"Совершенствование техники чтения в начальной школе как одно из условий реализации требований ФГОС""
Автор: Захарова Светлана Юзефовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №4" Населённый пункт: город Норильск, Красноярский край Наименование материала: статья Тема: "Совершенствование техники чтения в начальной школе как одно из условий реализации требований ФГОС"" Раздел: начальное образование
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Все течет, все меняется. Иногда и не в лучшую сторону. На мой
взгляд, ситуация с желанием детей младшего школьного возраста читать,
читать особенно классическую художественную литературу за последнее
десятилетие
качественно
изменилось.
Умные
книжки
вытеснили
телевидение,
компьютеры
и
гаджеты.
Приходя
в
первый
класс,
как
показывает практика, дети не знают текстов русских народных сказок. В
лучшем случае могут пересказать сказки «Репка», «Колобок», «Курочка
Ряба». А ведь
именно прочно сформированный навык чтения является
фундаментом всего последующего образования ребенка.
Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два
основных компонента:
а) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов)
б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания)
Мой более чем 20-летний опыт работы в школе показывает, что еще
буквально 5 – 10 лет назад учитель начальных классов, обучая детей
чтению,
большее
внимание
уделял
технической
стороне
чтения.
Для
оценки навыка чтения в школах применялся контрольный срез, который
так и назывался «Проверка техники чтения», а параметр «осознанность
чтения» рассматривался на самом последнем месте, т. е. первостепенной
считалась все же техническая сторона чтения.
Образовательные стандарты нового поколения заставили нас по -
новому взглянуть на вопрос формирования навыка чтения. ФГОС НОО
включает
в
метапредметные
результаты
освоения
о сновной
образовательной программы начального общего образования в качестве
обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения»
Что
такое
«смысловое
чтение»?
Под
смысловым
чтением
понимается:
- осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от
цели;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов
различных жанров;
- определение основной и второстепенной информации; свободная
ориентация
и
восприятие
текстов
художественного,
научного,
публицистического и официально - делового стилей;
-
понимание
и
адекватная
оценка
языка
средств
массовой
информации.
И
теперь
на
уроках
литературного
чтения
в
начальных
классах
значительная роль принадлежит анализу содержания произведения. Задача
совершенствования беглости чтения зачастую лишь формально фигурирует
среди
прочих
задач
урока.
А
ведь
от
ее
решения,
от
уровня
сформированности навыка беглого чтения зависит очень многое.
Во-первых, само понимание текста. Если мы не сформируем технику
чтения,
процесс
понимания
уходит,
возникает
так
называемое
механическое чтение.
С какой же скоростью должен читать ученик? Оптимальное чтение –
это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в
минуту.
Именно
к
такой
скорости
приспособился
за
многие
столетия
артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается
лучшее понимание текста. Если скорость будет повышена до 180 и более
слов, понимание текста при этом ухудшается. При чтении со скоростью до
120 слов в минуту, понимание текста тоже ухудшается (для понимания
надо почитать 2, а то и 3 раза).
В
конце
2013
-
2014
учебного
года
мои
выпускники
4
х
классов
выполняли
комплексную
итоговую
работу
по
определению
уровня
сформированности общеучебных умений.
Она состояла из текста и 17
вопросов к нему. Запишем дробь. В числителе 1200, в знаменателе 80. 1200
– это количество слов
текста и вопросов, а 80 слов в минуту – такую
скорость чтения имели некоторые мои ученики.
Получается 15 минут.
Столько времени потребовалось этим ученикам, чтобы только прочитать
сам текст и задания к нему. На выполнение самой работы оставалось
только 25 минут (5 минут инструктаж). Результаты выполнения работы
данными учащимися представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Результаты оценки индивидуальных достижений учащихся по
итоговой работе "Метапредметные результаты"
(ИКР, 4 класс, 2013/2014 уч. год)
№
п/
п
Фамилия, имя
Успешность
выполнения всей
работы
Успешность выполнения заданий
по группам умений
Уровень
достижений
Общее
понимание и
ориентация в
тексте
Глубокое и
детальное
понимание
содержания и
формы текста
Использование
информации из
текста для
различных целей
1
Кристина К.
