"Элементы здоровьесбережения на урокаж ОБЖ в начальной школе"
Автор: Царева Юлия Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 14" Населённый пункт: город Великий Новгород, Новгородская область Наименование материала: статья Тема: "Элементы здоровьесбережения на урокаж ОБЖ в начальной школе" Раздел: начальное образование
начальной школе
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14»
г. Великого Новгорода
«Здоровьесбережение на уроках ОБЖ в начальной школе»
Учитель начальных классов
Царева Юлия Александровна.
Современная российская школа не обеспечивает всех необходимых
условий, которые позволили бы ей стать местом формирования здоровья
школьников. У детей не формируются умения и навыки здорового
образа жизни, сознательного и ответственного отношения к сохранению
и укреплению здоровья.
Здоровый образ жизни – это поведение, стиль, способствующий
укреплению, сохранению, и восстановлению здоровья.
В связи с этим особую роль приобретает начальное звено школьного
обучения, где закладывается фундамент отношений человека с
окружающим миром, и где, в силу возрастных психофизических
особенностей — чрезвычайная любознательность и эмоциональность.
Подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми
людьми. Незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей
и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с
ними, а также отсутствие самостоятельного опыта взаимоотношений с
людьми, природными обитателями и явлениями, техникой и пр.-
младшего школьника подстерегает множество опасностей.
Подтверждением этому служат печальные факты гибели и калеченье
детей в быту, в природном окружении, на транспортных магистралях,
при общении с социально опасными личностями.
Применительно к детям необходимо постоянно иметь в ввиду, что не
всегда сам ребенок, может обеспечить соответствующий способ
жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, организаторов
образования, педагогов. В этом смысле ребёнок пассивен, но оттого, как
организована его жизнедеятельность во многом будет зависеть и его
будущее поведение.
Это говорит о необходимости усиления систематического и
планомерного, а не эпизодического, от случая к случаю, обучения
ребёнка умению безопасно жить, учиться, отдыхать, играть, трудиться.
Я считаю, что важную роль в этом процессе может сыграть учебный
курс «Основы безопасности жизнедеятельности» или сокращённо –
ОБЖ. Ведь главные цели и задачи курса это:
· Осознание ценности жизни каждого человека как уникального и
неповторимого явления и стремление сохранить её в опасных
ситуациях;
· Формирование понимания зависимости своей жизни от поведения,
здорового образа жизни;
· Развитие умений и навыков, направленных на сохранение жизни,
укрепление индивидуального здоровья, привычек здорового образа
жизни.
Мониторинг здоровья, проведенный в нашей школе в 2014-2015
учебном году, выявил следующие показатели:
1 место – миопия (18%)
2 место – сколиоз и нарушение осанки (16 %)
3 место – желудочно-кишечный тракт (8.9 %)
Эти данные показывают, что около 42.9 % детей имеют те или иные
отклонения в состоянии здоровья, а также у учащихся не закреплены
целесообразные для их возраста элементарные гигиенические навыки:
1. Соблюдение режима дня
2. Умение чередовать умственную и физическую нагрузку
3. Регулярное и рациональное питание
4. Двигательная активность
5. Навыки личной гигиены
6. Достаточный сон.
7. Пребывание на свежем воздухе
Опираясь на изученные литературные источники и данные школы,
пришла к выводу, что проблемы по сохранению здоровья учащихся,
выработки устойчивой мотивации на здоровый образ жизни- были, есть
и будут актуальными для каждого ученика. Идея формирования
здорового образа жизни находит своё отражение на уроках ОБЖ. В
своей работе я применяю следующие технологии:
· Личностно – ориентированные
· Игровые
· Технологии проблемного обучения
· Развивающие технологии
Все эти технологии можно отнести к ЗСТ.
Использование ЗСТ даёт нам:
1. Повысить результаты обучения и воспитания.
2. Вести учёт индивидуальных и интеллектуальных способностей
учащихся.
3. Недопустимость чрезмерной перегрузки и утомляемости.
