Развитие речи детей через ознакомление с русским народным фольклором.
Автор: Лысенко Анна Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБУЗ АО АКПТД Населённый пункт: Архангельск Наименование материала: Статья Тема: Развитие речи детей через ознакомление с русским народным фольклором. Раздел: дошкольное образование
Развитие творческих способностей при знакомстве с русским народным
фольклором у детей младшего дошкольного возраста .
Красоту, чистоту мы у старших берем,
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому, что добро остается добром,
В прошлом, будущем и настоящим.
В. Высоцкий
Детство-период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен
цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют
на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых - привить любовь к
прекрасному, наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить
среду. А что может духовно обогатить среду? Народное поэтическое слово, образец
духовного служения людям. И передает народное слово прошлое, поступь настоящего
и будущего. И звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни,
сказы,
потешки,
поговорки,
басенки.
Фольклорные
произведения
оказывают
благотворное влияние на общение с ребенком и, как отмечал В.А.Сухомлинский,
являются
незаменимым
средством
пробуждения
познавательной
активности,
самостоятельности, яркой индивидуальности. Важно отметить, что фольклор является
одним из ярких средств народной педагогики, таящий в себе огромные дидактические
возможности. Взять, к примеру, исследование Л.Н.Павловой, где показаны роль и
место
фольклора
в
современной
педагогике
раннего
детства.
Отмечается,
что
фольклор – действенный метод гуманизации творческого воспитания с первых лет
жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на
детей с учетом их возрастных возможностей. Детский фольклор соседствует с миром
взрослых и дети с живым интересом вглядываются в их жизнь, охотно заимствуют
опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей тесно связана с
конкретными образами – в этом ключ к тайнам детского творчества.
Дошкольники- маленькие фантазеры и открыватели – творят мир вокруг. Их
находки
и
открытия
по
характеру
поиска
и
проявлении
инициативы
вполне
соотносимы
с
творческими
достижениями
взрослых.
Только
степень
новизны
оценивается
по-другому.
Ребенок
открывает,
создает
что-то
новое
для
себя.
Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у
дошкольников вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного
развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем.
Развитие творческих способностей или предпосылок к нему начинаются уже в раннем
возрасте.
С
психологической
точки
зрения
дошкольное
детство
является
благоприятным периодом для развития творческих способностей, так как в этом
возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать
окружающий мир. И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания,
вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского
опыта,
а
накопления
опыта
и
знаний
–
необходимая
предпосылка
для
будущей
творческой
деятельности.
Из
всего
вышесказанного
можно
сделать
вывод,
что
дошкольный
возраст
дает
прекрасные
возможности
для
развития
способностей
к
творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во много будет
зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Н.А.Ветлугина обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и
творчества
детей
и
доказала,
что
эти
процессы
не
противостоят,
а
тесно
соприкасаются,
обогащают
друг
друга.
Творчество
детей
возникает
на
основе
владения
определенными
умениями
и
навыками
в
результате
обучения.
В
свою
очередь,
обучение
обогащается
творческими
проявлениями
детей,
приобретает
развивающий характер. Обучение раскрепощает творческие силы детей, развивает
воображение,
образное
мышление,
эмоции.
Важно
создавать
для
этого
игровые
ситуации, побуждать детей к самостоятельным действиям, развивать способность
переносить усвоенное в повседневную жизнь.
Третий год жизни является самым
благоприятным в жизни ребенка. Любая встреча с потешкой, пестушкой вызывает у
детей огромный эмоциональный всплеск, а красочное действие, разыгрываемое в них
–
бурю
восторга
и
радости.
Привнесение
настроения
затейливости,
шаловливого
веселья, и иногда некоторого баловства – вот в чем приоритет фольклорных занятий. Я
занимаюсь темой «Знакомство детей с фольклором» четыре года.
Изучив
методическую
литературу
по
данному
вопросу,
определила
следующие задачи:
1.Формирование у детей целостного восприятия народной культуры
2.Организация
творческой.
деятельности
малышей
посредством
активного
включения их в процесс народного исполнительства.
3.Развитие эмоциональной сферы ребенка с помощью привлечения доступных
его пониманию разных видов фольклора.
4.Развитие творческих способностей путем ознакомления детей с фольклором.
Сделала картотеку потешек, пестушек, колыбельных, все произведения разделила на
пять блоков:
1.
«Сказки кота Мурлыки» (потешки о домашних и диких животных,
птицах).
2. «В гостях у матушки природы» (потешки, пословицы, поговорки о
явлениях природы).
3. «Дрема в гостях у детей» (колыбельные)
4.