68
52
71
67
базовый
2
Виктор М.
64
67
69
33
базовый
3
Кирилл Я.
59
67
69
0
базовый
Анализируя
представленные
данные,
можно
сделать
вывод,
что
низкая
скорость
чтения
учащихся
напрямую
повлияла
на
их
общее
понимание
и
ориентацию
в
тексте
и,
как
следствие,
на
успешность
выполнения всей работы.
Помимо этого, скорость чтения является также самым важным из
числа факторов, влияющих на успеваемость. Эксперименты, проводимые
за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы
мышления
и
является
одним
из
средств
совершенствования
учебного
процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей
школы.
В статье Грекова Т. А. «Развитие техники чтения у школьников 1-й
ступени» мы читаем: «Если проанализировать успеваемость учеников 5-х
классов, то можно сделать вывод, что отличниками стали дети, которые в
конце начального обучения имели скорость чтения в пределах 130-170
слов в минуту. В среднем примерно 150 слов в минуту. Те, кто стал
хорошистами, имели технику чтения от 100 до 140 слов в минуту. В
среднем это 120 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 80-90
слов в минуту – приблизительно, конечно. Такова закономерность».
Слабочитающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее
звено
школы,
будет,
если
не
тонуть,
то
захлебываться
в
потоке
информации. Этот ученик обречен на неуспеваемость.
Таким
образом, именно
беглость
становится
определяющим
фактором для овладения навыками смыслового чтения и является одним из
средств
совершенствования
учебного
процесса.
Как
уже
было
сказано
выше, для успешного обучения учащимся необходимо иметь оптимальную
скорость чтения 120 слов в минуту.
Как
же
добиться
таких
результатов?
За
свою
педагогическую
практику
я
убедилась,
что
это
реально,
если
следовать
определенным
правилам и использовать приемы формирования навыка техники чтения
(см. Приложение, диаграмма 1). Это и старые, консервативные, и новые.
Все применяемые мною упражнения и приемы описаны в литературе, но
хорошие результаты они приносят только тогда, когда эта работа ведется
систематически и целенаправленно.
Из системы
И.Т.Федоренко - И.Г.Пальченко я использую
коллективные комплексные упражнения:
1) многократное чтение;
2) чтение в темпе скороговорки;
3) выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
Все эти упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно, т.е.
читают одновременно все ученики (каждый в своём темпе), но вполголоса,
чтобы не мешать товарищам.
«Многократное чтение». Учитель ориентируется не на объём текста,
а на один и тот же промежуток времени. Проводится это так: после того,
как начало нового рассказа
прочитано учителем и осознанно детьми,
учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в
течение
одной минуты.
По истечении минуты каждый из учеников
замечает, до какого слова он уже дочитал, затем дети читают этот же
отрывок ещё раз, можно читать до 3-х раз, но всякий раз они читают на
несколько слов больше.
Увеличение
темпа
чтения
вызывает
положительные
эмоции
у
учеников, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует
читать один и тот же отрывок. Лучше изменить характер упражнения и
поупражнять на этом же кусочке текста артикуляционный аппарат.
«Чтение в темпе скороговорки». При чтении в темпе скороговорки не
следует
уделять
внимание
выразительности
чтения,
нельзя
ставить
одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение
предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому
требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышено
требования
к
четкости
прочтения
окончаний
слов.
Окончания
слов
не
должны "проглатываться". Упражнение длится не более 30 секунд. Затем
учитель
останавливает
учеников,
и
начинает
третье
упражнение
из
системы И.Т.Федоренко - И.Г.Пальченко.
«Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста».