4. Обеспечение комфортности, сотрудничества, психологической
«раскрепощённости» в классе, направленной на поддержание,
укрепление и сохранение здоровья.
5. Формирование навыков ЗОЖ.
6. Исключение отрицательного влияния оценки на состояние здоровья.
Основной формой организации учебного процесса является урок.
Именно от урока в наибольшей степени зависит, будет ли обучение
здоровьесберегающим или здоровьеразрушающим.
Важную роль в оздоровительной работе на уроках играет правильная
организация учебной деятельности. Сюда я отношу:
1) Строгое соблюдение режима урока.
2) Правильная организация урока (построение урока с учётом
диагностики, работоспособности, рациональное использование ТСО,
наглядных средств ЗСТ и т.д.).
3) Обязательное выполнение гигиенических требований, предъявляемых
к учебным помещениям (световой, воздушный режим, цветовое
оформление).
Правильная организации обучения даёт возможность предотвратить
перегрузки и усталость у школьников, а также помогает учащимся
осознать важность сохранения здоровья.
На этих уроках учащиеся получают знания о своём организме, о режиме
дня, личной гигиене.
У детей формируются умения рационально организовывать свою жизнь
и деятельность в соответствии с особенностями своего организма.
Уроки ОБЖ помогают понять, как нужно заботиться о своём организме,
чтобы не болеть, расти крепкими, сильными, что во многом здоровье
зависит от самих учащихся.
Цель таких уроков: учиться быть здоровым душой и телом, стремиться
творить здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами
природы, законами бытия.
Предлагаю упражнения, которые целесообразно проводить на разных
этапах урока.
1. В начале урока выполняются следующие упражнения.
a) « Растирание ушных раковин и пальцев рук»
Цель: активизирует все системы организма.
Разогреть руки, потирая их, помассировать мочки ушей, затем всю
ушную раковину. В конце упражнения растереть уши ладонями.
б) « Ленивые восьмёрки»
Цель: активизировать структуры, обеспечивающие запоминание,
повышение устойчивости внимания.
Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь по три
раза: сначала одной рукой, потом — другой, затем – сразу обеими
руками.
2. Снять напряжение во время урока помогут следующие упражнения.
a) « Дыхательная гимнастика»
Цель: гармонизировать деятельность дыхательной, нервной
сердечнососудистой систем.
Ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.
б) « Поза дерева»
Цель: снимает статическое напряжение позвоночника.
Сесть за парту, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены,
спина прямая, сделать спокойный вдох и выдох. Руки плавно поднять
вверх ладонями друг к другу. Потянуться всем телом. Сосредоточить
внимание на позвоночнике. Представьте себя деревом. Организм, как
дерево наливается силой, бодростью, здоровьем. Удерживайте позу 15-
20 минут. Это упражнение можно выполнять стоя.
в) « Тренажер со зрительными метками»
Цель: снять зрительное напряжение
В четырёх углах класса фиксируются сюжетные картинки. Это могут
быть картинки из народных сказок, былин, пейзажи. Вместе картинки
составляют комплекс. Под каждой картинкой помещается одна из цифр:
1-2-3-4.Все учащиеся принимают положение свободного состояния. По
команде учителя 1-2-3-4 начинают фиксировать взгляд по очереди на
соответствующей картинке. Затем порядок счёта меняется:4-3-2-1-;1-3;
4-2 и т.д. При этом учащиеся совершают синхронное движение глазами,
головой, туловищем. Дети должны увидеть все четыре сюжета и
ответить на вопрос учителя. Продолжительность тренажа 1,5 минуты.
Такая работа предупреждает утомляемость, а также способствует
развитию зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в
пространстве, реакции в экстремальных ситуациях.
3. В конце работы на уроке.
Цель: обрести спокойствие и уверенность.
a) Релаксация «Медуза» снимает психофизическое напряжение
Сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе,
плавающей в воде, (выполняется под спокойную музыку).