«Волшебный
сундучок
бабушки
Арины»
(потешки,
загадки
о
предметах посуды, музыкальных инструментах).
5. «В гостях у куклы Маши» (потешки о кормлении, одевании, умывании).
Занятия с использованием русского фольклора рассматриваю не как традиционную
форму обучения, а как яркое общение с малышами. Хотя следует подчеркнуть, что на
данные занятия распространяются общие дидактические принципы.
Принцип активности и посильной самостоятельности.
Принцип познавательной активности.
Принцип наглядности.
Принцип поэтапности.
Принцип вариативности
Очень важен принцип наглядности, т.е. использование наглядных средств (игрушки,
картинки, пособия и т.д.) с помощью которых создается развернутая картина действий
и
результата.
Для
осуществления
данного
принципа
широко
использую
прием
инсценирования
произведения.
Так
можно
добиться
предельного
понимания
содержания.
В
этом
случае
дети
улавливают
взаимосвязи,
начинают
понимать
отношения
между
персонажами
произведения.
В
работе
использую
разные
виды
театров: «театр руковичек», «пальчиковый театр», «театр скрепок», «театр конусов»,
«театр Би-Ба-Бо», «настольный театр», «театр на фланелеграфе» и др. Постепенно
расширяю игровой опыт за счет освоения разновидностей игры драматизации, путем
усложнения игровых заданий, в которые включается ребенок:
1.
игра-имитация
отдельных
действий
человека,
животных
и
птиц.
И
имитация
основных
эмоций
человека
(выглянуло
солнышко-дети
обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
2.
игра-имитация
цепочки
последовательных
действий,
в
сочетании
с
передачей эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и
стали танцевать).
3.
игра-имитация
образов
хорошо
знакомых
сказочных
персонажей
(неуклюжий
медведь
идет
к
домику,
храбрый
петушок
шагает
по
дорожке).
4.
игра-импровизация под музыку (веселый дождик).
5.
бессловесная
игра-импровизация
с
одним
персонажем
по
текстам
стихов и прибауток (заинька, попляши).
6.
игра-импровизация по текстам коротких сказок.
7.
инсценирование фрагментов сказок («Репка», «Теремок» и др.).
Дети с удовольствием обыгрывают потешки, используя мимику, жесты, движения. Это
дает
детям
прекрасную
возможность
закрепить
коммуникативные
навыки,
стимулирует развитие внимания, памяти, речи, восприятия, в результате происходит
расцвет
творческого
воображения
и
творческих
способностей.
Занятие
строю
на
активном соучастии и сотворчестве с ребенком. Прикладываю усилия, чтобы дети
поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали.
Стараюсь
вызвать
у
ребенка
чувство
сопереживания
с
действиями
персонажа
(пожалеть козочку, которая потеряла козлят; показать хитрую лису, которая съела
колобка; изобразить кота Ваську). В работе использую прием действенного соучастия.
Он рассчитан на активное вхождение детей в развертывающееся перед его глазами
действие.
Детям
предлагаю
позвать,
например,
петушка,
накормить
куклу
Машу
вкусной кашей, спеть Дреме колыбельную, посадить на веточки птичек. Еще один
прием, используемый мной на занятиях, - динамический акцент на фрагментах текста.
Например, рассказывая о коте Ваське, приводим в движение именно ту часть игрушки,
про
которую
рассказывается
в
потешке.
Этот
прием
помогает
понять
смысл
прочитанной строчки. Побуждаю детей использовать малые формы фольклора не
только на занятиях, но и в повседневной жизни: петь колыбельные куколкам, при
кормлении куколок приговаривать: «Умница, Катенька, ешь кашу сладеньку», при
умывании:
«Водичка,
водичка,
умой
мое
личико».
Для
создания
положительного
эмоционального настроя, расширения кругозора провожу развлечения: «У Нюрочки в
гостях», «кто в гости пришел?», «сказки о петушке», «в гостях у куклы Маши» и др.
Опыт работы показал, что любимые развлечения детей следует время от времени
повторять. Малыши проявляют высокую активность, встречаясь с уже знакомыми им
текстами
и
игрушками,
проявляют
творческие
способности.
Для
решения
поставленных
задач
в
группе
создана
соответствующая
развивающая
среда.
В
книжном
уголке
имеются
красочные
книги
с
детским
фольклором,
крупными
иллюстрациями к потешкам, создан театральный уголок, в котором разнообразные
виды театров, уголок ряженья. Яркая среда привлекает внимание детей и они с
удовольствием находят занятия по интересам.
Таким образом, использование на занятиях малых форм фольклора делает занятия
эмоциональными, интересными, что способствует лучшему усвоению материала, а
участие в инсценировках, играх является предпосылкой для развития творческих
способностей.