Создание ситуации успеха и комфортной психологической обстановки как средство формирование личностных УУД
Автор: Филаретова Марина Владимировна Должность: воспитатель гпд Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №4" Населённый пункт: город Норильск, Красноярский край Наименование материала: статья Тема: Создание ситуации успеха и комфортной психологической обстановки как средство формирование личностных УУД Раздел: начальное образование
Создание ситуации успеха и комфортной психологической обстановки
в рамках организации сотворчества учащихся и воспитателя как
средство формирования личностных УУД
Где начало будущей личности? Где первые предпосылки характера
человека, его удач или неудач, счастья и несчастья? Когда задаешься этими
вопросами, то невольно вспоминаешь слова Ф. Достоевского о том, что
одно хорошее воспоминание, вынесенное из родительского дома, порой
может спасти человека.
Самое прекрасное зрелище в мире –
это ребенок, уверенно идущий
по дороге жизни, после того как
ты показал ему путь.
Конфуций
Перед нами, воспитателями группы продленного дня, стоит одна из
главных задач: создать ситуацию успеха - атмосферу интереса, творчества,
открытости,
новизны
и
поддержки...
Это
решается
через
сотворчество
учащихся и воспитателя в режиме группы продленного дня и является
залогом
успешного
формирования
личностных
УУД
(универсальных
учебных действий).
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию
(умение
соотнести
поступки
и
события
с
принятыми
этическими
принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный
аспект
поведения)
и
ориентацию
в
социальных
ролях
и
личностных
отношениях.
Формирование
потребностей
младших
школьников
происходит
в
направлении доминирования духовных потребностей над материальными,
социальных над личностными. На данном этапе происходит нарастание
осознанности и самоуправляемости потребностей.
Содержание
и
способы
общения
в
коллективе
обусловливают
развитие
способности
ребенка
к
регуляции
поведения
и
деятельности,
познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе,
отношений
к
себе.
Именно
поэтому
особое
внимание
уделяется
становлению личностных УУД.
Наша
задача:
воспитать
в
детях
интерес
к
творческой работе,
самостоятельность,
вселить
в
них
радость
труда
при
совместной
деятельности, то есть создать такие условия для развития личности, чтобы
искорки
детских
мыслей
образовали
царство
мыслей,
чтобы
он
испытывал чувство удовлетворения, а после похвалы взрослого испытал
чувство гордости за себя.
На основе сотворчества и диалоговых форм общения мы продумали
и
организовали жизнедеятельность в группе продленного дня таким
образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, гармонично
развивался,
действовал
конструктивно,
логически
мыслил,
находил
решение в проблемной ситуации.
Дети,
пришедшие
после
учебного
трудового
дня,
испытывают
усталость, недомогание, невроз.
Что влияет на самочувствие ученика? Это можно проследить по
схеме:
Задача родителей - как можно ближе "расположиться" к педагогу и
воспитателю, ежедневно интересоваться успехами и неудачами у ребенка и
воспитателя, вместе сопереживать и создавать ситуации успеха, так как
нам, взрослым, необходимо подставить свое плечо, поддержать и помочь
ребенку практически во всех отношениях.
Как
помочь
ребенку
поверить
в
себя,
осознать
собственные
возможности и реализовать их?
Для
этого
в
течение
дня,
как
и
все
вы,
создаем
бодрую
эмоциональную атмосферу, чувство радости открытия и познания нового.
Сохраняем доброжелательные отношения с учениками, даем веру в силы и
возможности.
Освобождая от психологического зажима в ходе самоподготовки,
Самочувствие ученика
Учебная нагрузка,
дисциплинарные требования,
сокращение времени и места для игр
Негативное влияние среды –
семейное взаимодействие
Трудности
в обучении и развитии
Нарушение психического развития
Неприятие детским коллективом
Инфантильность
эмоционально-волевой сферы
(эмоциональный дискомфорт)
часто говорим:
«Ничего страшного, если не получится, поищем другой способ…».
«Даем совет, как лучше выполнить планируемое:»
«Я полагаю, что удобнее было бы сделать»;
«Я знаю, что обычно начинаю»;
«Достаточно вспомнить вот эту часть и …»;
«Я бы начала с …»;
«Может быть, попробуешь …»;
«Я думаю, ты не забудешь о …».
Проводя внеклассные мероприятия, клубные часы, включаем детей в
совместную
деятельность,
развиваем
их
познавательные
творческие
способности.
Понедельник
«В мире искусства»
Умелые ручки
Вторник
«В мире интересного»
Почемучка
Среда
«Библиотечные уроки»
Читалочка (сочинялочка)
Четверг
«Правиловедение»
Уроки этикета (час общения)
Пятница
«Занятия здоровья»
Спортивный час
Любое занятие строим на сотрудничестве взрослого с ребенком
и
ребенка с ребенком, тем самым, создаем особую атмосферу доверия, теплоты
и ценности человеческого общения;
у ребёнка зарождается творческий дух,
желание раскрыть себя, не боясь собственных ошибок, непонимания
окружающих.