б) Остановить бег мыслей в голове
в) Сказать добрые слова друг другу.
Оздоровительные минутки включают не только физические
упражнения, но и « этюды для души»
Оздоровительная минутка « Сотвори солнце в себе» направлено на
снятие напряжения.
-В природе есть солнце. Оно светит всем и всех любит и греет. Давайте
сотворим солнце в себе. Закройте глаза и представьте в своём сердце
маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который сеет
любовь. Звездочка увеличилась. Направляем к ней лучик, который несёт
мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром,
звёздочка стала ещё больше. Направляем к звёздочке лучики, которые
несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка
становится большой, как солнце
Оно несёт тепло всем- всем. ( Руки в стороны перед собой).
Задача оздоровительных пауз – дать знания, формировать умения,
навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления здоровья.
Народная мудрость гласит « здоровье всему голова» и поэтому, проводя
уроки ОБЖ, я стараюсь учитывать, что ребёнок, изучая себя,
особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы
осуществлять активную, оздоровительную деятельность, формировать
своё здоровье.
Занятия содержат познавательный материал, соответствующий
возрастным особенностям детей, сочетающийся с практическими
заданиями (тренинг, оздоровительные минутки-упражнения для глаз,
осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития
навыков ребенка. Уроки ОБЖ включают не только вопросы
физического, но и духовного здоровья. Мало научить ребёнка чистить
зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо,
чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни.
Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет
действительно здоров. Для того чтобы поддержать в течение урока
внимание детей, необходима организация активной и интересной
активной деятельности.
Помогают мне в этом нетрадиционные уроки:
1. Урок- КВН
2. Урок-сказка
3. Урок-путешествие
4. Урок-спектакль
5. Урок-игра
6. Урок-викторина
7. Урок-лекция
8. Урок — «деловая игра»
9. Урок-творчество
10. Урок — «Лесная-газета»
К данному виду урока готовлюсь заранее не только я, но и весь класс.
Дети мастерят наглядные пособия, готовят сообщения по
дополнительной литературе.
Для мотивации важно обеспечит успех первого занятия, я задаю детям
несколько вопросов, ответы на которые подтвердили их здоровые
привычки. Это приносит им радость и вызывает интерес к дальнейшим
занятиям. Отмечаю их искренность, умение улыбаться. Дарю детям
листики- карточки с добрыми словами, например: « Ты добрый
человек». Они очень радуются этим словам. Здесь на поставленный
вопрос ребёнок может дать любой ответ. Для того чтобы дети без страха
включались в обсуждение разных вопросов, не реагирую отрицательно
на их ответы. Чувство страха всегда вызывает скованность
неуверенность в себе, рождает неискренность. Нужно иметь терпение и
уважение к самым неожиданным ответам. В конечном итоге занятие
должно приносить детям чувство удовлетворения, легкости, радости и
желания прийти на занятие снова.
Использование валеологического компонента и ЗСТ на уроках ОБЖ
привело к положительным результатам:
· Резко снизился уровень утомляемости;
· Сократилось количество простудных заболеваний
· Наблюдается стабилизация развития миопии
· Повысилась мотивация учения
· Наблюдается повышение качества обученности.
Список использованной литературы:
1. Антропова М. В. Работоспособность учащихся и её динамика в
процессе учебной и трудовой деятельности, М.,1968г
2. Зайцев Г.К. Школьная валеология, С-П.,2001г.
3. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. С-
П.,2002г.
4. Левитес Д.Т.Практики обучения, современные образовательные
технологии,2001г
5. Селевко Т.К.Современные образовательные технологии, СП..2002г.
6. Афанасенко В.В., Черкесов Ю.Т. Валеология ,2001 г., стр.61,
Сопряженное взаимозависимоеразвитие физических и
интеллектуальных способностей и оздоровление человека на
мотивационной основе.
7. Фроленко Т.В. Начальная школа, 2000г.,№7, стр.,48, Валеологическая
организация учебной деятельности на уроке.