Педагог обращается к учащимся так: "Теперь, ребята, пожалуйста, снова
читайте текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно". Ребята
прочитывают знакомую часть текста до конца, и учитель не останавливает
их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается
маленькое чудо, по выражению И.Г. Пальченко. Чудо это состоит в том, что
ребенок,
несколько
раз
прочитавший
один
и
тот
же
отрывок
текста,
выработавший
уже
здесь
повышенный
темп
чтения,
при
переходе
на
незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном
темпе. Его возможностей не надолго хватает (полстрочки, строчка), но если
ежедневно проводить три таких упражнения на уроках чтения, то в конце
концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться.
В
современной
педагогике
разработан
комплекс
упражнений
для
формирования и коррекции навыка чтения и понимания текстов. Авторами
этих разработок стала группа педагогов и психологов: Заика Е.В., Нечаева
Н.В., Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Ладыженская Т.А., Симановский А.Э.
Вот некоторые упражнения, которые я использую в своей практической
деятельности из данного комплекса.
1.
Чтение
только
второй
половины
слов: при
чтении
игнорируется
первая половина слова (граница определяется на глаз) и озвучивается
только последняя.
2.
Чтение строчек с прикрытой нижней половиной: чистый лист бумаги
накладывается
на
строчку
так,
чтобы
верхние
части
букв
были
хорошо видны, а нижние не видны.
3.
Чтение
строчек
с
прикрытой
верхней
половиной: упражнение
аналогично первому, только прикрывается верхняя часть строчки.
В этом упражнении есть секрет – упражнение с хитринкой. Дело в
том, что любой сколько-нибудь смышленый ребенок заметит, что
когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время
нижняя
полностью
открыта,
и
сообразит,
что
гораздо
выгоднее
успеть быстро прочитать ее, пока она открыта, чтобы потом, когда ее
закроют
быстро
выдать
готовый
результат.
Многие
дети
быстро
переходят
на
эту
стратегию,
а
это
именно
то,
что
нужно
для
увеличения скорости чтения!
4.
Поиск в тексте заданных слов: задаются 1-3 слова, которые ребенок
должен
как
можно
быстрее
найти
в
тексте.
Вначале
эти
слова
предъявляются
зрительно,
в
дальнейшем
-
на
слух.
Желательно,
чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок
может подчеркнуть их или обвести в кружок.
5.
Чтение
перевернутого
текста: страница
обычного
т е кс т а
переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка,
двигая
глазами
справа
налево,
прочитать
текст. Говорится,
что
ребенок
совершает
путешествие
по
перевернутому
миру
и
ему
крайне необходимо быстро научится в нем читать.
6.
Чтение текста через слово: ребенку дается установка читать текст не
как обычно, а перескакивая через слово.
7.
«Мнимое слово»: учитель в ходе чтения произносит неправильно
слово,
дети
прерывают
чтение
и
прочитывают
слово
с
исправлениями.
8.
«Голова и хвост»: учитель читает предложение, дети быстро его
находят и дочитывают все вместе.
9.
«Ловушка»: учитель читает знакомый текст и заменяет некоторые
слова синонимами, ученики ищут эту замену.
10.«Кто быстрее?»: учитель читает предложение, а дети должны найти
его в тексте. Ещё лучше если текст не один, а их два или три.
11.Работа по таблице: называется слово, которое отыскивается и только
один его ориентир (например: «шерсть» - квадрат). Дети в колонке «
»
отыскивают слово «шерсть» и называют его второй ориентир –
«красный». Пособие состоит из 4 блоков, в каждом блоке по 5
столбиков слов (см. Приложение, таблицы 2 - 5)
Помимо
всех
вышеназванных
упражнений
в
своей
практике
я
использую также приемы, направленные на расширение так называемого
поля зрения учеников, которое влияет на такой критерий, как беглость
чтения.
Что такое поле зрения? Поле зрения – это такой отрезок текста,
который взгляд чтеца схватывает за один прием. При чтении движение глаз
происходит скачками: глаз быстро перемещается от одной точки текста к
другой и чтение осуществляется во время остановок глаза – фиксаций.
