познавательное развитие дошкольников в условиях реализации фгос
Автор: Карачевцева Оксана Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ "детский сад "Сказка" Населённый пункт: Пристенский район Курская область Наименование материала: доклад Тема: познавательное развитие дошкольников в условиях реализации фгос Раздел: дошкольное образование
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
« детский сад « Сказка»
Пристенского района Курской области
Доклад
на тему
«Познавательное развитие дошкольников
в условиях
реализации ФГОС»
Воспитатель Карачевцева О. В.
2017 год
Слайд №1
Уважаемые
коллеги!
В
своём
выступлении
я
расскажу
об
организации
познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО в нашей
дошкольной организации. Но особое внимание, в своём выступлении, буду уделять
старшей
группе.
Так
как
я
работаю
на
данной
группе,
меня
волнует
вопрос
организации познавательного и речевого развития детей.
Слайд № 2
Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает требования к
структуре образовательной программы дошкольного образования:
в качестве основной цели педагогической работы – индивидуальное развитие
каждого ребенка,
в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в
различных видах деятельности.
И
одним
из
направлений
образовательной программы
является
создание
развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий
социализации и индивидуализации детей.
Слайд № 3
Формирование
познавательных
интересов
и
познавательных
действий
ребёнка
следует проводить в различных видах деятельности.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От
качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, наблюдении на прогулке
зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и
социальное положение в детском сообществе.
Слайд №4
Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего
мира. Результатом реализации указанных требований является создание развивающей
образовательной среды.
Организация
данной
среды
несет
эффективность
воспитательного
воздействия,
направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к
окружающему миру предметов, людей, природы.
В пустых стенах ребенок не заговорит – заметила в свое время Е. И. Тихеева.
Групповые пространства нашего детского сада удовлетворяют важные жизненные
потребности ребёнка в движении, познании, общении с взрослыми и сверстниками.
Старшие группы оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием,
которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий
уровень познавательно-речевого развития детей.
Слайд №5
Особое внимание мы уделяем предметной среде, прежде всего ее развивающему
характеру. Одной из основных задач которой считаем обогащение среды такими
элементами, которые бы стимулировали познавательную активность детей.
Слайд №6
Важно,
что
предметная
среда
имеет
характер
открытой,
незамкнутой
системы,
способной к трансформированию и соответствует возрастным требованиям.
В
группах подобраны
пособия,
книги,
дидактические
игры,
направленные
на
развитие интеллектуальных способностей, активизацию познавательных интересов
детей.
Слайд №7
Прежде всего, большое внимание воспитатели уделяют центру «Речевого развития»,
где
накоплен
и
систематизирован
разнообразный
практический
материал
для
организации речевых игр: пособия для проведения артикуляционных упражнений,
материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные
игры, игры для развития мелкой моторики рук.
Слайд №8
Воспитатели нашего сада используют в своей работе палочки Кюизенера. Которые
помогают:
развивать у детей умения решать познавательные задачи, развивать
любознательность, познавательную активность, самостоятельность ,
обобщать по
нескольким
свойствам,
развивать
память,
воображение,
творческие
способности,
сравнивать, анализировать.
Умение детей оперировать полученными знаниями помогает в формировании
математических представлений, конструировании, аппликации, рисовании.
Слайд №9
Самые любимые детские игрушки — это вещи, которые совсем не
предназначены для игр. Этот интерес к самым обычным предметам, пуговицам и
прищепкам можно обернуть в пользу ребенка.
Чтобы завоевать доверие ребенка, надо обладать чем-то сокровенным и
недоступным для него в обычной жизни. И таким предметом может стать
обыкновенная
пуговица
и
прищепка.
Разная
фактура,
много
цветов,
оттенков,
размеров
и
форм.
Отсутствует
заданная
форма
для
композиции.
У
ребёнка
развиваются ощущение пространства и чувство цвета.
Слайд № 10
Чтоб упражнения проходили веселее и ярче, проводим их в форме
соревнований: кто быстрее разложит; кто больше соберет; кто первый
выполнит задание за определенное время, а действовать можно разными
пальчиками, пальчиками обеих рук.
Слайд №11
Для развития ручной умелости и тренировки мелких мышц руки мы используем, как
традиционные и ставшие уже привычными виды детской деятельности (рисование,
аппликация),
так
и
нетрадиционные
(нанизывание
бус,
шнуровка,
выкладывание
мозаики, оригами). Так же в своей работе используем игры с крупами и песком,
которые также развивают познание, речь и тактильные ощущения ребенка.
Слайд №12
Большой
популярностью у детей пользуется центр науки «Почемучки», где есть
природные материалы для детского исследования: мел, песок, глина, камни, ракушки,
перья, уголь и т. д. Глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это
вызывает у детей особый интерес. Экспериментальная деятельность помогает детям
решать
задачу
путём
проб
и
ошибок,
т.е.
при
помощи
наглядно-действенного
мышления.
Слайд №13
В центре Родного края дети знакомятся с картами и символикой страны, Курской
области и Пристенского района. Животным и растительным миром родного края и
его традициями.
Слайд №14
В
центре
«Юного
художника»,
конечно,
главным
образом
решают
задачи
художественно - эстетического развития детей, но при этом они много узнают нового
о
средствах
и
материалах,
с
которыми
работают,
знакомятся
с
произведениями
искусства.
Слайд №15
В
рамках
физического
развития,
при
всей
специфичности
этой
образовательной
области, мы знакомим детей с различными видами спорта, спортивным инвентарем,
знаменитыми
спортсменами,
олимпийскими
играми,
формируем
представления
о
здоровом образе жизни.
В дошкольном возрасте на первое место по значимости среди видов деятельности, в
которых происходит познавательное развитие, выходит игра.
Слайд №16
В группах подобраны сюжетно-ролевые игры, которые направленные на развитие
любознательности,
уверенности
в
себе,
самореализации.
Важно
чтобы
между
воспитателями и детьми должно быть взаимное уважение. Где воспитатель выступает
в роли партнера. Особой популярностью у наших детей пользуется игра « Больница»
и « Салон красоты».
В
детском
саду
дети
очень
любят
играть
в
Конструкторы
«ЛЕГО» .
Применение
дидактических
упражнений
с
использованием
ЛЕГО-элементов
достаточно эффективно для познавательного и речевого развития детей: выполняя
постройку,
дети
создают
объемное
изображение,
которое
способствует
лучшему
запоминанию образа объекта (космическая станция, спасательная станция, различные
виды транспорта и мн. др.)
Из этого можно сделать вывод, что каждый вид детской деятельности позволяет
реализовать
содержание
познавательного
развития,
дополняя
его
с
другими
образовательными областями.
Один из важнейших познавательных процессов человека - это речь.
С
овладением
речью
познавательная
деятельность
дошкольника
поднимается
на
новую
качественную
ступень.
В
речи
обобщаются
знания
детей,
формируется
способность к аналитическо-синтетической деятельности не только в отношении
непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.
Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель
ставит
вопросы,
которые
побуждают
детей
на
основе
наблюдений,
ранее
приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем
рассуждений
приходить
к
выводам.
Дети
свободно
высказывают
свои
мысли,
сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят. Все это очень
важно для формирования правильной речи детей в старшей группе .
В заключении вышесказанного, можно сделать вывод о том, что познавательному
развитию дошкольников уделяется большое внимание, и это в свою очередь требует
особого отношения со стороны педагога к данной проблеме.
Благодарю за внимание! Слайд №17