Успех,
Удовольствие,
Уверенность
формируется
и
расширяется,
когда мы:
играем в театр;
разыгрываем с детьми сценки;
импровизируем сказочных персонажей, дав заранее роль ребенку
какого-либо
живого
предмета;
(НАПРИМЕР:
игра
«
ПИЩЕВАЯ
ЦЕПОЧКА), но сначала на умелых ручках делаем приготовления: маски,
атрибутику, карточки и.т.д
Развиваем поэтическое творчество:
сочиняем
стихи,
загадки,
сказки
(совершенно
по
разным
тематикам)
Все это мы собираем и оформляем в папку творческих успехов
также отражаем достижения каждого дня в виде мой пройденный день,
или мое настроение.
Дети с удовольствием и огромным желанием выступают перед
другими учениками и взрослыми, демонстрируют свое творчество в стихах,
прозе, песнях, ролевых играх, принимают активное участие в различных
мероприятиях вместе с родителями, показывая свое мастерство.
Каждый, пусть даже самый маленький успех ребенка, мы считаем,
должен быть
замечен
и
отмечен
как учителем,
воспитателем
так
и
родителем.
Самые острые проблемы для ребенка может создать незрелость
эмоционально-волевой
сферы. Это
проявляется
в
отношениях
со
сверстниками,
в
играх.
Однако
грубый
нажим,
наказание,
попытки
заставить "повзрослеть"
ребенка
до
срока
могут
дать
обратный
эффект,
вызвать негативную реакцию на школу, окружающих.
Особые
трудности
во
взаимоотношениях
со
сверстниками
в
начале
учебного
года
возникали у детей 3-А,3-Б,3-В классов (сборная
группа), пришедших в группу продленного дня. Они с трудом вступали
в контакт между собой, наблюдались частые ссоры.
Чтобы
уйти
от
стрессовых
ситуаций
включаем
детей
в
игру,
фантазию,
творчество.
Наша
роль,
как
воспитателей,
состоит,
в
установлении
психологического
контакта,
в создании
ситуации
успеха,
атмосферы доверия, доброжелательного визуального контакта, в снятии
чувства
страха,
в проявлении интереса
к ученику,
может
казаться
и
банально, но от таких слов и настроение поднимается:
«Я рада тебя видеть»;
«Мне приятно общаться с тобой»;
«Как
хорошо,
что
мы
встретились»и
т.д.
Ч а с т о используем
прием положительного
подкрепления
:
переключение внимания
ребенка
с
себя
на
дело
путем
усиления
его
социальной значимости, вселение веры ребенку в его будущие успехи,
так
как
мы
думаем, это
сыграет
решающую
роль
в
становлении
личности ребенка и преодолении трудностей:
«Это нам необходимо»;
«Это очень важно для нашей работы».
Применяем прием персональной исключительности:
« Только ты и можешь...»;
« Никто, кроме тебя...»;
« Именно ты способен это сделать...»
«У тебя получится...»
С
целью
всестороннего
гармоничного
развития
организовываем
сюжетно-ролевые игры,
творческие
конкурсы
и
соревнования,
познавательные
игры,
тренинги
с
учащимися
1-х
к л а с с о в
«экологический
калейдоскоп»,
посещаем
часто городскую библиотеку,
кинотеатр
«Родина», Колледж искусств, к–к зал « АРТ», ЦВР, ГЦК, музей
НПР, Картинную галерею, ДЮСШ №1, ДЮСШ №3
организуем встречи с
работниками
городских
служб
ГАИ,
частые
экскурсии
с
детьми
в
пожарную часть , так же приглашаем служителя церкви ,батюшку и с
детьми посещаем храм и многое другое.
Тесно
сотрудничая
с
семьей
ребенка, проводим
совместные
праздники, применяя
свои
актерские
способности
и
игру
на
баяне
(День
именинника,
ОСЕНИНЫ,
День
матери,
Маленький
герой,
Новогодний бал - маскарад, 23 февраля « Наши деды, папы, братья –
защитники Отечества» , 8 марта, Масленица , Радужная неделя, День
Победы)
Анализируя свой опыт работы, внеурочные мероприятия, данные
не только на уровне гимназии, но и в городе, высказывания коллег, мнения
родителей, посещенные нами городские мероприятия в рамках внеурочной
деятельности, пришли к выводу с Еленой Ивановной, что мы работаем
очень в тесном сотрудничестве и в правильном направлении.
Вся
наша
деятельность
направлена
на
развитие комфортной
психологической
обстановки
в
коллективе,
формирование
личностных
У У Д гимназиста
через
создание
ситуации
успеха,
сотворчество
воспитателя
и
ребенка.
Направлениями нашей деятельности являются:
развитие
творчества,
использование
приема
положительного подкрепления,
переключение
внимания
ребенка
с
себя
на
дело
путем
усиления
его
социальной
значимости,
создание
атмосферы
новизны, открытости, поддержки, вселение
веры ребенку в его будущие успехи.
Залогом создания ситуации успеха и комфортной психологической
обстановки в формировании личностных УУД в группе продленного дня
должны быть:
– атмосфера доброжелательности (улыбка, даже взгляд).
– мотивация (во имя чего и ради чего должна осуществляться).
– реальная помощь.
Свое выступление хочется закончить словами:
Коллеги наши,
Внушайте детям веру
И чаще говорите: « Добрый день».
И следуйте хорошему примеру
Продляйте добрым словом жизнь детей.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!