Следовательно, чем больше фиксаций на строку, тем ниже скорость чтения,
и наоборот. Количество фиксаций на строке определяется полем зрения
читающего,
то
есть
размерами
строки,
охватываемой
чтецом
за
одно
движение глаза. Следовательно, чем больше объём поля зрения чтеца, тем
меньше
количество
фиксаций
на
строку,
тем
выше
скорость
чтения.
Школьник
должен
научиться
охватывать
взглядом
целые смысловые
блоки. Это позволяет намного быстрее улавливать связь между словами,
читать динамичнее и основательнее.
1.
Таблицы Шульте.
Способ использования: сконцентрируйте взгляд на центре таблицы.
Необходимо отыскать все числа от 1 до 25 не отрывая взгляд от центра
таблицы, при этом показывая их. Оптимальное расстояние до таблицы
должно соответствовать удобному расстоянию до книги или до монитора
при чтении.
2.
Упражнение
«Пирамида»
Н а й д и т е
н а
в е р х н е й
с т р о ч к е
цифру 4. Не раздвигая
зрачка,
постарайтесь
увидеть числа слева и
с п р а в а
п о
горизонтали. Если вы
хорошо видите цифры
3 и 7, опуститесь на
строчку
ниже.
Если
видите числа 10 и 41
неясно,
ваше
поле
зрения равно 4 см. Если же ясно видите крайние цифры справа и слева,
опуститесь еще строчкой ниже. И так до тех пор, пока не расплывутся
крайние числа справа и слева.
3-------4--------7
10--------5---------41
24------------6-------------55
45---------------8----------------94
36-------------------9-------------------14
87---------------------------19---------------------------79
3.
Упражнение «Ёлочка»
Глядя на линию в центре, охвати взглядом целое слово и назови его.
Таким образом, прочитывай все слова сверху вниз.
дом
стул
книга
машина
кровать
вещество
Как я уже говорила выше, вся эта работа дает хорошие результаты
только
тогда,
когда
проводится
систематически
и
целенаправленно.
Поэтому
работа
над
техникой
чтения
продолжается
и
дома.
На
родительском
собрании
я
знакомлю
родителей
с
приемами
и
упражнениями,
которые
применяю
на
уроках,
чтобы
они
могли
использовать их и дома для помощи детям.
Так,
выполняя
ежедневно
упражнение
«Многократное
чтение»
результаты всех трех замеров ученики заносят в свой дневник “Молодец”,
который сдают в конце недели мне на проверку.
15
8
22
12
6
4
10
1
18
16
24
13
21
23
3
7
17
24
9
20
19
2
14
5
11
Дата
Автор и название произведения
1 чтение
за 1 минуту
2 чтение
за 1 минуту
3 чтение
за 1 минуту
9.09.
10.0
9
При использовании приведенных упражнений и видов работ процесс
совершенствование
техники
чтения
идет
легче
и
б ы с т р е е ,
совершенствуется
устойчивость
внимания,
оперативная
память.
Упражнения по развитию техники чтения необходимы всем учащимся:
одним
эти
упражнения
помогают
исправлять
недостатки,
другим
–
не
терять приобретенные ранее навыки.
Список используемой литературы:
1.
Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.:
Творческая педагогика, 1993.-96с.
2.
В.Г.Горецкий. «О проверке навыка чтения».// Начальная школа.2008
№8, стр.48-58.
3.
Е.В.Кислицина. «Упражнения по развитию навыка чтения»// Нач.шк.
2003 №6, стр.47.
4.
Зайцев
В.Н.
“Резервы
обучения
чтению”.
–
М.:
“Просвещение”,
1991. – 32с.
5.
Квашнина
Н.С.
Развитие
элементов
ритмического
чтения.
//
Начальная школа. 1991. №8. сс. 22-25.
6.
Костромина
С.Н.,
Нагаева
Л.Г.
“Как
преодолеть
трудности
в
обучении чтению”. – М.: изд. “Ось-89”, 1999. – 239с.
7.
