Напоминание

Развитие речи детей через ознакомление с русским народным фольклором.


Автор: Лысенко Анна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУЗ АО АКПТД
Населённый пункт: Архангельск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие речи детей через ознакомление с русским народным фольклором.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Развитие творческих способностей при знакомстве с русским народным

фольклором у детей младшего дошкольного возраста .
Красоту, чистоту мы у старших берем, Саги, сказки из прошлого тащим, Потому, что добро остается добром, В прошлом, будущем и настоящим. В. Высоцкий Детство-период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых - привить любовь к прекрасному, наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду. А что может духовно обогатить среду? Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. И передает народное слово прошлое, поступь настоящего и будущего. И звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, сказы, потешки, поговорки, басенки. Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребенком и, как отмечал В.А.Сухомлинский, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. Важно отметить, что фольклор является одним из ярких средств народной педагогики, таящий в себе огромные дидактические возможности. Взять, к примеру, исследование Л.Н.Павловой, где показаны роль и место фольклора в современной педагогике раннего детства. Отмечается, что фольклор – действенный метод гуманизации творческого воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей. Детский фольклор соседствует с миром взрослых и дети с живым интересом вглядываются в их жизнь, охотно заимствуют опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей тесно связана с конкретными образами – в этом ключ к тайнам детского творчества. Дошкольники- маленькие фантазеры и открыватели – творят мир вокруг. Их находки и открытия по характеру поиска и проявлении инициативы вполне соотносимы с творческими достижениями взрослых. Только степень новизны оценивается по-другому. Ребенок открывает, создает что-то новое для себя. Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольников вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем. Развитие творческих способностей или предпосылок к нему начинаются уже в раннем возрасте. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта, а накопления опыта и знаний – необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст дает прекрасные возможности для развития способностей к
творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во много будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Н.А.Ветлугина обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей и доказала, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, обогащают друг друга. Творчество детей возникает на основе владения определенными умениями и навыками в результате обучения. В свою очередь, обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер. Обучение раскрепощает творческие силы детей, развивает воображение, образное мышление, эмоции. Важно создавать для этого игровые ситуации, побуждать детей к самостоятельным действиям, развивать способность переносить усвоенное в повседневную жизнь. Третий год жизни является самым благоприятным в жизни ребенка. Любая встреча с потешкой, пестушкой вызывает у детей огромный эмоциональный всплеск, а красочное действие, разыгрываемое в них – бурю восторга и радости. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда некоторого баловства – вот в чем приоритет фольклорных занятий. Я занимаюсь темой «Знакомство детей с фольклором» четыре года. Изучив методическую литературу по данному вопросу, определила следующие
задачи:

1.Формирование у детей целостного восприятия народной культуры

2.Организация

творческой.

деятельности

малышей

посредством

активного

включения их в процесс народного исполнительства.

3.Развитие эмоциональной сферы ребенка с помощью привлечения доступных

его пониманию разных видов фольклора.

4.Развитие творческих способностей путем ознакомления детей с фольклором.
Сделала картотеку потешек, пестушек, колыбельных, все произведения разделила на пять блоков:
1.

«Сказки кота Мурлыки» (потешки о домашних и диких животных,

птицах).


2. «В гостях у матушки природы» (потешки, пословицы, поговорки о

явлениях природы).

3. «Дрема в гостях у детей» (колыбельные)

4.

«Волшебный

сундучок

бабушки

Арины»

(потешки,

загадки

о

предметах посуды, музыкальных инструментах).


5. «В гостях у куклы Маши» (потешки о кормлении, одевании, умывании).
Занятия с использованием русского фольклора рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Хотя следует подчеркнуть, что на данные занятия распространяются общие дидактические
принципы.

Принцип активности и посильной самостоятельности.

Принцип познавательной активности.

Принцип наглядности.

Принцип поэтапности.

Принцип вариативности
Очень важен принцип наглядности, т.е. использование наглядных средств (игрушки, картинки, пособия и т.д.) с помощью которых создается развернутая картина действий и результата. Для осуществления данного принципа широко использую прием инсценирования произведения. Так можно добиться предельного понимания содержания. В этом случае дети улавливают взаимосвязи, начинают понимать отношения между персонажами произведения. В работе использую разные виды театров: «театр руковичек», «пальчиковый театр», «театр скрепок», «театр конусов»,
«театр Би-Ба-Бо», «настольный театр», «театр на фланелеграфе» и др. Постепенно расширяю игровой опыт за счет освоения разновидностей игры драматизации, путем усложнения игровых заданий, в которые включается ребенок: 1. игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц. И имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко-дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте). 2. игра-имитация цепочки последовательных действий, в сочетании с передачей эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать). 3. игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке). 4. игра-импровизация под музыку (веселый дождик). 5. бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток (заинька, попляши). 6. игра-импровизация по текстам коротких сказок. 7. инсценирование фрагментов сказок («Репка», «Теремок» и др.). Дети с удовольствием обыгрывают потешки, используя мимику, жесты, движения. Это дает детям прекрасную возможность закрепить коммуникативные навыки, стимулирует развитие внимания, памяти, речи, восприятия, в результате происходит расцвет творческого воображения и творческих способностей. Занятие строю на активном соучастии и сотворчестве с ребенком. Прикладываю усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали. Стараюсь вызвать у ребенка чувство сопереживания с действиями персонажа (пожалеть козочку, которая потеряла козлят; показать хитрую лису, которая съела колобка; изобразить кота Ваську). В работе использую прием действенного соучастия. Он рассчитан на активное вхождение детей в развертывающееся перед его глазами действие. Детям предлагаю позвать, например, петушка, накормить куклу Машу вкусной кашей, спеть Дреме колыбельную, посадить на веточки птичек. Еще один прием, используемый мной на занятиях, - динамический акцент на фрагментах текста. Например, рассказывая о коте Ваське, приводим в движение именно ту часть игрушки, про которую рассказывается в потешке. Этот прием помогает понять смысл прочитанной строчки. Побуждаю детей использовать малые формы фольклора не только на занятиях, но и в повседневной жизни: петь колыбельные куколкам, при
кормлении куколок приговаривать: «Умница, Катенька, ешь кашу сладеньку», при умывании: «Водичка, водичка, умой мое личико». Для создания положительного эмоционального настроя, расширения кругозора провожу развлечения: «У Нюрочки в гостях», «кто в гости пришел?», «сказки о петушке», «в гостях у куклы Маши» и др. Опыт работы показал, что любимые развлечения детей следует время от времени повторять. Малыши проявляют высокую активность, встречаясь с уже знакомыми им текстами и игрушками, проявляют творческие способности. Для решения поставленных задач в группе создана соответствующая развивающая среда. В книжном уголке имеются красочные книги с детским фольклором, крупными иллюстрациями к потешкам, создан театральный уголок, в котором разнообразные виды театров, уголок ряженья. Яркая среда привлекает внимание детей и они с удовольствием находят занятия по интересам. Таким образом, использование на занятиях малых форм фольклора делает занятия эмоциональными, интересными, что способствует лучшему усвоению материала, а участие в инсценировках, играх является предпосылкой для развития творческих способностей.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!