Напоминание

"Значение дидактических игр в системе работы по формированию представлений у дошкольников о малой Родине


Автор: Кузнецова Наталия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 9 "Красная Шапочка"
Населённый пункт: город Брянск, Брянская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Значение дидактических игр в системе работы по формированию представлений у дошкольников о малой Родине
Раздел: дошкольное образование





Назад




Значение дидактических игр в системе работы по формированию представлений дошкольников о малой Родине. В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём городе. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек. Дети должны понять, что их город, лес, река – это частица Родины. И хотя многие впечатления ещё не осознаны ими глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Огромное значение в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольника играют дидактические игры. Играя в них, у ребёнка развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность. Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка: умственного, нравственного, трудового, эстетического, физического.
Структура дидактической игры включает в себя дидактическую задачу, игровые правила, игровые действия. Они объективно содержат в себе возможность развития следующих качеств социальной активности (деятельности): умственной, двигательной, трудовой, эстетической, нравственной, коммуникативной. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактические игры патриотической направленности можно разделить на следующие группы:
-«Моя семья».
Использование в образовательном процессе дидактических игр данной группы позволяет закрепить знание родственных связей, а также знания и представления о жизни в городе, генеалогическом древе.
-«Родной город».
Данная группа дидактических игр наиболее разнообразна как по формам решения образовательной задачи, так и по объему программного материала («Знатоки города», «Найди отличия», «Путешествие по любимому городу», «Где находится памятник?», «Транспорт нашего города»), расширяют и систематизируют знания детей о предметном мире, прививают любовь к родной земле, гордость за свой город.
-«Природа родного края».
Цикл дидактических игр по знакомству с животным и растительным миром Брянской области: дидактическая игра «Путешествие по городу», «Мы едем, едем, едем», «Кто, где живет» и т. д. Таким образом, в ходе дидактических игр у детей закрепляются знания и представления о родном городе, его достопримечательностях, исторических зданиях, памятниках, зданиях культуры и спорта; развиваются зрительное внимание, мышление, память, связная речь; воспитывается любовь к родному краю, городу, его истории, к русской культуре, традициям, совершенствуется умение играть самостоятельно, в малой группе, соблюдать правила.
Один из вариантов дидактической игры: «Путешествие по любимому городу» (автор-воспитатель Кузнецова Наталия Владимировна). Цель: создание условий для развития у детей патриотических чувств, любви и привязанности к родному городу; знакомство с городом и его достопримечательностями.
Дидактическая

игра

«Путешествие

по

любимому

городу»


Материал к игре:
на котором расположены достопримечательности города Брянска, два кубика и 12 карточек с достопримечательностями города. Ход игры: в игру играют 3-4 ребенка и ведущий. Ведущий бросает кубик в середину панно и тот ребенок у которого есть карточка с такой же картинкой как на кубике, закрывает картинку на панно совпадающей карточкой. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся все карточки. Побеждает тот, кто закроет первым картинки на панно. Описание карточек: 1) Герб г. Брянска. 2) Драм. театр г. Брянска. 3) Краеведческий музей г. Брянска. 4) Курган Бессмертия г. Брянска 5) Памятник Пересвету г. Брянска 6) Памятник-бюст П. М. Камозину. 7) Памятник артиллеристам. 8) Памятник танкистам 9) Торговый центр Бум-сити. 10) Памятник машинистам 11) Памятник летчикам 2-й мировой войны 12) Памятник Партизанам.





В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!