Мисаренко Г.Г. “Дидактический материал для развития техники
чтения в начальной школе”/ М.: “Издательский дом ОНИКС”, 2003.
8.
Пронина
И.
В.
Использование
в
начальной
школе
технологий
обучения
детей
осмысленному
скорочтению
[Текст]
//
Теория
и практика
образования
в современном
мире:
материалы
V
междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.:
СатисЪ, 2014. — С. 176-178.
9.
Рудыка Т.П. «Система работы по совершенствованию навыка чтения
у детей младшего школьного возраста». // Начальная школа.
2007№11, стр.28-30.
10.Фролова
В.Д.
Развитие
интереса
к
чтению.
//
Начальная
школа.
1989. №12. сс. 27-31.
11.Материалы
сайта: «Фестиваль
педагогических
идей
«Открытый
урок»:
festival.1september
(Издательский
дом
"Первое
сентября")
Приложение
Диаграмма 1.
18
2
2
3
Результаты проверки техники чтения
4 класс, апрель
больше 120 сл/мин
105 - 120 сл/мин
90 - 104 сл/мин
меньше 90 сл/мин
Таблица 2.
Таблица 3.
желтый
бор
блин
барс
бинт
воз
враг
высь
вол
гам
горб
гость
гол
душ
дом
дань
день
жир
жук
жар
жаль
красный
зуб
зоб
залп
зонт
конь
куст
ключ
край
лак
лесть
лоб
лев
мель
мяч
миг
маг
нож
нос
нам
низ
голубой
пол
парк
порт
полк
рань
роль
раб
рысь
сок
снег
соль
слух
таз
трус
торф
толь
факт
фильм
фант
флаг
зелёный
хвост
хлеб
хлам
хлев
цель
цепь
цент
царь
час
чад
чан
часть
шаг
шаль
шар
шить
щит
щёлк
щель
щур
Таблица 4.
жёлтый
сыр
мел
мель
герб
лом
зонт
дочь
груз
час
сев
торт
сельдь
док
клуб
вол
рань
ключ
дым
винт
бант
красный
цех
зоб
месть
вор
трус
раб
бок
миг
залп
мёд
таз
лов
куст
шест
щель
бант
том
шёлк
пол
трюм
голубой
край
гол
дверь
сон
плач
блок
ком
мол
гость
нет
марс
душ
воз
лесть
чин
гам
вред
мост
соль
мул
зелёный
брат
кость
мак
брак
горб
боль
рак
маг
стук
лист
фильм
факт
флот
сам
сыпь
гул
брешь
шест
пасть
нас
жёлтый
база
беда
белок
буфет
вагон
весы
важно
возле
гроза
гости
город
градус
дело
дико
длина
диктант
живой
желать
жила
журнал
красный
забор
завод
закон
зима
карта
карлик
книга
кнопка
люди
лапша
ложка
лыжи
мечта
марка
мало
море
низко
народ
небо
никто
голубой
перо
правда
песок
поле
разве
рано
редко
рынок
север
сено
скала
сила
такой
тело
темно
также
форма
фото
фокус
флажок
зелёный
халат
холод
хуже
худой
цифра
цена
цветок
целый
часы
чудо
часто
челюсть
шапка
шкала
шуметь
шахта
щека
щёлка
щётка
щука
Таблица 5.
жёлтый
этот
они
весь
свой
только
ещё
говорить
себя
если
дело
другой
чтобы
человек
люди
первый
рука
более
даже
хотел
сейчас
красный
работа
думал
страна
земля
месть
стоял
рабочий
вопрос
после
голова
можно
хорошо
город
такое
кажется
почему
сделал
старший
конечно
делала
голубой
работает
много
последний
между
любил
завод
ушёл
дал
конец
голос
наука
правда
против
армия
просто
спросил
хорошие
случай
партия
увидел
зелёный
дорога
полный
русский
главное
сегодня
комната
маленький
опять
быстро
чёрный
старые
белый
форма
боялся
снова
вещество
однако
газета
женщина
молчал