенка,
ведь
практически
ничто
не
способно
их
заменить.
Несмотря на то, что ребенок не может взаимодействовать с мультфильмами
физически,
они
все
же
способствуют
как
физическому
(развитию
определенных навыков), так и моральному развитию малыша.
Бесспорно, мультфильмы играют важную роль в образовании ребенка,
обучая его всему, от счета до хорошего поведения. Они помогают понимать
различные модели поведения и роли в обществе, в том числе и осознавать
свою. Хорошие мультфильмы учат морали, понятиям, что правильно, что нет.
Родители должны понимать, что ребенок видит мир понятнее для малыша.
Они закладывают основу для развития и познавания этого непростого мира.
Для
здорового
развития
ребенка
жизненно
важно,
чтобы
он
испытывал
широкий
спектр
как
физических,
так
и
умственных
раздражителей.
Стимулируя
органы
чувств,
вы
стимулируете
мозг
малыша,
давая
ему
возможность познавать и понимать. И важность знаний, которые ребенок
получает визуально, в том числе и через мультфильмы, нельзя отрицать.
Необходимо
регулировать
частоту
просмотра
дошкольниками
различных
западных
и
отечественных
мультфильмов.
Хороший
мультфильм
должен
быть
наградой,
праздником.
Полезно
использовать
мультфильмы
как
инструмент
поощрения
и
наказания.
На
самом
же
деле
ребенок
всегда
предпочитает телевизору общение, и если взрослый с ним общается, то
ребенку кино или мультфильм не так уж и нужны, а иногда и не нужны вовсе.
Список использованной литературы.
1.Абраменкова В., Богатырева А. Дети и телевизионный экран. // Восп.
шк. – 2006. - №6 – с.28 – 31.
2.Алаева М.А., Медведева И. Я. Лучшие родительские собрания в
начальной школе: 3-4 классы. / М.А. Алаева. //Родительское собрание – 2007.
3.Аромаштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого-
педагогические заметки. Практика «производства мультфильмов в детском
саду. / М. Аромаштам. - М.: Чистые пруды. – 2006. – 32с.
4.Башова М.В. Педагогика и практическая психология: учебное
пособие. – Ростов – на – Дону.: Феникс, 2000. – 416 с.
5.Белкин А.С Основы возрастной педагогики: учеб. Пособие для студ.-
М.: Академия, 2000. – 192с.
6.Б. Ч. Развитие ребенка. М.: Питер, 2004. – 768с.
7.Большой энциклопедический словарь. М.: науч. Издание «Большая
Российская энциклопедия», 1998. – 1434 с.
8.Возрастная психология: Детство, отрочество: хрестоматия / сост. В.С.
Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия, 2003. – 624с.
9.Глушкова Е. Телевидение и здоровье детей. //Дошк. Восп. – 1989. -
№4. –С. 88-91.
10.Гришеева Н.П. Социально-психологические аспекты влияния
телевидения на дошкольника. // нач. шк. Плюс до и после. – 2001. - №8. –
С.75.