Автор: Кривцова Татьяна Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 2" Населённый пункт: г.Колпашево Наименование материала: Статья Тема: "Формы работы наставника с молодым специалистом" Раздел: начальное образование
«Формы работы наставника с молодым специалистом»
Становление педагога – достаточно сложный процесс и в социальном, и
в психологическом, и в профессиональном плане. В этот период наиболее
четко отражаются результаты воздействия на личность целого комплекса
позитивных
или
негативных
факторов,
как
внутренних,
так
и
внешних.
Задача
образовательной
организации
–
помочь
начинающему
учителю
осознать
себя
талантливым,
сделавшим
правильный
профессиональный
выбор
человеком,
способным
показывать
высокие
результаты
труда
и
демонстрировать лучшие профессиональные качества.
Грамотно построенная работа с молодым специалистом уже с первого
дня его пребывания в школе – один из факторов успешного вхождения в
профессиональную среду.
Наставничество (стажировка для учителей первого года работы) – одна
из
наиболее
эффективных
форм
профессиональной
адаптации,
передачи
педагогического
опыта,
способствующая
повышению
профессиональной
компетентности, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает
профессиональные приемы под непосредственным руководством педагога-
мастера.
Целью
школьного
наставничества
является
оказание
методической
помощи
и
поддержки
молодым
специалистам
в
их
профессиональном
становлении со стороны опытных коллег.
Задачами школьного наставничества являются:
привитие
молодым
специалистам
интереса
к
педагогической
профессии,
сохранение
и
увеличение
численности
педагогических
коллективов;
ускорение
процесса
профессионального
становления
молодых
педагогов,
развитие
способности
самостоятельно
и
качественно
выполнять должностные обязанности;
формирование ответственного и творческого отношения к организации
образовательного процесса;
адаптация к корпоративной культуре образовательной организации, к ее
традициям, нормам и правилам поведения.
Наставничество
устанавливается
над
следующими
категориями
сотрудников образовательной организации:
впервые
принятыми
учителями
(специалистами),
не
имеющими
трудового
стажа
педагогической
деятельности
в
образовательных
организациях;
выпускниками
очных
высших
и
средних
специальных
учебных
заведений,
прибывшими
в
образовательное
учреждение
по
распределению;
выпускниками непедагогических профессиональных образовательных
организаций, завершивших очное, заочное обучение и не имеющими
трудового
стажа
педагогической
деятельности
в
образовательных
организации;
учителями, переведенными на другую работу, если выполнение ими
служебных
обязанностей
требует
расширения
и
углубления
профессиональных
знаний
и
овладения
новыми
практическими
навыками;
учителями,
нуждающимися
в
дополнительной
подготовке
для
проведения уроков в определенном классе (по определенной тематике).
Педагог-наставник должен соответствовать определенным требованиям и
обладать профессиональными умениями:
обладать хорошей теоретической базой, практическими навыками и
достаточным опытом работы;
всегда
находить
контакт
с
наставляемым
и,
в
первую
очередь,
заботиться о создании благоприятной обстановки для работы;
полностью понимать цели наставничества и всегда получать нужный
результат;
составлять
четкие,
прозрачные
и
достижимые
планы
работы
с
наставляемым;
владеть
разнообразными
методиками
педагогической
работы
и
применять
их
в
соответствии
с
индивидуальными
особенностями
наставляемого;
постоянно
заниматься
своим
саморазвитием,
поиском
новых
форм
обучения и развития;
иметь высокую степень заинтересованности в воспитании специалиста
и передаче ему своего опыта.
Педагог-наставник
должен
всячески
способствовать,
в
том
числе
и
личным
примером,
раскрытию
профессионального
потенциала
молодого
специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива,
формировать
у
него
общественно
значимые
интересы,
содействовать
развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих
способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в
подопечном потребность в самообразовании и в повышении квалификации,
стремление
к
овладению
инновационными
технологиями
обучения
и
воспитания.
Чтобы взаимодействие с молодым специалистом было конструктивным,
наставнику
необходимо
помнить,
что
он
не
может
и
не
должен
быть
ментором, поучающим молодого и неопытного преподавателя или только
демонстрирующим свой собственный опыт.
Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация,
следовательно,
наставник,
прежде
всего,
должен
быть
терпеливым
и
целеустремленным.
В
своей
работе
с
молодым
педагогом
он
должен
применять
наиболее
эффективные
формы
взаимодействия:
деловые
и
ролевые игры, работу в «малых группах», анализ педагогических ситуаций и
пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности
принимать решения, умение аргументировано формулировать мысли.
Большую
эффективность
по
сравнению
с
традиционными
формами
работы
(беседами,
консультациями,
посещением
и
обсуждением
уроков)
имеют
новые
нетрадиционные:
психологические
тренинги,
творческие
лаборатории, психолого-педагогические деловые игры, диспуты, конкурсы,
круглые столы совместно с родителями и учениками, «мозговые штурмы»,
разработка и презентация моделей уроков, презентация себя как учителя,
классного руководителя, защита творческих работ, передача педагогического
опыта
от
поколения
к
поколению
учителями-мастерами.
Именно
они
ускоряют
процесс
вхождения
начинающего
учителя
в
образовательную,
педагогическую
среду.
Он
чувствует
себя
увереннее,
закрепляется
его
убеждение в правильном выборе профессии. В результате молодые коллеги
смело идут на аттестацию на более высокую квалификационную категорию,
растет их профессионализм.
Положительно себя зарекомендовала такая нетрадиционная форма работы
с молодыми педагогами, как проведение аукциона педагогических идей. В
процессе такого общения учителя отмечают для себя все интересное, что они
хотели бы применить в своей работе, но у них возникают вопросы, на
которые пока нет ответа. Вот тут и возможно объединение опытных учителей
наставников и молодых педагогов, которые помогут друг другу.
Работа
с
молодыми
специалистами
будет
более
эффективной,
если
администрация школы и наставники подготовят им различные «памятки»:
- обязанности классного руководителя;
- организация работы с неуспевающими учащимися;
- анализ и самоанализ урока;
- как правильно организовать работу с родителями;
-
методические
рекомендации
по
проведению
родительского
собрания,
внеклассных мероприятий и др.
Учитель-наставник должен помочь молодому специалисту в создании
портфолио, куда вносятся педагогические находки, достижения, анкеты с
отзывами
на
проведенные
уроки
и
т.
д.
Это
дает
возможность
увидеть
динамику в профессиональном становлении молодого учителя в процессе
наставнической деятельности.
Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога
в
самосовершенствовании,
способствовать
его
профессиональной
и
личностной самореализации.