Напоминание

Гендерный подход в воспитании дошкольников в условиях ДОУ.


Автор: Божаева Секирхан Менлажиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида "Белочка"
Населённый пункт: гп.Федоровский ХМАО
Наименование материала: статья
Тема: Гендерный подход в воспитании дошкольников в условиях ДОУ.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Божаева С.М., воспитатель МБДОУ детский сад общеразвивающего вида«Белочка» пгт.Фёдоровский ХМАО -Югра
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В УСЛОВИЯХ ДОУ
В настоящее время активно обсуждается проблема применения гендерного подхода для решения теоретических и практических задач воспитания дошкольников, рассматриваются модели гендерного воспитания девочек и мальчиков. Гендерная педагогика – наука о воспитании и обучении мальчиков и девочек, развития их гендерного самосознания и ценностных ориентаций, гендерного поведения, реализуемого в общении и деятельности посредством активного усвоения и воспроизведения социального опыта и культуры [2, с.12]. Воспитание подрастающего поколения мы рассматриваем как целенаправленную педагогическую деятельность по развитию личности мальчика/девочки, различных сфер индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, деятельностной, эмоциональной, саморегуляции) и гендерному воспитанию, направленному на овладение мальчиками/девочками гендерным репертуаром, навыками соответствующего поведения и гендерной культурой взаимоотношений [1, с.23]. Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Цель гендерного воспитания: возвращении традиционных гендерных ценностей. Педагогическая деятельность должна быть направлена на воспитание в мальчиках традиционных мужских качеств (активности, решительности, смелости, инициативности), а в девочках – традиционных женских качеств (доброты, сострадательности). Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли
как женщину или мужчин. Гендерное воспитание в семье налажено с рождения. Ведь, как только родители узнают пол своего будущего ребёнка, они начинают готовиться и морально и физически к появлению или мальчика, или девочки. Покупают вещи по цвету, игрушки по полу, но гендерное воспитание не имеет ничего общего со стереотипами: детские прогулочные коляски у мальчиков тёмные, а у девочек розовые [2, с.34]. Разнополое воспитание в детском саду во многом опирается на индивидуальные особенности конкретного ребенка, зависит от тех примеров поведения женщин и мужчин, с которыми маленький человечек постоянно сталкивается в семье. Многие родители указывают на этот воспитательный момент и считают, что больше ничего делать не нужно. Дети и так скопируют каждый свою гендерную роль. Проблема состоит в том, что зачастую, современным детям сложно воспитать себя самим, т.к., например, папа редко бывает дома, а мама ассоциируется сразу с двумя полами или же образец с папой вообще недоступен и существует масса других негативных нюансов. Настоящим выходом из сложившейся ситуации является целенаправленное гендерное воспитание. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, существенно повлияет на развитие личности и позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе. Механизмом гендерного воспитания детей дошкольного возраста выступают личностно-ориентированные технологии: средства – игры, народные сказки, пословицы, колыбельные песни; методы – схемы-действия. проблемные ситуации, познавательно-развивающие беседы; формы - экспериментальная деятельность, проблемно – поисковая, игровая . Организация педагогических ситуаций способствует накоплению ребенком позитивного гендерного опыта, усвоения культуры поведения: «Этикет для девочек и мальчиков», «Поведение мальчиков», «Поведение девочек», «Добрый день, здравствуйте» и другие. Все педагогические ситуации объединяются в темы, структурируются.
Взаимодействия детского сада с семьей - необходимое условие успешного решения задач, которые я поставила. Родители - это база, фундамент, без которого невозможно строить процесс воспитания ребенка. Модель родительского поведения, их отношения и взаимоотношения - основа психосексуального развития ребенка, становление его психологического пола формирование гендерной идентичности. Процесс воспитания в детском саду нужно выстраивать с учетом гендерных особенностей воспитанников, современной педагогической реальностью. Это становиться важным фактором воспитания дошкольников и их соцализации в обществе.
Список использованной литературы.
4. Бабаева Т.И. Игра и дошкольник СПб.: Детство-пресс, 2004. -144 с. 1. Евтушенко И.Н. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Челябинск, 2008. -148 с. 2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М.: Педагогика, 2009.-154 с. 3. Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников -М.: Педагогическое общество России, 2009.- 165 с. 4. Бабаева Т.И. Игра и дошкольник СПб.: Детство-пресс, 2004. -168 с.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!